Особенности материнского отношения

К РЕБЕНКУ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ*

На базе диагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ г. Орла исследовалось материнское отношение к детям-олигофренам. Было обследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько же матерей нормальных детей в качестве контрольной группы. Экспериментальное исследование прово­дилось с целью изучения родительских установок матерей детей с интеллек­туальными недостатками, особенностей восприятия ребенка матерью, а также материнских реакций на поведение детей, выявления переживаний и эмоцио­нальных реакций матери, связанных с выполнением родительской роли. Авто­рами была разработана методика «Решение матерью типичных ситуаций», ис­пользован модифицированный Тематический апперцептивный тест. Проанали­зированы результаты обследования. Подчеркивается необходимость разработки модели психологической помощи родителям детей с психическим дизонтоге-незом.

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недораз­витием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызы­вает сомнения тот факт, что социальная адаптация аномального ребенка напря­мую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведе­ния. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений умственно отсталого ребенка с ро­дителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостат­ками интеллекта. Однако Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности взаи­моотношения умственно отсталых детей с окружающими, как вторичные ослож­нения основного дефекта, в большей степени поддаются коррекции, чем пер­вичные нарушения. Более того, отношения умственно отсталого ребенка с окружающими Л. С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются выс­шие психические функции» [3. С. 12], «от исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефек­тивности и нормальности» [5. С. 15]. Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напро­тив, является негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и ано-

* Дефектология. 1999. № 5. С. 34-39.

______________________

мального ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать раз­личные вторичные нарушения у ребенка, а с другой — детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Р. Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попыт­ки, аффективно-шоковые и истерические расстройства [6]. В дальнейшем затяж­ной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматиче­ских расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже уси­литься: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога относительно его будущего.

По данным исследований (Майрамян Р. Ф., 1976; Агавелян О. К., 1989), рож­дение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами. Первая фаза ха­рактеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?» Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в нега­тивизм, отрицание поставленного диагноза.

Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функ­цию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленно­сти и тревоги.

Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и про­ведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, выра­жая недоверие к консультантам, какими бы квалифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью опроверг­нуть установленный диагноз. Некоторые из таких родителей могут признать ди­агноз, но при этом усваивают неоправданно оптимистический взгляд на возмож­ности развития ребенка. У них появляется убеждение, что лечение может сделать его нормальным.

Для второй фазы характерна попытка овладеть безвыходной ситуацией с по­мощью всех имеющихся средств. В зависимости от экономического положения и ценностных ориентации семьи выделяются две основные стратегии родительского поведения: «врачебный супермаркет» и «поиск чудесного исцеления». «Врачеб­ный супермаркет» — это бесчисленные консультации, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. «Поиск чудесного ис­целения» — прямое обращение к Богу с просьбой об исцелении. Так начинают формироваться семейные «мифы», искажающие реальную ситуацию, мешающие началу необходимой работы.

Описанная фаза — негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, свя-356

занное с осознанием истины, характеризует третью фазу. Этот синдром, получив­ший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависи­мости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положи­тельных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

Самостоятельное повторное обращение родителей за помощью в ту же кон­сультацию, где первоначально был поставлен окончательный диагноз, знаменует собой четвертую фазу — начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Показателями адаптации являются такие признаки: умень­шается переживание печали; усиливается интерес к окружающему миру; появля­ется готовность активно решать проблему с ориентацией на будущее. Однако фаза адаптации во многом зависит от своевременной и конструктивной помощи спе­циалистов, которая возможна при условии глубокого знания специфики отноше­ний, складывающихся в семье.

Организация исследования

Предметом нашего экспериментального исследования стало изучение мате­ринского отношения к детям-олигофренам. Родительское отношение определя­ется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и пони­мания характера и личности ребенка, его поступков [3]. В нашем исследовании решались следующие задачи:

1) изучить родительские установки матерей детей. В качестве исследовательско­го инструмента выступили тест-опросник родительского отношения А. Я. Вар­ги и В. В. Столина и методика PARY (опросник родительских установок);

2) исследовать особенности восприятия ребенка матерью, а также материн­ские реакции на поведение детей. С этой целью нами была разработана методика «Решение матерью типичных ситуаций». Она содержит 10 кар­тинок с изображением типичных ситуаций общения и взаимодействия ма­тери и ребенка (игра, кормление, укладывание спать, покупка игрушки и т. д.). Картинки выполнены в двух вариантах: для матерей девочек и для матерей мальчиков. Они последовательно предъявлялись матери и сопро­вождались следующими вопросами: что происходит на этом рисунке? что было до этого? что будет после? что говорит ребенок? что говорит мама? что чувствует ребенок? что чувствует мама? Содержание словесных выска­зываний матерей фиксировалось в протоколе;

3) выявить переживания и эмоциональные реакции матери, связанные с вы­полнением родительской роли. Для решения этой задачи был использован модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Из стандартного комплекта таблиц были выбраны те, которые позволили вы-

явить ожидания и чувства, связанные с материнством, а также состояние депрессии, чувство вины (всего восемь таблиц). К ним были добавлены нами еще две фотографии, на одной из которых изображено взаимодей­ствие матери и ребенка, на другой — один ребенок.

Эксперимент проводился на базе Диагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ г. Орла. Было обследовано 50 матерей детей-олиго­френов и столько же матерей нормальных детей, которые выступили в качестве контрольной группы.

Результаты и исследования

Предварительным этапом нашего экспериментального исследования стала структурированная беседа с матерями детей-олигофренов (беседу проводила пси­холог комплекса С. Кирсанова). Вопросы касались представлений матери о про­исхождении заболевания, испытываемых трудностях, ожидаемой помощи. В бе­седе также выяснялось, когда родители впервые узнали о заболевании ребенка.

Прежде всего нужно отметить большую заинтересованность матерей аномаль­ных детей в беседе с психологом. К такой высокой мотивации, на наш взгляд, приводит дефицит понимающего и принимающего общения, изолированность родителей, что является следствием отсутствия разработанной модели социаль­но-психологической помощи родителям аномальных детей.

Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании ребенка по признакам запаздывающего развития (поздно начал сидеть, ходить, говорить и т. д.). Об умственной недостаточности ребенка 46% матерей стало известно в детском саду, 25% — в школе. 20% матерей в качестве причины заболевания ука­зали влияние наследственности, 14% — особенности протекания беременности. 10% матерей испытывали чувство вины, которое перерастает в страдания по по­воду тех поступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Некоторая часть обследуемых матерей (?%) обвиняли в болезни ребенка отца (алкоголизм, рукоприкладство).

Большая часть родителей (64%) вообще не знали о таком психическом недо­развитии, как умственная отсталость. Лишь 15% имели опыт общения с такими детьми, читали об олигофрении в литературе. На вопрос: «К кому обращались за помощью?» — только 20% ответили, что консультировались у специалистов. Это связано со страхом признания факта болезни ребенка либо с неверием, что полу­чат нужную помощь. 12% матерей делились своим горем с родственниками, 41% — не обращались за помощью к кому-либо.

Беседа с матерями показала, что половина отцов с пониманием отнеслись к происходящему, половина — отрицательно, что в 10% случаев привело к распаду семей. Отметим, что и другие авторы (Майрамян Р. Ф., 1976; Семаго М. М., 1992) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кри­зис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития. По дан­ным Р. Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребен­ком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рожде­ние больного ребенка [6].

Обработка данных опроса показала, что основными потребностями матерей являются следующие: потребность в психологической поддержке со стороны спе­циалистов (34%), в семейной и социальной помощи (15%), в информации о том, как обучать ребенка игре, развивать его, справляться с поведенческими трудно­стями и т. д. (29%), в финансовой поддержке (25%).

Подавляющее большинство опрошенных к будущему относятся пессимисти­чески («О будущем думать просто страшно»; «О будущем стараюсь не думать»; «Не могу даже говорить... Я не вижу выхода. Мне кажется, что с моей смертью и ребенок уйдет из жизни»). Первый этап нашего исследования состоял в изучении родительских установок и стиля воспитания. Данные по тесту-опроснику роди­тельского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина представлены в табл. 1.

особенности материнского отношения - student2.ru

Результаты показывают, что аномальный ребенок эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несо­стоятельный, неприспособленный и неумелый. Такое отношение матери неред­ко выливается в раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка. Од­нако часть матерей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком: они излишне опекают его, ограждают от любых трудностей, испытывая за него боль­шую тревогу. Качественный анализ содержания ответов показал, что матерям ано­мальных детей часто бывает трудно определить меру строгости и требовательнос­ти к ребенку. Например, если ребенок неохотно выполняет действия по самообс­луживанию, матери нелегко решить, следует ли пожалеть его и самой выполнить необходимые действия, или заставить ребенка все сделать самому.

Данные по методике PARY показывают, что, в отличие от матерей нормаль­ных детей, у матери аномального ребенка родительские установки противоречи­вы. С одной стороны, она может излишне опекать ребенка, проявлять о нем чрез­мерную заботу, стремиться обеспечить его безопасность, с другой — испытывать раздражение по поводу ребенка, считать свою жизнь принесенной ему в жертву.

На втором этапе нашего исследования мы изучали особенности восприятия ребенка матерью, а также материнские реакции на поведение детей. С этой це­лью мы использовали модифицированный нами Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Полученные результаты отражены в табл. 2.

Как видим, матери аномальных детей воспринимают своего ребенка больным, обиженным, страдающим, агрессивным. Одни женщины говорили, что их ребе­нок «часто дерется», «очень агрессивный», «даже жестокий»; другие — «всего бо­ится», «чувствует обиду», «сильно страдает», «горько плачет», «постоянно оборо­няется», «не может за себя постоять», «маленький, несамостоятельный», «очень

особенности материнского отношения - student2.ru

больной». В то же время большой процент матерей нормальных детей видят сво­его ребенка активным, деятельным, жизнерадостным («Мой ребенок мне помо­гает»; «Без дела не сидит»; «Драться не будет, но за себя постоит»).

О формах реагирования матерей на детское поведение дает представление табл. 3.

особенности материнского отношения - student2.ru

Наиболее типичными реакциями матерей на поведение умственно отсталого ребенка является стремление опекать его, жалея, следить за ним, помогать ему, но вместе с тем проявляется и раздражение, желание наказать, проигнорировать. Нередко родители испытывают горе и страдание. Среди полученных ответов были такие: «Мне жаль ребенка, ведь он же больной»; «Кто его еще пожалеет, как не мать»; «Очень волнуюсь за ребенка»; «Отругаю его, даже побью»; «Не обращаю внимания на ребенка».

Матери детей с нормальным психическим развитием чаще используют убеж­дающие стратегии, чаще одобряют действия своего ребенка.

Таким образом, мы определили позицию матери аномального ребенка как не­достаточно эмпатийную. Это проявляется в амбивалентном отношении к ребен­ку. Действия и эмоциональные реакции матери не всегда адекватны: с одной сто­роны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой — раздражение, безучастное, равнодушное отношение.

На третьем этапе мы исследовали чувства и переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.

особенности материнского отношения - student2.ru

Анализ материнских рассказов показал, что восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) имеет разный эмоциональный знак. Полученные данные представлены в табл. 4.

Мы видим, что наиболее негативно матери аномальных детей воспринимают свое прошлое (95%), так как именно тогда они получили известие об аномалии ребенка и в тот период наиболее остро испытали эмоциональный шок.

Данные свидетельствуют, что и свою настоящую жизнь очень многие мате­ри (72%) воспринимают негативно. Это значит, что они находятся в состоя­нии хронической депрессии. Хотя на будущее они смотрят более оптимистич­но (43%), но в процентном соотношении позитивный эмоциональный знак восприятия временных планов у них втрое меньше, чем у родителей нормаль­ных детей.

Качественный анализ материнских рассказов свидетельствует о том, что пре­обладающими чувствами у матерей детей с психическим дизонтогенезом явля­ются горе, страдание, депрессия, вина и стыд. Комментарии к картинкам: «Мама держит на руках не совсем нормального ребенка. У нее горе, она переживает»; «Женщина чувствует свою вину». Чувство вины нередко перерастает в пережи­вания родителей по поводу тех поступков и ошибок, которые, как они полага­ют, привели к заболеванию ребенка («Во время беременности принимала ле­карства»; «Надо было развестись с мужем-пьяницей»; «Нельзя было разрешать ребенку смотреть долго телевизор. Я сама во всем виновата»}. Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит воз­можное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному («Не хочу, чтобы знали, что мой ребе­нок учится в такой школе»; «Даже муж не знает, что сына перевели в школу ду­раков»).

Родители, имеющие детей с нормальным развитием, также испытывают тре­вогу, страдания, чувство вины. Но превалируют у них чувства любви и гордости.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы. Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, от­личается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляет мягкость,

терпение, направленность на ребенка, с другой — раздражение, безучастность, равнодушие. ,

Матери аномальных детей воспринимают своего ребенка пассивным, боль­ным, страдающим, обиженным, возбудимым.

Типичными реакциями матери на поведение ребенка с умственной недоста­точностью являются жалость к нему, стремление опекать, контролировать, и в то же время у них проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнориро­вать его.

Восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) у матерей де­тей-олигофренов имеет негативный эмоциональный знак.

Преобладающее состояние матери, имеющей ребенка с нарушением интел­лекта,— депрессия, чувства вины, стыда, горя, страдание.

Экспериментальные исследования убеждают нас в необходимости разработки модели психологической помощи родителям детей с психическим дизонтогене-зом, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит им при­нять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим себе, так и к своему ребенку.

Литература

1. Агавелян О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1989.

2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.... канд. психол. наук. М., 1987.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982-1984. Т. 3.

4. Запрягаев Г. Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1986.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

6. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис.... канд. мед. наук. М., 1976.

7. Морозова Н. Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Дис.... канд. психол. наук. М., 1995.

8. Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся / Под ред. X. С. Замского. Кишинев, 1982.

9. Семаго М. М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка — инвалида с детства. М., 1992.

О. В. Защиринская

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наши рекомендации