Карточка распределения массы груза по рюкзакам
С учетом продуктов
Продукты | Масса, кг | Имя (фамилия) участника похода | Масса, кг | Снаряжение | |||||||
Итого: | Всего: | ||||||||||
Грузоподъемность | Итого: К = | ||||||||||
Масса рюкзака | |||||||||||
Масса снаряжения | |||||||||||
Масса продуктов | |||||||||||
Расход |
РАЗДЕЛ III
Обеспечение безопасности
В походе
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЕТЕЙ В ПОХОДЕ
Безопасное проведение туристских мероприятий – основа основ в нашей работе. И если внимательно проанализировать весь процесс обучения детей, то несложно сделать вывод: овладение техническими приемами, техникой и тактикой есть не что иное, как обеспечение безопасности в туризме. Сложно добиться соблюдения мер безопасности, только говоря о том, чего нельзя делать. Полезнее учить детей делать все правильно. Это и будет залогом исключения травм.
Но не все зависит от поведения детей. Многое может и должен сделать руководитель.
Рассмотрим факторы, которые влияют на поведение детей в специфических условиях похода. Это влияние, в конечном счете, отражается на поведении и настроении юных туристов, концентрации их внимания и, следовательно, на правильности выполнения ими тех или иных приемов, на безопасности их деятельности.
Зная эти факторы, учитывая их влияние, стараясь их нейтрализовать или ликвидировать вообще, легче строить работу по обучению детей и организации походной жизни.
Зачастую, встретив некоторый дискомфорт, ребенок попадает в не всегда заметную для руководителя стрессовую ситуацию, результатом которой может быть заболевание или травма.
Так какие обстоятельства влияют на поведение ребенка?
Кардинальная смена обстановки
Ребенок на довольно длительный срок (1-2 недели) отрывается от привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Задача руководителя группы – сгладить резкую смену обстановки. И добиться этого можно, начав подготовку к походу заранее. Разъяснив детям без прикрас и беспочвенных обещаний порядок жизни в походе и условия, в которых группа будет находиться, мы уменьшим степень неожиданности. Ребенок должен знать, что его ожидает в походе, должен к этому готовиться. Ничто так не угнетает, как неопределенность.
Учитывайте еще одно соображение. Мало того, что ребенок не представляет, что его ждет, так он еще боится не справиться с новыми обстоятельствами, боится опозориться перед своими друзьями. Это уже существенная предпосылка к стрессовому состоянию.
Некоторые дети несколько неправильно понимают выезд в поход без родительской опеки как наступление полной свободы, вседозволенности. Это несложно исправить, пояснив ребенку, что он – член группы, живущей по определенным законам. И сделать это надо до выезда в поход.
Отсутствие привычного комфорта
Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном в спальном мешке на жесткой подстилке на земле, теплую воду в ванной – с холодной водой ручья. Да еще пищу надо готовить самим. И не такая она получается вкусная и разнообразная, как у мамы.
Чем раньше ребенок поймет (с помощью руководителя, конечно), что это не такие уж большие неудобства, что с ними можно смириться, тем легче он воспримет образ лагерной жизни. Достаточно желания и некоторых затрат своего труда. Тогда будет и горячая вода, и вполне пригодная пища. И помыть голову можно, да и белье постирать, не дожидаясь стирки домашней. Руководителю следует лишь предусмотреть для этого время и место.
Неуютно чувствуют себя чаще девочки. Хорошо, если один из руководителей группы женщина (если ее нет, попросите женщин из группы). Они решат с девочками вопросы ежедневной личной гигиены, найдут укромное место для «постирушек».
И дети примут неудобства полевого лагеря, не будут на них заострять свое внимание!
Сужение круга общения
В походе, как ни странно, ребенок испытывает в первое время дефицит привычного общения. Но знакомые (а может быть, в походе для начинающих, – и незнакомые) дети в группе – этого мало. Дома остались лучшие друзья и родители. Дома можно подойти к телефону и поговорить с кем хочется. В походе же этого нет.
В группе, занимавшейся в течение учебного года, такой проблемы не будет. Сложнее в группе новичков. Знакомство, приобретение друзей – процесс сложный. Неизбежно каждый заметит в окружающих, особенно в соседях по палатке, массу недостатков. Важно показать детям, что в каждом из них есть, и достоинства и что надо быть терпимым к недостаткам друзей.
Видимо, руководителю группы в это время надо быть предельно внимательным к детям. Конечно, не стоит мириться при этом с вызывающим поведением детей, открытым хамством и иждивенчеством.
Распределение по палаткам надо продумать заранее. Прибегать к переселению детей из одной палатки в другую следует как к крайней мере.
Однообразие питания
В поход сложно взять и сохранить в нем многие продукты. Поэтому меню чаще состоит из каши, концентрированных супов, тушенки, сгущенки.
Задача завхоза – найти возможность приобретения продуктов на месте (в деревнях), разнообразить ассортимент.
Погодные условия
Продолжительная непогода может усугубить действие всех ранее рассмотренных факторов. Лучше себя в такой ситуации чувствуют опытные юные туристы. Они, как правило, хорошо экипированы и знают, как себя вести в условиях непогоды. Сложнее новичкам. Они не умеют сушить вещи.
А вдруг в палатку просочится вода!? Трудно вставать утром, и готовить завтрак, когда идет дождь.
ГЛАВА 2. ПРЕДПОХОДНАЯ ПОДГОТОВКА
Из выше сказанного следует, что на настроение и самочувствие юных туристов воздействует много факторов, способных выбить их из нормального состояния, ввести в состояние стресса. Различные ЧП чаще всего происходят с детьми, находящимися именно в таком состоянии.
Вывод напрашивается сам собой. Особого внимания требуют дети в первые дни пребывания в походе. Но, конечно, и в последующие дни контроль не должен ослабевать.
Хотелось бы обратить внимание на поведение формальных и неформальных лидеров в группах.
Формальные лидеры – чаще протеже педагогов, уже любят командовать, но мало что умеют делать сами.
Неформальный лидер поначалу может быть и незаметен, но большая часть группы чаще всего слушается его, идет за ним. Конечно, важно уловить эти отношения, предложить в командиры действительно авторитетного, признанного группой лидера. И можно ждать конфликтов, если в группе будет соперничество формального и неформального лидеров.
Конечно, и этот момент, и многие другие легче предупредить, чем потом ликвидировать последствия. Поэтому поговорим о действиях руководителя группы в период подготовки ее к походу.
Особое внимание следует обратить на комплектование группы. Если группа собирается в серьезный спортивный поход, то в ее состав войдут дети подготовленные, может быть, не один год занимающиеся в туристско-спортивном (краеведческом) объединении. Таких детей руководитель группы хорошо знает и в них уверен. От них достаточно лишь желания поехать в поход и наличия медицинского допуска.
Сложнее, если формируется группа новичков. Казалось бы, требования те же. Но руководитель плохо знает детей. И этот пробел необходимо ликвидировать, знакомясь с ними в процессе подготовки. Полезно пообщаться и с родителями. Попросить их рассказать об индивидуальных особенностях своего ребенка без утайки, ведь в случае чего хуже будет в первую очередь ему. Обязательно надо узнать у родителей о хронических заболеваниях детей, о том, какими лекарствами они пользуются и какие им противопоказаны.
Следует обратить внимание на подготовку общественного и личного снаряжения. И если общественное снаряжение – больше забота руководителей, то подбор личного снаряжения остается за участниками и их родителями. Об этом надо подробно поговорить на собрании.
Со списком вещей надо познакомить детей и их родителей как можно раньше, чтобы у них было время обо всем подумать и все приготовить. В списке практически нет вещей, которые бы надо было покупать специально для похода (кроме специальных личных вещей). Это хорошо. Но важно, чтобы все вещи по списку у ребенка были. Ведь поход не дом, в шкаф за забытой вещью не заглянешь.
Меньше вещей брать нельзя, а больше? Решите этот вопрос с каждым в отдельности. Без колебаний запрещайте брать с собой опасные вещи. К ним относятся, в, частности, ножи. Небольшие, складные ножи нужны и безопасны. Но стоит сразу же отказаться от больших охотничьих ножей или комбинированных с массой приспособлений.
В приложениях даны списки рекомендованного специального общественного и личного снаряжения участников. Оно потребуется для проведения учебных занятий и тренировочных походов. Конечно, эти списки конкретизируются для каждого похода.
Приведен также список рекомендованного личного снаряжения. Эти вещи нужны ребенку в любом походе с небольшой корректировкой в зависимости от местных условий и продолжительности похода.
Мнение многих специалистов: за день-два до выезда надо провести общий осмотр группового и личного снаряжения.
Во время осмотра руководитель помечает, кто и что забыл, просит убрать из рюкзака ненужные вещи. Затем предлагает детям принести отмеченные недостающие вещи. Рюкзаки лучше домой не отдавать (иначе что-то опять туда добавят, а что-то уберут), а оставить в школе (клубе).
На первом инструктаже по прибытии на место следует довести до детей неукоснительное правило: выход за пределы лагеря (стоянки) только с разрешения руководителя. Руководитель группы, в свою очередь, должен знать, где находятся его дети.