Глава 5. Особенности суицидального поведения в молодом возрасте
Из анонимного опроса шведских подростков известно, что 3-6% из них когда-либо предпринимали попытку самоубийства. Мало кто из них обратился за помощью к врачу, большинство лишь рассказали об этом своим ровесникам (Хултен А., Отто У., 2004).
К основным причинам суицидального поведения несовершеннолетних относят:
1) конфликты с родителями, внутрисемейные конфликты, обусловленные неблагополучием в семье в связи с пьянством родителей, разводом последних т.д., жестокое отношение к ребенку, психологическое и физическое насилие;
2) неразрешимые проблемы любовного содержания, отсутствие взаимопонимания или ответного чувства со стороны представителей другого пола;
3) ситуации, вызывающие чувство стыда (например, когда подростка ловят на воровстве, исключают из школы или привлекают к суду);
4) проблемы взаимоотношений с друзьями;
3) употребление алкоголя или наркотиков;
5) трудности, связанные со школой, администрацией учебного заведения, страхи перед экзаменом;
6) низкая самооценка, трудности самоопределения, прессинг успеха.
Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги;
7) моделирование, имитационное поведение. Бывает, что несовершеннолетние борются с серьезными трудностями и самоубийство другого человека подсказывает им решение своих проблем. Самоубийства знаменитостей, самоубийства, получившие известность, самоубийства коллег по работе и товарищей по учебе особенно часто провоцируют новые акты суицида. Хрестоматийный пример: в 1774 году появился роман Гете «Страданий юного Вертера», в котором описана смерть юноши от несчастной любви. Молодые люди, оказавшиеся в ситуации Вертера, стрелялись прямо с томиком любимого произведения книгой в руках, а в букинистических магазинах того времени за огромные деньги продавались экземпляры романа, облитые кровью самоубийц. В некоторых странах этот роман был запрещен. Стремительный рост количества групповых суицидов был связан с трагической смертью Мерилин Монро (в течение недели после самоубийства Мэрилин Монро в 1963 году уровень самоубийств по всей стране вырос на 12 %), самоубийством Игоря Сорина из группы «Иванушки Интернешнл», и т.д. Общее число самоубийств в течение месяца после гибели Виктора Цоя выросло на тридцать процентов, в основном это были подростки. Более ответственно подаваемая информация может снизить влияние нашумевших самоубийств.
Таблица. Причины оконченных суицидов, совершенных несовершеннолетними в России в 2009-2010 г.г. (по данным ГНЦССП имени В.П.Сербского)
Количество случаев | ||
2009 год | 2010 год | |
Семейные конфликты | ||
Романтические отношения | ||
Наличие личностных проблем, замкнутости, психического заболевания | ||
Конфликты со сверстниками и друзьями | ||
Аддиктивное поведение – наркотики, алкоголь | ||
Неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации | ||
Жестокое обращение и насилие в семье | ||
Безразличие окружающих, черствость | ||
Демонстративное суицидальное поведение, повлекшее за собой смерть | ||
Боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ | ||
Бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями | ||
Религиозные мотивы |
Число лиц, привлеченных к ответственности за доведение несовершеннолетнего до самоубийства в 2009 году составляло в России 305 человек, в 2010 году - 302 человека.
Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покончить жизнь самоубийством.
Действующее законодательство допускает беспрепятственный просмотр несовершеннолетними пользователями сети Интернет роликов, посвященных суицидам, и «обучающим» видеороликам с инструкциями по уходу из жизни. Легкость и доступность поиска информации о видах и способах совершения суицидов в поисковых системах yandex, rambler, mail способны спровоцировать подростка на акт суицида. Видеоролики, содержащие презентацию изощренных способов самоубийства, демонстрирующие реальные самоубийства и мультфильмы, пропагандирующие легкость, доступность и многообразие способов ухода из жизни, в свободном доступе можно найти на сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов, а также в популярных социальных сетях, таких как odnoklassniki.ryи vkontakte.ru.
Психолог Елена Вроно, исследовавшая десятилетний опыт работы московского детско-подросткового суицидологического кабинета, отмечает: «70% наших пациентов в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения».
При изучении семей суицидентов в 95% случаев обнаружился отягощенный семейный анамнез: хронический алкоголизм, которым страдали один или оба родителя; тяжелые характеропатии и личностные акцентуации родителей, создающие в семье обстановку напряжения; патология, наблюдающаяся у родственников и родителей, клинически очерченные депрессии и другие психозы, случаи самоубийства в семьях суицидентов. Такие виды деформации воспитания, как гиперопека, авторитарность или жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или оппозиционные установки — черты, определяющие развитие суицидальности.
Существует разница между восприятием смерти девочками и мальчиками. Мальчики смерть воспринимают по-научному, как конец жизни, в то время как треть девочек верит в повторное рождение после смерти или в какую-нибудь другую форму мистицизма, связанного со смертью.
По данным D.S. Lipschitz et al., 34% молодых пациентов, совершивших суицидальную попытку, подвергались физическому, а 44% - сексуальному насилию. Подростки, перенесшие сексуальное насилие, почти вдвое чаще совершают аутоагрессивные действия. 70% тинейджеров, пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем.
Основной причиной суицидальных действий подростков в 25% случаев являются психические расстройства, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 12% - трудная семейная ситуация, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков.
В последние десять лет шведские, финские и американские ученые изучали самоубийства среди молодежи с применением метода психологической аутопсии (интервью с родственниками погибших) (Хултен А., Отто У., 2004). Психиатрические диагнозы в этом исследовании (91—98%) имела, прежде всего, среда более старших подростков. В норвежском исследовании этот показатель несколько ниже — 74 процента.
У более младших подростков, которые совершили импульсивные самоубийства из-за кризиса или стресса, диагностировалась в основном какая-нибудь форма депрессии или ставился диагноз «нарушение адаптации». В последнем случае самоубийство становилось чем-то особенно неожиданным для окружения, так как считалось, что эти подростки (чаще мальчики) неплохо адаптированы к жизни.
В большом американском исследовании (Shaffer et al, 1996) молодых людей, которые погибли в результате самоубийства до двадцати лет, депрессия и нарушение поведения были обычными диагнозами для возрастной группы до семнадцати лет. Причиной самоубийства среди молодежи были некоторые психические нарушения, такие, как шизофрения, депрессивное состояние.
Во всех исследованиях случаев самоубийств среди молодежи различные виды депрессии были обычным диагнозом и часто сочетались со злоупотреблением алкоголем и нарушением поведения (например, антисоциальное или пограничное личностное нарушение) (Brent et al., 1994; Beantrais, 2000). У четверти финских подростков, главным образом мальчиков, которые совершили самоубийство в возрасте 13—19 лет, были проблемы с алкоголем (Marttunen et al, 1992).
Нужно помнить, что различные нарушения, которые сами по себе не имеют значения для развития процесса самоубийства, «работая» вместе, усиливают друг друга. И тогда, например, у подавленного мальчика с внешним поведением, злоупотребляющего алкоголем, будет большой риск совершения самоубийства.
К особенностям подросткового суицида относят:
- кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе)
- конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий
- суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
- суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику"
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета
- средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.).
Лечение. Если ребенок высказывает какие-нибудь мысли о самоубийстве или ведет себя странно, надо тщательно исследовать ситуацию вокруг него. Корни проблем находятся чаще всего в семье. Подростки выражают свои мысли о смерти вслух или с помощью дневников, которые они начинают писать, когда у них возникают кризис или проблемы в отношениях. Такие мысли не должны постоянно повторяться, если развитие подростка идет нормально.
Участие родителей в процессе лечения — еще один камень преткновения. Им нужна информация, касающаяся риска самоубийства и психических симптомов у ребенка, они должны понять, что могут сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в семье. Часто им и самим нужна помощь, потому что они находятся в подавленном состоянии в связи со случившимся.
Детское отделение психиатрической больницы должно быть готово оказать неотложную помощь в кризисных ситуациях. Если в семье стресс, безысходность и агрессивность являются частым явлением, то нужна госпитализация ребенка в закрытое отделение. При большом риске самоубийства существует потребность в наблюдении. Оно может варьировать от простого присмотра (весь персонал следит за тем, чтобы пациент один не выходил из отделения) до неотступного наблюдения (пациента вообще нельзя оставлять одного, даже если он идет в туалет). Ответственность за такое наблюдение могут взять на себя родители.
Проблемой терапии подростков-суицидентов являются трудности в осуществлении и полноценном завершении лечения. Некоторые клиницисты пытаются решить эту проблему посредством направления всех подростков-суицидентов в больницу общего профиля для краткой терапии и оценки состояния. Эта тактика широко используется в Израиле и недавно закреплена законом.
Так как молодые люди часто повторяют попытку самоубийства, то за ними надо постоянно наблюдать, предлагать помощь и лечение, по крайней мере, в течение года, с тем, чтобы предупредить повторную попытку. Недавние исследования, проведенные среди 15—19-летних, показали, что 15 процентов суицидально настроенных молодых людей повторяют попытку самоубийства в течение года (Хултен А., Отто У., 2004).
Считается, что подросток, совершивший самоубийство, «вдохновляет» других людей, которые находятся в трудном положении, к таким же действиям. Увеличение случаев самоубийств может наблюдаться в школьной среде или других группах, где подростки хорошо знают друг друга. Те, кто был ближе всего к умершему, переживают очень сильный шок. У них развивается депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство.
Всего лишь 30—40% подростков, погибших в результате самоубийства, когда-либо контактировали с психиатром или наблюдались в клинике, хотя у них имелись психические нарушения или психологические проблемы. Поэтому знание факторов риска, сигналов риска самоубийств, способов выхода из кризисов, умение решать конфликты должны больше распространяться в обществе, в подростковой среде, среди родителей и других взрослых.