Руководителя по обеспечению психического здоровья персонала

С. М. Шингаев

Вводные замечания.Психически здоровым считается человек умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладет профессией, находиться в коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется по влиянием многочисленных внешних факторов — социально-эконо­мических, экологических, физических, психотравмирующих, ток­сических и др. Не существует людей, которые бы были абсолютно не­восприимчивы к стрессу У каждого имеется свой, индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма ведет к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничны складом характера и хорошим здоровьем психическое или личностное расстройство может появиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздейст­вии. Большую роль играет также субъективная значимость события, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность нахо­дить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень ис­тощения его функциональных систем. Существенными факторами, влияющими на психическое здоровье персонала организации, оказы­ваются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества.

В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления мораль­но-психологического климата в организации. Профессиональное дол­голетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровь­ем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.

Цель занятия.Знакомство с методиками, которые необходимо знать руководителю для организации работы по сохранению психического здоровья персонала.

Методики.Изучаются: методика определения состояния психиче­ского здоровья персонала; методика работы с сотрудниками, имею­щими отклонения в психическом здоровье; методика работы руково­дителя по сохранению психического здоровья сотрудников.

Примечание. Задание выполняется в конкретной организации по со­гласованию с ее руководством. Работа проводится в том порядке, в котором перечислены изучаемые методики.

Методика определения состояния психического здоровья персонала

Чтобы всесторонне знать деловые и морально-психологические каче­ства подчиненных, руководитель должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого сотрудника до его прихода в организа­цию, постоянно быть в курсе его проблем, быть наблюдательным и деликатным. Важно установить доброжелательный контакт и атмо­сферу доверия.

Одним из методов изучения психического здоровья персонала служит беседа. Задавая вопросы, необходимо постепенно и непринуж­денно переходить от одного круга проблем к другим и затем сосредо­точиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоуче­ний, а также не делать записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем сотрудник раздражается или становится подав­ленным, нужно тактично прокомментировать это («Я заметил, что это вас расстраивает») и снять эмоциональное напряжение.

В ходе беседы рекомендуется затронуть следующие темы.

1- Семья: состав, жилищные условия, материальное положение, воз­раст родителей, супруга (супруги), детей, братьев и сестер (если умерли, узнать, какова была причина смерти), их профессии, чер­ты характера, с кем наиболее близок сотрудник, конфликтные от­ношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. Когда речь идет о распавшейся семье, необходимо выяснить причины случившегося, отношение собеседника к разводу. Также следует понять, как его семья (в первую очередь супруг (супруга)) отно­сится к работе в данной организации.

2. Учеба и трудовой путь: успеваемость, отношения с вузовским товарищами, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины и чем они были вызваны. Какой вуз окончил, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, какую специальность имеет, какие отношения сложились с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Каков! его планы на будущее, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное? В какой мере настрое! на освоение своих обязанностей в организации? 3. Отношения с коллегами: уточнить, каковы предпочтения сотрудника — есть ли у него один близкий друг или компания прията лей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.). Установить причины выбора приятели по сходству увлечений, общности выполняемых задач; для компании в увеселениях и т. п. Являлся ли он членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, на что она ориентирована и какова иерархия власти? Как складываются отноше­ния с лицами противоположного пола, отношения с коллегами по работе?

4. Увлечения: чем сотрудник увлекался в прошлом и чем увлекается сейчас (занятия, требующие кропотливости, аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры, общение со сверстниками, религиозные и философские предпочтения, особые гастрономические пристрастия и т. п.). Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли увлечения родители, каковы были достижения, почему это оказалось в прошлом; нет ли здесь не­обычного интереса?

5. Нарушения поведения в прошлом: прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, употребление наркотиков (в каком количест­ве, как часто, в течение какого времени, каковы были последствия этого, имеется ли зависимость), побеги из дома, задержание ми­лицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по де­лам несовершеннолетних и почему.

6. Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельст­ва, при которых они возникали; совершались ли суицидальные попытки, когда, каким был выбранный способ, кому они были адресованы. Если возникают затруднения при ответе на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни, можно предложить наводя­щие вопросы: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто неспра­ведливо его наказал, где, в каком обществе, с кем почувствовал се­бя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался. Как ищет выход из подобных ситуаций? Не пребывает ли в настоящее вре­мя в какой-либо психотравмирующей ситуации? 7 Перенесенные заболевания и травмы: как они сказались на само­чувствии, на учебе, работе и на положении среди коллег. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушение сна, аппе­тита, настроения. Даже если складывается впечатление, что со­трудник симулирует, стремится имитировать у себя несуществую­щую болезнь, такое поведение нередко наблюдается у тех, кто имеет определенные психические отклонения, и в этом случае сле­дует рекомендовать ему консультацию у врача.

8. Особенности характера. Можно начать с вопроса: «Я хотел бы узнать, каким вы видите самого себя. Расскажите мне, какой вы человек». Дальнейшие вопросы должны затронуть социальные навыки и отношения: открытость или сдержанность, количество друзей, самокритичность, уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает контакты? Насколько легко преодолевает состоя­ние одиночества? Насколько зависит от других людей? Застенчив ли, замкнут, боек, жизнерадостен, способен без труда выразить се­бя? Как меняется настроение: быстрые перепады или незначи­тельные колебания? Озабоченный проблемами или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчи­вый? Педантичный или беспечный? Импульсивный, имеет живую фантазию? Раздражителен, агрессивен, склонен к насилию? Как реагирует на неприятности и на перемены в жизни? Полученные от сотрудника в ходе беседы сведения нужно дополнить и сопо­ставить со своими наблюдениями и с данными из других источ­ников информации о нем.

9. Отношение к работе в организации: относится ли к работе поло­жительно, с желанием, безразлично или негативно. Когда сложи­лись подобные установки: еще до прихода в организацию или уже во время работы? Как воспринимает условия и характер работы, быта, взаимоотношений, как адаптируется к новой обстановке, какие испытывает проблемы, к чему труднее всего привыкнуть?

Если сотрудник высказывает негативные установки, недовольств во теми или иными условиями работы, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с позиции «чем он лучше (хуже) других». Следует иметь в виду, что затрудненная адаптация к работе на новом месте чаще всего наблюдается у сотрудни­ков с плохим психическим здоровьем, и поэтому может потребо­ваться вмешательство менеджера по персоналу или консультация психиатра.

После первой беседы с сотрудником начинается его всестороннее изучение. Так вполне можно обнаружить его общительность илизамкнутость, живой веселый нрав пли склонность к унынию, тревожную озабоченность или нарочитую браваду, подчеркнутую деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопли­вость или суетливость и поспешность в мыслях и действиях, болтли­вость или осторожную осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональную неуравновешенность.

Значительный объем информации может быть получен от коллеги по работе, которым сотрудник нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих начальников, к кому он тянется, с кем устанавливает взаи­моотношения, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию, можно увидеть, кто в организации неформальный лидер, кто оказался в положении изгоя, кто стремится доминировать над осталь­ными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.

Следует обратить внимание на особенности строения тела и внеш­него вида сотрудника. Предметом насмешек коллег и тягостных переживаний могут служить избыточная полнота или чрезмерная худоба, а также мелкие физические недостатки (большой нос, кривые ноги и т. п.). Татуировки на теле порой отражают принадлежность к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюб­ленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, «разрядок» внутреннего напряже­ния («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь»). Следы инъекций на предплечьях, между пальцев, в подмышечных впадинах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривен­ных инъекций наркотических веществ. Признаком употребления наркотиков порой служат бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, превращение лица в «маску клоуна», ши­рокие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотече­ние, коричневый налет на языке, шаткость походки.

Все перечисленное дает немало сведений для оценки психического состояния сотрудника. Их следует дополнять информацией из дру­гих источников. Необходимо постоянно интересоваться мнением со­служивцев, коллег. Относительно сотрудников, у которых подозре­вают психическое или личностное расстройство, запрашиваются дополнительные сведения: характеристики с мест учебы, работы, сведения от родителей, супруга (супруги), из правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и т. п. Эти данные могут ока­заться необходимыми и в случае углубленного обследования сотруд­ника у врача-психиатра.

Наши рекомендации