Глава 2. причины и мотивы самоубийства
Ответ на вопрос о причинах предполагает анализ условий существования суицидента: жизненной ситуации, в которой он находился, его состояния и переживания, приведших к совершению суицидального акта.Причина самоубийства почти никогда не бывает единственной, обычно они множественные и взаимосвязанные, например у одного человека могут сочетаться бедность, алкоголизм, болезнь, развод, одиночество, потеря работы.
Конкретное время совершения суицида определяется поводом - событием, действующим в качестве «последней капли», под влиянием которого пациент принимает решение покончить с собой. Иногда в качестве повода выступают определенные даты, например день св.Валентина, 8 марта, Новый год, день смерти близкого человека.
Ответ на вопрос о мотивах предполагает изучение целей, которых человек хотел достичь, когда совершал суицидальный акт.
Вагин Ю.Р.(2001)выделяет семь основных мотивов суицидального поведения.
1.Альтруистические мотивы отражают желание умереть, «чтобы всем было только лучше»; желание избавить окружающих от проблем, никому не мешать, не быть обузой. Альтрустическое самоубийство является самым ранним суицидальным феноменом в истории человечества. В примитивных сообществах существовали традиции самоубийства стариков в голодные годы, чтобы пищи хватило молодым и здоровым соплеменникам. Известны случаи добровольного самопожертвования во время военных действий.
Альтруистическая мотивация суицидального поведения встречается у лиц, страдающих тяжёлыми соматическими или психическими заболеваниями, особенно при невозможности самостоятельно содержать и обслуживать себя.
Важным блокирующим фактором суицидального поведения при преобладании альтруистической мотивации является осознание того чувства вины, которое будут испытывать окружающие после совершения им попытки самоубийства.
2.Аномические мотивы. Термин «аномическое самоубийство» был предложен основоположником современной суицидологии французским социологом Эмилем Дюркгеймом в конце девятнадцатого века.
Аномия - буквально означает исчезновение нормы, “бесправие”. Аномическое самоубийство возникает, если человек не может адаптироваться к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни.
Дюркгейм рассматривал аномическое самоубийство как результат отрыва индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. “Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного, семейного и политического общества”.
Периоды, когда меняется состав населения и наблюдается большой приток иммигрантов, также привносит в общество состояние аномии и возрастание уровня самоубийств.
Аномические мотивы связаны с потерей смысла и интереса к жизни. Суицидент обычно выходит за рамки конкретных жизненных обстоятельств, негативно прогнозирует свое будущее, думает не только о неудаче в данной конкретной ситуации, но о своем жизненном крахе в целом. Отсюда задача консультанта убедить клиента в том, что отдельная неудача в одной из жизненных сфер не означает, что в жизни больше не будет ничего хорошего.
Лучшим способом блокады суицидального поведения при аномической мотивации является «подписание антисуицидального договора». Вагин не рекомендует убеждать суицидента в том, что впереди у него ещё много всего хорошего. Следует подчеркнуть, что он свободен в своём праве выбора между жизнью и смертью. Единственное, на чём нужно настаивать,— это на необходимости выждать какое-то время перед окончательным принятием решения. Следует подчеркнуть, что если ситуация на самом деле такова, какой она видится суициденту, и ничего не может измениться, то ничего и не изменится по прошествии определённого времени, и, если он в этом убедится, у него ещё будет возможность осуществить своё намерение. После этого заключается устный договор, что он обязуется в течение определённого времени не предпринимать никаких попыток покончить жизнь самоубийством.
Антисуицидальный договор позволяет временно блокировать суицидальные тенденции в тех случаях, когда не срабатывают никакие другие психотерапевтические приёмы.
3.Анестетические мотивы отражают представление о том, что только смерть может избавить от страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавиться от мучительной душевной боли.
Выявление анестетической мотивации при выраженной душевной боли требует специализированной психотерапевтической помощи, учитывая то, что душевная боль, внезапно усиливаясь, может привести к «импульсивным» быстрым суицидальным действиям. В этот момент иногда единственным способом удержать человека от самоубийства являются меры принудительного удержания.
Имеются лекарственные средства, позволяющие облегчить самую сильную душевную боль, даже в тех случаях, когда мы не можем воздействовать на её психологическую причину. Со временем боль ослабевает, восстанавливается способность критической оценки своего поведения, включаются противосуицидальные защитные механизмы, и риск суицидального поведения уменьшается.
4.Инструментальные мотивы связаны с неспособностью изменить неблагоприятную ситуацию другим образом, с желанием доказать что-то хотя бы своей смертью; иногда же это просто желание привлечь к себе внимание, демонстративно-шантажное поведение.
Высокого риска совершения суицида в таких случаях, как правило, нет. Суицидальное поведение остаётся на уровне мыслей, фантазий, высказываний, демонстративных попыток с использованием заведомо несмертельных способов и средств. Опасность может заключаться в том, что человек по неведению может принять или использовать более опасные для жизни способы, чем сам того желал. Существует опасность, что в случае достижения желаемого результата, суицидент может закрепить суицидальную модель поведения и использовать её стереотипно в любых сложных жизненных ситуациях.
5.Аутопунитивные мотивы отражают желание наказать себя.
Подобные мотивы имеют в российской культуре достаточно глубокие корни, особенно в военной среде. Самоубийства во имя искупления вины встречают наибольшее понимание у окружающих.
Суицидальные мысли с мотивацией самонаказания должны настораживать в плане возможного депрессивного состояния.
Когда мотивация самонаказания сочетается с альтруистической, нарушается самый главный противосуицидальный защитный механизм — необходимость жить ради других. Данное сочетание является наиболее опасным в суицидальном плане.
6.Гетеропунитивная мотивация связана с желанием отомстить кому-то, наказать, пробудить у окружающих муки совести.
Модель поведения очень древняя. У китайцев многие столетия существовала традиция в случаях получения незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах дома обидчика. Таким образом осуществлялась собственная реабилитация и одновременно месть причинившему обиду, так как последний после такого случая всегда подвергался социальному осуждению.
Подобный мотив характерен для подростков. Популярный фильм о подростковых проблемах назывался «В моей смерти прошу винить Клару К.».
Суицидальные фантазии с мотивацией «наказать другого» встречаются у детей, которые представляют, как будут мучиться родители, учителя, близкие, которые их чем-то обидели.
У подростков суицидальные мысли данного типа могут переходить границы фантазирования и реализовываться в поведении, чаще всего с элементами демонстративности и, следовательно, в сочетании с инструментальной мотивацией.
7.Поствитальная мотивация отражает надежду на что-то лучшее после смерти, желание умереть «здесь», чтобы иметь возможность возродиться к новой жизни, желание уйти «туда», к кому-то очень важному в жизни подростка и любимому, мысль о смерти как о пути к новой жизни.
Подобные традиции были широко распространены в древнем мире, особенно на Востоке. В Индии в случае смерти брамина его жена (иногда и слуги) по традиции совершали самоубийство на костре, чтобы вместе с ним войти в царство мертвых и обрести там вечное блаженство. Многие первые христиане, буквально восприняв учение апостолов, принялись поодиночке и группами кончать жизнь самоубийством, чтобы скорее предстать перед Всевышним и оказаться в царстве «вечной красоты и блаженства».
Если буквально воспринимать слова Екклезиаста «…и возненавидел я жизнь, ибо всё суета и томление духа», проникнуться пессимизмом книги Иова «человек рождается на страдания» и при этом верить, что на том свете человека ожидает райское блаженство, то до самоубийства недалеко.
Теоретикам христианства чтобы предотвратить массовые самоубийства христиан пришлось провозгласить самоубийство грехом, так как при этом нарушается заповедь Господня «не убий». Как только самоубийцам был обещан вместо сладостных кущ рая жаркий и зловонный ад, самоубийства резко пошли на убыль.
Представления о загробной жизни оказывают большое влияние на суицидальный риск. Надёжный фактор профилактики суицидального поведения — наличие стойких религиозных убеждений христианской или исламской направленности.
«Подпортил» в этом плане ситуацию Моуди со своей книгой «Жизнь после смерти». В этой книге автор собрал свидетельства лиц, перенесших опыт клинической смерти. Выжившие в один голос якобы утверждали, что сразу после смерти их душа как бы отделялась от тела, проходила боль, наступало спокойствие, они попадали в длинный туннель, в конце которого был виден яркий свет, их окружали внимательные, заботливые существа, встречали умершие родственники — и только заботами неугомонных реаниматологов они без особого удовольствия возвращались назад. Авторитетные специалисты-реаниматологи не подтверждают подлинность наблюдений Моуди. Подобные мифы широко распространены в нашем обществе, они опасны в плане облегчения перехода суицидальных мыслей в суицидальные действия. Сам Моуди, понимая, какой эффект может оказать его книга, писал, что опыт внетелесного существования у самоубийц, возвращённых к жизни, носит мрачный, безрадостный и иногда даже «ужасный» характер.