Оценка психомоторного развития ребенка. что должен уметь и знать ребенок.
ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК.
Развитие ребенка на втором году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||||
1 год | 1 год 3 мес | 1 год 6 мес | 1 год 9 мес | 2 года | 2 год 6 мес | |||
1год 3 мес | РП | Быстро расширяется запас понимаемых слов | • | |||||
РА | Увеличивается словарный запас | • | ||||||
СР | Различает предметы по величине с разницей в 3 см | • | ||||||
И | Повторяет ранее видимые действия в игре | • | ||||||
Д | Много ходит, приседает, может пятиться | • | ||||||
н | Может самостоятельно есть ложкой густую пишу | • | ||||||
1 год6мес | РП | Обобщает предметы по существенным признакам | • | |||||
РА | Использует более сложные слова при общении | • | ||||||
СР | Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр. | • | ||||||
И | Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия приставным шагом | • | ||||||
н | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу | • | ||||||
1 год 9 мес | РП | Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы | • | |||||
РА | Обозначает действия двумя словами, использует глаголы | • | ||||||
СР | Ориентируется в размерах с разницей 3 см | • | ||||||
И | Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота | • | ||||||
Д | Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см | • | ||||||
н | Частично надевает простые вещи с помощью взрослого | • | ||||||
2 года | РП | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого | • | |||||
РА | Употребляет в речи прилагательные и местоимения | • | ||||||
СР | Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов | • | ||||||
И | Выполняет ряд простых логических последовательных действий | • | ||||||
Д | Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом | • | ||||||
н | Частично самостоятельно одевается | • |
Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Развитие ребенка на третьем году жизни
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | Возраст ребенка | |||
2 года | 2 года 6 мес | 3 года | 4 года | |||
2 года 6 мес | РА Г | В речи использует сложные предложения с придаточными | • | |||
РА В | Начинает задавать вопросы «где?» «когда?» | • | ||||
СРФ | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм | • | ||||
СРЦ | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый | • | ||||
И | Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр. | • | ||||
кд | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их | • | ||||
ИД | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует | • | ||||
НО | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки | • | ||||
нк | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом | • | ||||
3года | РА Г | В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | • | |||
РА В | Часто задает вопросы «почему?», «зачем?» | • | ||||
СРФ | Правильно и но назначению использует предметы в игре | • | ||||
СРЦ | Правильно показывает и называет основные цвета | • | ||||
И | Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр. | • | ||||
кд | Усложняются используемые в игре сюжетные постройки | • | ||||
ид | Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина | • | ||||
но | Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого | • | ||||
нк | При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком | • | ||||
д | Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом | • |
Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.
Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.
Инструкция по тестированию
1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся в ответ на улыбку, на разговор с ним.
2. Ребенок должен самостоятельно рассматривать свои руки в течение нескольких секунд.
3. Родители могут помогать ребенку направить зубную щетку и выдавить пасту на щетку.
4. Ребенок может не зашнуровывать ботинки и не застегивать пуговицы или «молнию» на спине.
5. Медленно водите нитью перед лицом ребенка из стороны в сторону по дуге около 8 градусов.
6. Ребенок должен захватить погремушку при дотрагивании ею до тыльной стороны ладони или кончиков пальцев.
7. Держа нить перед лицом ребенка, уроните ее, не делая движений руками, чтобы она быстро исчезла из поля зрения малыша. Засчитывается, если ребенок пытается увидеть, куда ушла нить.
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку без помощи тела, рта, стола, при этом он не должен класть кубик на стол.
9. Засчитывается, если ребенок может поднять изюминку, захватив ее большим и любым другим пальцем ( «захват пинцетом»).
10. Линия, проведенная ребенком, может отклоняться от линии, проведенной тестирующим, не более чем на 30 градусов.
11. Сожмите кулак, оттопырьте большой палец и покачайте им. Засчитывается, если ребенок воспроизводит это движение, покачивая именно большим пальцем.
12. Засчитывается, если ребенок воспроизведет любую замкнутую кривую.
13. Нарисуйте на листе бумаги две вертикальные линии разной длины. Ребенок должен указать, какая линия длиннее. Переверните лист бумаги вверх ногами и повторите задание. Засчитываются три из трех или пять из шести правильных ответов.
14. Засчитываются любые линии, пересекающиеся близко к середине.
15. Позвольте ребенку сначала скопировать квадрат самому. Если у него не получится, покажите, как это сделать.
16. Когда даете ребенку выполнить 12,14 и 15-е задания, не называйте фигуры. Не показывайте, как изображать круг и крест.
17. Каждая парная часть тела — две руки, две ноги — засчитывается за одну.
18. Положите кубик в чашку и тихонько потрясите ею возле уха ребенка, но вне поля его зрения. Повторите то же у второго уха.
19. Подберите пять картинок, на которых изображены кошка, лошадь, птица, собака, человек. Укажите пальцем на картинку и попросите ребенка сказать, что на ней нарисовано (не приписывайте содержание збукам, не несущим смысла). Если ребенок назвал правильно менее четырех картинок, попросите его показать картинку, которую вы назовете. Покажите ребенку куклу и попросите его показать нос, глаза, уши, руки, ступни, живот, волосы. Засчитывается, если малыш правильно назвал шесть частей тела из восьми.
20. Показывая ребенку картинки, спросите у него: «Кто летает? Кто говорит «мяу»? Разговаривает? Поет? Скачет галопом?» Засчитывается, если ребенок называет две—четыре картинки из пяти.
21. Спросите реоенка: «что ты делаешь, когда игиелолидпиг jj,i_,jm iru ^ кипит Голодный?» Засчитывается, если ребенок отвечает на два или три вопроса из трех.
22. Спросите ребенка: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Как пользуются карандашом?» В ответ он должен включить глаголы.
23. Засчитывается, если ребенок сказал, сколько кубиков на листе (один—пять).
24. Попросите ребенка положить кубик на стол, под стол, перед вами, позади вас. Не помогайте ему ни пальцем, ни движением головы, ни взглядом. Засчитывается четыре правильно выполненных действия из четырех.
25. Спросите ребенка: «Что такое мячик? Озеро? Стол? Лошадь? Банан? Занавеска? Забор? Потолок?» Засчитывается, если малыш называет, из чего сделан предмет, как он используется или дает ему общее определение, например: банан — это фрукт, а не какой банан — желтый. Засчитывается пять—семь правильных ответов из восьми.
26. Спросите ребенка: «Если лошадь большая, то мышка… (какая)? Если огонь горячий, то лед… (какой)? Если солнышко светит днем, то луна… (когда)?» Засчитывается два правильных ответа из трех.
27. Поднимаясь по ступенькам, ребенок может придерживаться за стену или перила, но без помощи взрослого.
28. Ребенок должен бросить мяч на расстояние трех ступеней в пределах досягаемости рук взрослого.
29. Ребенок должен прыгнуть с места на расстояние 21—25 см.
ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК.