Объяснение галлюцинаций: модель Алемана/Ларёя

В чем разница между истинным и ложным восприятием, подлинным перцептом и чем-то, что вы воспринимаете ошибочно, но в существование чего «где-то там, вовне» свято верите? Одно из очевидных мест, где можно поискать ответ на этот вопрос, — мозг. Не исключено, что, когда вы слышите воображаемый и реальный голос, у вас работают разные части мозга. Как ни странно, исследования мозга при помощи новых современных методов показали, что при галлюцинациях задействованы те же сенсорные области коры головного мозга (т. е. участки мозга), в которых обрабатываются и реальные ощущения соответствующей модальности (Aleman & Laroi, 2008). В самом деле, не важно, что вы делаете: сознательно фантазируете, спонтанно галлюцинируете или на самом деле видите что-то реально существующее, — активны при этом одни и те же сенсорные области коры головного мозга. Слуховые зоны мозга связаны как со слуховыми галлюцинациями, так и с восприятием реальных звуков. Зрительные зоны связаны одновременно со зрительными галлюцинациями и зрительными ощущениями. Однако если говорить о разнице между галлюцинациями и восприятием реальных раздражителей, то проявляется она при анализе тех частей мозга, которые связаны не столько с восприятием как таковым, сколько с более базовыми процессами, отвечающими за внимание, мониторинг источников и ошибок, эмоции и память.

Что вызывает галлюцинации? Опять же то самое, что порождает и реальный перцепт. Попросту говоря, все, что активирует, или включает, сенсорную зону коры головного мозга, отвечающую за определенный сенсорный опыт, вызывает этот самый опыт. Это было продемонстрировано еще полвека назад в ходе весьма наглядного классического эксперимента. Проводя хирургическую операцию на мозге пациента, страдающего эпилепсией, Пенфилд (Penfield, 1955) ввел небольшой электрод в височную долю мозга и простимулировал ее слабым и безопасным электрическим током. Пациент услышал оркестровую музыку. При стимуляции другой области мозга пациент увидел идущих по дороге человека с собакой — увидел так ясно, будто это происходило на самом деле. Вывод опять же в том, что коре мозга все равно, является ли образ плодом фантазии, галлюцинации или реально воспринятого события. Поэтому вместо «Я видел это собственными глазами» точнее было бы сказать: «Я видел это собственным мозгом» (Beyerstein, 1996). Итак: что порождает галлюцинацию? То же самое, что любой другой перцепт.

Алеман и Ларёй (Aleman & Lami, 2008) предложили полную модель галлюцинаций, которая называет различные физиологические и психологические процессы, способные производить действие, аналогичное действию электродов Пенфилда. Изучающим критическое мышление я предлагаю слегка модифицированную версию этой модели. Начинаем мы с наблюдения, что обычно наш чувственный опыт является результатом действия раздражителей, которые «на самом деле существуют вовне» (с учетом факторов восприятия, упомянутых в главе 7). По этой причине нам обычно не приходится беспокоиться о том, соответствует ли наш чувственный опыт объективной реальности. Говоря технически, повседневная обработка перцептивной информации идет по восходящей или от данных. Однако при определенных обстоятельствах этот процесс может пойти неправильно.

Некоторые галлюцинации имеют физиологическое происхождение и возникают в результате разрушения перцептивных зон мозга. Причин тому может быть множество — от реального повреждения мозга в результате травмы или болезни до изменения идущих в теле химических процессов из-за строгого поста, лихорадки, дисбаланса в содержании кислорода или углекислого газа, приема фармакологических препаратов.

Однако большинство галлюцинаций, так же как и образы, рожденные намеренным фантазированием, являются результатом нисходящих перцептивных, или концептуальных, процессов в мозгу. Реальные перцепты возникают под воздействием внешних факторов, а галлюцинации — внутренних (несмотря на то, что в том и другом случае могут быть задействованы одни и те же сенсорные зоны коры головного мозга). Нарушение баланса между восходящими и нисходящими процессами может подготовить сцену для ложных перцептов (галлюцинаций), а то и породить их. Речь идет о тех же нисходящих процессах, которые мы же рассматривали при обсуждении восприятия и памяти: (а) избирательность внимания; (б) сверка с реальностью (или метапознание); (в) эмоции и мотивации; (г) ожидания и ранее полученное знание.

Избирательность внимания

Избирательность человеческого внимания часто сравнивают с кругом света от фонарика или прожектора; предметы, попадающие в круг, хорошо видны, остальное теряется во мгле. Так и мозг фокусируется на конкретных внешних раздражителях и выдвигает их на первый план, а остальные просто игнорирует. Как правило, управляют этим процессом наши органы чувств (и участки мозга, непосредственно связанные с органами чувств) с учетом наших верований, ожиданий и прошлого опыта. Однако бывают времена, когда прожектор может отойти от внешнего мира и обратиться к внутреннему сенсорному опыту, такому как воспоминания и порожденные фантазией образы. К примеру, в условиях сенсорного голода наши органы чувств подают в мозг недостаточно информации, которую тот мог бы обрабатывать, и прожектору просто приходится обращаться вовнутрь, чтобы решить, что реально, а что нет. Аналогичный эффект может произвести слепота, глухота или дегенерация любого из органов чувств. Сильные эмоции, мотивации, стрессовое возбуждение, экстремальные внешние раздражители или прием психотропных веществ могут временно нарушить работу «прожектора внимания». При перегрузке он может, как ослепляющий свет, выбрать и показать какие-то раздражители и одновременно оставить нас в неведении относительно контекста и подробностей, которые помогли бы понять, что этот перцепт — плод нашего воображения. По любой из перечисленных причин «прожектор внимания» может выделить и представить нам воспоминание или образ, сделав их не менее живыми и яркими, чем настоящие.

Сверка с реальностью

В главе 8 мы видели: определить, базируется данное конкретное воспоминание на внешних или внутренних данных, можно только через отслеживание его источника. Люди, склонные к галлюцинациям, часто неверно оценивают источник информации, причем с уклоном к внешнему источнику. Это означает, что такие люди склонны приписывать воображаемому опыту реальный внешний источник. Я считаю, что они не пользуются (не хотят или не могут) процедурой сверки с реальностью, описанной в нашем инструментарии здравомыслящего критика. К примеру, традиционный шаман воспитывается в духовной традиции, которая учит, что душа целителя может временно покинуть тело и вместе с душой недавно умершего человека отправиться в загробный мир. Будучи твердо убежден в истинности этих построений, шаман во время духовного ритуала может неосознанно вызвать у себя соответствующие галлюцинации. Студент колледжа может посетить дом с привидениями и увидеть там галлюцинацию — привидение, проходящее сквозь стены, даже не задумавшись о логической ошибке, которую он допускает (предполагая, что два объекта могут находиться одновременно в одной и той же точке пространства). Вдовец, оплакивающий покойную жену, может пережить гипнагогическую галлюцинацию — увидеть и ощутить рядом свою супругу. Ему может даже не прийти в голову, что можно проверить реальность образа посредством простого эксперимента (скажем, кинуть в фигуру книгой).

Эмоции и мотивации, ожидания и ранее полученные знания

В предыдущих главах мы уже разбирали, как наши эмоции и мотивации, а также ожидания и предыдущий опыт (ранее полученные знания) могут привести к ошибкам восприятия и памяти. Эти же процессы могут вызвать и галлюцинации. Человек может испытывать самые разные эмоции: сильную любовь к Деве Марии, радость при мысли о будущей жизни на небесах, страх перед дьяволом и предвкушение скорой встречи с инопланетянами. Подобные сильные эмоции могут подтолкнуть его к галлюцинациям: такой человек может видеть Деву, слышать голоса с того света, чувствовать атаки дьявола, переживать похищение инопланетянами. Эти галлюцинации могут стать еще интенсивнее от сильной мотивации: служить Пресвятой Деве; жить так, чтобы после смерти наверняка попасть на небеса; бороться с дьяволом; обнаружить наконец инопланетян. Все это может происходить в присутствии единоверцев или в окружении группы или культуры, безоговорочно признающей реальность Девы Марии, загробной жизни, дьявола или инопланетян. Окружение рождает соответствующие ожидания и привносит ранее полученные знания, которые также способствуют галлюцинациям. Наконец, сильные эмоции или мотивации (положительные и отрицательные) могут отвлечь внимание и разрушить все предварительные планы человека, даже если первоначально он собирался во всем разобраться и определить, внутренние или внешние галлюцинации наблюдает. В условиях сильного стрессового возбуждения внимание сужается до самой простой и конкретной информации, всякая сложная вербальная обработка приостанавливается. В стрессовой ситуации галлюцинирующий человек, скорее всего, будет поражен живостью и яркостью образов и вряд ли будет заниматься сверкой с реальностью (Benton,1999).

Кросскультурные исследования также дают интересные данные, подтверждающие роль эмоций, мотивации, ожиданий и ранее полученных знаний. Некоторые из незападных цивилизаций высоко ценят галлюцинации и не проводят жесткого различия между реальностью и фантазией (Aleman & Laroi, 2008). Бур-гиньон (Bourguignon, 1970) изучил антропологические данные о 488 обществах и нашел, что в 62 % религиозных и целительских обрядов важную роль играют галлюцинации. Здесь галлюцинации объяснялись скорее местными верованиями и ожиданиями, чем приемом психотропных веществ. Другие исследования выяснили, что на Западе больше распространены слуховые галлюцинации, а в Африке и Азии — зрительные. Слуховые галлюцинации в Саудовской Аравии, к примеру, имеют религиозное содержание и нередко связаны с суевериями, тогда как галлюцинации жителей Соединенного Королевства, как правило, включают прямые указания и даже комментарии. Возможно, самая наглядная демонстрация роли эмоционального и когнитивного факторов в галлюцинациях — тот факт, что галлюцинации, связанные с потерей любимого человека, часто проходят с участием покойного.

СВЕРИМСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Отдельные компоненты модели Але-мана/Ларёя действуют не в изоляции и вполне способны влиять друг на друга. К примеру, как могло бы избирательное использование «прожектора внимания» подействовать на сверку с реальностью таким образом, чтобы внести дополнительный вклад в рождение галлюцинации? Как ожидания и ранее полученное знание могли бы повлиять на мотивации человека и внести вклад в галлюцинации?

Наши рекомендации