Гигиена учебных занятий в школе.
Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.
Основными компонентами режима дня школьника являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору
Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:
а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;
б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.
Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья.
- На уроках обязательно должны проводиться динамические паузы (физкультминутки), для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуты от начала урока, для остальных — в середине урока.
- Ограничение времени беспрерывного письма. Оптимальная длительность письменных работ для детей 1-го класса должна составлять 5-8 мин, для учащихся 4-го класса — может быть увеличена до 20 мин.
- В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.
- Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов, диапозитивов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Показ кинофильмов и телепередач не должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних— 15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут. Для 16-летних подростков допускаются 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и 20 мин.
- Придельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1-3-й классы -24 ч., 4-й классы – 27 ч, 5-7-й классы – 29 ч, 8-й класс – 30 ч, 9 – 10-й классы – 32 ч.
81. Болезни детей преддошкольного и дошкольного возраста. Гигиенические основы физвоспитания и закаливания детей. Специфическая профилактика инфекционых заболеваний.
Преддошкольный возраст.Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.
В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании^ ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.
В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов, травм
По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.
Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.
Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств,
Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
К специфической профилактике относится: вакцинация.
82. Заболевания, характерные для детей школьного возраста, их профилактика. Гигиенические требования к школьной мебели, естественному и искусственному освещению, учебникам.
Первое место среди школьников занимают болезни органов дыхания. В школьном возрасте значительно повышается заболеваемость хроническим тонзиллитом, аллергическими заболеваниями. Инфекционные болезни занимают 2-е место в млад. классах и переходят на последнее в старших.
Также увеличивается число функциональных расстройств ССС, опорно-двигатьельного аппарата, понижение остроты зрения, слуха и др.Распространен кариес зубов. Ожирение.
Требования к школьной мебели
В стандартах предусмотрено изготовление мебели 5 групп с буквенным обозначение соответствующей росту:
|Группа |Рост |Высота |Высота |Цвет |Дифферен |
|мебели |учеников, |заднего |переднего |маркировки|ция, см |
| |см |края |края | | |
| | |сиденья |сиденья | | |
| | |над полом,|пад полом,| | |
| | |см |см | | |
|А | до 130 |54 |32 |Желтый |22 |
|Б |131-145 |60 |36 |Красный |24 |
|В |146-160 |66 |40 |Голубой |26 |
|Г |161-175 |72 |44 |Зеленый |28 |
|Д |выше 175 |78 |48 |Белый |30 |
Парта.
Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2
см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 -
4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между
задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя
плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в
вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и
вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и
характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости.
Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола
совпадают ) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и
отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно
последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на
спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5
см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при
коэффиценте отражения 35-55%.
Классная доска.
Различают два основных типа классных досок - настенные и
передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске -
облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый,
темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ).
Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-
желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски
с черным покрытием с использованием белого мела.
В первых 4-х классах доску
следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.,
а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким
образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали
основную доску.
Чертежные столы
Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных
школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30( -
для черчения, а при 60( для рисования).
Лабораторная мебель
Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются
лабораторные столы демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая
поверхность стола на одного ученика - не менее 120(60 см. Изготавливают
столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста
свыше 175 см.
Мебель мастерских
Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с
тисками. Для профилактики нарушения физического развития ( в виде ухудшения
осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать рост учащегося, а также его
физиологическое положение при работе. Для индивидуального
подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.
Мебель столовых
В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с
выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы
которых одевают пластиковые наконечники.
Мебель компьютерных классов
Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью
крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений
рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла
или стулья с большим наклоном спинки, а также валиком в поясничной области,
т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для
меньшего утомления глаз и спины.
Требования к естественному и искусственному освещению
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый;
для дверей, оконных рам — белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
сажать деревья не ближе 15 м, кустарник — не ближе 5 м от здания;
не закрашивать оконные стекла;
не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Требования к искусственному освешению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк. При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради — освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Требования к учебникам.
Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.
Бумага должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%). Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа.
Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.
Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами.
Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее 10.
Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.
83. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и содержанию дошкольных детских учреждений.
Удаленность от места жительство обслуживаемых детей не более 300 м для детских дошкольных учреждений. На каждого ребенка должно приходиться до 40-50 м² земельного участка и зеленые насаждения занимать не менее 50% площади участка.
При планировке и строительстве дошкольных учреждений исходят из принципа групповой изоляции как в здании, так и на участке. Предусматривается достаточная площадь участка, благоприятный воздушно-тепловой режим, естественное освещение, инсоляция зданий и др. Детские сады строятся на 25, 50, 90, 140, 280, 320 мест. А также в виде комплексов на 560 и 640 мест.
84. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ, организации учебного процесса.
Земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000 м для городских и до 2000м для сельских школ). На каждого ребенка должно приходиться до 40-50 м², а общая площадь должна составлять 1,7 – 3,0 га, а зеленые насаждения занимать не менее 50% площади участка.
Планировочная структура школьного здания зависит от типа учебного заведения: мысовые, общеобразовательные; школы продленного дня; школы-интернаты с круглосуточным пребыванием; вечерние школы; школы для детей с различными пороками развития; школы санитарного типа. Гигиенические требования ко всем типам школ почти одинаковы: высота не более 3-х этажей. Только в плотно застроенных городах допускается строительство 4-5-этажных школ. Учитывается разделение учащихся по возрастным группам. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от источников шума и загрязнения воздуха.
Классная комната по нормативам в глубину не должна превышать 6.3м, т.к. снижается ее естественная освещенность. Длина -8 – 8,4м. максимум 9м. Высота не менее 3м. Кубатура на одного учащегося – 3,75 м³.
Лаборатории химии, физики и биологии следует располагать в отдельном крыле здания, их площадь 66 – 70 м². Спортзалы (228 м²) располагаются на 1 этаже.
Школы – интернаты на 280-560 человек. Строят отдельно учебные корпуса и спальный корпус.
Температурный режим поддерживается за счет водяного и панельного отопления, обеспечивающий тепловой комфорт. Перепад температуры не должен превышать по горизонтали 2 ˚С, по вертикали 2,5 ˚С. Влажность в пределах от 40 до 60%. Ориентация окон: Ю, Ю-В.
организации учебного процесса.
Гигиенические требования к организации учебного процесса.
Максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
3-летняя начальная школа: | ||
1-3 | ||
4-летняя начальная школа: | ||
2-4 | ||
8-9 | ||
10-11 |
Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое падение работоспособности. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1 классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов для учеников 1 класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1 классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.