Руководителя по обеспечению психического здоровья персонала
С. М. Шингаев
Вводные замечания.Психически здоровым считается человек умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный овладет профессией, находиться в коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется по влиянием многочисленных внешних факторов — социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, которые бы были абсолютно невосприимчивы к стрессу У каждого имеется свой, индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма ведет к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничны складом характера и хорошим здоровьем психическое или личностное расстройство может появиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Существенными факторами, влияющими на психическое здоровье персонала организации, оказываются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества.
В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления морально-психологического климата в организации. Профессиональное долголетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровьем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.
Цель занятия.Знакомство с методиками, которые необходимо знать руководителю для организации работы по сохранению психического здоровья персонала.
Методики.Изучаются: методика определения состояния психического здоровья персонала; методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье; методика работы руководителя по сохранению психического здоровья сотрудников.
Примечание. Задание выполняется в конкретной организации по согласованию с ее руководством. Работа проводится в том порядке, в котором перечислены изучаемые методики.
Методика определения состояния психического здоровья персонала
Чтобы всесторонне знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, руководитель должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого сотрудника до его прихода в организацию, постоянно быть в курсе его проблем, быть наблюдательным и деликатным. Важно установить доброжелательный контакт и атмосферу доверия.
Одним из методов изучения психического здоровья персонала служит беседа. Задавая вопросы, необходимо постепенно и непринужденно переходить от одного круга проблем к другим и затем сосредоточиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоучений, а также не делать записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем сотрудник раздражается или становится подавленным, нужно тактично прокомментировать это («Я заметил, что это вас расстраивает») и снять эмоциональное напряжение.
В ходе беседы рекомендуется затронуть следующие темы.
1- Семья: состав, жилищные условия, материальное положение, возраст родителей, супруга (супруги), детей, братьев и сестер (если умерли, узнать, какова была причина смерти), их профессии, черты характера, с кем наиболее близок сотрудник, конфликтные отношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. Когда речь идет о распавшейся семье, необходимо выяснить причины случившегося, отношение собеседника к разводу. Также следует понять, как его семья (в первую очередь супруг (супруга)) относится к работе в данной организации.
2. Учеба и трудовой путь: успеваемость, отношения с вузовским товарищами, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины и чем они были вызваны. Какой вуз окончил, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, какую специальность имеет, какие отношения сложились с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Каков! его планы на будущее, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное? В какой мере настрое! на освоение своих обязанностей в организации? 3. Отношения с коллегами: уточнить, каковы предпочтения сотрудника — есть ли у него один близкий друг или компания прията лей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.). Установить причины выбора приятели по сходству увлечений, общности выполняемых задач; для компании в увеселениях и т. п. Являлся ли он членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, на что она ориентирована и какова иерархия власти? Как складываются отношения с лицами противоположного пола, отношения с коллегами по работе?
4. Увлечения: чем сотрудник увлекался в прошлом и чем увлекается сейчас (занятия, требующие кропотливости, аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры, общение со сверстниками, религиозные и философские предпочтения, особые гастрономические пристрастия и т. п.). Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли увлечения родители, каковы были достижения, почему это оказалось в прошлом; нет ли здесь необычного интереса?
5. Нарушения поведения в прошлом: прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, употребление наркотиков (в каком количестве, как часто, в течение какого времени, каковы были последствия этого, имеется ли зависимость), побеги из дома, задержание милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему.
6. Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникали; совершались ли суицидальные попытки, когда, каким был выбранный способ, кому они были адресованы. Если возникают затруднения при ответе на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни, можно предложить наводящие вопросы: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто несправедливо его наказал, где, в каком обществе, с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался. Как ищет выход из подобных ситуаций? Не пребывает ли в настоящее время в какой-либо психотравмирующей ситуации? 7 Перенесенные заболевания и травмы: как они сказались на самочувствии, на учебе, работе и на положении среди коллег. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушение сна, аппетита, настроения. Даже если складывается впечатление, что сотрудник симулирует, стремится имитировать у себя несуществующую болезнь, такое поведение нередко наблюдается у тех, кто имеет определенные психические отклонения, и в этом случае следует рекомендовать ему консультацию у врача.
8. Особенности характера. Можно начать с вопроса: «Я хотел бы узнать, каким вы видите самого себя. Расскажите мне, какой вы человек». Дальнейшие вопросы должны затронуть социальные навыки и отношения: открытость или сдержанность, количество друзей, самокритичность, уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает контакты? Насколько легко преодолевает состояние одиночества? Насколько зависит от других людей? Застенчив ли, замкнут, боек, жизнерадостен, способен без труда выразить себя? Как меняется настроение: быстрые перепады или незначительные колебания? Озабоченный проблемами или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчивый? Педантичный или беспечный? Импульсивный, имеет живую фантазию? Раздражителен, агрессивен, склонен к насилию? Как реагирует на неприятности и на перемены в жизни? Полученные от сотрудника в ходе беседы сведения нужно дополнить и сопоставить со своими наблюдениями и с данными из других источников информации о нем.
9. Отношение к работе в организации: относится ли к работе положительно, с желанием, безразлично или негативно. Когда сложились подобные установки: еще до прихода в организацию или уже во время работы? Как воспринимает условия и характер работы, быта, взаимоотношений, как адаптируется к новой обстановке, какие испытывает проблемы, к чему труднее всего привыкнуть?
Если сотрудник высказывает негативные установки, недовольств во теми или иными условиями работы, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с позиции «чем он лучше (хуже) других». Следует иметь в виду, что затрудненная адаптация к работе на новом месте чаще всего наблюдается у сотрудников с плохим психическим здоровьем, и поэтому может потребоваться вмешательство менеджера по персоналу или консультация психиатра.
После первой беседы с сотрудником начинается его всестороннее изучение. Так вполне можно обнаружить его общительность илизамкнутость, живой веселый нрав пли склонность к унынию, тревожную озабоченность или нарочитую браваду, подчеркнутую деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливость или суетливость и поспешность в мыслях и действиях, болтливость или осторожную осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональную неуравновешенность.
Значительный объем информации может быть получен от коллеги по работе, которым сотрудник нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих начальников, к кому он тянется, с кем устанавливает взаимоотношения, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию, можно увидеть, кто в организации неформальный лидер, кто оказался в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.
Следует обратить внимание на особенности строения тела и внешнего вида сотрудника. Предметом насмешек коллег и тягостных переживаний могут служить избыточная полнота или чрезмерная худоба, а также мелкие физические недостатки (большой нос, кривые ноги и т. п.). Татуировки на теле порой отражают принадлежность к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь»). Следы инъекций на предплечьях, между пальцев, в подмышечных впадинах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных инъекций наркотических веществ. Признаком употребления наркотиков порой служат бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, превращение лица в «маску клоуна», широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки.
Все перечисленное дает немало сведений для оценки психического состояния сотрудника. Их следует дополнять информацией из других источников. Необходимо постоянно интересоваться мнением сослуживцев, коллег. Относительно сотрудников, у которых подозревают психическое или личностное расстройство, запрашиваются дополнительные сведения: характеристики с мест учебы, работы, сведения от родителей, супруга (супруги), из правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и т. п. Эти данные могут оказаться необходимыми и в случае углубленного обследования сотрудника у врача-психиатра.