Личные местоимения в родительном падеже
Местоимение друг друга
Примечание. Взаимно-возвратное местоимение друг друга не имеет рода, числа и именительного падежа. Первое слово не изменяется, второе слово склоняется:
-------------------------------------------------------
Р.п. друг друга друг без друга
Д.п. друг другу друг к другу
В.п. друг друга друг на друга
Т.п. друг другом друг с другом
П.п. друг о друге друг на друге
------------------------------------------------------
1. Близнецы не могут жить друг без друга.
2. Маленькие дети часто жалуются друг на друга.
3. Я знаю, они живут друг с другом.
4. На пляже в Сочи очень много людей. Они лежат «друг на друге».
Упражнение 1. Прочитайте предложения, определите падеж местоимения друг друга.
1. Они встретились на свадьбе друзей и сразу полюбили друг друга.
2. И стали они встречаться. И стали они друг к другу в гости ходить.
3. Прошло 10 лет, они ничего не знали друг о друге.
Упражнение 2. Составьте предложения с местоимениемдруг друга и глаголами.
О б р а з е ц: Верить (кому?) - Нужно верить друг другу.
Беспокоиться (о ком?), рассказывать (кому?), надеяться (на кого?), гордиться (кем?), помогать (кому?), учиться (у кого?), советоваться (с кем?), завидовать (кому?), переписываться (с кем?), приветствовать (кого?), приходить (к кому?).
Личные местоимения в родительном падеже
Именительный падеж Родительный падеж
я меня
ты тебя он, оно его (у него)
она её (у неё)
мы нас
вы вас
они их (у них)
Указательные местоимения в родительном падеже
Именительный падеж Родительный падеж
Мужской род этот этого
Средний род это этого
Женский род эта этой
Мн. число (все рода) эти этих
Родительный падеж
1. Выражение значение обладания. Вопрос у кого? У моего близкого друга сегодня день рождения, у этого человека тёмные глаза, у моей сестры родилась дочь, у меня нет проблем
2 . Выражение значения отрицания (нет, не было, не будет): сынанет дома; бабушкинет дома; у меня нет проблем; в кассе нет билетов; в аудитории нет письменных столов
Внимание на ударение! не был, не было,ноне была
Внимание! У него не было билета. У него не было билетов.
Упражнение 3.Задайте вопросы к выделенным словам по образцу. Запишите ответы.
О б р а з е ц: Антона нет на работе – Кого нет на работе?
1. Сегодня на уроке нет Марины и Сергея. 2. Выпускниковна собрании не было. 3. Не бывает любви без грусти. 4. У меня нет детей. 5. Идеальных людей не бывает. 6. Новой студентки не было на экскурсии. 7. Жизнь скучна, если нет мечты. 8. У кошки нет котят. 9. У Сергея нет лишних денег.
ребёнок – дети; человек - люди
Упражнение 4.Замените утвердительные предложения отрицательными по образцу. Запишите их.
О б р а з е ц: У меня есть любимая тетя – У меня нет любимой тёти.
1. У меня есть хороший друг и подруга. 2. Через эту реку был деревянный мост. 3. В нашем городе есть ботанический сад. 4. В магазине есть свежие торты. 5. У меня есть сын и дочь. 6. У Вали будут собственные дети. 7. Завтра будет страшная гроза. 8. На этой улице есть автобусная остановка. 9. У них был цифровой фотоаппарат. 10. У наших соседей есть отличная дача. 11. У кассира есть сдача. 12. Сейчас у меня есть работа. 13. У режиссера есть интересная идея. 14. У девушки есть зимние сапоги. 15. У Пети есть носовой платок. 16. У больного есть медицинский полис.
Упражнение 5.Закончите предложения, используя слова, данные в скобках. Запишите предложения.
1. На улице нет (дождь), а значит, нет (грязь). 2. У меня нет с собой (запасные носки). 3. У Вас нет случайно (лишний билетик)? 4. В мире не существует (народ), у которого нет (своя культура). 5. У кольца нет (начало и конец). 5. У тебя нет ни (стыд) ни (совести). 6. В августе уже не будет (жара). 7. В зале не было (свободные места). 8. На свете (счастье) нет, а есть покой и воля (А.С.Пушкин). 9. У меня никогда не было (собственная семья). 10. В магазине нет (очередь). 11. Он круглый сирота: у него нет (родители). 11 Я холост – у меня нет (жена). 12. Не бывает (одна правда). 13. Здесь нет (выход). 14. У сторожа нет (ключи) от гаража. 13. В нашем подъезде нет (лифт). 14. В стакане нет (вода). 15. У Антона нет (компьютер). 16. Сегодня на стадионе нет (матч). 17. Дима болеет, но у него нет (лекарство). 18. У него нет (талант). 19. Наступил декабрь, а (снег) все нет. 20. Это безвольный человек, потому что у него нет (сила воли).
Упражнение 6.Ответьте на вопросы, используя слова для справок. Запишите ответы.
О б р а з е ц: - Почему вы не пишете?
- Я не пишу, потому что у меня нет ручки.
1. Почему ты не купил книгу? 2. Почему ты не прочитала статью? 3. Почему бабушка не сварила кашу? 4. Почему ты не пришла в ночной клуб? 5. Почему он не выполнил домашнее задание? 6. Почему вы не взяли с собой зонт? 7. Почему он не был вчера в театре? 8. Почему студент не пришел на собрание ? 9. Почему ты не съел суп? 10. Почему студент не сдал экзамен? 11. Почему студент поехал в Москву на поезде? 12. Почему врач не принял больного?
С л о в а д л я с п р а в о к: сумка, деньги (род.п.денег), крупа, соль, учебник, теплая одежда, время (времени), билет, журнал, знания.
Упражнение 7. Ответьте на вопросы письменно. В ответе используйте полные предложения.
1. Сравните климат страны, из которой вы приехали, с климатом страны, в которой вы сейчас живете? Скажите, что есть и чего нет в климате двух стран.
Слова для справок: крепкий мороз, сильный ветер, жара, дожди, холод
2. Сравните составленное гр. Мамедовым А.Б. заявление (Б) с образцом данного документа (А). Скажите, чего нет в составленном заявлении?
А.
Образец
Начальнику паспортного стола
Ленинского района
Гороховой И.В.
от гражданина Иванова И. И.
проживающего по адресу:
Екатеринбург, Ленина 3 -56.
Заявление
Прошу оформить новый паспорт в связи с утерей старого паспорта.
_________подпись___________
___дата__________
Б. Начальнику паспортного стола
от гражданина Мамедова А.Б
Заявление
Прошу оформить новый паспорт в связи с утерей старого паспорта.
3.Значение количества. Вопрос: сколько?
i. Числительное: два больших апельсина, десять пальцев, пять тетрадей, полтора (1,5) километра,
ii. Существительное:килограмм конфет, стакан молока , булкахлеба, пакет молока, пачка сигарет, бутылка пива, кусок торта, ложка сахара, тарелка супа
iii. Наречие: много / мало ошибок, несколько вариантов
Внимание!
2, 3, 4 (и их производные) + 2 падеж ед.ч.!! два стола, тридцать два стола, три книги, четыре друга, но пять столов, пять книг, пять друзей.
Внимание!
Сколько человек сидит (ед.ч.) в комнате?
Сколько человек было (ед.ч., ср. род в прош.времени)вчера на собрании?
Упражнение 8.Постройте словосочетания. Переведите незнакомые слова. Поставьте слова, данные в скобках, в родительный падеж. Запишите словосочетания.
Гроздь (виноград), пакет (молоко, сок, кефир), плитка (шоколад), пучок (укроп, петрушка, киндза, морковь, редис), ломтик (сыр, ветчина, лимон), кусок / кусочек (мыло, арбуз, дыня, хлеб, торт), пачка (масло, маргарин, печенье), долька (чеснок, апельсин), связка (бананы, ключи), горстка (орехи, изюм, конфеты), ложка (мед, сахар, соль, варенье), бутылка (шампанское, пиво, масло), банка (консервы, горошек, фасоль, шпроты, селедка, икра, тушенка, сгущенка), мешок (мука, крупа, яблоки).
Упражнение 9.Выполните задание по образцу. Запишите слова.
О б р а з е ц: 1. два человека, три брата, четыре цветка
2. две девушки, три ложки, четыре тетради
1. Друг, сын, журналист, покупатель, инженер, учитель, карандаш, вопрос, платье, экзамен, сосед, магазин, университет, зритель, окно, кресло, стул.
2. Комната, ваза, булочка, картина, лампа, рубашка, шапка, газета, сумка, ручка, квитанция, вилка, бутылка, артистка, лекция, сестра, конфета.
Упражнение 10.Употребите числительное: один, одна, одно, два, две. Запишите получившиеся предложения.
1. В спортзале было только … тренажера. 2. В комнате стояло … пианино. 3. У меня есть … лишних билета. 3. Чтобы выполнить эту работу, нужно … человека. 4. Дайте мне, пожалуйста, … рубля. 5. В нашем городе только … университет. 6. У меня … подруги. 7. В вазе лежало … яблоко и … мандарина. 8. Продавец вышла только на … минуты. 9. Маленькая девочка спросила, почему у человека … глаза, … уха, … ноги, … руки, а рот … . 10. На нашем этаже … комнаты.
Упражнение 11.Закончите предложения. Запишите ответы.
1. В пачке осталось 2 (сигарета). 2. Депутаты обсудили 4 (проект). 3. В этой книге 54 (страница). 4. Мне подарили 3 (коробка) конфет. 5. Я купил в киоске 2 (журнал), 3 (газета) и 4 (ручка). 6. У нашей кошки 4 (котенок). 7. Хлеб стоит 22 (рубль). 8. Экзамены будут через 3 (неделя). 9. Ширина прямоугольника – 4 (сантиметр).
Упражнение 12.Ответьте на вопросы. Замените числительное четыре на числительное пять. Запишите ответы.
О б р а з е ц: - В вашем доме четыре этажа?
- Нет, в нашем доме пять этажей.
1. В вашей квартире четыре комнаты? 2. В вашем классе четыре медалиста? 3. У тебя четыре тетради? 4. Вы тренировались четыре недели? 5. У причала стоят четыре лодки? 6. Этот спортсмен становился чемпионом мира четыре раза? 7. Дедушка закончил четыре класса? 8. Эта война длилась четыре года? 9. Ваша работа была выполнена в четыре этапа? 10. У вас осталось только четыре фотографии? 11. Музыкант выпустил четыре альбома? 12. У твоей бабушки было четыре сына?
Упражнение 13.Закончите предложения. Запишите ответы.
1. Вчера было 30 (градус) тепла. 2. Ты положила в компот мало (сахар). 3. Эта книга стоит 250 (рубли). 4. Мой отец будет в Екатеринбурге 3 (неделя). 5. На нашем факультете работает 40 (преподаватели). 6. В нашей группе учится 8 (мальчики) и 10 (девочки). 7. Сколько (комнаты) в вашей квартире? 8. У человека 32 (зуб). 9. В русском алфавите 33 (буква). 10. В моей коллекции 97 (монеты). 11. Международная научная конференция продлится 3 (день). 12. Если температура воздуха будет 25 (градусы), ученики не пойдет в школу.
Упражнение 14.Решите арифметическую задачу. Запишите ответы.
1. Ширина комнаты – 5 метров, а длина – 4 метра. Какова ее площадь? Каков ее периметр? 2. В классе 3 ряда парт. В каждом ряду – 6 парт. Сколько парт в классе? 3. В вазе лежало 20 конфет. Мальчик съел 16 конфет. Сколько конфет осталось? 4. Сейчас мне 40 лет.
Сколько мне будет через 5 лет? 5. На ветке сидело пятнадцать воробьев. Семь воробьев улетело. Сколько птиц осталось на ветке?
Упражнение 15.Прочитайте кулинарные рецепты. Переведите незнакомые слова. Измените текст - запишите рецепты этих блюд по образцу.
Образец:
1. Мясо положить в кастрюлю и варить 2-2,5 часа.
2. Положите 1 килограмм мяса в кастрюлю и варите 2-2,5 часа.
Щи из свежей капусты
1 килограмм мяса, 4 литра воды, 1 килограмм свежей капусты, 150 граммов репчатого лука, 100 граммов моркови, корень петрушки, 120 граммов сметаны, 60 граммов масла, 2 свежих помидора или томат-паста, 3 лавровых листа, черный перец, чеснок, зелень, соль.
Мясо положить в кастрюлю и варить 2-2,5 часа. Затем добавить нарезанную капусту, положить обжаренный репчатый лук и морковь, корень петрушки, помидоры и перец и варить до готовности (10-15 минут). В конце варки щи посолить, добавить лавровый лист и чеснок. Налить в тарелки, добавить сметану.
Блины
2,5 стакана молока, 5 ложек муки, 2 яйца, 1 столовая ложка сахара, 0,5 ложки соды, одна столовая ложка уксуса.
Яйца, соль и сахар взбить, добавить муку и молоко. Соду соединить с уксусом и ввести в тесто. Все хорошо перемешать. Выпекать блины на очень горячей сковородке на растительном масле.
4.Выражение значения принадлежности
вопросы чей? (кого?)
вопрос преподавателя; улыбкадевушки; книга моего брата / моей сестры;
Упражнение 16.Задайте к выделенным словам вопросы по образцу. Запишите вопросы и ответы.
О б р а з е ц: Это кабинет начальника – Чей это кабинет? Это билеты детей – Чьи это билеты?
1. Это очки бабушки. 2. Это паспорт друга. 3. Это журналы руководителя. 4. Это сочинения абитуриентов. 5. Это личные вещи Ирины Петровны. 6. На окне стоят цветы соседки. 7. Здесь находится дача друзей. 8. Вот ошейник пса. 9. В нашем городе есть музей писателя Бажова. 10. Это телефон мужа. 11. Здесь девушка Олега.
Упражнение 17.Закончите предложения, используя слова, данные в скобках. Запишите предложения.
1. В коридоре стоит велосипед (наш сосед). 2. Здесь портфель (главный инженер). 3. Я видела на столе документы (старший брат). 4. На стене висят фотографии (Игорь Сергеевич Гончаров и Марина Петровна Волкова). 5. В комнате разбросаны игрушки (мой внук). 6. Эта машина (наши приятели). 7. Вот резиденция (столичный мэр). 8. Учительница проверила контрольные работы (пятиклассники и шестиклассники). 9. Вот рисунки (мои племянники и племянницы)
Упражнение 18. Ответьте на вопросы. Переведите новые слова. Запишите ответы.
1.Мой муж рисует картины. Чьи это картины? 2. Наташа собирает значки. Чьи это значки? 3. Они купили новую машину. Чья это машина? 4. Моя подруга купила новую шубу. Чья это шуба? 5. Вчера Антону и Ольге подарили настенные часы. Чьи это часы? 6. Бабушка любит вышивать картины на ткани. Чья это вышивка? 7. Грибникисобрали грибы и ягоды. Чьи это грибы и ягоды? 8. Дворовая собака родила щенят. Чьи это щенята? 9. Рок-музыканты выпустили новый альбом. Чей это альбом? 10. Ветераны войны надели ордена и медали. Чьи это ордена и медали? 11. Известный футболист держит мяч. Чей это мяч? 12. Мой дедушка собрал большой урожай моркови и свеклы. Чей это урожай?
Упражнение 19.Придумайте диалоги по образцу. Запишите их.
А. – Тебе нравится музыка Моцарта?
-Я предпочитаю слушать музыку современных композиторов.
Б. – Ты не знаешь, чья это сумка?
- Не знаю. По-моему, это сумка Виктора.
- А мне кажется, Светы.
- Нет, точно не Светы, а Виктора.
5. Характеристика и отношение. Вопросы какой? (чего?): карта Сибири, преподаватель истории, столица Среднего Урала / Средней Азии; номера высотных домов; автор документального фильма, автор новой книги.
Упражнение 20. Закончите предложения. Запишите ответы.
1. На улице Куйбышева находится музей (камнерезное искусство). 2. Ашхабад – столица (Туркмения), а Варшава – столица (Польша). 3. В этом магазине продаются сумки (известные дизайнеры). 4. В нашей галерее выставлены произведения (современные художники и скульпторы). 5. В этой книге вы найдете лучшие стихотворения (выдающиеся русские поэты). 6. Мы были в экспедиции и записали песни (народы Севера).
6. Степень сравнения. Мой брат сильнее меня.
Модель: Им.п. + сравнительная степень +Р.п.
Я старше своего брата. Я выше моей сестры.
Суффикс -ее
Упражнение 21. Образуйте сравнительную степень с помощью суффикса -ее.
О б р а з е ц: Веселый - веселее.
Важный, новый, бедный, слабый, светлый, прямой, тёмный, красивый, счастливый, интересный, внимательный, знаменитый, известный, полезный, добрый, приятный.
Суффикс -е
Если основа прилагательного оканчивается на к, г, х, з, д, т, ст, ск и происходит чередование (замена) согласных: г - ж, д - ж, з - ж, к - ч, т - ч, х - ш, то сравнительная степень образуется с помощью суффикса -е: дорог-ой - дорож-е (г - ж), сух-ой - суш-е
(х - ш).
Примечание. У некоторых прилагательных с суффиксами -к-, -ок-, эти суффиксы исчезают: низ-к-ий - ниже, выс-ок-ая - выше.
Упражнение 22. Образуйте сравнительную степень с помощью суффикса -е.
О б р а з е ц: тихий - тише.
1. Строгий, крепкий, молодой, яркий, тихий, громкий, твёрдый, богатый, крутой, толстый, чистый, частый, дорогой, сухой, лёгкий.
2. Низкий, высокий, узкий, близкий, короткий, редкий, широкий.
Суффикс -ше.
С помощью суффикса -ше сравнительная степень образуется очень редко:
старый - старше, тонкий - тоньше, долгий - дольше, далёкий - дальше, ранний - раньше и ранее.
4. Особые случаи: плохой - хуже, хороший - лучше, маленький - меньше; дешёвый - дешевле, глубокий - глубже, сладкий - слаще, поздний - позднее и позже.
Примечание. Многие прилагательные не образуют форм сравнительной степени. Например: голый, нагой, босой, холостой, гордый, тщетный, братский, комический, ребяческий, бывший, боевой, деловой, передовой, голубоглазый, сиреневый, забытый и др.
Упражнение 23. Образуйте сравнительную степень.
Плохой, большой, интересный, низкий, сладкий, жаркий, толстый, богатый, крепкий, яркий, тихий, лёгкий, мягкий, дорогой, строгий, чистый.
Примечание. Используют разные модели употребления сравнительной степени:
1. Мой брат сильнее меня.
Модель: Им.п. + сравнительная степень + Р.п.
2. Мой брат сильнее, чем я.
Модель: Им.п. + сравнительная степень + союз “чем” + Им.п.
Примечание. Приставка по- даёт сравнительной степени значение “немного”: подороже - немного дороже, пораньше - немного раньше.
Упражнение 24. Сравните рост (возраст, размер одежды и обуви, цвет волос, внешность) вашего друга / вашей подруги и вас. Используйте слова: пониже, помоложе, постарше, поменьше, потемнее, посветлее, поуже, пошире.
О б р а з е ц: Мой друг повыше меня.
7. Значение времени-точная дата (вопросы когда? какого числа?)
А. Без предлога
Упражнение 25. Задайте к выделенным словам вопросы.
1. Оля приехала девятнадцатого марта. 2. Лена вышла замуж седьмого августа две тысячи седьмого года. 3. Наша встреча состоится тридцатого апреля. 4. Каникулы начинаются двадцать девятого мая. 5. Мой день рождения четырнадцатого ноября. 6. Русские люди отмечают Рождество седьмого января. 7. Европейцы отмечают Рождество двадцать пятого декабря. 8. Мы отправились в отпуск второго июня. 9. День Учителя по традиции отмечают пятого октября. 10. Давайте отмечать Новый год не только тридцать первого декабря и первого января,но и второго и третьего января.11. Известный певец Муслим Магомаев умер двадцать пятого октября две тысячи восьмого года.
Б. С предлогами до, после, с, с… до…
(вопросы когда? с каких пор? до каких пор? сколько времени?)
Упражнение 26.Задайте вопросы к выделенным словам.
1. После экзамена мы поедем отдыхать в Грецию. 2. Дождь зарядил с самого утра. 3. Ирина Владимировна будет стажироваться с понедельника до субботы. 4. Сегодня я буду на дискотеке до утра. 5. Обычно свежий хлеб привозят после десяти часов. 6. До каникул студенты должны сдать все задолженности. 7. Зимние каникулы будут продолжать с конца декабря до середины января. 8. Терапевт принимает больных с восьми утра до часу дня. 9. Давай съездим в магазин до твоей поездки. 10. После просмотра фильма я написал рецензию. 11. После свадьбы молодожены поехали отдыхать. 12. До рождения ребенка Света была худенькой, а после рождения ребенка стала полной. 13. Магазин закрыт на ремонт с первого ноября по первое декабря. 14. После болезни он изменился.
Упражнение 27.Вместо конструкции после + Род. п.постройте конструкцию до + Род. п.
1. Бабушка поехала в магазин после уборки дома. 2. После окончания университета Саша женился. 3. Давай выполним эту работу после отпуска. 4. После войны наша семья переехала на Украину. 5. После экскурсии участники конференции пообедали. 6. После спектакля мы посмотрели фойе театра.
Упражнение 28.Замените сложные конструкции существительными в родительном падеже с предлогами (а) после + Род. п.; б) до + Род. п.).
О б р а з е ц: а) Когда кончился дождь, мы отправились гулять. – После дождя мы отправились гулять. Б)Я позвонила домой перед тем, как поужинала.
А) Когда начинается гроза, эти цветы закрываются. Когда кончилось лето, наступили осенние холода. Когда они поженились, они уехали в деревню. Когда родилась моя дочь, мы стали жить лучше. Когда Вася пришел из армии, он поступил в институт. Когда я пообедал, я пошел в гости.
Б)Мы успели выполнить тест, перед тем как учитель собрал тетради. Они дружили, перед тем как поссорились. Я закончила школу, перед тем как родители развелись. Мы побывали там, перед тем как случилось несчастье. Отец вышел на пенсию, перед тем как началась реформа в стране.
Упражнение 29.Закончите предложения, употребляя слова, данные в скобках, с подходящими предлогами.
1. (Дождь) стало тепло. 2. (Работа) мать успевает приготовить завтрак, отправить детей в школу, погулять с собакой. 3. Магазин закрыт на обед (два часа, три часа). 4. Учебный год в России продолжается (сентябрь, июль). 5. (Детство) я люблю рисовать. 6. Метро закрыто (утро), его откроют в шесть часов. 7. Обычно (семь, девять) я занимаюсь гимнастикой. 8. Сейчас я иду в театр и смогу зайти к вам только (спектакль). 9. (Защита диплома) мы отдыхали. 10. (Осень) наступит зима, а (зимы) придет весна. 11. Постарайся навестить тетю (отъезд). 12 (Сон) я обычно умываюсь и завтракаю.
Упражнение 30.Ответьте на вопросы, используя слова данные в скобках.
(12, апрель, 1961 год) Когда полетел в космос первый космонавт Юрий Гагарин?
(13, октябрь) Какого числа ваш юбилей?
(14, час, 20 час) Когда принимает окулист?
(20, минута) Сколько времени вы ждали автобус?
(3, август) Когда начнется производственная практика?
(12, час, 40, минута) Который час?
(10, час, 30, минута) Когда начинается спектакль?
(8, час, 50, минута) Когда произойдет солнечное затмение?
(ужин) Когда мы сможем встреться?
8. А. Значение места (вопрос где?),
(предлоги: у, около, вокруг, недалеко от, позади, напротив, посреди, мимо, вдоль, от, до)
Б. Значение направления движения (вопрос откуда?)
Предлоги из, с / со, от, из-за)
Упражнение 31.Задайте вопросы к выделенным словам по образцу.
О б р а з е ц: Напротив школы находится баня. – Где находится баня? Моя жена прилетела из Парижа. – Откуда прилетела моя жена?
1. Туристы вернулись из похода. 2. Около дома растет большая береза. 3. Я получил посылку из Австралии. 4. Памятник стоит посреди площади. 5. Этот стол я поставлю около шкафа. 5. Справа от окна стоит кровать. 6. Прачечная находится напротив моего дома. 7. Лодка отплыла от берега. 8. Около почты находится сберкасса. 8. Что ты остановился посреди дороги? 9. Вокруг моей машины собрались люди. 10. Столовая находится за мостом. 11. Вдоль набережной растут цветы. 12. Мы хотим остановиться около университета.
Упражнение 32.Вставьте необходимый предлог в данные предложения, существительное и прилагательное в скобках поставьте в Род. Падеж.
1. Я всегда мечтал объехать (около, вокруг) (земной шар). 2. Мы будем ждать вас (вдоль, вокруг, напротив) (оперный театр). 3. Давай встретимся (вокруг, посреди, у) (газетный киоск). 4. Вам следует идти (вдоль, напротив, недалеко от) (эта улица). 5. Мы хотим остановиться (вдоль, вокруг, около) (новая гостиница). 6. Незнакомый человек показался (из-за, за, от) (угол дома). 7. Экскурсионный автобус отправляется (от, из, из-за) (привокзальная площадь).
Упражнение 33.Закончите предложения по образцу.
О б р а з е ц: Они были в ночном клубе на дискотеке. – Они вернулись из клуба с дискотеки.
1. Студенты были на Урале на практике. – Они вернулись … . 2. Сережа был на работе в школе. – Вечером он пришел домой … . 3. Твое пальто висит в коридоре на вешалке. – Возьми его … . 4. Кружка стоит в шкафу. Маша взяла кружку … и налила соку. 5. Летчики прилетели в экспедицию на Северный полюс. – Через год они вернулись … . 6. Я знаю, что вы ездили в командировку на Кавказ. – Когда вы вернулись … ? 7. Летом я поеду в деревню и вернусь … только в сентябре. 8. Дети были в школе. Они пришли … только когда закончились уроки. 9. Книга стояла на полке. Девушка взяла книгу … и начала читать ее.
Упражнение 34.Ответьте на вопросы, употребляя слова, данные в скобках, с предлогом изили с.
1. Откуда приехали ученые на международный симпозиум? (Россия, Англия, Китай, Индия, Венгрия, Польша, Куба, Дания).
2. Откуда приехали студенты в международный лагерь? (Канада, Аргентина, Бразилия, Германия, Монголия, Вьетнам, Эфиопия).
3. Откуда в Москву летят самолеты? (север, юг, запад, восток).
4. Откуда дуют эти ветры? (юго-восток, северо-запад).
5. Откуда приехали эти туристы? (Москва, Архангельск, Тула, Пермь, Новосибирск, Челябинск).
Местоимение друг друга
Примечание. Взаимно-возвратное местоимение друг друга не имеет рода, числа и именительного падежа. Первое слово не изменяется, второе слово склоняется:
-------------------------------------------------------
Р.п. друг друга друг без друга
Д.п. друг другу друг к другу
В.п. друг друга друг на друга
Т.п. друг другом друг с другом
П.п. друг о друге друг на друге
------------------------------------------------------
1. Близнецы не могут жить друг без друга.
2. Маленькие дети часто жалуются друг на друга.
3. Я знаю, они живут друг с другом.
4. На пляже в Сочи очень много людей. Они лежат «друг на друге».
Упражнение 1. Прочитайте предложения, определите падеж местоимения друг друга.
1. Они встретились на свадьбе друзей и сразу полюбили друг друга.
2. И стали они встречаться. И стали они друг к другу в гости ходить.
3. Прошло 10 лет, они ничего не знали друг о друге.
Упражнение 2. Составьте предложения с местоимениемдруг друга и глаголами.
О б р а з е ц: Верить (кому?) - Нужно верить друг другу.
Беспокоиться (о ком?), рассказывать (кому?), надеяться (на кого?), гордиться (кем?), помогать (кому?), учиться (у кого?), советоваться (с кем?), завидовать (кому?), переписываться (с кем?), приветствовать (кого?), приходить (к кому?).
Личные местоимения в родительном падеже