Период полового созревания (пубертатный).

Чувство взрослости.

Сравнивая себя с взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослыми, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущений подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников(неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними). Во взаимоотношениях с взрослыми подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослого в отношении его личности. Виды взрослости были изучены разными авторами, среди них Т.В. Драгунова. Она выделяет следующие:

  Виды взрослости Проявления
Подражание внешним признакам взрослости Курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания.
Равнение подрост-ков-мальчиков на качества «настоя-щего мужчины» Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе, т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.
Социальная зрелость Возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место взрослого (обычно в семьях, переживающих трудности, подросток фактически занимает положение взрослого; здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.)
Интеллектуальная взрослость Выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительно

сти.

Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще

занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

К концу периода (около 15 лет, у некоторых - в старшем школьн. возрасте) подросток делает еще один шаг в развитии своего смосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

В 11 –12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристально. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья,в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые.

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести в этот период, стихи и фантазии. Самоанализ, иногда чрезмерный, приводит к недовольству собой.

Самооценка в подростковости оказывается низкой и неустойчивой. Их самосознание, как и поведение, во многом зависит от внешних влияний (пример из Кулагиной, с.303). С развитием самосознания связаны и возникшие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски, проявляющиеся в аффективных вспышках.

Подросток – еще не цельная личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Л.С. Выготский писал: «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Для подростка характерна нравственная неустойчивость. В младш. школьном и подростковом возрасте, по данным Л. Колберга, развивается конвенциальная мораль, при которой у ребенка еще нет истинной нравственности и нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Автономная мораль и нравственная независимость от группы появляются к 16 годам только у 10%.

О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. У одного итого же подростка стремление быть признанным и уважаемым другим сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость – с развязаностью, сентиментальность – с черствостью, чувственное фантазированием – с сухим мудрствованием (о противоречивости личности в этом периоде писала и А. Фрейд, с.304 по Кулагиной).

4.При организации учебно-воспитательной работы с подростками, необходимо учитывать особенности их эмоциональной сферы.

Подростки отличаются вспыльчивость, неумением сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Им свойственно бурное проявление своих чувств (они способны взорваться, если чувствуют к себе малейшую несправедливость, хотя потом могут сожалеть об этом). Большая эмоциональность подростка объясняется повышенной возбудимостью н.с. и недостаточным опытом волевого поведения.

Эмоц.переживания приобретают большую устойчивость (подросток, как правило не забывает обид учителю). Иной характер приобретает дружба (по сравнению с мл. школ. возрастом), которая носит более длительный характер. К дружбе подростки предъявляют довольно высокие требования. (Иногда дружба может принимать нежелательные формы, взрослые должны знать, с кем дружит их подросток, какова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет).

Дру́жба — бескорыстные[1] личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Для развития дружбы могут быть необходимы:[2]

взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

· взаимопонимание

· открытость

· откровенность, искренность и бескорыстие

· доверительность

· общность интересов и увлечений

· ценностное ориентационное единство

Любо́вь— чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Подростковая любовь – это чувство, которое нельзя сравнить ни с чем. Если с возрастом люди обрастают предрассудками, принципами, обязательствами, то в юные годы ничего этого ещё нет, подросток просто теряет голову от одолевающих его гормонов.

В подростковом или, как его называют биологи, пубертатном периоде тело мальчика или девочки начинает претерпевать значительные изменения. Моментально обнаруживаются первые комплексы, желание быть красивее, чем являешься на самом деле. Главное, что стоит принять для себя – это факт, что тело ещё не закончило видоизменяться и трансформация из «гадкого утёнка» не завершена.

То же можно сказать и про первые отношения с противоположным полом. В раннем возрасте молодые влюблённые ещё не готовы создать семью, сами ещё являются, по сути, детьми. Но даже в таком случае первая любовь – это серьёзная ответственность для юноши или девушки. Именно в этот период у человека складывается понимание того, что такое любовь, как следует проявлять свои чувства по отношению к другому человеку. Помните, что можно очень легко обидеть другого человека, причинить ему непоправимый моральный вред.

Подростковая любовь не обязательно связана с проявлениями физической близости, однако наше современное общество само подталкивает школьников к повышенной заинтересованности сексом. Что уж тут говорить, когда ещё и гормоны начинают давать о себе знать. Если вы молоды и влюблены – помните, что влюблённость в раннем возрасте может уйти так же незаметно, как и пришла. И если для мальчика первый сексуальный опыт – это своего рода достижение, то для будущей женщины и матери раннее начало половой жизни ничего хорошего не сулит. Лишний раз подумайте, прежде чем выпускать на волю физическую страсть. Даже обычный поцелуй на Вас будет очень влиять.

Подростковая любовь может иссякнуть стремительно, но может и перерасти во взрослое, серьёзное чувство, поэтому к молодым побегам этого замечательного светлого чувства следует относиться очень бережно.

Чувства (высшие: интеллектуальные, нравственные, эстетические) подростка приобретают длительный и устойчивый характер.

Воля.Существенного развития приобретают волевые качества – настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности и препятствия. Подростки, в отличие от мл. школьников, способны не только на отдельные волевые действия, но и на волев. деят-ть. Они уже способны сами поставить перед собой цель и спланировать ее достижение. Недостатки воли состоят в том, что, проявляя большую настойчивость в одном виде деят-ти, подростки могут не проявлять ее в др. видах. Л.С. Выготский отмечал, что у подростков чаще наблюдается не слабость воли, а слабость целей, когда подростку нет ради чего преодолевать препятствия и собственную лень.Проявление важной цели решает и проблемы воли. В целом для данного возраста характерно произвольность и поведения, и психических процессов.

5. Общение является ведущим видом деятель-ти подростка. Оно пронизывает

всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и

на отношения с родителями. Для подростка важно не просто быть вместе со

сверстниками, но и главное занимать среди них удовлетворяющее его положение:

для некоторых это стремление занять место лидера, для других – быть признанным,

любимым товарищем, для третьих – быть авторитетом в каком-то деле. Неумение,

невозможность добиться такого положения, чаще всего является причиной

недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровождается

и повышенной конформностью по отношению к подростковым компаниям. Каковы

мотивы общения? На 1 место выходит мотив занять определенное место в

коллективе сверстников – в 5-6 классах (пример с Машей, с.153 “Рабочая книга шк.

психолога”). В 7-9 классах центральным становится стремление к автономии в

коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников.

У многих подростков оказывается фрустрированной потребность потребность «быть»

значимым в глазах сверстников, что приводит к тяжелым переживаниям.

Деятельности.

Речь развивается и как способ общения с другими людьми, и как способ

приобретения знаний, и как способ выражения эмоциональных состояний и волевой

регуляции поведения, и как объект изучения. Увеличивается словарный запас,

совершенствуется грамматическая и синтаксическая формы языка. Развиваются

различные формы речи, в том числе письменная, приближаясь к литературной речи,

формируется способность адекватно выражать абстрактные мысли..

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения.

Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству:

подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами

конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем

воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Отметим,что

в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко

не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата

(строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют

возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого

процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л С. Выготский,

игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются

в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко

исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться

со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка

превращается в первую красавицу на балу, и в нее сразу же влюбляется то ли принц,

то ли мальчик из соседнего класса. В подростковом возрасте много острых личных

проблем, поэтому воображение в это время становится на службу бурной

эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он

может рассказать о них только самому близкому другу.

В качестве примера подростковых фантазий можно привести мечты Николеньки Иртеньева из

трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». «Я воображаю себя уже на свободе, вне

нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахи-

ваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах — убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении

от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает:

«Где он — наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными

слезами кричит - «Победа!» Я выздоравливаюи, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по

Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный

молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и

говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и,

опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество

и хотел бы умереть за него...».

Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В

своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые

начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения

предстают перед ним в яркой образной форме.

Кризис возраста.

В 12 – 14 лет в психич. развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович считает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

В этом периоде происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает боьшие трудности и для подростков, и для взрослых.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток пытается освободиться всеми силами, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения – наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия.Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.

Вывод по теме: подростковый возраст – трудный период полового и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование возраста. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Им присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период является интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющиеся друг друга увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.

Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию».

Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации.

Период полового созревания (пубертатный).

Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.

Полово́е созрева́ние (также пуберта́тный период или пуберта́т) — процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам: яичкам у мальчиков и яичникам у девочек

Бурное физическое и половое развитие осознается и переживается подростками. Нижней границей нормального начала пубертатности считают 10-11лет, верхней – 18 лет. При более позднем или раннем начале созревания – патологический случай, средняя норма - посредине (Бюлер). Рано – акселераты, поздно – ретардаты.

Половое развитие не отделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.

Этот период получил название периода полового созревания (пубертатного периода). Половое созревание девочек начинается на 1-1,5 года раньше, чем у мальчиков.

Половое созревание разделяют на 2 этапа: 1этап – с 8-9 лет до 12-13 лет, 2этап – с 12-13 лет до 17-18 лет.

На 1 этапе полового созревания повышается активность ЦНС., вслед за которым повышается активность эндокринных желез, а активность половых желез не достигла соответствующего уровня. Активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением.Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события. В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренниймир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, углова­тость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими

На 2 этапе полового созревания происходит стабилизация взаимосвязей между ЦНС., эндокринными центрами и половыми железами. Происходит не только интенсивное увеличение размеров и массы тела, развитие половых органов и различных признаков полового созревания, но происходят также значительные изменения в общем состоянии и самочувствии подростков. Половые гормоны (гормональная буря) оказывают влияние на все клетки тела без исключения, в связи с этим увеличивается интерес подростка к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение, развиваются вторичные половые признаки. У подростков половых гормонов больше, чем у взрослых. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь эндокринными железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. На этом этапе подростки становятся менее раздражительны, чем прежде, настроение у них более оптимистическое.

Протекание полового созревания у девочек и мальчиков проходит неодинаково.

Половое развитие девочек

Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза— увеличение его размеров и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез, но у разных девочек оно протекает по-разному. У некоторых оно начинается поздно - в 13 - 14 лет, но протекает более интенсивно.

Девочки, у которых молочные железы развиваются рано и интенсивно, обычно стесняются этого и пытаются маскировать одеждой свою грудь, сутулятся. Надо разъяснить им естественность и закономерность происходящих с ними изменений.

Первая менструация -монархе - наступает у девочек обычно в 13 лет, но может и позже. У девочек плотного телосложения бывает раньше, у худощавых — позже.

Менструальный цикл не сразу становится регулярным. Нормальный срок становления менструальной функции занимает до полутора лет. У большинства девочек менструации наступают через 28 дней, но нормальными считаются и сроки от 21 до 30 - 32 дней. Важно лишь, чтобы ритм был постоянным. В среднем менструация длится 3-5 дней, но может быть и 1 - 2 или 4-5 дней.

Но помимо очевидных процессов, есть и скрытые, поражающие психологическое состояние подростка. Из-за гормонального всплеска может резко меняться настроение, поведение, наблюдается раздражительность, а также возникновение сексуального интереса. Меняется отношение к себе самой и к окружающим. Другие люди, в свою очередь, тоже начинают воспринимать девушку в другом, новом качестве.

Наши рекомендации