Нейрофизиологические исследования
Проведение электроэнцефалографического исследования показано при сопутствующих пароксизмальных расстройствах в виде двигательной, висцеральной или психотической активности (ограниченный период времени до 5 мин) или кратковременных нарушений сознания.
В целом при оценке количественных показателей ЭЭГ у детей с СДВГ в большей степени представлена медленно-волновая активность.
В общем случае всевозможные экспресс-оценки (отношения q/b-ритм, q/a-ритм) могут быть весьма полезны при сравнении данных до и после лечения нейромодуляторами у конкретного ребенка с СДВГ.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ ИЛИ ОШИБОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
При диагностике СДВГ врач-психиатр может столкнуться с трудностями диагностики промежуточных и легких форм.
В оценке степени тяжести СДВГ предпочтение следует отдавать опросникам, которые заполнены педагогами (табл. 2).
Уместным является дополнительное использование опросника родительского стресса ДБСИ (приложение 7). Преимущественные ответы «да» по пунктам опросника, заполняемого родителями, свидетельствуют в пользу необходимости установления диагноза и проведения медико-реабилитационных мероприятий.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Противопоказаний для использования метода диагностики гиперкинетических расстройств у детей не отмечено.
Приложение 1 |
Диагностический опросник Вандербильт для заполнения родителями
Дата: ______________________
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Ф.И.О. того, кто заполнял опросник ______________________________________________
Инструкция: пожалуйста, оцените поведение ребенка с помощью приведенного опросника. При оценке ориентируйтесь на наиболее типичное поведение ребенка в течение последних шести месяцев в сравнении с поведением сверстников.
Симптомы | никогда | иногда | часто | очень часто | |
1. | Не способен внимательно следить за деталями, делает нелепые ошибки в заданиях | ||||
2. | Имеет трудности в выполнении заданий или игровой деятельности, которые требуют сосредоточенного внимания | ||||
3. | Не слушает, когда к нему обращаются | ||||
4. | Не заканчивает начатого занятия (непреднамеренно и не ввиду низкого интеллекта) | ||||
5. | Несобран, неорганизован | ||||
6. | Избегает, не любит или не хочет соглашаться выполнять задания, которые требуют повышенного внимания и умственного напряжения | ||||
7. | Путает расписание, теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо деятельности (игрушки, книги, карандаши и т.п.) | ||||
8. | Легко отвлекается на все, что происходит вокруг | ||||
9. | Забывает выполнять каждодневные процедуры (почистить зубы и т.п.) | ||||
10. | Беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте | ||||
11. | Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть | ||||
12. | Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно | ||||
13. | Не может тихо играть, неадекватно шумен | ||||
14. | Действует как «заведенный», как будто к нему приделан «моторчик» | ||||
15. | Чрезмерно разговорчивый, без учета социальных ограничений | ||||
16. | Выпаливает ответы до того, как завершены вопросы | ||||
17. | Не способен стоять в очередях, дожидаться своей очереди | ||||
18. | Перебивает других или вмешивается в разговоры или занятия других | ||||
19. | Вступает в конфликты со взрослыми | ||||
20. | Теряет самоконтроль, склонен к эмоциональным «взрывам» | ||||
21. | Не слушается и отказывается подчиняться установленным правилам взрослых | ||||
22. | Поступает наперекор другим | ||||
23. | Обвиняет других в своих ошибках и поведенческих проблемах | ||||
24. | Стремится добиться своего, легко «выходит из себя» | ||||
25. | Злой и раздражительный | ||||
26. | Не забывает обид, стремится отомстить | ||||
27. | Угрожает и шантажирует других | ||||
28. | Грубит взрослым и употребляет нецензурные слова | ||||
29. | Обманывает, чтобы избежать наказания | ||||
30. | Пропускает уроки без разрешения | ||||
31. | Агрессивный, драчливый, склонен к физической расправе над животными и другими людьми | ||||
32. | Намеренно портит свои вещи и вещи других | ||||
33. | Имеет серьезные поведенческие проступки (кражи, нападения, вынос вещей из дома и т.п.) | ||||
Другие поведенческие проступки (укажите сами при их наличии) | |||||
34. | Робкий, боязливый, тревожный | ||||
35. | Боится пробовать делать что-то новое из-за страха, что не получится или совершит ошибку | ||||
36. | Недооценивает себя, ощущает себя хуже других | ||||
37. | Обвиняет себя, чувствует себя виноватым | ||||
38. | Ощущает себя ненужным, жалуется «никто не любит меня» | ||||
39. | Грустный, несчастный или удрученный | ||||
40. | Неуверенный и слишком сомневающийся |
Успешность | отлично | хорошо | удовлетворительно | иногда трудности | большие трудности | |
41. | Общая оценка успешности в жизни | |||||
42. | Чтение | |||||
43. | Письмо | |||||
44. | Математика | |||||
45. | Отношения с родителями | |||||
46. | Отношения с братьями/сестрами | |||||
47. | Отношения с ровесниками | |||||
48. | Участие в групповых (командных) играх | |||||
49. | Самоорганизация | |||||
50. | Выполнение указаний взрослых |
Вопросы 1–9 субшкала дефицита внимания Вопросы 10–14 субшкала гиперактивности Вопросы 15–18 субшкала импульсивности Вопросы 19–26 субшкала реакций оппозиции (протеста) Вопросы 27–33 субшкала др. поведенческих проблем Вопросы 34–40 субшкала тревожно-депрессивной симптоматики Вопросы 41–50 субшкала социальной адаптации |
Приложение 2 |
Диагностический опросник Вандербильт для заполнения учителем
Дата: ________________________
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст _____________________________
Класс _______________ Школа __________________________________________________
Ф.И.О. учителя________________________________________________________________
Инструкция: пожалуйста, оцените поведение ребенка с помощью приведенного опросника. При оценке ориентируйтесь на наиболее типичное поведение ребенка в течение последних шести месяцев в сравнении с поведением сверстников.
Симптомы | никогда | иногда | часто | очень часто | |
1. | Не способен внимательно следить за деталями, делает нелепые ошибки в заданиях | ||||
2. | Имеет трудности в выполнении заданий или игровой деятельности, которые требуют сосредоточенного внимания | ||||
3. | Не слушает, когда к нему обращаются | ||||
4. | Не заканчивает начатого занятия (непреднамеренно и не ввиду низкого интеллекта) | ||||
5. | Несобран, неорганизован | ||||
6. | Избегает, не любит или не хочет соглашаться выполнять задания, которые требуют повышенного внимания и умственного напряжения | ||||
7. | Путает расписание, теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо деятельности (игрушки, книги, карандаши и т.п.) | ||||
8. | Легко отвлекается на все, что происходит вокруг | ||||
9. | Забывает выполнять каждодневные процедуры (почистить зубы и т.п.) | ||||
10. | Беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте | ||||
11. | Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть | ||||
12. | Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно | ||||
13. | Не может тихо играть, неадекватно шумен | ||||
14. | Действует как «заведенный», как будто к нему приделан «моторчик» | ||||
15. | Чрезмерно разговорчив, без учета социальных ограничений | ||||
16. | Выпаливает ответы до того, как завершены вопросы | ||||
17. | Неспособен стоять в очередях, дожидаться своей очереди | ||||
18. | Перебивает других или вмешивается в разговоры или занятия других | ||||
19. | Вступает в конфликты со взрослыми | ||||
20. | Теряет самоконтроль, склонен к эмоциональным «взрывам» | ||||
21. | Не слушается и отказывается подчиняться установленным правилам взрослых | ||||
22. | Поступает наперекор другим | ||||
23. | Обвиняет других в своих ошибках и поведенческих проблемах | ||||
24. | Стремится добиться своего, легко «выходит из себя» | ||||
25. | Злой и раздражительный | ||||
26. | Не забывает обид, стремится отомстить | ||||
27. | Угрожает и шантажирует других | ||||
28. | Грубит взрослым и употребляет нецензурные слова | ||||
29. | Обманывает, чтобы избежать наказания | ||||
30. | Пропускает уроки без разрешения | ||||
31. | Агрессивный, драчливый, склонен к физической расправе над животными и другими людьми | ||||
32. | Намеренно портит свои вещи и вещи других | ||||
33. | Имеет серьезные поведенческие проступки (кражи, нападения, вынос вещей из дома и т.п.) | ||||
Другие поведенческие проступки (укажите сами) | |||||
34. | Робкий, боязливый, тревожный | ||||
35. | Боится пробовать делать что-то новое из-за страха, что не получится или совершит ошибку | ||||
36. | Недооценивает себя, ощущает себя хуже других | ||||
37. | Обвиняет себя, чувствует себя виноватым | ||||
38. | Ощущает себя ненужным, жалуется «никто не любит меня» | ||||
39. | Грустный, несчастный или удрученный | ||||
40. | Неуверенный и слишком сомневающийся |
Успешность | отлично | хорошо | удовлетворительно | иногда трудности | большие трудности | |
41. | Общая оценка успешности в школе | |||||
42. | Чтение | |||||
43. | Письмо | |||||
44. | Математика | |||||
45. | Выполнение указаний учителя | |||||
46. | Поведение на уроке | |||||
47. | Отношения с одноклассниками | |||||
48. | Самоорганизация |
Вопросы 1–9 субшкала дефицита внимания Вопросы 10–14 субшкала гиперактивности Вопросы 15–18 субшкала импульсивности Вопросы 19–26 субшкала реакций оппозиции (протеста) Вопросы 27–33 субшкала др. поведенческих проблем Вопросы 34–40 субшкала тревожно-депрессивной симптоматики Вопросы 41–48 субшкала социальной адаптации |
Приложение 3 |
Оценочное нормирование диагностического опросника Вандербильт в зависимости от возраста и пола (сводная таблица)
Шкалы | Среднее значение ± среднеквадратичное отклонение | |||||||
3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | |||||
м | д | м | д | м | д | м | д | |
Дефицит внимания | 10,2±6,3 | 7,8±5,3 | 10,1±6 | 7,6±5,1 | 11,2±6,5 | 8,2±6,2 | 8,8±5,6 | 6,7±4,1 |
Гиперактивность | 6±4,3 | 4,5±3,6 | 5,3±3,8 | 2,9±2,3 | 5,2±3,7 | 3,9±3,6 | 4,9±4 | 3,8±2,7 |
Импульсивность | 4,3±2,6 | 3,1±2,5 | 4,3±3,1 | 2,9±2,1 | 4,8±3,1 | 3,5±2,9 | 3,7±2,6 | 3,2±2,4 |
Гиперактивность/ Импульсивность | 9,3±6,9 | 6,1±5,8 | 8,4±6,6 | 4,6±4,2 | 8,9±6,9 | 5,9±6,2 | 6,6±6,2 | 5,5±4,7 |
Реакции оппозиции | 4,9±6 | 2,3±3,7 | 5,7±6,4 | 2,4±3,7 | 7,3±6,8 | 3,2±4,8 | 4±4,9 | 2,4±3,4 |
Приложение 4 |
Определение клинической формы и тяжести СДВГ для мальчиков по опроснику Вандербильт
Реакции протеста | Дефицит внимания | Гиперактивность/ импульсивность | ||||||||||
3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | 3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | 3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | |
тяжелая | ||||||||||||
среднетяжелая | ||||||||||||
легкая | ||||||||||||
промежуточная | ||||||||||||
Приложение 5 |
Определение клинической формы и тяжести СДВГ для девочек по опроснику Вандербильт
Реакции протеста | Дефицит внимания | Гиперактивность/ импульсивность | ||||||||||
3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | 3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | 3–5 лет | 6–8 лет | 9–11 лет | 12–14 лет | |
тяжелая | ||||||||||||
среднетяжелая | ||||||||||||
легкая | ||||||||||||
промежуточная | ||||||||||||
Приложение 6 |
Пример постановки диагноза по опроснику Вандербильт
***На бумажном носителе
Приложение 7 |
Опросник родительского стресса ДБСИ
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст _____________________________
Ф.И.О. заполнявшего опросник __________________________________________________
Инструкция:
Прочитайте внимательно каждый из предложенных пунктов и обозначьте те ситуации, которые вы отмечали в поведении вашего ребенка в течение последних 6 месяцев.
Отвечайте «да», если описанные ситуации имели место; отвечайте «нет», если таких ситуаций не было.
В случае ответа «да» определите степень выраженности вашего беспокойства по 4-балльной шкале:
«0» – совсем не беспокоит;
«1» – беспокоит в некоторой степени;
«2» – беспокоит умеренно;
«3» – очень беспокоит.
№ | да | нет | |||||
Не можете оставить ребенка с няней | |||||||
Не можете пойти покушать в публичное место из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Вынуждены прерывать заботу о других своих детях ввиду того, что ваш ребенок постоянно вас отвлекает | |||||||
Вынуждены пропускать или прерывать посещения церкви из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Вынуждены выслушивать недовольства учителей по поводу вашего ребенка | |||||||
Имеете трудности профессиональной деятельности из-за вашего ребенка | |||||||
Вынуждены пропускать работу из-за проблем вашего ребенка | |||||||
Не можете брать ребенка в магазины из-за его поведения | |||||||
Не можете проводить достаточно времени с другими своими детьми | |||||||
Сталкиваетесь с академической неуспеваемостью вашего ребенка | |||||||
Имеете сложности с посещением врача вашего ребенка | |||||||
Имеете трудности в посещениях других специалистов | |||||||
Тратите слишком много времени, помогая ребенку с выполнением домашнего задания | |||||||
Не имеете достаточно свободного времени для себя из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Вынуждены объяснять поведение вашего ребенка другим людям (непонимание поведения вашего ребенка др. людьми) | |||||||
Имеете трудности с посещением ребенком кружков в школе | |||||||
Не знаете, как справляться с поведением своего ребенка | |||||||
Не согласны с теми мерами, которые принимает школа в отношении поведения вашего ребенка | |||||||
Имеете трудности с оплатой потребностей вашего ребенка | |||||||
Сталкиваетесь с тем, что у вашего ребенка часто возникают конфликты с другими детьми | |||||||
Вам звонят из школы по поводу проблем поведения вашего ребенка в школе | |||||||
Необходимо контролировать поведение ребенка, чтобы он не попал в беду | |||||||
Сталкиваетесь с жалобами других родителей на поведение вашего ребенка | |||||||
Вынуждены пропускать общественно важные мероприятия из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Не можете вовремя лечь спать из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Сталкиваетесь с жалобами от соседей по поводу поведения вашего ребенка | |||||||
Бываете озабочены тем, что вашего ребенка незаслуженно оскорбляют и обвиняют | |||||||
Не можете заканчивать домашние дела из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Другие люди говорят вам, что вы неправильно воспитываете вашего ребенка | |||||||
У вашего ребенка часто возникают побочные эффекты при приеме лекарственных препаратов (слабость, головная боль) | |||||||
Не знаете, как объяснить поведение вашего ребенка другим людям | |||||||
Не можете работать вне своего дома из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Конфликтуете со своим ребенком из-за выполнения домашнего задания | |||||||
Вам звонят из школы по поводу проблем академической неуспеваемости вашего ребенка | |||||||
Получаете жалобы от водителя школьного автобуса | |||||||
Меньше времени проводите с коллегами по работе из-за поведения вашего ребенка | |||||||
Не находите поддержки от других людей в проблемах, связанных с вашим ребенком | |||||||
Не можете брать ребенка с собой в общественные места | |||||||
Имеете трудности с нахождением подходящих для вашего ребенка внешкольных занятий | |||||||
Вам бывает стыдно за вашего ребенка перед другими людьми |