Лекция №1. Сущность управленческой деятельности. Методы управления
Методы управления. Устойчивые и эффективные способы воздействия на группы и отдельных людей для достижения целей организации называют методами управления. Существуют экономические, социально-психологические и административные методы.
Экономические методы управления - это текущее внутрифирменное планирование и контроль за итогами хозяйственной деятельности.
Социально-психологические методы. Они предполагают при организации взаимодействия людей учет социальных отношений и законов психологии. Для реализации социальных воздействий используются методы психологии: внушение, убеждение, побуждение, принуждение. В процессе социальных воздействий особое значение придается обмену информацией, или коммуникациям, которые могут осуществляться между людьми, организациями, организацией и личностью.
В процессе социально-психологических воздействий руководитель решает две основные проблемы:
- управление индивидуальным поведением;
- управление коллективным поведением.
Управление индивидуальным поведением. Оно осуществляется путем воздействия на личность, представляющую собой систему внутренних свойств человека, благодаря которым осуществляется его психологическая деятельность (важные психологические свойства личности - способности, характер, темперамент, эмоции).
Оценка личности и воздействие руководителя на подчиненного проводятся на основе: наблюдения; тестирования; делового взаимодействия (беседы).
В процессе наблюдения оценивается внешний вид, манера поведения. Тестирование используется как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.
Деловое взаимодействие предполагает сознательное управление процессом межличностной коммуникации. Если в межличностной коммуникации участвуют два человека, это — деловая беседа. Конечной целью любой деловой беседы является получение или передача информации, на которой будет основано дальнейшее решение.
Существуют правила проведения деловой беседы:
1) определить задачи;
2) составить план;
3) определить продолжительность;
4) выбрать время и место;
5) создать атмосферу взаимного доверия;
6) придерживаться основного плана во время беседы;
7) стараться быть приятным собеседником (если это не мешает достижению цели беседы);
8) зафиксировать полученную информацию;
9) прекратить беседу после выполнения задач и достижения цели беседы.
Управление коллективным поведением (групповая динамика). Она осуществляется путем воздействия руководителя на трудовой коллектив.
Трудовой коллектив - группа людей, организационно объединенных для достижения целей организации в процессе совместной трудовой деятельности.
Методы групповой динамики зависят от существующих внутри организации формальных и неформальных структур.
Формальная структура закреплена в уставе организации или получена в результате организационного проектирования. Например, отделы аптеки - это формальная структура. Подразделения формальной структуры возглавляют руководители различных уровней. При управлении формальной структурой необходимо учитывать такие факторы, как размер группы, состав, сплоченность, групповое мнение, конфликтность и др.
Неформальная структура образуется в результате личных симпатий. Причинами образования неформальных структур являются потребности в принадлежности к какой-либо группе, защите, общении. В такой структуре есть неформальный лидер, группа осуществляет социальный контроль, требуя, чтобы все члены такой структуры в определенных ситуациях вели себя заданным образом. Члены таких структур сопротивляются переменам, поскольку при реорганизации может быть нарушена неформальная организация. Для контроля над неформальными группами руководителю необходимо: выслушивать мнение их членов и лидеров,- поощрять тех, кто способствует достижению целей организации; привлекать их к решению проблем организации; давать точную информацию о делах организации по всем принципиальным вопросам и причинам принятия важных решений.
Управлять групповым взаимодействием можно с помощью: наблюдения (деловые игры, тренинги); тестирования; делового взаимодействия (собрание, совещание).
Совещание (собрание) - межличностная коммуникация, в которой участвуют все члены организации или руководитель и сотрудники.
Проведение собрания (совещания) включает три основных этапа:
1) подготовка (определение цели и перечня вопросов, разработка порядка и регламента выступлений, определение времени и места, определение состава участников и их оповещение, предварительное знакомство участников с докладами и решениями);
2) проведение (подготовка помещения, регистрация участников, выбор председателя и секретаря, соблюдение регламента и порядка выступлений, выработка решений);
3) оценка.
Административные методы управления. Они предполагают воздействие на людей с помощью документов (планов, приказов, инструкций и пр.). Для реализации организационно-распорядительных методов в аптеке должно быть организовано административное делопроизводство.
Административное делопроизводство включает:
- документирование - создание документов;
- документооборот - организация работы с готовыми документами, как созданными в самой организации (исходящие и внутренние), так и поступившими извне (входящие).
Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.