Конфликты, определение, виды
Интерес к разработке общей концепции конфликта возник, прежде всего, в социологии.
Конфликт - это органическая составляющая жизни общества и организации.
Основными взаимодействиями людей является: конкуренция, приспособление, но не менее важная форма взаимодействия людей является конфликт.
Конфликт – это противоречие различных, как объективных так и субъективных тенденций , в мотивах, отношениях, действиях и поведений личности, групп и других объединений.
Иными словами конфликт - это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями.
Рассматриваются типы конфликтов, различающиеся по составу их участников, в связи с чем, выделяют следующие типы конфликтов:
Конфликты классифицируются:
1. «+ +» - примером данного конфликта являются разногласия между руководителем и его заместителем, например, по поводу вида поощрения сотрудников отдела за выполняемую работу.
2. «- -» - примером может быть, когда руководитель вынужден действовать по принципу «выбираю из двух зол меньшее».
3. «+ -» здесь сталкиваются положительные и отрицательные варианты, примером может быть, после неоднократных предупреждений руководитель принимает решение об увольнении сотрудника, нарушившего дисциплину. Положительный аспект – это избавление от недисциплинированного сотрудника, однако уволенный сотрудник может быть творческой личностью, генератором идей, поэтому хлопоты по нахождению работника с такими высокими профессиональными навыками является отрицательной стороной конфликта.
Выделяют причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.
1. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон.
В качестве информационных факторов могут выступать:
- неполные факты, включая вопросы, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
- слухи, невольная дезинформация;
- преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
- ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
- нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
- интерпретация использованного языка, выражений: «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно»;
- посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил.
2. Поведенческие факторы - неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
- стремление к превосходству;
- проявление агрессивности;
- проявление эгоизма.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-то:
- угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, социальной);
- подрывает нашу самооценку;
- не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
- постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт;
- ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
3. Факторы отношений - неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.
Важнейшими факторами отношений являются:
- вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
- важность отношений для каждой из сторон;
- совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
- различия в образовательном уровне, классовые различия;
- история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
- ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
4. Ценностные факторы - к ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем. Принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других.
Ценности могут различаться по силе действия и по важности:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, приоритеты);
- групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нормы;
- способы действия и методы, свойственные отдельным организациям и профессиям;
- религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
- традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания.
5.Структурные факторы - относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных. Это такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств.
Конфликтная ситуация
Схема конфликта:
- источники конфликта;
- конфликт;
- управление конфликтом;
- последствия конфликта.
Основными элементами конфликта, является конфликтная ситуация или инцидент.
Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участника, то есть субъекта.
Объект конфликта - способствующего возникать и развиваться конфликтной ситуации, может стать власть, ресурсы, слава. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Явная борьба за место, какой-либо иерархии становится источником конфликта между специалистами. Наличие субъекта и объектов конфликта - это конфликтная ситуация, но для существенного конфликта , чтобы он произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонента- столкновения происшествие называемое инцидентом. Инцидент может пройти как по инициативе оппонента, так и независимо от их воли.
Таким образом, конфликт состоит в преобладании исходной конфликтной ситуации, при которой одной из конфликтных сторон удается достичь своей цели и двигаться в избранном направлении. История развития человечества, однозначно свидетельствует о невозможности без конфликтного развития общества.
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными - возможно, что какие-то из них в ходе конфликта исчезают. По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же.
1. Предконфликтная ситуация.
Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта.
2. Инцидент.
С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент - это первая стычка конфликтующих сторон. Он выступает как завязка конфликта. Если в предконфликтной стадии конфликт находился в начальном состоянии, то теперь он проявляется. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.
3. Эскалация.
На латинском «scala» - лестница. В фазе эскалации конфликт увеличивается, реализуясь в действиях и противодействиях конфликтующих сторон.
Эскалация может быть непрерывной - с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями и временным улучшением отношений. Так, например, хорошо прослеживается конфликт между преподавателем и студентом. Когда студент усиливает конфликт своим неответственным поведением и бездействием, и, наоборот, когда его сглаживает своими обещаниями.
Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне. В последнем случае имеет место хронический (затяжной) конфликт, который надолго задерживается на этой стадии годами, а в общественных отношениях (например, классовых, международных) десятилетиями или столетиями, и, возможно, так и не выходит за ее пределы. Иногда при этом он постепенно переходит на спад и иссякает сам собой.
4. Кульминация.
Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает.
Кульминация - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим или, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.
5. Завершение конфликта.