Формирование оптово-отпускных и розничных цен
Государство регулирует отпускные цены, оптовые и розничные.
При формировании цен на лекарственные средства, выделяют два подхода:
1. Ценообразование на готовые лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС.
2. Ценообразование на лекарственные средства, изготовленные в аптеке.
Ценообразование на готовые ЛП.
Себестоимость завода-изготовителя – это стоимость действующих и вспомогательных ЛС, стоимость упаковки, оборудования, заработная плата сотрудников, амортизация (изношенность) оборудования, коммунальные расходы.
Завод-изготовитель:
Себестоимость | Цена в Госреестре | НДС % | НДС (в руб.) | Отпускная цена с НДС |
1,00 руб. | 1,00 руб. | 10% | 0,10 руб. | 1,10 руб. |
Оптовый поставщик:
Оптовая надбавка (в %) | Оптовая надбавка (в руб.) | Оптовая надбавка без НДС | НДС % | НДС (в руб.) | Оптовая цена с НДС |
25% | 0,25 руб. | 1,25 руб. | 10% | 0,13 руб. | 1,38 руб. |
Аптечная организация
Розничная надбавка ( в %) | Розничная надбавка (в руб.) | Розничная цена |
40% | 0,40 руб. | 1,78 руб. |
Ценообразование на ЛС экстемпорального изготовления:
Схема формирования розничной цены на лекарственные средства, изготовленные в аптеке:
1) стоимость исходных ингредиентов, посуды, упаковки;
2) тарифы на изготовление, фасовку, отпуск. Тарифы на изготовление лекарственных форм остаются свободными и определяются руководителем аптечных организаций исходя из реальных затрат и рентабельности аптечной организации;
3) сумма постоянных и дополнительных затрат на единицу продукции.
Пример:
Раствор NaCl 10% - 100 мл NaCl: 1000,0 - 10,00 руб. H2O: 100,0 руб. - 1000,0 мл
H2O – 100 мл - 10.00 руб. 10,0 - Х Х - 100
Х = 0,10 руб. Х = 10,00 руб.
1флакон – 10,00 руб.
1пробка -1,00 руб.
1этикетка -1,00 руб.
1 металлический колпачок - 1,00 руб.
Тариф - 100,00 руб.
Всего - 1231,00 руб.
Если для изготовления лекарственных экстемпоральных форм использовать наркотические средства, психотропные вещества, препараты, подлежащие предметно-количественному учету, то при взвешивании таких препаратов взимается дополнительная плата за работу, данный тариф указывается в перечне тарифов аптеки.
Налог на добавочную стоимость на лекарственные средства (субстанции) учитывается только на заводе-изготовителе и у оптового поставщика в размере 10%.
Ценообразование ЛС, отпускаемых бесплатно по рецепту врача в виде набора социальных услуг, осуществляется путем государственной регистрации отпускной цены производителя Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с приказом Росздравнадзора №824 предельный размер торговых надбавок к зарегистрированным ценам на ЛС, которыми обеспечиваются категории граждан, имеющие право на бесплатные медикаменты составляет для Челябинской области 28%.
В настоящее время существует свободное ценообразование на ЛС, не входящие в Перечень ЖНВЛС, ИМН, медицинскую технику, парафармации.
Перечень ЖВНЛС
В настоящее время на уровне РФ в целом предпринята следующая мера государственного регулирования процесса установления цен на лекарственные средства и товары аптечного ассортимента - разработан Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), утвержденный Распоряжением Правительства РФ. Перечень ЖНВЛС – это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в т. ч. преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.
Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента
Формирование розничных цен на готовые лекарственные средства и другие товары аптечного ассортимента, не включенные в перечень ЖНВЛС, используется свободное ценообразование. Розничные цены (розничные торговые надбавки) устанавливаются руководителем аптечной организации в соответствии со спросом.
Оформление первичных документов по ценообразованию
При поступлении товаров аптечного ассортимента в аптечную организацию руководителем заполняется установленной формы протокол согласования розничных цен, где просматриваются все торговые надбавки от производителя до аптеки.
Руководитель аптеки несет уголовную и административную ответственность за ценообразование лекарственных средств реализуемых через аптечную организацию.
ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА
Лекция №4. Механизм образования цен на товары аптечного ассортимента. Формирование свободных розничных цен, документальное оформление. Ценники
Оптовые и розничные цены на изделия медицинского назначения, парафармацевтические товары остаются свободными и формируются с учетом факторов спроса (товар, потребитель) и предложения (поставщики, товары, затраты, конкурирующие субъекты и объекты).
Наценки в нижнем и среднем сегментах, полученные в результате расчетов на ЛС, обычно можно использовать и для значительной части ассортимента парафармацевтических товаров. Эти товары воспринимаются посетителями как типичный «аптечный» ассортимент, и механизмы ценового восприятия по отношению к ним мало отличаются от ценового восприятия лекарственных средств.
Однако определенная специфика характерна для сопутствующих товаров, которые, как правило, не являются целью посещения аптеки: их покупают «попутно», в режиме импульсивного спроса, без анализа цены. К числу таковых относятся:
- лечебная парфюмерно-косметическая продукция;
- предметы и средства личной гигиены (дезодоранты, средства по уходу за полостью рта, кожей и волосами, предметы для душа, ванны, бани, средства женской гигиены, гигиенические салфетки);
- продукты лечебного, детского и диетического питания.
Часто в нижнем и среднем ценовых сегментах эффективно повышение наценки «сопутствующих» аптечных товаров на 5-10% выше уровня цены на лекарственные средства. Вместе с тем, в ряде случаев аптечная организация сталкивается с сильной «неаптечной» конкуренцией по парафармацевтическим товарам со стороны близлежащих магазинов, оптовых рынков. В этой ситуации может быть целесообразна, напротив, пониженная наценка по сравнению с лекарственными средствами, обеспечивающая конкурентноспособность цены с «неаптечной» розницей.
Наценки, полученные в результате расчетов средней цены конкурентов по дорогим лекарственным средствам, обычно можно использовать и для части ассортимента дорогостоящей парафармацевтической продукции, близкой по ее ценовому восприятию к медикаментам.
Однако основная часть дорогой парафармации относится к товарам не «первой необходимости», а «качества жизни». Ценовая чувствительность в данном товарном сегменте обычно заметно ниже, чем для большинства лекарственных средств. Кроме того, в этом сегменте заметно отличается ценовая конкуренция: многие аптеки устанавливают на парафармацевтические товары существенно более высокие наценки, чем на лекарственные средства.
С учетом этого обычно целесообразно:
- в качестве исходной точки в сегменте дорогой парафармации использовать среднюю наценку по лекарственным средствам в среднем сегменте;
- экспериментировать с этой наценкой по критерию максимизации прибыли в данной ассортиментной группе.
Как и для лекарственных средств, по нескольким десяткам позиций «супердорогой» парафармацевтической продукции цену целесообразно устанавливать индивидуально, на основе регулярного мониторинга текущей ценовой ситуации у нескольких основных конкурентов.
Ценники
Информация на ценник:
- наименование аптеки;
- ОПФ;
- наименование, дозировка, количества доз в упаковке;
- страна производитель;
- срок годности (при наличии).
Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара.
ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТОВАРЫ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА