Роль семьи в становлении личности ребенка
Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей
Выше, при обсуждении общих вопросов развития ребенка, уже делался акцент на образовании эмоциональных связей с другими людьми. Отношения привязанности, выстраивающиеся на протяжении первых двух-трех лет жизни, отличаются особой избирательностью: некоторые из них становятся для ребенка важнее других. Эти ранние привязанности младенца, вероятно, закладываются в основу его будущих отношений с людьми, и тот ребенок, которому в раннем детстве не удалось установить близких отношений со взрослыми, скорее всего и в более старшем возрасте столкнется со значительными трудностями при общении с другими. Вообще, эмоциональные связи выстраиваются у младенца с теми людьми, которые чаще всего общаются с ним, поэтому обычно в роли таких людей выступают члены семьи, прежде всего родители.
Особенности взаимодействия ребенка со своими родными, степень их восприимчивости на поступаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер формирующихся в первые годы жизни отношений ребенка с людьми. Конечно, не следует думать, что роль эмоциональных связей и привязанностей важна только на ранних этапах развития ребенка. Напротив, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция внутрисемейных отношений меняется, однако их значение никогда не теряется.
Семья— основа чувства защищенности
Отношения привязанности важны не только для развития будущих взаимоотношений, непосредственное присутствие субъектов привязанности способствует снижению чувства тревоги, которое у ребенка возникает в незнакомых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство защищенности, обеспечивая безопасность ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых путей его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Данная роль семьи легко обнаруживается в самых различных ситуациях. Например, если наблюдать за довольно распространенной сценкой из жизни, когда мать и ребенок выходят на прогулку в парк. Ребенок только что начал ходить. Мать садится на скамейку и выпускает его из прогулочной коляски. Вначале малыш держится рядом с матерью, затем постепенно удаляется все дальше и дальше от скамейки. Возвращаясь, он как бы лишний раз хочет убедиться, что мать по-прежнему находится там, где он ее оставил. Убеждаясь, что она никуда не делась, он вновь идет прочь от скамейки, чтобы исследовать самые дальние уголки парка. Присутствие матери дает ребенку ощущение защищенности, является стимулом для исследования окружающего мира. Однако стоит появиться кому-то, кто вызывает у ребенка тревогу (например, незнакомцу или собаке), как он тут же возвращается назад, туда, где он чувствует себя в безопасности. Парадоксально, что степень крепости и надежности связи между матерью и ребенком, вероятно, отражается как на желании ребенка в спокойной обстановке отходить от матери, так и в быстроте возвращения при ощущении опасности. В подобной ситуации неуверенный в собственной безопасности ребенок будет цепляться за мать и не станет заниматься исследовательской деятельностью. Слишком независимый ребенок (что, к счастью, бывает редким явлением) уйдет и не вернется обратно за материнской поддержкой.
Наблюдения за животными показывают, что использование отношений привязанности как гарантии безопасности при исследовании внешней среды и как источник утешения характерно не только для человека. Поведение, подобное описанному, можно наблюдать у детенышей обезьян и цыплят (18).
Другой пример отношений привязанности: присутствие родителей снижает чувство тревоги детей, особенно в ситуации госпитализации последних или пребывания их в незнакомой и пугающей- обстановке (156). Исследования показали, что в присутствии родителей дети значительно меньше волнуются и расстраиваются. Однако важно отметить, что такой же положительный эффект имеется в присутствии вместо родителей брата, сестры или друга. Вероятно, решающим фактором является наличие близкого человека, и необязательно это должен быть один из родителей.
Семья как модель поведения и межличностных отношений
Дети, как правило, склонны копировать поведение других людей и чаще всего тех, с которыми они наиболее близки. Отчасти это сознательное стремление вести себя так же, как другие, отчасти это неосознанное подражание, являющееся одним из элементов процесса идентификации. Следует отметить, что сам выбор той или иной модели поведения в какой-то мере определяется разнообразием форм поведения, которые ребенок наблюдает среди окружающих его взрослых. На самом простом уровне это проявляется в том, как дети заражаются теми или иными привычками (эксперименты Бандуры и др.) (3). Они с легкостью перенимают от родителей, приятелей, учителей или любимых поп-звезд особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение ребенка к людям, от которых он зависит и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения.
Роль родительского поведения как модели для подражания важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса также определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей. Если они реагируют на трудности, пассивно замыкаясь в себе или прибегая к неадекватной агрессии, то и ребенок, вероятнее всего, станет вести себя в подобной ситуации аналогичным образом. Если отец в моменты плохого настроения кричит и ругается, то ребенок, исходя из его примера, скорее всего будет вести себя точно так же. Если мать в минуты волнений или напряжения каждый раз ложится в постель с головной болью, то вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности повышается, при этом жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способы преодоления тревоги.
По-видимому, аналогичным влияниям подвержен и стиль межличностных отношений. Единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока моделью близких отношений являются супружеские между родителями. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет характер их отношения к девочкам. Если модель отношений в семье включает в себя нежность, взаимную заботу и уважение, то, скорее всего, этими же качествами будет характеризоваться и поведение сына. Пренебрежительность отца к матери может соответствующим образом сказаться на отношении сына к девочкам.
В этой связи важно отметить, что дети обучаются у родителей определенным способам поведения не только путем усвоения непосредственно сообщаемых им правил (готовые рецепты), но и через наблюдение за существующими моделями взаимоотношений между родителями (пример). Наиболее вероятно, что ребенок будет вести себя так же, как и родители, если рецепт и пример совпадают. Однако нередко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но лгут друг другу, требуют от ребенка сдержанности, а сами дают волю своим чувствам, агрессивны и бесконтрольны. В такой ситуации выбор между родительским предписанием и примером будет зависеть от самых разнообразных обстоятельств, но почти неизбежно у ребенка возникнут обида и протест, если от него будут требовать поведения в соответствии с более высокими стандартами по сравнению с теми, которых реально придерживаются родители.
Нельзя забывать и о том, что ребенок может развить заданную родителями модель поведения до такого состояния, что его поведение окажется для них неприемлемым. Так, подростки, следуя примеру родителей, которые не признают принятых в обществе норм и канонов, развивают протест и нонконформизм до такой степени, что в конце концов отвергают даже и то, чем родители все-таки дорожат. Такие дети принимают модель непримиримости и в отношении норм, которые признаются родителями.
Конечно, дети не обязательно принимают именно родительские взгляды и модели поведения. Это зависит как от степени влияния других людей (друзей, учителей, соседей и др.), так и от характера отношений с родителями. Если эти отношения плохие, дети могут вообще отказаться от родительских норм. То же самое может произойти и в случае, если дети замечают, что поведение родителей приводит лишь к возникновению новых осложнений и неудач. Именно поэтому встречаются случаи, когда дети алкоголиков — трезвенники, а дети непьющих родителей становятся заядлыми пьяницами.
Семья как источник приобретения жизненного опыта
Влияние родителей имеет большое значение для ребенка и потому, что является источником накопления необходимого жизненного опыта. Известно, что на состояние интеллекта влияют как наследственность, так и собственный опыт ребенка. Дети учатся в действии: они манипулируют игрушками и участвуют в различных играх. Качество и количество игрушек, которыми родители обеспечивают своих детей, так же как качество и количество их игровых взаимодействий, могут стимулировать или тормозить интеллектуальное развитие ребенка. Богатство детских познаний во многом зависит от того, в какой мере родители предоставляют ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе — то есть приобретать разнообразные, интересные, значимые и волнующие впечатления. Хороший отец или мать так же, как хороший учитель, должны не только обеспечивать ребенка информацией, но и следить за тем, чтобы обстоятельства и способ передачи знаний стимулировали его желание учиться.
Кроме того, в силу ряда причин с детьми необходимо много разговаривать. Во-первых, беседа способствует усвоению речи и развитию вербального мышления. Исследования показывают, что младенцы значительно активнее гулят и вокализируют, если им читают вслух. У детей из бедных слоев речевое развитие ускоряется, если в детских группах, которые они посещают, уделяется особое внимание общению с ними. Во-вторых, из бесед ребенок добывает для себя важные знания и информацию. В-третьих, то, как родители используют речь, определяет для ребенка ценность вербального языка. О разнице использования устной речи как средства общения в разных социальных группах писал Бернштейн (13). Лингвистические построения, которыми пользуются родители, формируют характер речи ребенка, а это впоследствии скажется на его учебе в школе.
Нередко говорится о значении жизненного опыта для развития мышления и обучаемости, но не следует забывать и о том значении, которое он имеет для социального и эмоционального развития ребенка. Ребенок, который с детства «прячется за мамину юбку», столкнется с большими трудностями при поступлении в школу (или в случае госпитализации), нежели ребенок, который имеет опыт общения с друзьями и часто с удовольствием гостил у разных родственников. Навыки социального поведения, так же как и любые другие навыки, требуют обучения. Опыт общения с другими детьми определяет, насколько легко впоследствии ребенок сможет заводить друзей. Дети, которые прошли через многие самые разнообразные ситуации и которые научились справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным контактам, смогут адаптироваться в новой обстановке лучше других и, вероятно, будут позитивно реагировать на происходящие вокруг них перемены.
Роль дисциплины в формировании стиля поведения
Родители воздействуют на поведение ребенка путем поощрения или осуждения тех или иных форм поведения, а также используя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении малыша. В раннем детстве именно от родителей ребенок узнает, что ему следует или чего не следует делать. Такая форма обучения подразумевает вовлечение множества различных механизмов, например восприятие вербальных указаний родителей или подражание воспринимаемых образцов поведения. Позже ребенок начинает распознавать различные типы поведения, наблюдая за реакцией родителей на свои те или иные поступки. Он начинает понимать, что нужно сделать, чтобы его похвалили, а за что он получит шлепок. Здесь существует два главных момента: а) родительский выбор одобряемых и осуждаемых типов поведения и б) эффективность проводимой родителями в жизнь дисциплины.
Очевидно, что задачи, которые родители ставят перед собой при воспитании детей, различны. В этом отношении существуют хорошо известные национальные, культурные и социальные особенности (119). В некоторых семьях считают, что дети должны быть послушными и беспрекословными. В других ценится самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы дети в большей мере рассчитывали на собственные силы и с раннего возраста принимали серьезное участие в домашних делах; в других принято, что дети остаются зависимыми от родителей до гораздо более старшего возраста. Все эти аспекты, имеющие отношение к целям воспитания, могут играть известную роль при формировании того или иного стиля поведения. Однако не ясно, сказываются ли цели воспитания на показателе частоты эмоциональных или поведенческих нарушений. Здесь, наверно, уместно привести следующий пример: в Нью-Йорке подростки из китайских семей показывают более низкий уровень преступности, нежели их сверстники из других национальных меньшинств.
Важность эффективности «мер наказания» очевидна. Довольно ограниченные данные, известные по этому вопросу, будут обсуждаться ниже.
Семья как источник и модель общения
Наконец, общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы ребенка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важным средством испытания собственных идей и проработки отношений с другими. При этом задействуется не только вербальный компонент, ибо общение включает также передачу чувств и отношений с помощью жестов, мимики и позы. Ребенок будет развиваться под воздействием условий, выработанных в семье для общения. Важна также степень недвусмысленности и ясности, присутствующих в общении. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или неоднозначны, создают для ребенка более сложную ситуацию развития. Правда, здесь следует указать, что данных по этому вопросу недостаточно.
Выделенные моменты ни в коем случае не исчерпывают многочисленных аспектов родительского предназначения, они касаются более или менее важных ролей, предназначенных родителям для воспитания детей. Эти моменты как бы задают фон для рассмотрения работы предполагаемых механизмов формирования психических нарушений у детей.
Дисциплина и ее роль в воспитании детей
Раньше в книгах, посвященных развитию ребенка, огромное место уделялось обсуждению таких вопросов: когда отнимать ребенка от груди и когда приучать его к горшку. Такая тенденция в большой мере была заслугой устаревшего ныне психоаналитического подхода к развитию, который выделял оральную, анальную и латентную стадии. Как мы уже замечали в предыдущих главах, такая точка зрения является упрощенной и ошибочной. Данные последних исследований гласят, что роль означенных моментов весьма несущественна и такие вопросы, как естественное или искусственное вскармливание ребенка или выбор метода приучения ребенка к горшку с психологической точки зрения представляются несущественными (27). Это, конечно, не означает, что характер ухода за ребенком не играет никакой роли. Кормление и обучение навыкам туалета — важные этапы в жизни ребенка, и то, как родители осуществляют уход за ребенком, имеет большое значение. Так, кормление (неважно, из бутылочки или грудью) подразумевает необходимость держать ребенка на руках, разговаривать с ним и улыбаться ему. Такой контакт необходим для нормального психического развития. Если бы ребенка просто оставляли с бутылочкой, закрепленной таким образом, что он мог бы сосать ее содержимое, развитие приняло бы совсем иной характер.
Как ухаживать за ребенком? Это очень важный вопрос, однако он прежде всего касается социального и психологического аспектов ухода, а не просто хронологии или технических аспектов.
Вопрос о методах наказания также остается открытым, несмотря на огромное количество исследований по этой и другим близким проблемам воспитания детей. Большая часть таких исследований грешит серьезными методологическими и концептуальными недостатками, как это было показано Ярроу и соавторами (204). Однако, судя по их данным, эффективность наказаний в основном не признается (6). Оказывается, практически не имеет значения, какой метод применяется для наказания и в какой мере оно является строгим. Слишком суровые или, напротив, очень легкие наказания имеют одинаково неудовлетворительные результаты, а все остальные, занимающие промежуточное положение, по своей эффективности практически не различается. Нашлепать ребенка, заставить его выйти из комнаты или упрекнуть — все эти меры примерно одинаковы по своим воздействиям. Однако если тяжесть наказания не играет особой роли, то частота наказаний — это более важный момент. Мальчики, которых постоянно наказывают, скорее всего будут реагировать на это агрессией и асоциальным поведением. Вряд ли такая реакция является прямым следствием применяемых мер, так как регулярные наказания часто применяются на фоне общего неприятия и враждебности в семье. Вполне логично, что для появления нарушений поведения плохие отношения между родителями и детьми имеют одинаковое значение, что и характер дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания.
Одновременно к сказанному следует добавить об исключительном значении последовательности применяемых дисциплинарных воздействий. Разница в родительских требованиях к дисциплине (например, склонность отца к наказаниям за все, а матери — к вседозволенности или противоречивое отношение родителей к вопросу о дозволенности или запрете одних и тех же вещей) или же отсутствие последовательного отношения в этом вопросе (наказание за позднее возвращение домой в один день и безразличие к нему же — в другой) значительно повышают вероятность формирования агрессивного или асоциального поведения у ребенка. Сочетание исключительно мягких дисциплинарных требований матери и жестокой, чересчур ограничивающей позиции отца — особенно распространенное явление в семьях мальчиков-правонарушителей. Вполне вероятно, что несоответствие поведения родителей и их требований к детям (иными словами, дисциплина на фоне лицемерия), может оказывать похожее влияние, однако данные по этому вопросу требуют дальнейших проверок.
По исследовательским данным, характер реагирования родителей на плохие и хорошие поступки детей также играет огромную роль. Исследований, посвященных анализу таких отношений между родителями и детьми, происходящих именно в домашней обстановке, пока еще не очень много. Однако некоторые экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уместность и характер родительских реакций могут сильно повлиять на формирование поведения детей, причем это относится к изменению детского поведения как в лучшую, так и в худшую сторону (88, 125, 126). Родителей трудных детей отличает от других родителей то, что они плохо понимают, когда и как им следует вмешаться, реже хвалят за хорошее поведение, а на плохое частенько реагируют ошибочно и непоследовательно и уделяют такому поведению ребенка слишком много внимания (как положительно окрашенного, так и отрицательно). Поскольку значительная часть случаев плохого поведения (однако ни в коей мере не все) содержит в себе элемент привлечения ребенком родительского внимания, взрослые способствуют закреплению такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в такие моменты. В большинстве случаев было бы правильнее игнорировать плохое поведение ребенка для того, чтобы оно утратило свое функциональное назначение по привлечению внимания взрослых; в результате ребенок быстро перестанет вести себя плохо. И наоборот, часто бывает так, что родители не проявляют одобрения в связи с хорошим поведением ребенка; точно так же школьные учителя в таких случаях нередко думают про себя: «Слава богу, сейчас он тихий — не надо обращать на него внимания». Но именно в такие моменты ребенку особенно необходимы внимание родителей, похвалы и одобрение. Редкий ребенок никогда не делает ничего хорошего или полезного. Однако слишком часто родители не обращают внимания на положительные стороны поведения ребенка, занимаясь лишь его плохими поступками. Нередко можно улучшить положение вещей, просто сместив акцент воспитательного воздействия.
Эффективность дисциплинарных воздействий зависит также и от многих других факторов. Здесь мы пока не пришли к твердым и окончательным установкам, однако, вероятно, они включают в себя следующие компоненты: момент, когда реагируют родители (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они происходят незамедлительно); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если они видят справедливость и целенаправленность правил); характер детско-родительских отношений (одобрение или неодобрение родителей будут гораздо более эффективными, если родителей любят и уважают) и, наконец, гармоничное сочетание одобрений и наказаний (наиболее вероятно, что улучшение в поведении ребенка произойдет при условии относительного преобладания поощрений и минимизации запретов). Об огромном значении последовательного проведения этих мер уже было сказано. Лучше пользоваться несколькими правилами, твердо проводя их в жизнь, чем вооружиться большим их количеством и применять непоследовательно.
Иногда о дисциплине говорят, подразумевая только систему наказаний, как будто ее единственная цель — не допустить плохого поведения. Конечно же, это не так. Поощрение «хорошего» поведения не менее значимо, чем осуждение «плохого», однако еще важнее развивать у ребенка внутренние механизмы контроля за собственным поведением. Для этого необходимо сформировать его собственную систему ценностей (которые вовсе не обязательно совпадут с ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок сможет регулировать свое поведение вне зависимости от исходящих извне поощрений или наказаний. Для построения такой системы ценностей полезно обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков. По мере взросления ребенку следует принимать участие в формировании внутрисемейных норм поведения, в решении таких вопросов, как определение, кто моет посуду, или времени возвращения вечером домой.