Влияние двигательной активности на функциональное состояние органов и систем.

Лекция 8

Потребность пациента в движении.

План

1. Потребность пациента в движении. Первичная оценка потребности в движении.

2. Особенности потребности в движении в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

3. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.

4. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в движении.

5. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении.

6. Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в движении.

7. Документирование всех этапов сестринского процесса.

8. Первичная оценка потребностей во сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

9. Особенности потребности в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

10. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

11. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

12. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

13. Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

14. Документирование всех этапов сестринского процесса.

1. Потребность пациента в движении. Первичная оценка потребности в движении.

Первичная оценка

Оценка совместно с пациентом удовлетворение потребности в движении, следует прежде всего определить, насколько ограничение подвижности влияет на независимость человека. Об ограничении подвижности пациента могут свидетельствовать средства передвижения: ходунки, костыли, инвалидная коляска, протезы конечности, находящиеся рядом с пациентом.

ЖАЛОБЫ пациента–невозможность или ограничение двигательной активности в связи с: болью, слабостью, отсутствием конечности, наличием параличей

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

· гиподинамия;

· сидячая работа;

· постоянная езда на транспорте.

Объективное обследование:

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· гиперемия;

· местное повышение температуры;

· изменение конфигурации;

· пассивное положение в кровати;

· отсутствие конечности.

2. Особенности потребности в движении в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

«Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой». Поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности. «Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия».
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.

3. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.

Цели сестринского ухода

Обсуждая вместе с пациентом или его родственниками следует предусмотреть достижение одной или нескольких целей:

• · Пациент может передвигаться (с помощью специальных приспособлений, сестринского персонала, и родственников илбо самостоятельно);

• · Пациент может держать в руке предметы;

• · Риск развития пролежней сведен к минимуму;

• · Пролежни уменьшаются;

• · Пациент полностью независим в повседневной деятельности;

• · Пациент соблюдает режим двигательной активности;

• · Пациент готов обсуждать вопросы, связанные с изменением двигательной активности;

• · Пациент определяет адекватную физическую нагрузку.

5. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении.

Сестринский уход при нарушении потребности в в движении:

1. при отсутствии движения или резком его ограничении осуществить комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2. проводить простейшие ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

3. провести беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях

4. при ограничении подвижности пациенту необходимо проводить профилактику пролежней. Эта профилактика проводится по Приказу Минздрава РФ от 17 апреля 2002 года N 123 «Об утверждении отраслевого стандарта Протокол ведения больных. Пролежни». В соответствии с приказом каждому пациенту ежедневно проводится оценка риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу.

Помощь медицинской сестры, направленная на восстановление подвижности, имеет важное значение для улучшения качества жиз­ни пациента.

Пролежни - это участки некроза (омертвения) тканей, возникающие в результате длительного сдавления, сдвига или смещения их между скелетом человека и поверхностью постели.

Сестринский диагноз: потеря сознания вследствие обморока.

Причина: острая сосудистая недостаточность. Головокружение, тошнота, темнота в глазах, бледность кожных покровов, похолодание конечностей, выступает холодный пот, пульс частый, потеря сознания (способствует: испуг, вид крови и др.).

Цель: сознание пациента восстановится в течение 1 минуты.

Характер сестринского вмешательства:

1) Обеспечить горизонтальное положение пациента без подушки с приподнятым ножным концом. В предобморочном состоянии, если невозможно пациента положить – усадить, низко наклонив голову.

2) Обеспечить доступ свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду.

3) Обрызгать лицо и грудь холодной водой.

4) Поднести к носу пациента тампон, смоченный нашатырным спиртом, потереть эти тампоном виски.

5) Похлопать по лицу пациента ладонями.

6) Приложить грелку к ногам, тепло укрыть одеялом, обеспечить покой (до 30 минут).

7) Контролировать АД и пульс.

8) При неэффективности этих мероприятий вызвать врача и выполнить его назначения.

8. Первичная оценка потребностей во сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, рыбам, птицам, насекомым.

На качество сна влияет множество факторов. Так, в зависимости от биологического ритма часть людей «жаворонки» – они рано ложатся спать и рано встают; другая часть – «совы» – они поздно ложатся и просыпаются поздно; еще одна часть – «голуби» – поздно ложатся и рано встают.

При нарушении привычного ритма сна у них появляются серьезные проблемы.

Проводя первичную оценку удовлетворения потребности пациента в сне, необходимо выяснить:

• В какое время обычно спит человек;

• Какие факторы влияют на качество сна;

• Хорошо ли спит;

• Существуют ли трудности в данный момент.

• Принимает ли пациент снотворные средства

Проблемы пациента могут быть:

• Бессонница;

• Нарушение сна;

• Сонливость

Одежда – это средство невербального общения. Одеваясь так или иначе, человек стремится выразить своё «Я». Выбору косметики и различных аксессуаров соответствует одежда. Одежда должна соответствовать сезону, гигиеническим требованиям, цвету и размеру. При хорошем самочувствии человек содержит одежду в идеальном состоянии; когда человеку плохо, он бывает небрежен в одежде. Опрятность, тщательность и аккуратность во внешнем виде импонируют всем. В то время как небрежность, неопрятность, неприятный запах, педикулёз опускают человека в глазах других людей.

Сегодня существует немало видов удобной одежды для любого случая жизни. Возможность выбора одежды доставляет людям удовольствие.

9. Особенности потребности в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Выбор одежды зависит от:

1)Значения одежды в жизни человека:

- для одних важна комфортность одежды;

- для других одежда – способ самовыражения.

2)Возраста:

- детство – яркая одежда;

- юность – при помощи одежды, причёсок и косметики выражают свою независимость;

- зрелый возраст – одежда выражает имидж человека; устанавливаются определённые привычки в одежде, зависящие от работы и отдыха;

- пожилой возраст - чаще важен комфорт.

3)Времени года:

- летом – светлые тона, натуральные ткани, легкий головной убор;

- зимой - тёмные цвета, теплая одежда, обувь, головной убор.

4)Религии:

- мусульмане – постоянно черный цвет, все закрыто;

- индийцы – легкие ткани, сари;

- чеченцы – папаха, даже летом.

Личная гигиена зависит от:

1. Возраста:

- младенчество- купание каждый день, подмывание после каждого туалета;

- детство - подмывают, но купают реже, с двух лет приучают чистить зубы;

- подростки – редко купаются (на коже часто угревая сыпь);

- юношество – повышенное потоотделение, особенно в подмышечной впадине; на

коже часто угревая сыпь;

- зрелый возраст – определенный порядок личной гигиены, который часто зависит от режима работы;

- пожилой – часто сухость кожи, стопы трескаются, ороговевшие ногти, трудности в

осуществлении личной гигиены;

2. Пола:

- женщины более регулярно;

- мужчины менее регулярно.

3. От привычек в семье - у каждого есть определённые привычки в регулярности

принятия ванной, душа, определенные привычки в мытье рук, в уходе за волосами, свои привычки в уходе за полостью рта.

4. От индивидуальных особенностей организма: если повышено потоотделение –

чаще, если угри - тщательный уход за кожей.

Есть определенная категория людей, которые зависимы в выборе одежды и в осуществлении личной гигиены:

- дети;

- престарелые люди;

- больные с нарушением движения.

10. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Проблемы пациента при неудовлетворении потребности в сне бывают как действительные, так и потенциальными. Для сестринского персонала важно понять причину таких нарушений:

• Необходимость спать на больничной кровати;

• Непривычный микроклимат (жарко, душно, холодно);

• Шум, яркий свет, темнота;

• Изменение обычной деятельности человека, предшествующей сну в домашних условиях (прогулки, душ);

• Необходимость вынужденного положения во время сна;

• Незнакомая обстановка;

• Храп;

• Изменение привычного биологического ритма;

• Боль;

• Те или иные заболевания, сопровождающиеся нарушением сна.

На качество сна также влияют: пища и напитки; настроение, переживание, заботы; комфортность постели, одежда для сна; свежий воздух; неудобная (не­привычная) поза, ле­карственные средства, эмоциональный стресс. Любое заболева­ние, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к ухудшению сна. Например, при пато­логии органов дыхания пациенту на ночь приходится подкладывать 2-3 подушки, что, безусловно, сказывается на качестве сна. При ишемической болезни сердца больной боится спать из-за страха пе­ред сердечным приступом.

У пожилых и старых людей часто наступает изменение сна:

- требуется больше времени, чтобы заснуть, достичь стадии бы­строго глубокого сна;

• общая продолжительность сна не меняется, даже если человек часто просыпается ночью, поэтому человек часто чувствует себя не выспавшимся;

• сон чаще поверхностный, труднее засыпать, частые пробужде­ния ночью и раннее пробуждение;

• с возрастом увеличивается продолжительность поверхностного сна, поэтому часто человек говорит, что он «не сомкнул глаз»

• в течение дня пожилой человек жалуется, что ему трудно вы­полнить обычную элементарную работу, он быстро устаёт, на­блюдается апатия.

Опрелость– это воспалительное поражение складок кожи, проявляющееся покраснением в области кожных складок (пахово – бедренные и межягодичные складки, подмышечные впадины, под молочными железами у женщин, складки живота и шеи у тучных людей, у грудных детей при плохом уходе).

Причины образования опрелости:

-недостаток гигиенических процедур;

-усиленное потовыделение;

-недержание мочи.

11. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Обсуждая с пациентом действительные или потенциальные проблемы, связанные со сном и отдыхом, следует сформулировать реалистические цели как для пациента, так и для медсестры. Например: «продолжительность сна ночью не менее 7 часов», «пациент осознает необходимость отказа от просмотра вечерних новостей» и т.д.

12. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Сестринский уход

В зависимости от причин, вызвавших проблемы со сном и отдыхом, вмешательство медсестры заключается в следующем:

• Создание пациенту комфортных условий в постели: оптимальная высота кровати, качественный матриц, достаточное количество подушек, одеял;

• Обеспечение комфортного микроклимата в палате, отделении;

• Обеспечение комфортных условий пациенту, который из-за заболевания принимает вынужденное положение;

• Ознакомление пациента с расположение туалета, сестринского поста, существующими средствами вызова медсестры;

• Обеспечение необходимого для конкретного пациента освещения в палате в ночное время;

• Перемещение пациента в другое положение при сильном храпе;

- Обучить пациента составлению режима дня: д.б частая смена деятельности, отдых.

• Уменьшение тревожности пациента, связанной с незнакомой обстановкой, предстоящими обследованиями или операцией;

• Обсуждение с врачом вопросов аналгезии в ночное время;

• Создание условий для адекватного отдыха. 1. обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь,

прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга

Улучшить качество сна могут и лекарственные препараты, назначенные врачом. Очень важно дать их вовремя. При назначении и анальгезирующих, и снотворных средств, анальгезирующие надо принимать на 15 – 20 минут раньше снотворных.

13. Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Оценка сна всегда субъективна. Однако, проводя текущую или итоговую оценку результатов ухода, не следует игнорировать жалобу пациента на бессонницу и усталость, необходимо вновь пересмотреть возможные причины нарушения сна и проконсультироваться с врачом. Влияние лекарственных препаратов на качество сна.

В течение многих веков человек уделяет особое внимание личной гигиене. В каждый исторический период предметы и средства для ухода за кожей, волосами, ногтями, зубами постоянно совершенствуются.

Уже в детстве ребёнка обучают личной гигиене: чистить зубы, умываться, мыть руки, голову, причёсываться и другое.

III этап. Планирование сестринского ухода.

Задачи сестринского ухода:

Не допустить перехода потенциальных проблем в действительные.

Уменьшить состояние зависимости.

Обеспечить условия для удовлетворения потребности.

Цели сестринских вмешательств:

пациент осуществляет личную гигиену самостоятельно или с помощью медицинской сестры или с помощью родственников;

оказать помощь при осуществлении личной гигиены, при одевании одежды;

пациент умывается самостоятельно через 2 дня;

пациент моет руки перед едой;

пациент самостоятельно надевает или застёгивает брюки через 7 дней;

пациент понимает необходимость надевать обувь без каблуков;

пациент умеет (не боится) стричь ногти на ногах;

инфицирования половой системы не будет;

переохлаждения или перегревания не будет;

инфекции полости рта не будет.

Сестринские вмешательства:

обучение гигиеническим процедурам пациента и его родственников;

беседа о необходимости личной гигиены и правильности выбора одежды;

помощь в выполнении гигиенических процедур, в выборе и надевании одежды;

обучение пациента чистке зубов одной рукой;

попросить родственников принести средства ухода за кожей, волосами.

IV этап. Реализация плана ухода.

научить пациента или родственников правилам личной гигиены;

беседа о необходимости проводить личную гигиену;

беседа о необходимости правильно выбирать одежду;

помощь при выполнении гигиенических процедур;

помощь при выборе и надевании одежды;

помощь при гигиене естественных складок;

обучение пациента чистке зубов одной рукой;

попросить родственников принести средства ухода за кожей, волосами.

Лекция 8

Потребность пациента в движении.

План

1. Потребность пациента в движении. Первичная оценка потребности в движении.

2. Особенности потребности в движении в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

3. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.

4. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в движении.

5. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении.

6. Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в движении.

7. Документирование всех этапов сестринского процесса.

8. Первичная оценка потребностей во сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

9. Особенности потребности в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

10. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

11. Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

12. Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

13. Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

14. Документирование всех этапов сестринского процесса.

1. Потребность пациента в движении. Первичная оценка потребности в движении.

Влияние двигательной активности на функциональное состояние органов и систем.

На стене форума (см. далее) в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным, - бегай, если хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным - бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследователями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования человека, а также для различных сторон его психики и физиологических процессов, протекающих в его организме.

Формирование человека на всех этапах его развития находилось в неразрывной связи с движением, с активной мышечной деятельностью. Еще Жан-Батист Ламарк говорил: «Функция строит орган».

1. Движение - это признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте, оно необходимо для развития и роста организма. В раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте, развитие организма немыслимо без движения, игр и физических нагрузок.

2. У занимающихся физкультурой заметно укрепляется сердечно-сосудистая система, сердце работает экономно, сокращения его становятся мощными и редкими.

3. Физические нагрузки увеличивают жизненную емкость легких с 3-5 литров у нетренированных до 7 и более у спортсменов. А чем больше потребляется с вдыхаемым воздухом кислорода, тем выше физическая работоспособность человека, лучше состояние его здоровья. Кроме того, повышается аэрация легких, что является хорошей профилактикой легочных заболеваний.

4. В процессе физической деятельности развивается опорно-двигательный аппарат. Людям пожилого возраста помогает сохранить подвижность сосудов и гибкость позвоночника. Возрастает масса и сила мышечных волокон, развиваются основные физические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и эластичность. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как сила, быстрота, выносливость, а также улучшает координацию движений, что позволяет мышцам работать более экономично. Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат.

5. Физическая активность благотворительно влияет на психическую деятельность человека, способствует повышению тонуса, появлению бодрости и жизнерадостности, улучшению умственной деятельности и творческих возможностей.

6. Мышечная активность оказывает большое влияние на нервную систему, состоящую из симпатического и парасимпатического отделов, управляющих деятельность всех органов. Симпатический отдел нервной системы тесно связан с надпочечниками, выделяющими активные вещества: адреналин, норадреналин и стероидные гормоны. Они регулируют все жизненно важные процессы и обеспечивают приспособляемость организма к условиям внешней среды. Без этого жизнь человека была бы невозможна.

7. В процессе регулярных физических знаний тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость с неблагоприятным воздействием внешней среды, будь то переохлаждение, нервно-психические перенапряжения или болезнь.

8. Физические упражнения улучшают обмен веществ в результате положительного влияния на железы внутренней секреции, выделяющие жизненно необходимые гормоны (гипофиз, надпочечники, поджелудочная железа).

Таким образом, благотворно влияя на функциональную деятельность органов и систем человека, движение составляет основу нашего здоровья, сохраняет и укрепляет его.

Потребность в движении.Ограничение подвижности или неподвижность создают множество проблем для человека. Неподвижно­стью называется «состояние, при котором человек не может двига­ться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования» (Дженг М., 1995). Это состо­яние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным примене­нием ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или ка­кое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в су­ставах, спине и т.п.); хроническим заболеванием (артрит, остаточ­ные явления нарушения мозгового кровообращения и т.п.), нару­шением психики (делирий, депрессия и т.п.).

Первичная оценка

Оценка совместно с пациентом удовлетворение потребности в движении, следует прежде всего определить, насколько ограничение подвижности влияет на независимость человека. Об ограничении подвижности пациента могут свидетельствовать средства передвижения: ходунки, костыли, инвалидная коляска, протезы конечности, находящиеся рядом с пациентом.

ЖАЛОБЫ пациента–невозможность или ограничение двигательной активности в связи с: болью, слабостью, отсутствием конечности, наличием параличей

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

· гиподинамия;

· сидячая работа;

· постоянная езда на транспорте.

Объективное обследование:

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· гиперемия;

· местное повышение температуры;

· изменение конфигурации;

· пассивное положение в кровати;

· отсутствие конечности.

2. Особенности потребности в движении в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

«Становление человека происходило в условиях высокой двигательной активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой». Поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности. «Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия».
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.

3. Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.

Наши рекомендации