Методы разрешения конфликтов
Методы разрешения конфликтов:
- самооборона;
- ослабление;
- доминирование;
- уклонение;
- капитуляция;
- сотрудничество: компромисс и взаимодействие.
Руководителю необходимо уделять повышенное внимание проблеме управления конфликтами. Особое внимание заслуживает проблема предотвращения конфликта в ситуации, когда руководитель принял на работу в давно сложившийся коллектив. Главное в данном моменте - это не допустить зарождение оппозиций. Нельзя принимать радикальные решения, увольняя сотрудников или виновника конфликта.
Самооборона - это наиболее простой вариант решения конфликта. Он не требует осознанных решений. Фактически это стремление защитить своё я. Этот вариант самообороны не учитывает интересы других людей и может привести к изоляции и отчуждению сотрудника.
Ослабление - обвиняемый старается успокоить другую сторону, снять гнев, раздражение, огорчение. Обвиняемый уверяет, что причин для ссоры нет. Добрые слова оказывают благотворное воздействие, наступает мир. Степень готовности пойти навстречу оппоненту демонстрирует стратегию приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем больше эта степень, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера. Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное. Такая стратегия позволяет сохранить ресурсы до более благоприятного момента. Если баланс сил складывается явно не в нашу пользу, капитуляция может оказаться наилучшим выходом. Иногда мы уступаем, поскольку признаем правоту оппонента.
Однако уступка может сослужить нам и плохую службу. Она может быть воспринята оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок со стороны оппонента. В конце концов, уступая, мы не достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы. Например, когда преподаватель верит студенту, что он закроет свои долги, а в итоге ничего не меняется, терпение преподавателя исчезает и обращается к вышестоящим людям для решения этой проблемы.
Доминирование или принуждение. К доминированию прибегает инициатор конфликта, навязывая свою волю, заставляя принять собственную точку зрения любой ценой. Степень настойчивости выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Чем выше это желание, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Будем называть такое поведение - стратегией соперничества. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и сутью, например, спортивные соревнования, артистические состязания, многие случаи устройства на работу, поступления в учебное заведение по конкурсу и другие.
В то же время соперничество требует приложения всех сил, что может приводить к их истощению, болезни. Соперничество, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только с непосредственными конкурентами. У человека часто просто не хватает сил на личные отношения. Баланс сил может измениться, и тогда бывшие проигравшие будут стараться не поддержать, а превзойти прежнего победителя. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестоких методов.
Умелые участники переговоров, обладающие сильной позицией, склонны проявлять снисходительность к оппонентам. С другой стороны, люди, обладающие силой, склонны переоценивать свои возможности и недостаточно быстро реагируют на изменения силы позиции партнера. Нередко соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная реакция на неблагоприятное воздействие.
Уклонение - это уход от конфликта, трусость. В начале взаимоотношений находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии избегания, или ухода. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению или изменению.
Обвиняемая сторона конфликта ссылается на то, что сейчас не время и не место для разбирательства. В некоторых случаях именно такая стратегия оптимальна. К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. Иногда лучше избегать, так как наши шансы что-то улучшить, близки к нулю.
С другой стороны, нередко игнорирование может приводить к эскалации конфликта, так как проблема не решается и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными. В результате вполне разрешимая поначалу ситуация порой превращается в неразрешимую
Капитуляция - это подчинение силе и авторитету оппонента. В основе капитуляции лежит страх потерпеть неудачу, поражение, оказаться ролью жертвы.
Сотрудничество. Наиболее желательный выход из конфликта - это открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем. В этом случае конфликтные стороны выдвигают свои аргументы и доводы, вместе ищут решение, которое могло бы удовлетворить всех.
Решающее условие успеха: в обсуждении обстоятельств конфликта - надо уметь сохранять правильный тон.
Слова, сказанные спокойно снижают значимость претензий. Раздраженность, грубость, резкие выражения могут завести ситуацию в безысходность. Такие резкие слова, адресованные человеку, могут вызвать возмущение и он в праве отказаться от обсуждения. В этом случае конфликтные стороны ссорятся. Надо уметь слушать и слышать.
Конфликт - это не битва, что бы поразить противника.
Существует 2 типа сотрудничества.
1. Компромисс - это объединение конфликтных сторон путём принятия точки зрения оппонента. Компромисс найденный в полемике и принятый добровольно двумя сторонами, как правило - устойчив. Способность к компромиссу высоко ценится, что даёт возможность быстро разрешить конфликт и удовлетворить обе стороны. Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.
2. Взаимодействие - это существенный шаг вперёд по сравнению с компромиссом, тот, кто пользуется таким типом сотрудничества, ищет оптимальный вариант решения конфликтной ситуации. Конфликтные стороны стремятся к установлению общих целей для участников, сближению точек зрения и интересов, и получению обоюдных выгод на прочной основе и на долгий период времени. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все.
Наконец, еще одна стратегия поведения в конфликтной ситуации, когда степень готовности пойти навстречу оппоненту и степень настойчивости очень высоки - это стратегия сотрудничества. Она отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Часто люди считают такой вариант желательным, но в данной конкретной ситуации конфликта нереальным. Однако во многих случаях ситуация кажется тупиковой только из-за того, что каждый из оппонентов выдвигает требования, которые явно находятся в противоречии с требованиями другого, и не ищет иных вариантов удовлетворения своих интересов. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.
Сотрудничество привлекательно прочностью разрешения проблемы, партнерским характером отношений в его ходе. Это единственный способ выхода из конфликта, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношения между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем.
Корнем самого слова «сотрудничество» является «труд». Это отражает реальную необходимость приложения интеллектуальных, эмоциональных и других усилий для осуществления сотрудничества. Нередко эта стратегия требует и времени для ее успешного осуществления.
В то же время сотрудничество не всегда возможно. Для него необходимо взаимное желание разрешать проблему совместно, с учетом истинных интересов всех сторон.
Взаимодействие способствует созданию атмосферы искренности для решения проблемы, требует терпения, сосредоточения на том, что объединяет. Внутри межличностного конфликта располагаются множество точек возможного компромисса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.
Конфликты в медицинских учреждениях
Медикализация - процесс, в ходе которого происходит распространение влияния медицины на все новые сферы общественной жизни, проникновение в массовое сознание медицинского языка и стиля мышления, медицинских концепций и представлений о причинах, формах протекания и лечении болезней.
В современной отечественной системе здравоохранения сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, существуют объективные причины роста числа конфликтов и расширение сферы их проникновения. С другой стороны, практически отсутствует практика анализа и исследования содержания и причин конфликтов в лечебно-профилактических учреждениях.
Вместе с тем конфликты в медицине напрямую влияют на здоровье пациентов, даже если удается их своевременно и конструктивно разрешить.
К объективным причинам роста числа конфликтов относятся:
- смена моделей взаимоотношений врача и пациента в результате коммерциализации медицинской сферы;
- расширение медикализации;
- присвоение медициной функции социального контроля;
- транснациональное расширение медицинского рынка;
- изменение конфигурации медицинских практик под влиянием новых технологий;
- изменение престижа профессии врача в обществе;
- расширение сфер жизни под медицинским контролем (от медицины «life style» до эвтаназии).
К субъективным причинам роста числа конфликтов относятся:
- неготовность медицинских работников принять позицию «оказывающего услуги» в соответствии с новой системой медицинской помощи;
- низкий уровень компетентности медицинских работников в области конфликтологии;
- неудовлетворенность трудом и оплатой труда.
В медицине проблематика конфликта рассматривается в контексте динамики социального статуса лечебно-профилактических учреждений, экономического положения медицинских работников, межличностного взаимодействия, а также биоэтического аспекта медицинской практики.
Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.
Конфликт в структуре социальных взаимодействий субъектов медицинской деятельности носит не явный, но устойчивый характер. В конфликтных ситуациях участвуют следующие субъекты медицинской практики: медицинские работники, пациенты, медицинские коллективы в целом, родственники и «группы поддержки» пациента, медицинские учреждения в целом.