Мес | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах |
| | | | | |
| A3 | Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой | • | | | | | |
АС | Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач | • | | | | | |
ДО | Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе | • | | | | | |
РА | При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки | • | | | | | |
Э | Первая улыбка при общении со взрослым | • | | | | | |
| РН | Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны | | • | | | | |
A3 АС | Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы | | • | | | | |
ДО | Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову | | • | | | | |
РА | Крик интонационно выразительный. Начальное гуление | | • | | | | |
Э | Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым | | • | | | | |
| РН | Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги | | | • | | | |
A3 | Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете | | | • | | | |
ДОДР | Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча | | | • | | | |
РА | Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление | | | • | | | |
Э | Комплекс «оживления» | | | • | | | |
| РН | Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус | | | | • | | |
A3 АС | Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку | | | | • | | |
ДО ДР | Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку | | | | • | | |
РА | Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос | | | | • | | |
СП | Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде | | | | • | | |
| РН | Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного | | | | | • | |
ДО | Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук | | | | | • | |
ДР | Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот | | | | | • | |
РА | Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр. | | | | | • | |
СП | Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха | | | | | • | |
| A3 | Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки | | | | | | • |
додр | При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку | | | | | | • |
РА | Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги | | | | | | • |
н | Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки | | | | | | • |
эсп | По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание. | | | | | | • |
|
Meс | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка в месяцах |
| | | | | |
| до | Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки | • | | | | | |
ДР | Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку | • | | | | | |
РП РА | На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет | • | | | | | |
Н | Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый | • | | | | | |
СП | Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес | • | | | | | |
| A3 | Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии | | • | | | | |
ДО | Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает | | • | | | | |
РПРА | Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет | | • | | | | |
Н | Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их | | • | | | | |
СП И | Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. | | • | | | | |
| доДР | Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку | | | • | | | |
РП | По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов | | | • | | | |
РА | Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы | | | • | | | |
Н | Спокойно относится к высаживанию на горшок | | | • | | | |
СП | Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами | | | • | | | |
| до | Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы | | | | • | | |
ДР | По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания | | | | • | | |
РП | По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки | | | | • | | |
РА | Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя | | | | • | | |
СП | Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми | | | | • | | |
| до | Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры | | | | | • | |
ДР | Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком | | | | | • | |
РП | Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела | | | | | • | |
РА | Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова | | | | | • | |
СП | Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных | | | | | • | |
| до | Первые самостоятельные шаги без поддержки | | | | | | • |
ДР | Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку | | | | | | • |
РП | Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке | | | | | | • |
РА | Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения | | | | | | • |
СР | Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики | | | | | | • |
Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.