Часть V. Психическая саморегуляция
Занятие 28. Психическая саморегуляция как неотъемлемый
компонент здоровой личности (С. М. Шингаев)......... 218
Содержание занятий..................................................... 219
Занятие 1....................................................................... 219
Занятие 2....................................................................... 224
Занятия 3-8................................................................... 226
План занятий............................................................... 226
Занятие 9....................................................................... 229
Занятия 10-12 . . ........................................................ 230
План занятий................................................................ 230
Контрольные вопросы................................................. 231
Рекомендуемая литература......................................... 231
Занятие 29. Технология и эффективность мышечной релаксации
(Ю. И. Филимоненко)....................................................... 232
История создания методики мышечной релаксации .... 232
Структура методики мышечной релаксации.............. 235
Психофизиологические механизмы методики мышечной
релаксации................................................................ 240
Производственный вариант методики мышечной
релаксации............................................................... 248
Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации . . 254
Оценка успешности релаксационных занятий............ 260
Контрольные вопросы.................................................. 266
Приложение 29.1. Первое занятие курса мышечной релаксации.
Основные положения информационной части....... 266
Приложение 29.2. Первое занятие курса мышечной
релаксации. Ориентировочный текст учебной части . . . 271
Приложение 29.3. Учебная успешность сеанса мышечной
релаксации: формы оценки..................................... 275
Приложение 29.4. Сеанс мышечной релаксации:
динамические особенности учебной и прагматической
успешности ........................................................... 276
Приложение 29.5. Статистические нормативы показателей
цветового теста М. Люшера.................................... 277
Рекомендуемая литература........................................ 277
Часть VI. Профессиональное здоровьеЗанятие 30.
Методика работы руководителя по обеспечению
психического здоровья персонала (С. М. Шингаев)... 280
Методика определения состояния психического здоровья
персонала................................................................. 281
Методика работы с сотрудниками, имеющими отклонения в психическом здоровье 285
Контрольные вопросы.................................................. 289
Приложение 30.1. Основные направления работы руководителя организации по сохранению
и укреплению здоровья персонала......................... 289
Рекомендуемая литература......................................... 291
Занятие 31. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности (А Г. Маклаков) . . . 292 Общие проблемы организации психологической помощи
в экстремальных условиях деятельности............... 292
Методика оценки психического состояния пострадавших
и выявления лиц, нуждающихся в псикологической помощи 295
Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой
психической травматизации.................................. 298
Контрольные вопросы............................................... 300
Приложение 31.1. Методика для оценки уровня развития
адаптационных способностей личности............... 301
Текст опросника......................................................... 303
Приложение 31.2. Методика оценки уровня ситуационной
тревожности.............................................................. 317
Приложение 31.3. Анкета самооценки состояния (АСС) . . . 318
Бланк для анкеты самооценки состояния................. 319
Шкала самооценки (Ч. Д. Снилбергер, 10. Л. Ханин) .... 320 Приложение 31.4. Оценка резервных возможностей
кардиоресиираторноп системы............................ 321
Приложение 31.5. Инструкция по применению
психологических методов коррекции функционального
состояния............................................................... 323
Рекомендуемая литература....................................... 331
Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности (Н. Е. Пурнис,
Е. А. Соловьева)......................................................... 332
Контрольные вопросы............................................... 341
Приложение 32.1. Упражнения на занятиях по арт-терапии ... 341
Рекомендуемая литература....................................... 344
Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры
по средствам моделирования (Н. Л. Ильина)........... 345
Контрольные вопросы................................................ 349
Рекомендуемая литература....................................... 350
От редактора
Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России. Прошедший период был отмечен выходом специальных научных журналов в данной области знаний, статей, учебных пособии и монографий. В 2003 г. под редакцией профессора Г. С. Никифорова вышел первый в России учебник «Психология здоровья» и в том же году под его руководством была создана первая в России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге.
Настоящий труд — первый опыт издания практикума по психологии здоровья в нашей стране. Его вполне можно рассматривать как практическое дополнение к упомянутому выше учебнику. В содержание практикума вошли темы, относящиеся к числу особенно важных направлений исследования в современной психологии здоровья. К ним относятся: оценка здоровья на физическом, психическом и социальном уровнях; психические состояния и здоровье; личностные аспекты здоровья; образ жизни; поддержание здоровья с помощью методов психической саморегуляции; психологическое обеспечение здоровья в профессиональной деятельности.
В практикуме представлены как уже хорошо известные и апробированные методики, так и оригинальные, разработанные авторами практических занятий. В подготовке данной работы приняли участие в основном преподаватели факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В подготовке данного пособия приняли участие следующие авторы: Л. И. Августова, канд. психол. наук, доцент; Е. Ю. Березняк, магистр психологии; Р. А. Березовская, канд. психол. наук, доцент; Я. Е, Водопьянова, канд. психол. наук, доцент; А. С. Галицкий, канд. пед. наук; Я. Я. Гурвич, д-р психол. наук, профессор; Д. Я Давидепко, д-р биол. наук, профессор; 3. Ф. Дудчепко, канд. психол. паук, доцент; Я. Л. Ильина, канд. психол. наук, доцент; О. П. Исакова, ассистент; А. И. Колчев, д-р мед. наук; Л. В. Куликов, д-р психол. наук, профессор; А. Г. Маклаков, д-р психол. наук, профессор; Г. С. Никифоров, заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор; Б. В. Овчинников, д-р мед. наук, профессор; Я. Е. Пурнис, аспирантка кафедры психологии СПбГАСУ; Е. А. Соловьева, канд. психол. наук, доцент; Ю. И. Филимоненко, канд. психол. наук, с. н. с; С. М. Шишаев, канд. психол. наук, доцент; М. В. Штейн, ассистент.
Часть I