Диссоциация и паранормальные явления

Как видно из наших примеров, явления диссоциации, в первую очередь дереализация и деперсонализация, могут с легкостью быть интерпретированы (ошибочно, разумеется) как паранормальные явления. К примеру, диссоциацию можно рассматривать в качестве альтернативного объяснения следующих событий:

• После длительного чтения нараспев медиум входит в транс и перестает сознавать окружающее (диссоциация). После этого он общается с умершим родственником.

• Талантливый экстрасенс держит указку над алфавитом, нанесенным на доску Уиджа. Его рука начинает автоматически водить указкой над доской (диссоциация; потеря осознанности собственных движений), и последовательно буквы складываются в сообщение.

• В экстрасенса вселяется дух из ее прошлой жизни в качестве египетской царицы (диссоциация; нарушается нормальное восприятие окружающего мира). Она убедительно играет роль и при этом сама искренне верит в подлинность своих переживаний.

• Жертва инопланетного похищения смутно вспоминает фрагменты той странной иномирной встречи (диссоциация: человек отключается от знакомой повседневной обстановки и погружается в воспоминания, которые кажутся ему странными).

• Произнеся нараспев особое магическое заклинание, вы чувствуете себя так, словно переместились в странный неизвестный мир. Все вокруг кажется незнакомым.

Часть III Паранормальное досье

Спиритуализм и гипотеза посмертного существования

Способна ли какая-то часть нашего человеческого существа пережить смерть? Возможно, это нематериальная душа человека, его личность или сознание. Подобные утверждения отражают гипотезу загробной жизни, или посмертного существования. Люди не одну тысячу лет верили в жизнь после смерти, но мы начнем с XIX в., с появления духовно-философского течения, получившего название спиритуализм. В основе спиритуализма лежит утверждение о том, что дух, или душа, человека после его смерти продолжает жить в некоем царстве, лежащем за пределами нашей материальной Вселенной. В XIX в. спиритические сеансы — церемонии, во время которых медиумы связывались с умершими, — стали модным времяпрепровождением в гостиных в долгие зимние вечера. Со временем спиритуализм превратился в социальное течение, обещавшее надежду на жизнь после смерти тем, кто потерял близких в Гражданской войне (в США — Прим. пер.) и не мог уже полностью положиться на христианское учение — слишком часто в последнее время наука бросала ему вызов, в первую очередь речь идет о теории Дарвина. В Соединенных Штатах спиритуалисты выступали против рабства (в посмертном существовании все равны) и давали женщинам редкую возможность играть в обществе серьезную роль, в чем-то напоминающую роль священника (медиумами были женщины). Это движение подготовило сцену для нынешнего широкого интереса к ченнелингу, психологии, парапсихологии и целительству, основанному на вере. Организованные научные исследования паранормального начались с серьезных попыток разобраться в заявлениях спиритуалистов.

История спиритуализма

Задолго до рождения астрологии человечество уже верило в существование духов умерших. Однако современный спиритуализм начался в 1848 г. с мистификации. Две девочки-подростка из северной части штата Нью-Йорк, сестры Маргарет и Кетти Фокс, обладали особым талантом: точно так же, как большинство людей иногда «щелкает» суставами пальцев на руках, они могли произвольно щелкать пальцами на ногах или суставами лодыжек (Brandon, 1983; Kurtz, 1985; Stuart, 2005). Втайне используя эту свою способность, сестры заявили, что по дому бродит дух убитого торговца-разносчика, «мистера Сплитфута» («мистера Раздвоенное Копыто», как называли дьявола в горах Новой Англии). Более того, сестры проявили замечательную способность общаться с покойным разносчиком. Кетти говорила мистеру Сплитфуту: «Делай как я», — и хлопала в ладоши. Дух тут же отвечал ровно таким же количеством негромких ударов или щелчков. Затем Мэгги просила: «А теперь делай как я: считай раз, два, три, четыре», — и тоже хлопала в ладоши. Сплитфут снова отвечал четырьмя щелчками (Mulholland, 1939, 30–33). Очень быстро сестры Фокс стали настоящей сенсацией: соседи толпились в доме, стремясь увидеть их представление с щелканьем. Третья сестра, Ли Фокс Фиш, разглядела во всем этом возможность подзаработать и организовала для Мэгги и Кетти публичные выступления в качестве медиумов (может быть, это был первый дискуссионный кружок?).

Сестры Фокс имели огромный успех. А через 5 лет в США было уже не менее 30000 медиумов, сеансы которых посещали 1000000 человек. Спиритуалистические религии в Европе и Америке плодились вовсю, хотя в большинстве своем медиумы практиковали независимо. Знаменитые политики, феминистки, аболиционисты, писатели и актеры спешили присоединиться к этому движению.

Диссоциация и паранормальные явления - student2.ru

Рис. 11.1 Сестры Фокс

Через некоторое время Мэгги влюбилась в бравого исследователя Арктики Элишу Кента Кейна и оставила спиритуализм. К несчастью, муж рано умер и оставил Мэгги на мели. Она вынуждена была вернуться к выступлениям и работе медиума и одновременно начала крепко выпивать. Ей случалось даже подвергаться аресту за пьянство и оставлять своих сыновей на попечение благотворителей. В 1888 г. алкоголизм взял верх, и на публичном выступлении в Ныо-Иоркской академии музыки она призналась, что вся история сестер Фокс была основана на чистом обмане (вероятно, она надеялась на новую карьеру разоблачительницы):

Я считаю своим долгом, священным Долгом, миссией, если хотите, разоблачать его (спиритуализм). Я хочу дожить до дня, когда с ним будет окончательно покончено. Я надеюсь, что после моих разоблачений спиритуализму будет нанесен смертельный удар. Я была первой в этой области, и я имеют право разоблачать его.

Я и моя сестра Кетти были совсем юными девочками, когда началась эта ужасная мистификация… Мы были большими шалуньями и хотели просто напугать нашу мамочку, которая была очень хорошей женщиной и очень легко пугалась (Rhodes, 2007).

Кетти сидела рядом и вроде бы соглашалась со всем сказанным сестрой. Позже, однако, Кетти заявила, что все было правдой, и затем и сама Мэгги отреклась от своего признания и взялась за старое (публика проявила мало интереса к разоблачениям и не хотела их слушать). Ли вышла замуж за богатого и оставила своих менее удачливых сестер. И Мэгги, и Кетти умерли нищими.

Если на первых сеансах сестры Фокс пользовались лишь своей природной особенностью, то вскоре медиумы изобрели множество интересных и довольно оригинальных способов наглядно подтвердить любое из паранормальных явлений. В их арсенале появились такие приемы, как фотографирование призраков, автоматическое письмо, появление предметов из ниоткуда, звуковые послания, мерцающие огни, левитирующие и плавающие объекты, телекинез, а также психофизические феномены, такие как выделение эктоплазмы, стигматы, трансовые состояния и вытягивание тела. Среди чисто ментальных явлений — телепатия, ясновидение, яснослышание, гадание и разговор на неизвестном языке в результате ксеноглассии (Stein, 1996а).

Самое главное в спиритуализме — его главная форма и главный инструмент — сеанс. Группа людей собиралась вокруг стола в затемненной комнате, часто взявшись за руки. Медиум (возможно, в трансе) весьма драматично раскачивался, стонал, говорил чужим голосом и передавал информацию и послания от умерших. Иногда медиумы выделяли эктоплазму — обычно вязкую субстанцию из мира духов, выделявшуюся через различные телесные отверстия (использовались, кажется, все без исключения отверстия в теле, даже вагина). Я подозреваю, что современными наследниками эктоплазмы можно считать «космическую слизь» и другие игрушки, созданные, чтобы забавлять деток и внушать отвращение родителям. Медиумы, специализировавшиеся на эктоплазме, нередко втайне перед сеансом проглатывали (или вставляли) полоски марли, которые затем можно было извлечь волшебным образом (отрыгнуть или выделить) в темноте во время сеанса. Более осторожные и чистоплотные медиумы предпочитали магически доставать из потустороннего мира объекты и безделушки (цветы, игрушки), как-то связанные с умершим («аппорт»). Другие получали сообщения от духов через рисунки или сфабрикованные фотографии с двойной экспозицией. Из всех демонстраций самой сложной и драматичной, возможно, была труба духов. Труба представляла собой высокий жестяной конус, через который духи умерших могли говорить с живыми посредством эктоплазменной гортани. Трубу часто покрывали светящейся краской, от чего возникало впечатление, что она без поддержки плавает в воздухе. Втайне от участников сеанса входное отверстие трубы соединялось гибкой трубкой со ртом медиума — и необходимость в эктоплазменном аудиоприспособлении отпадала.

Кое-кто до сих пор утверждает, что среди медиумов было несколько настоящих, но большинство из них точно были мошенниками, причем довольно грубыми. На медиумов часто подавали в суд, их высмеивали в прессе. Иногда невоспитанные участники сеансов (намеченные жертвы обмана), пытаясь схватить вызванное медиумом призрачное видение, ловили смущенного сообщника, переодетого привидением. Со временем спиритуалисты стали выступать в специальных «кабинетах» — деревянных ящиках по размерам тела, призванных создать объективные «тестовые условия» и исключить обман. Иллюзионисты радостно демонстрировали всем желающим, что подобные ящики совершенно бесполезны и никак не могут помешать искусному мошеннику.

Влияние спиритуализма

В 1920-х гг. интерес к спиритуализму заметно упал, но в целом он очень заметно повлиял на серьезное исследование паранормальных явлений. Иллюзионисты, с их уникальным знанием способов обмана и инструментов, которые при этом используются, обрели новую и важную роль; теперь без них не обходится ни одна проверка медиума или экстрасенса. В настоящее время эту функцию выполняют такие знаменитые иллюзионисты-разоблачители, как Джеймс (Поразительный) Рэнди, Баначек (Стив Шоу), Мил-бурн Кристофер, Пенн и Теллер, Иен Роуленд, Джонни Томпсон (Великий Томсони) и Дерен Браун. К этому списку мы можем добавить известных иллюзионистов Крисса Энджела, Дэвида Блейна, Аполло Робинса и Ланса Бертона. К несчастью, физиков и психологов, не обученных искусству обмана и ловкости рук, продолжают раз за разом вводить в заблуждение.

Роль иллюзионистов в подобных исследованиях можно проследить до Джозефа Даннингера (1892–1975) и Гарри Гудини (1874–1926).

Диссоциация и паранормальные явления - student2.ru

Рис. 11.2. Гарри Гудини

Даннингер был менталистом, он выступал на публике: читал мысли, предсказывал будущее, находил отдаленные и спрятанные предметы и воздействовал на материальные предметы силой мысли. Сегодня мы назвали бы подобные феномены экстрасенсорным восприятием и телекинезом (см. главу 12). Он приобрел огромную известность, выступал перед знаменитостями и президентами. В то же время он постоянно заявлял, что все его экстрасенсорные достижения — просто трюки, и активно стремился разоблачать паранормальное мошенничество.

Гарри Гудини (Эрих Вайс) — самый известный, наверное, в мире иллюзионист, прославившийся сложнейшими трюками с освобождениями и побегами. Гудини начал свою карьеру сенса ционным европейским турне как «скованный король». В Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Франции и России Гудини предлагал полиции заковать его в наручники или поместить в тюрьму. Позже в США он сделал свои трюки еще более рискованными и драматичными, добавив освобождение из большой запертой молочной цистерны, заполненной водой, из деревянных ящиков, погруженных в реку, банковских сейфов, гробов и смирительных рубашек (при этом Гудини был подвешен вниз головой на высоте 75 футов от земли). Все это делалось при помощи исключительно искусных трюков, а также обычной силы, небольших размеров, ловкости и гибкости. Побеги Гудини завораживали зрителей и поражали местные власти.

Во второй половине жизни Гудини посвящал много усилий разоблачению спиритуалистов-мошенников. Нередко он переодевался, приходил на сеанс известного медиума и эффектно разоблачал его трюки. Судя по всему, его интерес к спиритуализму шел от отчаянного желания связаться с горячо любимой мамой, которая умерла во время его европейского турне, но медиумы-мошенники и «гадалки» вызывали у него только презрение (Houdini, 1924). Возможно, дополнительной каплей в чашу этого презрения стала история, связанная с его другом Конан Дойлем (автором детективных рассказов о Шерлоке Холмсе). Жена Дойля организовала для Гудини сеанс, на котором он должен был связаться с матерью. Дойли были убеждены, что контакт удался, но Гудини лишь ужаснулся очевидному обману. Так, во время сеанса миссис Дойль как медиум получила от матери Гудини длинное письмо на английском языке. К несчастью, женщина говорила только по-венгерски и по-немецки (Ernst 8с Carrington, 1932). Дойли возражали, что медиум, конечно, может получать послания на любом языке, но сами могут их передавать клиентам только по-английски. Гудини это не убедило. Он разорвал старинную дружбу, хотя Дойль продолжал верить, что сам Гудини тоже обладает паранормальными способностями.

Медиумы служили предметом многочисленных научных исследований с участием как иллюзионистов, так и психологов.

В 1923–1926 гг. на все Соединенные Штаты прославилась бостонская дама-медиум, известная как Марджери; ее сеансы были очень эффектными и зрелищными. В 1922 г. журнал Scientific American предложил вознаграждение в 5000 долларов (что соответствует сегодняшним 60000 долларов; Williamson, 2007) любому, кто сумеет достоверно продемонстрировать какую-нибудь экстрасенсорную способность перед комиссией из шести экспертов, куда входили, в частности, два психолога, физик и Гарри Гудини. Марджери предстала перед этой комиссией (в отсутствие Гудини), и члены комиссии склонны были объявить ее способности подлинными. Гудини узнал об этом, когда прочел в газете, что демонстрация Марджери поставила его в тупик. Он дал гневное опровержение, а затем посетил несколько сеансов и пришел к выводу, что представление построено на обмане. Случай с Марджери иллюстрирует раннюю стадию научных исследований паранормального. Возможно, главный урок этой истории заключается в том, что знаменитых психологов и физиков можно обманывать без труда. Нередко только эксперту-иллюзионисту под силу различить правду в проявлении паранормального (Stein, 1996b).

В 1926 г. Гудини неожиданно умер от аппендицита. Перед смертью он придумал тест для проверки, действительно ли сущность человека может пережить его смерть и реально ли связаться с потусторонним миром. Он и его жена Бесс договорились о кодовом сообщении, которое он передаст на сеансе в день годовщины своей смерти. Бесс перед смертью в 1943 г. объявила, что сообщение так и не было получено, т. е. тест провалился. Однако сеансы связи с Гудини проводятся по сей день.

СВЕРИМСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Почему психологи первое время оказывались легкой жертвой медиумов? Как бы вы проверили заявления медиумов?

Спиритуализм сегодня

Традиционный спиритуализм существует и сегодня, но его известность — всего лишь слабая тень былой популярности. С дюжину или чуть больше лагерей спиритуалистов, таких как лагерь Честерфилд в штате Индиана, обеспечивают пожилым людям, желающим пообщаться с умершими родственниками, удобную обстановку (Keene, 1976). Большинство из них входит в состав Национальной спиритуалистической ассоциации церквей (National Spiritualist Association of Churches) — организации, объединяющей в США почти 100 спиритуалистических церквей. Спиритуалистические церкви проводят формальные службы с молитвами, проповедями, пением гимнов и соответствующими обрядами.

Однако большей известностью пользуются фрилансеры — экстрасенсы и ченнеллеры, не связанные ни с одной религией. Похоже, что каждое поколение рождает своих медиумов. Наше время — это Джеймс ван Прааг, Сильвия Браун, Джон Эдвард, Ури Геллер, Розмари Олти, Аллисон ДюБуа и недавно скончавшаяся Джейн Диксон. Следуя традициям Гудини, каждому из них не единожды публично бросали вызов, в том числе и иллюзионисты. В Интернете можно отыскать достаточно примеров холодного чтения и несбывшихся предсказаний, а также восторженных похвал со стороны адептов и последователей. Многие из них выступали в роли консультантов при съемках кино и телевизионных документальных фильмов. Многие также являются авторами книг-бестселлеров.

Исследуя жизнь после смерти

Спиритуалисты утверждают множество самых разных вещей, но все же самая важная часть их философии сосредоточена на духах, призраках, домах с привидениями, околосмертных и внетелесных переживаниях, а также медиумах. Исследования призраков и домов с привидениями, как правило, ограничиваются сбором ничем не подтвержденных рассказов очевидцев или плохо организованными экспериментами. Применив бритву Оккама, мы с легкостью увидим, что у любого случая наблюдения призраков найдется немало альтернативных объяснений. Обычное оседание старого дома, изменение атмосферного давления и влажности может вызвать хлопанье дверей и скрип половиц. Отраженный свет фар проезжающих машин или самолетов может дать призрачные вспышки. Пареидолия с легкостью превратит случайный рисунок трещин или потеков, к тому же при плохом освещении, в осмысленный сюжет. Звуковые частоты ниже 20 Гц неслышимы для человеческого уха, но вполне могут вызвать неопределенное ощущение «присутствия» или чувство тревоги. Отравление угарным газом может породить галлюцинации и страх. Известно, что камеры, которые используются для обнаружения призраков, выдают самые разные оптические эффекты и искажения. Детекторы электромагнитного поля могут обнаруживать, к примеру, скрытую проводку (Taylor, 2007).

Наши рекомендации