Занятие 19. Соотношение психологического и календарного возраста человека как фактора психического здоровья

Л. И. Августова

Вводные замечания. Одним из интересншших вопросов при изуче­нии геронтолошческих аспектов психологии здоровья является опре­деление истинного возраста человека. В современной науке принят многомерный подход к изучению данного аспекта как дифференци­рованного показателя периода человеческой жизни. Такой подход предполагает отдельное измерение биологического, психологическо­го и социального возраста, юскольку календарный возраст (еще он обозначается в качестве хронологического или паспортного) не отра­жает в полной мере характеристики человеса как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности Понятия биологического и календарного возраста давно разделяются, поскольку последний не характеризует в достаточной степени истижное состояние организма. Это обстоятельство весьма существенно, е~о необходимо учитывать, Делая прогноз о предстоящих изменениях в состоянии организма, опре­деляя перспективу физического здоровья человека.

Выявление психологического возраста и его соотношение с календарным позволяет, в свою очередь, говорить о зрелости личности, об адекватности опыта человзка и его жизненных планов, что и следует признать фактором психического здоровья.

Определяя психологический возраст как меру психологического прошлого человека, субъективной реализованноети психологического времени личности, можно выявить его особенности:

1. Психологический возраст — это характгристика человека, которая измеряется согласно его внутренней гистеме отсчета времени.

2. Психологический возраст принципиально обратим, т. е. человек может «молодеть», когда расширяется п< ихологпческое будущее, сокращается психологическое прошлое или увеличивается пред­полагаемая продолжительность жизни.

3. Психологический возраст многомерен, т. е. он может отличаться в разных сферах жизнедеятельности.

Зная свой психологический возраст, человек способен сознательно изменять соотношение перспективных и ретроспективных элементов в субъективной картине жизненного пути. Это особенно важно, когда речь идет об искаженной жизненной перспективе, о неоправданном оптимизме или пессимизме, мера проявленности которых рассмат­ривается как значимая личностная характеристика. Постановка но­вых, реально достижимых целей, формирование планов на будущее оказываются существенным моментом в обеспечении психического здоровья и долголетия человека.

Существуют различные способы оценки психологического воз­раста. Одним из них служит процедура оценивания интервалов жиз­ни длительностью в 5 лет, предложенная Е. И. Головахой и А. А. Кро-ником.

Цель занятия.Овладение способом оценки психологического воз­раста с помощью процедуры оценивания пятилетних интервалов жиз­ни и сопоставление его с календарным возрастом человека.

Оснащение.Для проведения занятия необходим бланк с таблицей «Оценивание насыщенности пятилетних интервалов» (табл. 19.1).

Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить по десяти­балльной шкале каждый пятилетний интервал своей жизни (как про­житой, так и будущей) по степени насыщенности значимыми собы­тиями и занести результаты в таблицу. При этом каждый опрашивае­мый самостоятельно определяет желаемую для себя продолжитель­ность жизни, что также отражается в таблице.

Обработка и интерпретация результатов.По результатам заполн ния таблицы подсчитываются два показателя:

• степень реализованноети психологического времени (Рвр);

• психологический возраст (ПВ).

Показатель реализованности психологического времени определяется через соотношение суммарной степени насыщенности по про той жизни к степени насыщенности событиями жизни в целом:

Упрож

Рвр = ----------- ,

Увся жизнь

где У прож — сумма баллов по прожитой жизни; Увся жизнь — сумма баллов по всей жизни (по всей таблице).

Психологический возраст определяется как

ПВ = ПЖ × Рвр

где ПЖ — ожидаемая продолжительность жизни, Р — реализован-ность психологического времени.

Психологический возраст будет тем больше, чем меньше человек ожидает прожить и чем в большей степени реализовалось его психо­логическое время.

Таблица 19.1

Наши рекомендации