Летающий макаронный монстр, пастафарианские катрены и роль пародии в паранормальной науке
В июне 2005 г. дебаты о креационизме приняли новый и неожиданный оборот. Бобби Хендерсон (24 лет от роду), житель маленького городка в штате Орегон, решил, что с него хватит. Разочарованный спорами по поводу преподавания креационизма в школах наряду и на равных с дарвиновской теорией естественного отбора в Канзасском совете по образованию, он написал открытое письмо с формальным требованием, чтобы его божеству, Летающему макаронному монстру (ЛММ), в учебном процессе было выделено такое же время. Вот его запрос:
Не будем забывать, что существует множество теорий разумного замысла. Я, как и многие другие по всему миру, твердо верю, что Вселенная сотворена Летающим макаронным монстром. Именно Он создал все, что мы видим и чувствуем. Мы уверены, что убедительнейшие научные доказательства эволюционного процесса — всего лишь совпадение, о котором Он заранее позаботился (www.venganza.org).
Рис. 15.3. Явление Летающего макаронного монстра Йону Смиту
Бобби подкрепил свой запрос угрозой судебного иска. Трое членов Совета ответили ему и выразили полное согласие с его позицией (они и прежде голосовали против). Сторонник библейской теории творения предупредил, что «насмехаться над Господом — серьезное преступление». Это простое событие породило новую религию — религию Летающего макаронного монстра, или «пастафарианство», — настоящую религию со своим Писанием (Henderson. 20061.
Большинство ученых видят в пастафарианстве пародию и рассматривают его в ряду растущего множества искусственных религий, которые при помощи юмора подчеркивают нелепости и слабые места самых разных религий, сект, культов, сверхъестественных и паранормальных верований. Некоторые из них, такие как суммум (www.summum.org) и церковь реальности (www. churchofreality.org), адвокаты представляют как настоящие религии (с соответствующим статусом и налоговыми льготами), хотя люди незаинтересованные могут и в них различить сатирические элементы. Религия суммум даже стала причиной горячих споров в Верховном суде: речь шла о праве представителей этой религии воздвигнуть монумент в честь «семи афоризмов». Проблема была в том, что суммум поместил свой монумент в городском парке рядом с монументом Десяти заповедей, вызывающим в памяти вопрос об отделении церкви от государства (Liptak, 2008).
Но есть примеры и недвусмысленных пародий. Это, к примеру, религия джедаев (прославленная в «Звездных войнах»), Невидимый розовый единорог (www.invisiblepinkunicorn.com), Великая тыква (участник каникул Санта-Клауса в мультипликационном сериале Peanuts Чарлза Шульца), западная ветвь американского реформистского пресвилюгеранства (пародия из телесериала «Симпсоны») и фрисбитарианизм (система верований, изобретенная комиком Джорджем Карлином и утверждающая, что после смерти душа взлетает на крышу и остается там). Церковь Летающего макаронного монстра часто тоже причисляют к пародиям, но ее основатель настаивает, что это настоящая религия (www.venganza.org):
Кое-кто утверждает, что эта церковь — всего лишь мысленный эксперимент, сатира, иллюстрирующая тот факт, что разумный замысел не наука, а псевдонаука, состряпанная христианами ради того, чтобы пропихнуть креационизм в государственные школы. Эти люди ошибаются. Церковь ЛММ реальна, совершенно легитимна и основывается на настоящей науке. Если что-то в ней напоминает юмор и сатиру, то это чистое совпадение.
Пастафарианский букварь
Пастафарианство успело привлечь к себе широкий интерес публики и ученых кругов. Хендерсон готов держать пари, что «цер ковь Летающего макаронного монстра может представить больше академических подтверждений своей теории, чем сторонники разумного замысла — своей» (venganza.org, 2007). Десятки университетских ученых уже написали что-нибудь в поддержку его представления о том, что Вселенная была создана Летающим макаронным монстром. Философы настаивают: «Докажите, что это не так!» Теологи выдвигают логические обоснования («Летающий макаронный монстр — существо, обладающее всеми свойствами идеала. Существование — это свойство идеала. Следовательно, Летающий макаронный монстр существует»). Ученые указывают, что серьезных доказательств у ЛММ не меньше, чем у креационизма, или разумного замысла. Биологи отмечают явно неслучайное внешнее сходство между макаронами и извилинами коры головного мозга (а также колониями свободно развивающихся бактерий). Археологи указывают на изображения древних богов (таких как многорукий танцующий Шива), напоминающие макароны. И наконец, струнная (макаронная?) теория строения Вселенной. Сотни людей прислали фотографии с всевозможными «макаронными» творениями ЛММ. Даже известный на весь мир атеист Ричард Докинз (Richard Dawkins, 2006) с энтузиазмом заявил в своей книге «Бог как иллюзия» (The God Delusion): «… ты просто знаешь, что это так…» (р. 52). Неудивительно поэтому, что Летающий макаронный монстр пользуется вниманием средств массовой информации и успел уже появиться в Wired News, New York Times и Scientific American. Сегодня он может похвастаться «миллионами, если не тысячами верных последователей» (venganza.org). Он был даже темой научной презентации на престижной теологической конференции (Horn & Johnston, 2007).
Первоначальные верования дореформатской церкви Летающего макаронного монстра обрывочны. Невидимый и необнаружимый Летающий макаронный монстр создал Вселенную, начиная с горы, деревьев и midgit’a. Все доказательства в пользу дарвиновской теории ЛММ намеренно нам подсунул, чтобы отвлечь и проверить. Однако существующие доказательства ясно указывают на то, что «глобальное потепление, землетрясения, ураганы и другие природные катастрофы суть прямое следствие уменьшения числа пиратов после 1880 г.» По мере уменьшения числа пиратов потепление и катастрофы усиливаются. Этот факт еще предстоит опровергнуть ученым и теологам.
Бобби сформулировал еще несколько дополнительных принципов и предписаний.
1. ЛЛМ руководит делами людей посредством Своей «мака-роннейшей десницы».
2. Официальное окончание молитв ЛММ — «раминь», а не «аминь».
3. На небесах есть фабрика стриптиза и вулкан, извергающийся пивом.
4. Каждая пятница — религиозный праздник. Кроме того, следует соблюдать праздники всех без исключения религий.
5. Проповедников ЛММ следует «крестить» посредством «священного мясного соуса».
6. Проповедовать ЛММ без Его избранного одеяния — полной пиратской формы со всеми регалиями — значит проявлять неуважение.
7. Вежливо заканчивать разговор словами «Да коснется тебя Его макароннейшая десница».
Эти верования изложены в «Писании Летающего макаронного монстра» (Henderson, 2006). Эту книгу, в которой проиллюстрированы многие концепции данного текста, обязательно должен прочесть всякий, кто серьезно изучает паранормальное или сверхъестественное.
Пастафарианские катрены
Ион Смит (псевдоним, взятый автором этой книги по соображениям безопасности) обнаружил один замечательный факт, связанный с Летающим макаронным монстром; этот факт способен преподать наглядный сатирический урок, касающийся многих обсуждавшихся в этой книге принципов, в особенности закона больших чисел, бессмысленных совпадений, ошибки подтверждения… и reductio ad absurdum…
По сути дела, работа Смита основана на принципе анаграмм. Анаграмма, разумеется, переставляет буквы одного слова, чтобы получить другое. К примеру, debit card = bad credit[15], slot machines = cash lost in em (а также: Cash/ Lost mine), dormitory = dirty room (так же как: О My! Torrid и О My! Rid rot!), Christian = Rich at sin (или Rich saint), a Skeptic = Sick pet (или It pecks). Легко видеть, что анаграмму без труда можно принять за подлинный источник мудрости (anagrams are true — as a rare argument). В самом деле, на протяжении всей истории анаграммы связывались с таинственным и оккультным (Curl, 1996; Michaelsen, 1998). Примеры можно найти и в Библии, и в талмудической традиции, и в катренах Нострадамуса.
Смит воспользовался программой Anagram Genius (Tunstall-Pedoe, 2007), популярной программой составления анаграмм, и выяснил, что термин «Летающий макаронный монстр» — Flying Spaghetti Monster — дает по крайней мере 3 200000 законных анаграмм, или макаронограмм. 128 из этих макаронограмм можно объединить в четырехстрочные катрены и получить замечательную религиозную эпическую поэму, содержащую истинное послание божества (Smith, 2008). Поначалу кажется, что такое открытие не может не иметь паранормального смысла. Однако мало кто заранее скажет вам, что из трех слов может получиться так много анаграмм. А из начальной копилки в три с лишним миллиона фраз без труда можно набрать несколько десятков таких, что сложатся в сравнительно осмысленный текст.
«Пастафарианские катрены» рассказывают о битве между истиной и иллюзией (возможно, наукой и псевдонаукой), которых символизируют Ангел и Змей. Поиск истины ведется путем рационального анализа при помощи бритвы Оккама. Змей противостоит этим усилиям, напуская иллюзии, как ясно видно из следующих макаронограмм (не забывайте, что каждая строка здесь представляет собой анаграмму слов Flying Spaghetti Monster):
Sting of almighty Serpent
Temptingly fights reason
Fetty mangier of insights
Floating pestering myths
Ghastly omnipresent gift
Myth generating flip/toss
Fight gentlest parsimony
Petty sign of this mangier
Вооружившись в соответствии с настоящим текстом ошибкой подтверждения, несложно отыскать в этих анаграммах смысл. Те, кто принимают псевдонауку, путают и искажают достижения науки так, как им это удобно. Они подменяют науку собственными красивыми, но иррациональными и надоедливыми мифами. Псевдонаучные мифы часто представляют собой продукт бессмысленных совпадений (flip/toss, как с игральными костями или монетками). И, самое важное, такие мифы не экономны в духе бритвы Оккама.
Сторонник паранормального в нашей эпической истории выступает под именем Piggy; это фигура, которую с самого начала сбивают с толку и мучают посулы Змея. Катрены описывают и путь к истине. На нем необходимо избежать двух искушений: мелкой злобы (Angry flight to emptiness) и цепей страсти (Filthy G-String poets. Amen!). Надо пройти три ступени; в их числе добродетельное изучение «писания» (катренов, разумеется, — itsy gem of plain strength), медитация (Forget simplest anything, Ghost-empty self-training) и храбрость.
В конце концов Piggy делает замечательное двойное открытие, которое и позволяет ему одержать победу. Он понимает, что на самом деле он Pigasus — символ, которым часто пользуются скептики («Я поверю в это, когда свиньи полетят») и который вдохновил Джеймса Рэнди на учреждение «Премии Пигаса» (Pigasus Award) — знаменитой ежегодной презентации лучших примеров паранормального мошенничества (www.randi.org). Эпос завершается памятной встречей Пигаса и самого Летающего макаронного монстра. Завершающие макаронограммы задают читателю вопрос без ответа:
Flying Pig met Honest Star
Flying Spaghetti Monster!
Flying Pig's anthem… or test?
В центре научного исследования Смита — наблюдение о том,) каждая строка катренов есть точная анаграмма титулования божества — г lying Spaghetti Monster. Сами катрены обладают очевидной глубиной и (сатирически) могут рассматриваться как паранормальные истины, «прямо от ЛММ» (обратите внимание, слово «прямо» здесь используется как двусмысленное). Продолжая пародийный анализ (пользуясь принципом доведения до абсурда), Смит размышляет о том, что произойдет, если мон-стризм разделится на несколько течений и пойдет тем же путем, которым шли другие мировые религии. Не породит ли интерпретация таких анаграмм, как Mighty angel tastes porn (да, это еще одна анаграмма ЛММ), религиозных войн? Не появятся ли монашеские группы, конфликтующие по поводу различных интерпретаций строки «filthy G-string poets»? И это только начало. Опять же 3 200000 макаронограмм (Hefty, grim instant gospel) — достаточный материал для начала не одной сотни религиозных войн. И десятилетий нескончаемых споров между исследователями паранормального. (Полностью катрены с комментариями см.: Smith, 2008.)
Послание
В чем же состоит истинный урок Летающего макаронного монстра и пастафарианских катренов? Как часто случается с назидательной литературой, разные люди интерпретируют их по-разному. Может быть, макаронограммы следует воспринимать буквально. В истории такие случаи известны. А может быть, это метафоры. Не исключено, однако, что здесь нам сможет помочь следующий загадочный катрен:
Basic Information:
Nice, insane cosmic legend?
Concise elegance in minds?
Angelic omniscience ends
Это не макаронограммы. Первая строка — анаграмма словосочетания confirmation bias (ошибка подтверждения). Проверьте. А каждая из оставшихся строк представляет собой анаграмму словосочетания meaningless coincidence (бессмысленное совпадение). Интерпретацию я оставляю вам.