Строение и функция органов артикуляционного аппарата
После операции
Изучение органов артикуляции и их моторной функции происходит перед зеркалом во время игры «Сделай, как я!», основанной на подражании ребенка.
При описании строения губ отмечается, имеется ли рубцовая деформация верхней губы, также определяется мышечная подвижность губ (достаточная/ ограниченная), их смыкание (полное/неполное) и переключаемость (полная/ неполная). Уточняется длина уздечки верхней губы. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
Упражнение 1. «Улыбка» — улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Упражнение 2. «Трубочка» — губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до пяти.
Упражнение 3. «Улыбка — Трубочка» — на счет «раз — два» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
Затем визуально определяется состояние преддверья рта, отмечается его сформированность, наличие расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти (справа/слева), а также протрузии (выдвижения межчелюстного отростка верхней челюсти вперед).
При оценке состояния прикуса отмечается, имеется ли сужение верхней челюсти или какая-либо другая патология прикуса (прогения, прогнатия и т.д.). Также отмечается сформированность зубного ряда.
При обследовании языка описывается его размер и форма, состояние корня и кончика. Длина уздечки языка определяется по способности ребенка поднять язык за верхние зубы при широко открытом рте. Если проба выполняется, длину уздечки можно считать достаточной. Важно обратить внимание на позицию тела языка в ротовой полости (правильная, межзубная, язык оттянут кзади или лежит на дне). Далее определяется мышечная подвижность языка (достаточная/ограниченная), переключаемость (полная/неполная). Определяется тонус языка (нормальный/ пониженный/ повышенный), имеется ли тремор языка, девиация (отклонение) языка (вправо/ влево) и саливация (нормальная, повышенная, пониженная) при выполнении проб. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:
Упражнение 1. «Блинчик» — улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до пяти.
Упражнение 2. «Иголочка» — улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык из ротовой полости . Удерживать в таком состоянии под счет до пяти.
Упражнение 3. «Часики» — улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз — два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Упражнение 4. «Качели» — улыбнуться, открыть рот. Насчет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Упражнение 5. «Лошадка» — улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий.
При определении состояния твердого неба отмечается, имеется ли вторичный послеоперационный дефект (в переднем отделе, в среднем отделе, на границе твердого и мягкого неба). Также описывается форма твердого неба (куполообразное, высокое, низкое, узкое, широкое, готическое).
При визуальной оценке небно-глоточного смыкания уточняется, состоится оно или нет, сужено ли глоточное кольцо, а также длина и подвижность мягкого неба. Ребенку предлагается выполнить упражнение: улыбнуться, открыть рот. Произнести [А-Э] на твердой атаке. Если не удается оценить работу мягкого неба за счет приподнятой задней части спинки языка, то можно вызвать глоточный рефлекс, нажав шпателем на корень языка.
Фонематическая компетенция
Для того, чтобы иметь более точное представление о речевом развитии ребенка, необходимо обследовать его фонематическую компетенцию, обеспечивающую восприятие фонем.
Детям раннего возраста могут быть предложены следующие игровые задания:
1. «Прятки». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек (бубен, погремушка, колокольчик). Он знакомится с их звучанием. Логопед использует музыкальные игрушки и периодически произносит: «КУ-КУ», «АУ». Ребенок прячется (закрывает лицо ладошками) и откликается только, если услышит «КУ-КУ» или «АУ».
2. Ребенку показываются и озвучиваются картинки: А-А-А (качаем малыша), О-О-О (поет певец), У-У-У (гудит пароход), МЯУ-МЯУ (мурлычет котенок), ГАФ-ГАФ (лает щенок), КВА-КВА (квакает лягушка), ПЫХ-ПЫХ (пыхтит чайник), ТУ-ТУ (едет поезд), БИ-БИ (сигналит машина).
Затем логопед воспроизводит звучание, а ребенок должен показать соответствующую картинку.
3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит:
Бык — бак, дом — дым, дудка — будка.
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются такие задания:
1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги:
АУ; УИ; ОАУ; ИОЫ;
ВА-ФА; ПА-БА; ТА-ДА; ТА-ТЯ, ДА-ДЯ; КА-ГА; МА-МЯ; НА-НЯ.
2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова:
Кот-год мех-мох-пух дом-гном
Том-дом бык-бак-бок кит-ток-кот
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются следующие задания:
1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами. Например:
СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ТЯ-ЧА
СЯ-СА ЗУ-ЖУ ШУ-ЧУ ЛА-РА
2. Логопед называет слова и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним. Например: Сашенька, речка течет, июль, Лариса и т.д.
3. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова: Выделить гласный в начале слова
Аня Оля Ира
Выделить гласный в конце слова:
Оса Окно иду
Выделить согласный в конце слова:
Кот нос дом
Выделить согласный в начале слова:
Таня мама папа
Назвать звуки, из которых состоит слово: сон ток дом
4. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова: Какое слово получится, если сложить звуки:
К О Т, Д О М, К И Т
Звукопроизношение
При обследовании звукопроизношения у детей после пластики неба выявляется:
— место и способ образования звуков;
— наличие отсутствующих, заменяемых, искаженных, смешиваемых звуков;
— дефекты озвончения и оглушения звуков;
Дидактический материал подбирается соответственно возрасту ребенка. Для обследования детей раннего возраста и младшего дошкольного желательно использовать слова простой слоговой структуры, часто встречающиеся в повседневной жизни, состоящие из звуков [А, Э, О, И, У, Л' М, Н, Ф, В, П, Б, Т, Д, К, Г, X, их мягких пар]. При отборе дидактического материала для выделенной группы детей исключается наличие групп шипящих, свистящих и вибранта, так как эти звуки относятся к трудно произносимым и достаточно поздно появляются в речевом онтогенезе ребенка. А дидактический материал для детей старшего дошкольного и школьного возраста обязательно должен включать материал с группами свистящих, шипящих звуков и соноров.
Детям предлагаются красочные предметные и сюжетные картинки. На каждый проверяемый звук подбирается три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех позициях в слове, обозначающем изображенный предмет, — в начале, конце и в середине. Если ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагается произнести звук по подражанию. Например, Ф-Ф-Ф — фырчит ежик, Т-Т-Т —стреляет пулемет. В таком случае выявляется уровень автоматизации звука. Сформированность звуков изучается на уровне связной речи, предложения, словосочетания, слова, слога.
[Ф-Ф' — В-В'] — ФА, УФ, ОФО. ФЁ, АФЬ, ИФИ. ВА, УВУ. ВЭ, АВИ. ФА-ФЯ, ВА-ВЯ, ФА-ВА, ФЕ-ВЕ.
Фото, аф-аф, кофта, Филя, кофе, буфет. У Фай фуфайка. Филя лает: «Аф-аф!». Вата, ива, ветка, повидло. Вова любит вафли. У Вики повидло.
[П-П' — Б-Б'] — ПА, УП, ОПО. ПЁ, АПЬ, ИПИ. БА, УБУ. БЭ, АБИ. ПА-ПЯ, БО-БЁ, ПА-БА, ПЕ-БЕ.
Папа, топ-топ, тапки, пила, капелька. У папы пальто. У Пети пила. Бык, бублики, белка, лебеди. У бабули бублики. По небу летели лебеди.
[Т-Т — Д-Д'] — ТА, УТ, ОТО. ТЕ, АТЬ, ИТИ. ДА, УДУ. ДЭ, АДИ. ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТА-ДА, ТЕ-ДЕ.
Туфли, кот, утка, телята, утята. У Таты туфли. У утки утята. Дуда, вода, дядя, лебеди. У дедули дуда. Дед дудит: «ду-ду-ду»
[Й] — ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ИЙ, АЙА, АЙО, АЙУ, АЙЭ.
Юбка, Тая, зайка. Зайка под елкой.
[К-К' — Г-Г] — КА, УК, ОКО. КЁ, АКБ, ИКИ. ГА, УГУ. ГЭ, АГИ. КА-КЯ, ГО-ГЁ, КА-ГА, КЕ-ГЕ.
Кот, лук, елка, кит, елки, букет. Кукушка кукует: «ку-ку!». Кисель кислый. Губы, ягода, гиря, флаги. Гусь гогочет: «га-га-га!». В лагере флаги.
[Х-Х'] — ХА, УХ, ОХО. ХЁ, АХЬ, ИХИ. ХА-ХЯ, КО-ХО, ХЕ-КЕ.
Хобот, петух, ухо, хи-хи-хи. Охотник на охоте. У хомяка орехи.
[Л'] — ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, ЛИ, АЛЬ, ОЛЬ, АЛЯ, АЛЕ, АЛЮ, АЛИ.
Лев, ляля, пальто, ель. Лиля поливает лилии.
[Л] — ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, АЛА, АЛЭ, АЛУ, АЛЫ.
Лапа, пол, полка. Лола плывет на лодке.
[С] — СА, СО, СУ, СЭ, СЫ, АС, ОС, АСА, АСО, АСУ, АСЫ.
Сова, оса, пес. СА-СА-СА на носу у пса оса.
[С'] — СЯ, СЁ, СЮ, СЕ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АСЯ,АСЕ,АСЮ, АСИ.
Сети, Вася, усики. У Севы усики.
[З-З'] — ЗА, УЗУ. ЗЭ, АЗИ. ЗА-ЗЯ, СА-ЗА, СЕ-ЗЕ.
Зайка, звезды, зебра, Азия. У Зои зайка. Резиновую Зину купили в магазине.
[Ц] — ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, АЦ, ОЦ, АЦА, АЦО, АЦУ, АЦЫ. СА-ЦА, АЦ-АС, АСА-АЦА.
Цапля, огурец, пицца. В саду цветет акация.
[Ш] — ША, ШО, ШУ, ШЕ, ШИ, АШ, ОШ, АША, АШО, АШУ, АШИ.
Шапка, душ, кошка. Паша ест кашу.
[Ж] — ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ, АЖА, АЖО, АЖУ, АЖИ. ША-ЖА, ЗО-ЖО, АЗО-АЖЁ.
Жук, лужа, дождик. Жадная жаба живет на болоте.
[Щ] — ЩА, ЩЁ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, АЩ, ОЩ, АЩА, АЩЁ, АЩУ, АЩИ.
Щека, овощ, пещера. Щенок утащил щетку.
[Ч] — ЧА, ЧО, ЧУ, ЧЕ, ЧИ, АЧ, ОЧ, АЧА, АЧО, АЧУ, АЧИ. ЧА-ЩА, ТЕ-ЧЕ, АТЬ-АЩ, ОЧ-ОЩ.
Чай, мяч, бабочка. Пей чай из чашки.
[Р-Р'] — РА, РО, РУ, РЕ, РИ, АР, ОР, АРА, АРО, АРУ, АРЕ, АРИ. РА-РЯ, РО-РЁ, РУ-РЮ. ЛА-РА, ЛЕ-РЕ, ИЛ-ИР, ИЛЬ-ИРЬ.
Рыба, сыр, дырка, репка, царь, горько. Рыба и раки в реке. На грядках репка, редька и редис.
[М-М'] — МА, МО, МУ, МЕ, МИ, АМ, ОМ, АМА, АМО, АМУ, АМЕ, АМИ. МА-МЯ, МО-МЁ, МУ-МЮ. МА-НА, АМ-АН, МЕ-НЕ, ИНЬ-ИМЬ.
Мама, дом, Умка, мед, домик. У мамы маки. Мама мыла Милу мылом.
[Н-Н'] — НА, НО, НУ, НЕ, НИ, АН, ОН, АНА, АНО, АНУ, АНЕ, АНИ.
Нос, кабан, банан, няня, пони. Пони, но-о-о! У Нины няня.
Логопедическая карта для записи результатов обследования представлена в приложении 2.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите и раскройте основные принципы логопедического обследования детей после пластики губы и неба.
2. Назовите критерии оценки речи ребенка после операции.
3. Каким образом проводится обследование дыхательной функции?
4. На что важно обратить внимание при обследовании баланса резонирования голоса?
5. Как изучается строение и функция органов артикуляции?
6. Чем будут отличаться задания, направленные на выявление уровня фонематической компетенции, для детей раннего, младшего дошкольного, старшего дошкольного и школьного возраста.
7. Каким образом проводится обследование звукопроизношения детей после хирургического лечения расщелины губы и неба?
6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности
у детей после операции
Иногда после оперативного лечения расщелины неба у ребенка может формироваться небно-глоточная недостаточность (НГН) — патологическое состояние небно-глоточного кольца (НГК), при котором во время глотания и фонации небно-глоточное смыкание (НГС) осуществляется неполноценно, с остаточным отверстием.
НГН проявляется, прежде всего, в виде гиперназализации (выраженного носового оттенка гласных и звонких согласных звуков вследствие атипичного использования полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости) и носовой эмиссии (слышимой утечки воздуха через носовые ходы при произнесении звуков, требующих давления в ротовой полости).
Помимо расщелины неба НГН может быть вызвана целым рядом причин как врожденного, так и приобретенного характера, например, некоторыми неврологическими заболеваниями (миастенией, рассеянным склерозом, миотонической дистрофией), сколиозом, умственной отсталостью, тяжелыми врожденными синдромами, травмой небно-глоточных структур.
Частота случаев НГН у детей после пластики неба, по данным разных авторов, составляет от 5% до 36%.
На сегодняшний день объективной методики диагностирования НГН в России не существует. Визуальная оценка небно-глоточного смыкания, как правило, не информативна. Логопед может лишь предполагать о наличии НГН у ребенка, с которым проводит логопедические занятия. Признаками НГН является низкая динамика обучения, затрудненная автоматизация сформированных навыков, сложности при произнесении звонких согласных звуков, неустранимое наличие гиперназализации и носовой эмиссии в речи, а также компенсаторных гримас в области крыльев носа и лба.
Для диагностики НГН наиболее широко применяемым во всем мире является метод фиброптической назофарингоскопии. Данное исследование позволяет получить данные об анатомическом строении и функции небно-глоточного кольца без болезненности и специальной подготовки, что позволяет применять его даже у детей раннего возраста.
Фиброптическая назофарингоскопия проводится врачом-отоларингологом по принципу любого другого эндоскопического исследования. Ребенок располагается в положении сидя. В носовой ход помещают назофарингоскоп (фото №20, 21), через который хорошо видно мягкое небо, заднюю и боковые стенки глотки. Затем ребенок отраженно повторяет определенные слоги, слова и фразы с ротовыми звуками. В это время врач визуально оценивает тип небно-глоточного смыкания, наличие небно-глоточной недостаточности и размер остаточного отверстия.
Выделяют 4 основные типа небно-глоточного смыкания. При циркулярном типе отмечается равномерное продвижение мягкого неба и боковых стенок глотки к сагиттальной плоскости. При циркулярном типе с валиком Пассавана в смыкании отмечается равное участие мягкого неба, боковых стенок глотки, а также задней стенки глотки, что приводит к образованию подлинного сфинктерного смыкания. При сагиттальном типе отмечается равномерная подвижность боковых стенок глотки с незначительным продвижением мягкого неба к задней стенке глотки. При коронарном типе в большей степени выражена подвижность мягкого неба в направлении неподвижной задней стенки глотки, боковые стенки глотки при этом продвигаются незначительно, достигая боковых краев мягкого неба.
При проведении назофарингоскопии врач обязательно обращает внимание на:
1. Мягкое небо:
а) подвижность (0,0-1,0)
б) симметричность: да/нет (вправо, влево, центр)
в) смыкание с аденоидами: да/нет.
2. Боковые стенки глотки:
а) подвижность правой (0,0-1,0)
направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее
б) подвижность левой (0,0-1,0)
направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее.
3. Подвижность задней стенки глотки: (0,0-1,0).
4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту/нет.
5. Тип небно-глоточного смыкания: сфинктерный, коронарный, сагиттальный, циркулярный, атипичный.
6. Размер остаточного отверстия (0,0-1,0).
7. Расположение отверстия: центральное, смещено вправо/влево, двустороннее.
8. Рекомендации: логопедическое обучение, оперативное лечение.
Для определения степени выраженности небно-глоточной недостаточности и пути ее коррекции ЛОР-врач оценивает размеры остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании в процентном соотношении. Вариантом нормы является небно-глоточная недостаточность с остаточным отверстием до 10%. Речь ребенка при такой НГН полноценна.
НГН с остаточным отверстием до 20-30% возможно скомпенсировать педагогическим путем. На занятиях логопед вызывает компенсаторное включение небно-глоточных структур и добивается уменьшения небно-глоточной недостаточности. Чаще всего после курса логопедического обучения речь ребенка нормализуется, и проведение повторной операции не требуется.
Если же размер остаточного отверстия при НГН больше 30%, то необходимо проведение операции по ее устранению и дальнейшее логопедическое обучение до полного восстановления произносительной стороны речи ребенка.
Пример №1.
Имя, фамилия, возраст: Полина Л., 5 лет.
1. Мягкое небо:
а) подвижность — 0,6.
б) симметричность: да
в) смыкание с аденоидами: нет.
2. Боковые стенки глотки:
а) подвижность правой — 0,1
направление: медиальное
б) подвижность левой — 0,1
направление: медиальное.
3. Подвижность задней стенки глотки: 0,0.
4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту.
5. Тип небно-глоточного смыкания: коронарный.
6. Размер остаточного отверстия — 0,4.
7. Расположение отверстия: центральное.
8. Заключение: исследование выявило устойчивую небно-глоточную недостаточность. Остаточное отверстие не менее 40%.
9. Рекомендации: оперативное лечение.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение небно-глоточной недостаточности.
2. Назовите причины ее формирования.
3. Каким образом диагностируется небно-глоточная недостаточность?
4. Перечислите и опишите основные типы небно-глоточной недостаточности.
5. В каком случае небно-глоточная недостаточность устраняется хирургическим путем?
6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений
детей после пластики неба
По клинико-педагогической классификации, ринолалия — это нарушение произносительной стороны речи, а именно внешнего оформления высказывания. Довольно часто детям после пластики губы и неба даются ошибочные заключения. В связи с этим еще раз желательно остановиться на признаках ринолалии и ее дифференциальной диагностике с другими речевыми расстройствами, на первый взгляд, имеющими похожие проявления.
В таблице №1 представлено сравнение структуры речевого дефекта при ринолалии с другими нарушениями устной речи, проявляющимися в неполноценности внешнего оформления высказывания — ринофонией, дисфонией, дизартрией и дислалией.
Таблица №1 Сравнение ринолалии с другими речевыми нарушениями
Дыхание | Ротовой выдох | Строение органов артикуляции | Иннервация мышц органов артикуляции | Баланс резонирования голоса | Звуко- произно- шение | |
Дислалия | Нормальное | Нормальный | Может быть нарушено | Сохранна | Сохранен | Нарушено |
Дизартрия | Может быть нарушено | Может быть нарушен | Нормальное | Нарушена | Может быть нарушен | Нарушено |
Продолжение таблицы
Дисфония | Может быть нарушено | Может быть нарушен | Может быть нарушено | Может быть нарушена | Нормальный | Сохранно |
Ринофо-ния | Нарушено | Смешанный (с носовым) | Нарушено | Может быть нарушена | Нарушен | Сохранно |
Ринолалия | Нарушено | Не сформирован | Нарушено | Сохранна | Нарушен | Нарушено |
Приступая к анализу результатов, полученных в процессе логопедического обследования ребенка, необходимо учитывать следующие данные о речевой патологии:
1. Биологический или социальный фактор возникновения.
2. Органическая или функциональная причина развития.
3. Локализация в центральном или периферическом отделе речевого аппарата.
4. Время наступления.
5. Степень выраженности дефекта.
Причиной формирования ринолалии является патология небно-глоточного кольца, поэтому фактор ее возникновения, конечно же, биологический.
В свою очередь, небно-глоточная недостаточность является следствием врожденной расщелины или какого-либо другого анатомического дефекта неба, а значит фон развития ринолалии органический, с локализацией в периферическом отделе. За редким исключением, в педагогической практике встречаются дети с признаками ринолалии на фоне врожденного пареза мягкого неба. В таком случае речевая патология имеет функциональную причину, центрального или периферического характера.
Время формирования ринолалии — период овладения ребенком активной речью. Ринолалия не может сформироваться в дошкольном или школьном возрасте, даже в случае приобретенной патологии небно-глоточного затвора (механической травмы, состояния после удаления опухоли, пареза или паралича мягкого неба). В этом случае может быть ринофония, дизартрия, но не ринолалия, так как артикуляторная база уже усвоена ребенком. Исключением являются дети после пластики неба, с «вторичной» небно-глоточной недостаточностью. Сначала их речь может развиваться без признаков ринолалии, но со временем, к 3-4 годам, из-за укороченного, недостаточно функционального мягкого неба, при активном росте глотки, особенно у мальчиков, может возникать открытый носовой оттенок и замены переднеязычных звуков, как правило, артикуляторно сложных, шипящих, свистящих и соноров на заднеязычные.
Степень выраженности ринолалии различна, однако она имеет тотальный характер нарушения. То есть, как правило, нарушаются не только артикуляторно сложные звуки, но и гласные, губно-зубные, губно-губные, заднеязычные группы звуков.
При сопоставлении перечисленных данных, характерных для ринолалии и других речевых нарушений можно найти некоторые совпадения. Например, большинство из них имеет биологический фактор происхождения, органический фон развития, раннее формирование и значительную степень выраженности. Однако, имеются и существенные различия, благодаря которым можно с уверенностью утверждать, что у того или иного ребенка — ринолалия.
Отличить ринолалию от ринофонии можно путем анализа звукопроизношения. При ринофонии нет его тотального нарушения, нет замен на заднеязычные звуки, на глоточные и гортанные щелчки. У ребенка с носовым оттенком голоса может быть увулярный [Р] или искажение группы шипящих, свистящих звуков. В таком случае он получит заключение ринофонии и дислалии или ринофонии и стертой формы дизартрии — в зависимости от причины нарушения звуков, но не ринолалии.
От ринолалии дисфония отличается не только сохранным звукопроизношением, но главным образом локализацией запускающего механизма. У ребенка с ринолалии изначально нет патологии голосового аппарата. Состояние гортани и голосовых складок не изменено. При ринолалии первично нарушается баланс резонирования голоса, имеется выраженный открытый носовой оттенок, обусловленный патологией небно-глоточного затвора. И только к подростковому возрасту, если ребенок не получает логопедической помощи, у него могут появиться признаки дисфонии в виде осиплости, хриплости, сдавленности или слабости голоса.
Отличительной чертой дизартрии является нарушение тонуса мышц органов артикуляции. Ребенок с ринолалией, как правило, успешно справляется с упражнениями артикуляционной гимнастики, выполняет их в полном объеме, хорошо переключается с одной пробы на другую. Мышечный тонус языка у ребенка с ринолалией является удовлетворительным, при выполнении упражнений нет тремора, дивиации языка, гиперсаливации. Отличается также характер нарушений звукопроизношения. При дизартрии в противоположность ринолалии редко искажаются группы артикуляторно простых звуков, наиболее рано появляющихся в речевом онтогенезе. При ринолалии нарушен и способ, и место образования звуков, а при дизартрии, как правило, только способ.
Дислалия отличается от ринолалии не только нормальным балансом резонирования, но так же, как и дизартрия, характером нарушения звукопроизношения. Даже при сложной механической дислалии, которая довольно часто встречается у детей после ранней пластики неба, не меняется место образования звуков, отсутствуют грубые замены на глоточный выдох и гортанный щелчок. Общая разборчивость речи ребенка с дислалией значительно выше, чем у ребенка с ринолалией, за счет отсутствия гиперназального оттенка голоса и правильного места образования звуков.
Отдельного внимания заслуживает категория детей с сочетанной речевой патологией. Как было замечено выше, у ребенка после пластики неба не обязательно сформируется ринолалия. У него может быть открытая ринофония вследствие небно-глоточной недостаточности и сложная механическая дислалия из-за ношения ортодонтического аппарата. А у ребенка с ринолалией может быть выражена дизартрическая симптоматика в речи, и он получит заключение: ринолалия с дизартрическим компонентом.
В таблице дифференциальной диагностики рассмотрены наиболее схожие с ринолалией речевые нарушения устной речи. А ведь у детей с ринолалией могут встречаться также и нарушения темпо-ритмической оргазации речи, например, заикание, нарушения письменной речи — дисграфия и дислексия.
Таким образом, проведение дифференциальной диагностики ринолалии с другими речевыми расстройствами позволяет наиболее точно определить направления коррекционной работы с ребенком и ускорить процесс восстановления речи.
Контрольные вопросы и задания
1. Как отличить ринолалию от открытой ринофонии?
2. Как отличить ринолалию от дисфонии?
3. Как отличить ринолалию от дизартрии?
4. Как отличить ринолалию от дислалии?
5. Может ли у ребенка с ринолалией быть еще какое-либо речевое нарушение? Приведите пример.
6. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит?
Глава 7
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ