Лекция №5. Товарный отчёт. Отчёт аптеки за месяц
Для подведения итогов хозяйственной деятельности аптечной организации за определенный истекший период (месяц, квартал, год) составляется отчетность.
Отчетность - это система обобщающих показателей, которые характеризуют хозяйственно-финансовую деятельность аптечной организации или информация, полученная в результате обобщения данных учета.
Требования, предъявляемые к отчетности: своевременность составления и предъявления в адреса, предусмотренные законодательством РФ; точность и достоверность; доступность и экономичность.
Отчетность по срокам составления и представления классифицируется на;
- периодическую - отчетность материально-ответственных лиц (кассовый отчет, отчет мелкорозничной сети и отчет о хозяйственно-финансовой деятельности аптеки АП-72);
- годовую (бухгалтерская отчетность).
В договоре о материальной ответственности указывается, что материально-ответственные лица обязуются в установленном порядке и сроки по утвержденным формам представлять отчетность о движении товарно-материальных ценностей и денежных средств. Первый экземпляр отчета вместе с приходными и расходными документами, общее число которых указывается в отчете, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.
Месячный отчет аптеки ф. АП-72 составляется в двух экземплярах и состоит из одиннадцати разделов:
1. Реестр движения денежных средств и инкассация выручки отражает движение денежных средств в кассе организации и суммы переведенной выручки в банк, составляется на основании обобщения ежедневных кассовых отчетов.
2. Субрасчетный (текущий) счет отражает движение безналичных денежных средств на счетах в учреждениях банка.
3. Товарный отчет материально-ответственных лиц.
Первая часть (лицевая сторона) отражает движение товара, тары и других материальных ценностей; вторая часть - Отчет о движении тары (оборотная сторона). Лицевая сторона товарного отчета начинается с отражения остатка на начало отчетного периода по всем учетным группам (товар, тара, вспомогательные материалы, лекарственное растительное сырье). Затем на основании первичных учетных документов отражается приход по всем учетным группам в денежном измерителе, причем товары - по двум ценам, остальные учетные группы по ценам приобретения. По окончании всех записей подводится итог прихода по каждой учетной группе. Далее отражается расход по всем учетным группам на основании первичных учетных документов, причем реализация товаров населению, ЛПУ и др. организациям - только по розничным ценам, а прочий документированный расход товара (выбытие) - по двум ценам. По окончании всех записей подводится итог расхода. По формуле товарного баланса выводится остаток на конец отчетного периода по всем учетным группам: Ок = Он + Приход – Расход.
Вторая часть товарного отчета отражает движение оборотной тары по наименованиям в натуральном и денежном измерителях. Суммарные итоги по движению тары на лицевой и оборотной стороне отчета должны совпадать.
4. Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам отражает взаиморасчеты с покупателями на основании Журнала учета оптового отпуска и расчетов с покупателями.
Выводится дебиторская (долг в пользу аптеки) и кредиторская (долг за аптекой) задолженности.
5. Реестр выписанных покупателям (лечебным учреждениям и другим организациям) счетов по отпущенным им из аптеки товарам представляет собой опись всех счетов (накладных) по товарам, отпущенным из аптеки ЛПУ и прочим организациям. Итог отражает сумму реализации товаров ЛПУ и прочим организациям. Составляется этот раздел на основании выписанных счетов (накладных) и должен соответствовать данным Журнала учета оптового отпуска и расчетов с покупателями.
6. Движение товаров и выручки по прикрепленной мелкорозничной сети отражает движение товаров и выручки по всем мелкорозничным точкам и составляется на основании товарных отчетов по мелкорозничной сети.
7. Регистрация розничных оборотов отражает в хронологической последовательности все обороты по реализации товаров населению (по амбулаторной рецептуре, по безрецептурному отпуску, но мелкорозничной сети). В итоге выводится общая сумма реализации товаров населению.
8. Отчет о движении основных средств отражает движение числящихся на балансе аптечной организации основных средств на основании первичных учетных документов по приходу и расходу с указанием стоимости и количества конкретных объектов. Если в течение месяца не было движение основных средств, то этот раздел может не составляться.
9. Оборотная ведомость на лекарственное растительное сырье и прочие материальные ценности. В этом разделе в натуральном и денежном измерителе по заготовительным ценам отражается движение принятого ЛРС по каждому наименованию (остаток на начало отчетного периода, приход, расход и остаток на конец ответного периода).
10. Справка о заработной плате отражает сведения о начисленной заработной плате, о сумме удержаний, о суммах невыплаченной заработной платы, начисленном едином социальном налоге.
11. Перечень документов, прилагаемых к отчету.
Месячный отчет ф. АП-72 является конечным (сводным) документом первичного учета в аптечной организации, на основании его составляется отчет в виде бухгалтерского баланса.
По данным отчета о хозяйственно-финансовой деятельности аптеки рассчитывается финансовый результат от реализации товаров (прибыль или убыток от реализации).
Для построения товарных отчётов необходимо:
1.Проверить наличие и номера приходных документов, входящих в товарный отчет (приходные товарные накладные и протоколы поставщиков согласования оптовых цен на ЖНВЛС.
2. Проверить соответствие оптовой торговой надбавки и НДС в товарной накладной поставщика и соответствующей ей розничной торговой надбавки.
3. Проверить наличие круглых печатей (поставщика и аптеки) в приходных и возвратных накладных и протоколах поставщиков согласования оптовых цен на ЖНВЛС.
4. Для внутриаптечных накладных проверить наличие подписей и печатей двух аптек.
5. Проверить наличие приходно-кассовых ордеров за весь период ТО.
6. Сформировать и распечатать товарный отчет.
7. Разложить накладные строго по порядку, как в товарном отчете, сравнить розничную сумму аптечной накладной с розничной суммой этой же накладной в товарном отчете.
8. Подобрать квитанции к приходному кассовому ордеру (с печатями и подписями) строго по порядку и строго по суммам.
9. Акты переоценки, акты списания, накладные по внутриаптечной переброске, накладные на возврат товара поставщику, если эти документы отражены в товарном отчете, прикладывать непосредственно к распечатанному товарному отчету (перед всеми накладными).
10. Когда документы к товарному отчету подобраны, распечатать отчёты по приходу и расходу товара (сводные таблицы) по аптеке за текущий период.
11. Проверить сумму Прихода по товарному отчету и сумму по распечатанному «Приход по аптеке».
12. Проверить сумму Расход по товарному отчету и сумму по распечатанному «Расход по аптеке».
13. Суммы прихода и суммы расхода должны совпадать во всех документах аптеки.
14. После проверки всех показателей закончить оформление ТО подписями материально-ответственных лиц, указать дату составления и количество подобранных документов, поставить печать, прошить ТО вместе с документами.