Возрастные особенности пищеварительной системЫ
Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.
Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.
Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.
Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.
Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:
· протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;
· амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;
· липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.
Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.
Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступление азота в организм превышает его выведение.
Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:
• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)
• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).
Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:
· выход резервных питательных веществ;
· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;
· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.
Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.
Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.
В нем различают следующие отделы:
а) ротовая полость;
б) глотка;
в) пищевод;
г) желудок;
д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;
е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.
У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 - 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей.
Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.
Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.
Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процессов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л.
В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.
Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал.
Ротовая полость
Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.
С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.
Пищевод
У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок
Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.
С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.
Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.
Пищеварение в кишечнике
У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.
Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.
Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.
Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. В двенадцатиперстной кишке пищевая кашица подвергается дальнейшему расщеплению под воздействием панкреатического сока. Панкреатический сок, или сок поджелудочной железы, содержит ряд ферментов и муцин. Муцин защищает слизистую оболочку, а ферменты расщепляют белки, липиды и углеводы. В панкреатическом соке содержатся следующие ферменты:
1. трипсин и химотрипсин, расщепляющие белки до пептонов и альбумозов;
2. энтерокиназа, которая активизирует трипсин и химотрипсин;
3. липаза, расщепляющая жиры;
4. амилаза, расщепляющая углеводы до мальтозы;
5. мальтаза, расщепляющая мальтозу;
6. лактаза, расщепляющая молочный сахар лактозу.
Кроме ферментов и муцина в двенадцатиперстную кишку поступает желчь из желчного пузыря. Желчь эмульгирует жиры до мельчайших капель и способствует их всасыванию, активирует ферменты, замедляет гнилостные процессы, усиливает перистальтику тонкой кишки.
Пищеварение в нижних отделах тонкого кишечника. Из двенадцатиперстной кишки пищевая кашица продвигается в тощую, а затем в подвздошную кишку. Выделяемый кишечными железами кишечный сок продолжает расщеплять белки, жиры и углеводы с помощью своих ферментов до следующего состояния:
1. белки расщепляются пептидазами до аминокислот, которые затем всасываются в кровь;
2. жиры расщепляются липазой до глицерина и жирных кислот, причем, глицерин всасывается в кровь, а жирные кислоты в лимфу;
3. углеводы расщепляются амилазой, мальтазой, лактазой и инвертазой до глюкозы, фруктозы и галактозы и всасываются в кровь.
Пищеварение в толстом кишечнике. Непереваренные остатки пищи поступают из тонкого кишечника в толстую кишку, где заканчивается расщепление пищевых продуктов. В просвете толстого кишечника происходят следующие процессы:
1. всасывание воды и солей;
2. формирование каловых масс;
3. расщепление растительного белка ферментами микрофлоры кишечника путем гниения;
4. расщепление растительной клетчатки ферментами микрофлоры путем брожения.
При смешанном питании до 10% принимаемой пищи организмом не усваивается и выводится рефлекторно.
Печеньявляется самой крупной пищеварительной железой. Она участвует в обмене белков, жиров, углеводов и витаминов. Кроме этого важной функцией печени является синтез желчи. Печень пропускает через себя всю кровь, которая оттекает от кишечника, тем самым, очищая ее от таких вредных продуктов метаболизма, как скатол, индол и метан. В печени задерживается часть глюкозы, которая откладывается в ней в виде гликогена. Гликоген – это запас глюкозы на случай экстремального большого потребления ее при физической нагрузке.
Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы. Пищеварительная система у человека начинает закладываться на третьей неделе пренатального онтогенеза. Начиная со второго месяца внутриутробной жизни наблюдается интенсивный рост органов пищеварения, появляется расширение первичной кишки – будущий желудок, начинает формироваться печень и поджелудочная железа.
После рождения ребенка органы пищеварения продолжают расти и дифференцироваться, при этом наблюдаются их возрастные изменения.
Глотка у новорожденного короткая, ее длина около 3 см. Нижний край глотки находится на уровне между телами III и IV шейных позвонков. К 11-12 годам – на уровне V – VI шейных позвонков, а в подростковом возрасте – на уровне VI – VIII шейных позвонков.
Пищевод у новорожденного имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина пищевода удваивается.
Желудок у новорожденного имеет веретенообразную форму. К концу первого года жизни желудок удлиняется, а в период от 7 до 11 лет приобретает форму взрослого человека. Объем желудка с возрастом также изменяется.
Тонкая кишка у новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10 годам длина кишки достигает ее величины у взрослого человека (5-6 м).
Толстая кишка у новорожденного короткая, ее длина около 65 см. К концу грудного возраста она удлиняется до 83 см, а к 10 годам достигает 118 см.
Печень у новорожденного больших размеров, занимает более половины объема брюшной полости. Нижний край печени выступает из-под реберной дуги, в отличие от такового взрослого человека. После семи лет нижний край печени из-под реберной дуги уже не выходит. У детей печень и поджелудочная железа очень подвижны, и их положение легко изменяется при изменении положения тела.