Роды. пробуждение материнства
Обратим внимание еще на один важный момент в жизни ребенка: на сами роды.
Роды имеют большое значение для пробуждения материнского в матери, для пробуждения сыновнего и дочернего в детях, что каким-то удивительным образом связаны еще и с пробуждением отцовства в отцах. При этом не за счет того, что отец присутствует во время родов (это необязательно, хотя опыт последних лет показывает, что желательно), а вследствие того, что переживает мать во время родов относительно отца.
К сожалению, в большинстве случаев сегодняшняя мать ничего относительно отца во время родов не переживает, она просто на это время забывает об отце. В результате и отец не вспоминает о том, что происходит с матерью. Он может находиться в глубоком беспокойстве, он может дежурить под окнами родильного дома, он может кричать: "Ура!" после того, как ребенок родится, но полноты отцовского пробуждения он не переживет, потому что не знает, что происходит с нею, потому что мать в этот момент забыла про отца. О нем можно помнить, если оставаться в глубинном чувстве материнства, сегодня для многих женщин потерянном. Ничего удивительного не будет в том, что, придя домой, она так и не вспомнит его. И он, отец, станет разве что просто проживающим в одной квартире членом семьи, как это бывает в некоторых семьях.
Но иное, если мать не только помнит об отце, но и нуждается в нем, как в отце своего ребенка. Удивительно, что это тройственное пробуждение происходит в ней через болезненные роды. Если роды обезболенные, то пробуждения ни в том, ни в другом случае не происходит вообще, вплоть до того, что мать просто бросает ребенка. Он ей становится не нужен. Страдание, пережитое матерью, является искупительным страданием, выводящим сразу в уровень Совестливости и Душевных Сил. Если это не пережито матерью в самих родах, оно не будет пробуждено и в Душевных свойствах и Силах и в Совести у самого ребенка. Более того, у матери будет какая-то внутренняя черствость. Даже если она и приняла ребенка, даже если она его потом воспитывает, она будет постоянно осознавать какую-то закрытость на свое дитя.
Матери, имеющие трех, четырех, пятерых детей, знают, что с первым ребенком они были закрыты, пробуждение материнского в полноте при первых родах не произошло. Нет ни одной матери, которая бы прошла полноту материнства, и поэтому нет ни одного ребенка из старших детей, который бы был пробужден в Совестливом уровне и Душевных Силах потому, что он не получил этот импульс от матери. Только с появлением третьего ребенка мать начинает чувствовать, что такое материнство, и с появлением пятого она имеет полноту этого чувства. И лишь к седьмому она обретает всю глубину материнства.
Правда, случается и такое: мать рожает вовсе не от материнства. Сегодня эта проблема вскрылась совершенно неожиданной стороной. Многодетные семьи сегодня оказались многодетными вовсе не от материнства. Мать пьет, гуляет и при этом совершенно не следит за тем, что происходит с детьми, сколько их рождается, ее совершенно не волнует состояние детей ни до родов ни после: родится – не родится, что дальше с ним будет... Сегодня очень много именно таких многодетных семей. Это не материнство.
В данном случае мы ведем речь не о таком, а о настоящем пробуждении материнства, которое к седьмому ребенку имеет глубину материнского чувства, а это значит – глубину слышания или соединения семьи как одного целого. Обязательное слышание отца, обязательное слышание предыдущих шести детей в момент родов. Что это такое? Это – феномен возможен только в тайне материнства.
Если мать ничего этого не знает и не готовится с позиции глубоких уровней, т.е. Триады Совести, к родам, то во время родов и в период беременности она вся находится в Триаде Эго. И тогда в сам момент родов она продолжает переживать Эго-состояние. Боль искупительная переживается как собственная боль, – и отсюда часто возникающий страх будущих родов и нежелание рожать, потому что боязно. Настоящее же материнство, переживая всю полноту боли, не о ней печалуется, а о будущем ребенке. Чувство Совести открыто на боль, как на искупление первородного греха. "Я мать, в муках рождающая", – чутко слышит это углубление Совести в себе. Это почти явственное ощущение родов как благословенного состояния, как состояния деторождения...
Мало кому это знакомо. Боюсь, что для многих это какие-то фантастические вещи. Но тем не менее, это свойственно женщине, хотя это не свойственно нашему воспитанию, ибо мы перестали воспитывать детей. Всякая девочка, появляясь на свет, рождается для этих переживаний.
Если же мать находится в Триаде Эго, то в момент родов она защищается от боли. И, благодаря этому тягостному состоянию, отношения с ребенком еще до его рождения начинают осложняться. В результате роды становятся отягощенными. Самозащита матери от боли, ее Эго-состояние приводят к тому, что роды либо затягиваются, либо отодвигаются, либо происходит десинхронизация, и начинаются муки, потому что идет реакция самозащиты. Во время родов, когда ребенок особо нуждается в покровительстве матери, особенно нуждается в ее обращенности к нему, она вдруг душевно закрывается от него. Роды становятся трудными. В крайних случаях ребенок вытаскивается искусственно.
Искусственные роды – это катастрофическое состояние нравственного в матери. Это признак ее внутреннего без совестного состояния до зачатия, в период ношения в утробе, в период беременности, в момент самих родов.
Конечно же, мать этого не осознает. Конечно Же, спустя много времени, когда ребенку будет уже за двадцать лет и когда он выдаст по всей полноте всю отторгающую реакцию на нее, она начнет понимать, что было с нею, и в каком состоянии она находилась, когда его зачинала, когда его носила и когда рожала.
Существует другая крайность, еще одно материнское Эго-состояние, которое тоже происходит от неправды материнства. Это особое ожидание ребенка. Когда мать очень хочет ребенка, когда мать пристрастно к нему обращена, тогда ношение ребенка является, помимо благодатного, умиротворенного общения с ребенком, еще и пристрастным. Мать начинает испытывать чувство услаждения от того, что он в ней есть. Не радость от движения его ножки, а услаждение от того, что эта ножка коснулась ее внутренней стенки. Не радость от того, что он шевельнулся или каким-то образом дал о себе знать, а услаждение от того, что он есть у меня в утробе. И вот это услаждающееся Эго-состояние материнской привязанности к ребенку, которое формируется еще при беременности, в отдельных случаях сильно проявляется во время родов. Матьотдается боли, но в услаждении. И через это происходит особая, очень тонкая привязка ребенка к матери. Разворачивается сильная психопатия их отношений, длящаяся до 24 лет и далее. Иногда пожизненно, совершенно ломая личную жизнь сына или дочери.
Выйти из этого психопатического круга очень трудно, потому что он лежит на грани Эго и Совести. На грани. Он глубоко Эгоистичен, и в то же время в какой-то момент здесь присутствует как бы подобие Совестливого отношения к ребенку. И вот это уподобление Совестливому движению, но глубоко эгоистическое уподобление, дает глубину, привязки между ребенком и матерью. Отсюда– сила психопатических отношений, которые развиваются наиболее глубоко. И очень трудно матери, осознающей эту силу, потом из нее выходить. Пережить этот выход практически – все равно что пережить вторые роды, во много крат более болезненнее – душевные. То есть мать должна как бы выскользнуть из этой корпускулы Эго-влечения к своему ребенку.
В реальности это неправедное состояние переживается через такие ощущения: малейшая предполагаемая угроза ребенку немедленно приводит к возбуждению у матери всех сил, направленных на то, чтобы спасти ребенка. Какая импульсивность, какая способность на отклик, какая самоотдача, самопожертвование в момент, когда она вытаскивает ребенка из опасности!.. Чаще всего никакой опасности на самом деле и нет, – но всею собою она чувствует, будто есть опасность. И выйти из этого ощущения опасности матери бывает чрезвычайно трудно. Потому что всем внутренним ощущением она в заботе, в якобы заботе, она в интенсивном материнстве, якобы, в материнстве. Когда это, наконец, осознается, требуется невероятно много усилий, чтобы не впадать в это состояние.
Ребенок закричал – немедленное желание броситься туда... Нужно остановить себя, найти в себе силы остановиться – пережить страшную боль, внутреннюю душевную боль, чтобы остановить себя. Поначалу, когда человек себя останавливает – это очень болезненно. И вот это действие необходимо будет выполнить над собой матери. И только после нескольких лет такой работы над собою, она сумеет вырваться из этих тисков психопатических отношений со своим ребенком.