Оценка успешности релаксационных занятий
Обучение приемам мышечной релаксации и их последующее использование в виде разгрузочных сеансов релаксации должно завершаться численной оценкой успешности. Однако при ближайшем рассмотрении само понятие успешности обучения и использования AT оказывается довольно сложным.
Психофизиологической основой изменений по методикам, родственным AT, выступает релаксационное состояние. Оно характеризуется конкретными телесными и психическими проявлениями. Поэтому первый вид оценок — это учебная успешность, которая состоит в регистрации различных проявлений релаксационного состояния. Это прежде всего такие ее признаки, которые предусмотрены содержанием именно данного сеанса AT На уровне телесных процессов учебная успешность может регистрироваться по всем тем показателям, которые наиболее явно отражают парасимпатическое доминирование в работе вегетативной нервной системы: замедление ЧСС, уменьшение частоты и амплитуды ЭЭГ, снижение мышечного тонуса и артериального давления, увеличение моторной и секреторной активности желудочно-кишечного тракта, изменение глубины и структуры дыхания и т. д. Основными здесь будут показатели мышечного тонуса, уровня и структуры дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
В сфере психических процессов учебная успешность — это переживание обучаемыми должных релаксационных ощущений (тепла и] тяжести). Таковые служат важным индикатором релаксации. Его] важно отслеживать, чтобы контролировать то, как реагируют участники на ход обучения AT. Оценка может быть дана в форме шкалы, таблицы или в графическом виде. В смысловом отношении это близ-; ко. Вариант оценки по шкале, которая касается субъективной выраженности ощущений тепла и тяжести, разработан В. С. Лобзиным и М. М. Решетниковым (1986). Предлагаемая ими шкала включает 10 возможных градаций (баллов), каждая из которых кратко описана! (от полного отсутствия ощущений до яркого, устойчивого их переживания). Приведем три примера словесного описания значений некоторых градаций применительно к ощущению тяжести:
1 балл — какие-либо особые ощущения в процессе занятия отсутствовали;
3 балла — ощущение некоторой скованности или тяжести в кистях рук, даже если оно было кратковременным;
9 баллов — выраженное ощущение тяжести и признаки спонтанной генерализации тяжести в других частях тела.
Согласно данным В. С. Лобзина и М. М. Решетникова (1986), в среднем в группе обучаемых самооценка, касающаяся тяжести, на первом занятии равнялась примерно 2,5 балла, но к десятому занятию постепенно повышалась до 7,8 балла. Упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, можно считать усвоенными, если среднегрупповая оценка превышает 5 баллов.
В одной из работ[19] самооценка выраженности релаксационных ощущений предложена в форме таблицы. По окончании занятия обучаемый ставит крестики, зачеркивая нужный балл в таблице, соответствующий локализации и силе имевшихся у него ощущений:
1 — отчетливо ощущается;
2 — в общем ощущается;
3 — я не уверен;
4 — едва заметное ощущение;
5 — нет никакого ощущения.
Наконец, графическая форма (см. приложение 29.3), наиболее наглядная и удобная в получении от обучаемого дифференцированных самооценок, представляет стилизованное изображение человеческого тела. В этом случае задача обучаемого заключается в том, чтобы по окончании сеанса релаксации провести прямые или волнистые линии соответственно тем частям тела, где при расслаблении возникли ощущения тяжести и тепла.
При графической форме самооценки тело условно делится на 14 элементов: голова и шея рассматриваются как один элемент, аналогичным образом воспринимается туловище, каждая рука и нога — по 3 элемента. Таким образом, возможно дифференцированным образом оценить наличие и выраженность релаксационных ощущений, вычислив их как сумму помеченных обучаемым элементов тела.
Как показывает пример графической самооценки, приведенный в приложении 29.3, на сеансе обучаемый ощущал руки и стопы ног отяжелевшими, ладони и стопы — теплыми. Соответственно суммарная выраженность релаксационных ощущений у этого человека оценивается в 12 условных баллов (о восьми элементах сказано в связи с ощущением тяжести, еще о четырех — тепла).
Идеальным средством оценки успешности проведенного занятия было бы сопоставление перечня появившихся у обучаемых релаксационных ощущений с содержательной частью проведенного занятия Предположим, что на нем отрабатывалось упражнение по вызыванию ощущения тяжести в руках. Если в итоге у большинства обучаемых в итоге оно возникает, сеанс можно считать проведенным успешно. Если же у большинства членов группы такое ощущение тяжести в руках на бланках для самооценки не помечено — неуспешным. Однако на практике оказывается, что динамика появления и выраженность ощущений отличаются от тех, которые задаются программой И поэтому на каждом отдельном занятии успешность целесообразно оценивать по отношению к среднестатистической. В среднем же группам обучения AT сила ощущений изменяется от занятия к занятию так, как это показано в приложении 29.4.
Оценивая успешность отдельного занятия, следует учесть два обстоятельства. Выраженность релаксационных ощущений зависит как от индивидуальных особенностей (каждый обучаемый склонен сильнее переживать либо ощущение тяжести, либо тепла, хотя второй доминирует реже), так и от исходного психофизиологического состояния человека (ощущения релаксации оказываются тем сильнее, чем более уставшим и эмоционально напряженным чувствует себя обучаемый перед занятием).
Следующий вид успешности AT — прагматическая успешность. Она фиксирует те последствия, ради которых человек стал обучаться навыкам мышечного расслабления. Ее следует рассматривать как минимум на двух уровнях:
• специфические актуальные изменения психофизиологического состояния обучаемых, регистрируемые непосредственно после сеанса релаксации;
• специфические устойчивые изменения, формирующиеся к моменту окончания курса обучения навыкам релаксации, т. е. изменения, накапливающиеся от занятия к занятию.
Оценка прагматической успешности после сеанса выводится благодаря сопоставлению данных по показателям, измеренным в фоне (до занятия) и после него. Предположим, что у конкретного обучаемого до занятия артериальное давление было равным 140 мм рт. ст., , а через 5-10 мин после выхода из релаксации — 120 мм. В этом при-1 мере оценкой прагматической успешности будет нормализация давления путем его снижения на 20 мм. Усредненных нормативов изменения соматических процессов в настоящее время еще нет. Общий принцип изменения физиологических показателей после релаксации — нормализация оценок.
Вместе с измерением физиологических процессов в объективно регистрируемые последствия занятий AT включаются изменения показателей трудовой деятельности. Систематически они пока не исследованы. Однако в отдельных работах выявлено, что после сеанса улучшаются характеристики памяти и внимания; увеличиваются работоспособность, скорость переработки семантической информации, качество слежения в деятельности операторов; увеличиваются объем проделываемой до отказа физической работы, скорости восстановления у спортсменов. Общий смысл изменения показателей деятельности — их восстановление после релаксации до того уровня, который обучаемый обычно демонстрирует, если он не пребывал в эмоциональном напряжении и хорошо отдохнул.
Более подробно исследовалась субъективная составляющая прагматической успешности. Как, собственно, чувствует себя человек после сеанса? Что и насколько меняется в его самочувствии и настроении? Изучение субъективной составляющей представляется исключительно важным. По сути дела, когда человек решает, браться ли ему еще за какое-то дело, он опирается не на измерение своего пульса, давления или доминирующего в момент принятия решения ритма ЭЭГ Он обращается именно к своим ощущениям: бодр ли или устал, напряжен или расслаблен, чувствует ли он недомогание или, наоборот, внутреннюю потребность действовать.
Хорошим средством для оценки субъективной прагматической успешности может служить анкета САН (Доскин и др., 1975). В ней Дан набор из полярных определений, которые группируются в категории самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Серия обследований позволила установить, что во всей анкете есть 7 пар определений, которые сильнее всего связаны с действием релаксации, т. е. они демонстрируют наибольший сдвиг самооценок от начала к концу сеанса AT (см. приложение 29.3). Использование сокращенного варианта САН (составленного из указанных 7 пар определений), что уменьшает затраты времени на тестирование и обработку ответов обучаемых, предпочтительнее, нежели применение анкеты полностью.
Чтобы определить степень субъективной прагматической успешности по указанным 7 пунктам САН, вычисляется суммарная оценка! состояния: складываются баллы, набранные обучаемым по каждой! паре определений. Зачеркивание цифры «3» у негативного полюса ' пары приравнивается 1 баллу, цифры «3» у позитивного полюса —71 Остальные цифры преобразуются соответственно в 2, 3, 4, 5 и 6 баллов. Для удобства и наглядности результатов вычисляется средний | балл по всем 7 позициям. Понятно, что самооценки состояния, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном психическом | состоянии обучаемого, ниже 4-х — о неблагоприятном.
На большой выборке молодых, здоровых, отдохнувших испытуемых авторы анкеты САН установили: со статистической точки зрения нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 балла, я В этой связи можно считать, что, если среднегрупповая оценка со- 1 стояния после сеанса оказалась ниже 5 баллов, успешность занятия I невысокая, если же более 5,5 — высокая. Видимая простота такого 1 вычисления, как оказалось, таит в себе существенный изъян: оно не учитывает исходного состояния обучаемого.
На рисунке в приложении 29.4 показана эмпирически найденная зависимость состояния после релаксации от того, что было до нее. 1 Из этого графика следует: оценка успешности должна производиться обязательно с учетом того, каким обучаемый пришел на занятие. Если самооценка состояния обучаемого после занятия окажется расположенной выше штриховой линии графика, это значит, что для данного человека занятие оказалось очень успешным; если между штриховой и сплошной линиями — успешность средняя; если ниже сплошной линии, — неуспешным.
К оценке субъективной успешности сеанса можно также отнести и сокращение числа жалоб на самочувствие от начала к концу занятия.
К устойчивым последствиям курса обучения на физическом уровне относятся прежде всего показатели здоровья в медицинском отношении (Нестеров, Филимоненко, 1981; 1982). Показано, что 8-месячные курсы AT в условиях производства при 2-3-разовых занятиях в неделю сокращают среднюю заболеваемость у обученных релаксации работников на 35% (согласно количеству больничных листов) и на 45% (согласно числу дней трудопотерь). Наиболее сильно заболеваемость снижается относительно язвенной болезни желудка, несколько меньше — ишемической болезни сердца и прочих сердечно-сосудистых заболеваний. На третьем месте находятся нервно-психические расстройства, сократившиеся на 33% от исходного числа, регистрируемого по больничным листам. Следует отметить, что все эти результаты получены с помощью варианта AT, не имевшего прямой медицинской направленности.
К устойчивым последствиям использования навыков релаксации следует отнести и модификацию проявлений свойств нервной системы благодаря длительному курсу AT При использовании кинематометра и процедуры диагностики свойств нервной системы (по Е. П. Ильину) было установлено, что AT способствует сдвигу оценок к средней подвижности возбуждения, уравновешенности нервных процессов по внешнему балансу.
С тем чтобы изучить устойчивые изменения психической сферы обучаемых, были сопоставлены данные по методикам Айзенка, Спилбергера и Кеттелла до и после длительного курса AT В качестве ведущих изменений отмечено снижение тревожности и нейротизма. Статистически значимые сдвиги в сторону большей эмоциональной уравновешенности отмечены по факторам О (самоуверенность — чувство вины), С («эмоциональная неустойчивость—устойчивость»), Q4 (расслабленность—фрустрированность), а также повышение способности к самоконтролю Q3 (плохой самоконтроль—хороший самоконтроль). В качестве вторичного следствия от повышения эмоциональной устойчивости можно также ожидать, что в группах людей, посещающих занятия AT длительное время, будет отмечено улучшение эмоциональной составляющей социально-психологического климата.
Нельзя не упомянуть о целесообразности использования для оценки успешности обучения AT цветовую методику М. Люшера. Как известно, результаты тестирования по цветовой методике являются достаточно устойчивыми на коротких интервалах времени и постепенно изменяются на длительных в меру устойчивых изменений нервно-психического состояния обследуемого. По итогам психотерапии больных неврозами, ядром которой была аутогенная тренировка, обнаружилась специфическая последовательность цветовых предпочтений, обозначенная Люшером как «аутогенная норма цветовых предпочтений». Раскладка испытуемым цветовых карточек в соответствии с аутогенной нормой обнаруживает внутренне неконфликтного, ненапряженного, неутомленного, ориентированного на Продуктивную активность и с оптимизмом смотрящего в будущее человека.
Способы числовой оценки цветовых предпочтений изложены в Работе Филимоненко Ю. И., Юрьева А. И., Нестерова В. М. (1982).
Нормированные оценки показателей «суммарное отклонение от аутогенной нормы» И «вегетативный коэффициент», которые полезный для определения успешности обучения релаксации, приведены в приложении 29.5 (Рыбников и др., 1994). Эти оценки рассчитаны на] большой выборке. Значение в 4 стандартных балла соответствует! здесь среднестатистической норме, т. е. тем значениям, которые чаще! всего встречаются в случайной выборке обследуемых. Баллы 3 и 5{ являются незначительными отклонениями от средней нормы, 2 Hi 6 — значительными, 1 и 7 — исключительно значительными. Наибо-1 лее благоприятными для интенсивной и эффективной деятельности считаются значения СО, близкие к нулю, и значения ВК, располагающиеся в диапазоне 1,0-1,5 балла.
Контрольные вопросы
1. Какие практические наблюдения Й. Г. Шультца стали основой методики аутогенной тренировки?
2. Каковы основные психофизиологические последствия глубокого | мышечного расслабления?
3. Каковы функции проговаривания словесных формул в аутогенной тренировке?
4. В каких направлениях модифицировалась аутогенная тренировка при ее внедрении в различные виды трудовой деятельности?
5. Какую из двух методик (анкета САН или цветовой тест Люшера) целесообразно использовать для оценки успешности отдельного сеанса мышечной релаксации?
Приложение 29.1