Для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

ГБПОУ РО «РОСТОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В.Д. Тульчинская

Е.К. Боженко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

организации самостоятельной работы студентов по освоению

учебной дисциплины ОП.01.

«ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»

разделы:

«Здоровье и качество жизни. Рост и развитие».

«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

Для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

повышенный уровень среднего специального образования

2017/18 уч. год

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены Заслуженным работником здравоохранения, преподавателем высшей категории Ростовского базового медицинского колледжа В.Д. Тульчинской, председателем ЦМК педиатрии, акушерства и гинекологии , преподавателем первой категории Боженко Е.К. с учетом рабочей программы учебной дисциплины ОП. 01. «Здоровый человек и его окружение» (разделы: «Здоровье и качество жизни. Рост и развитие», «Здоровье детей»).

Учебная дисциплина ОП.01. «Здоровый человек и его окружение» является составной частью П.00 профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 общепрофессиональные дисциплины по специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Повышенный уровень среднего профессионального образования

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь:

- оценивать параметры физического развития человека в

различные возрастные периоды;

- выявлять проблемы человека в различные возрастные периоды,

связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области

укрепления здоровья;

- обучать население особенностям сохранения и укрепления

здоровья в разные возрастные периоды и вопросам

планирования семи.

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен знать:

- содержание понятий «здоровье», «качество жизни»,

«факторы риска болезни»;

- основные факторы риска развития болезней в различные

возрастные периоды;

- периоды жизнедеятельности человека;

- анатомо-физиологические и психологические особенности

человека;

- основные закономерности и правила оценки физического,

нервно-психического и социального развития;

- универсальные потребности человека в различные возрастные

периоды;

- значение семьи в жизни человека.

В данном руководстве по организации самостоятельной работы в качестве методических рекомендаций даются советы по целенаправленному использованию основной учебной литературы, нормативно-правовой документации, предлагается план последовательного изучения материала каждой темы, направления активной творческой работы, обеспечения личностно-ориентированного образования.

Особо хочется отметить, что своеобразным маяком для контроля освоения материала каждой темы и дисциплины «Здоровье детей» в целом, являются:

C таблицы слагаемых оценки студентов на занятиях:

C контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студента при подготовке к практическим занятиям по педиатрии, как правило, предусматривает знакомство с нормативными документами, изучение теории, алгоритмов выполнения медицинских технологий, составление рекомендаций, памяток, тезисов бесед по организации профилактических мероприятий, работу с конкретными детьми по оценке нервно-психического развития детей, выявлению факторов риска в конкретных ситуациях и т.п.

С целью постоянного повторения пройденного материала, а также обеспечения межпредметных связей, в каждой теме предусмотрен раздел «Повторить».

Предложенные методические рекомендации помогут студентам отделения «Лечебное дело» сформировать не только профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции их обеспечивающие.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тульчинская В.Д. Здоровье детей. Ростов, Феникс. 2015.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение»: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2015.

- Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.

- Сборники тестовых заданий и ситуационных задач

- Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Описание ОК Оценка физического развития Оценка ОАК Задания в тестовой форме

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Повторение (ОАК) Описание ОК Моделирование ситуаций Оценка ОАМ Зад-я в тест форме

Анализ мочи по ЗИМНИЦКОМУ

(ребенку 6 лет)

Порции Количество Удельный вес  
    Диурез = 0,680   ДД : НД = 1 : 2  

- открыть учебник «ЗД» глава АФО (мочевыделительная система) и записи в учебном дневнике;

- начертить в дневнике трафарет оценки анализов мочи (см. записи в дневнике);

- последовательно заполнить столбцы трафарета, пользуясь алгоритмом оценки в учебнике, а так же записями в дневнике.

V. Выполнить практические задания:

- Оценка показателей физического развития конкретных лиц, определение гармоничности их развития.

- Оценка конкретных ОАК и анализов мочи.

VI. Познакомится с возрастными комплексами гимнастических упражнений и массажа для детей до 3 летпо учебнику «Здоровье детей», глава «Приложение».

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Повторение (ОАК, моча, физ. развитие) Описание ОК Задания в тестовой форме

Период новорожденности»

УМЕТЬ:

1. Представить результаты внеаудиторной самостоятельной работы :

- Результаты выполнения практических заданий

- Изучение Национального проекта «Здоровье» в виде реферата.

2. Моделировать ситуации:

- проведение 1-2 дородовых патронажей;

- первый патронаж новорожденного.

3. Оценить состояние новорожденных:

- по шкале Апгар;

- доношенность/недоношенность;

- пограничные состояния.

4. Определить суточный и разовый объем молока ребенку 1-10 дней.

5. Выполнить на фантомах новые медицинские технологии:

ü применение грелок для согревания

ü пеленание.

Последовательность подготовки к занятию:

I. Изучить теорию.Для этого необходимо:

1. Поработать с материалом лекций.

2. Разобрать по учебнику «Здоровье детей» главы:

- «Периоды детства» (внутриутробный период, период новорожденности),

- «Доминанта здоровой беременности»,

- «Тайная жизнь нерождённого ребенка»,

- «Новорожденный ребенок».

II. Выполнить практические задания в дневнике :

Рассчитать объем молока детям 1-10 дней жизни:

№1. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку

3 дней. Масса – 3000 г.

№2. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку

7 дней. Масса – 2100 г.

№3. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку

5 дней. Масса – 3100 г.

№4. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку

2 дней. Масса – 1400 г.

Оценка состояния новорожденных:

№1. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 86 в мин., дыхательные движения нерегулярные, мышечный тонус сохранен, при проверке пяточного рефлекса – плачет, отмечается акроцианоз.

- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.

№2. У девочки 7 дней, родившейся в срок здоровым доношенным ребенком, при осмотре отмечается нагрубание молочных желез. Девочка активная, кожные покровы розовые, температура 36,7° С. Грудь сосет активно.

- Ваш предполагаемый диагноз.

- Укажите причину данного состояния.

- Ваши рекомендации матери.

№3. Ребенок родился с массой 3200 г. В настоящее время ребенку 3 дня, масса – 3150 г (потеря массы составляет 4%). Ребенок активный, сон, аппетит не нарушены, кожные покров розовые.

- Ваш предполагаемый диагноз.

- Укажите причину данного состояния.

- Ваши мероприятия.

№4. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 120 в мин., крик громкий, кожные покровы розовые, мышечный тонус сохранен, при проверке пяточного рефлекса отмечается плач.

- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.

№5. Ребенок родился доношенным. Беременность и роды протекали нормально. На 3 день жизни у малыша появилось желтушное окрашивание кожных покровов. Кал и моча обычного цвета. На 8 день от рождения желтуха исчезла.

- Ваш предполагаемый диагноз.

- Укажите причину данного состояния.

№6. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 54 в мин., дыхательные движения редкие, кожные покровы белые, конечности слегка согнуты, реакция на раздражение подошв отсутствует.

- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.

№7. Ребенок родился с массой 2800 г, закричал сразу. В настоящее время ему 4 дня. Физиологическая убыль массы составляет 7%. Ночью у малыша отмечался подъем температуры до 38,7° С.

При осмотре определяется западение большого родничка, что свидетельствует о потере жидкости.

- Ваш предполагаемый диагноз.

- Укажите причину данного состояния.

- Ваши мероприятия.

№8. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 64 в мин., дыхательные движения нерегулярные, кожные покровы синюшны, конечности слегка согнуты, реакция на раздражение подошв в виде гримасы.

- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.

III. Изучить алгоритмы выполнения медицинских технологийпо учебнику «ЗД» (глава «Практикум») и видеофильму «Алгоритмы выполнения обязательных медицинских технологий»:

- Применение грелок для согревания новорожденного.

- Пеленание.

IV. Подготовить реферат (тезисы) по материаламНационального проекта «Здоровье».

V. Составить алгоритм действий моделирования ситуаций,используя изученный материал, материалы дополнительной литературы и Интернета:

- Проведение 1-2 дородовых патронажей.

- Проведение послеродового патронажа новорожденного.

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация результатов внеаудиторной работы Моделирование ситуации Оценка состояния новорожденных Расчет объема пищи ребенку 1-10 дней Отработка мед. технологий

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Моделирование ситуации Задания в тестовой форме   Описание ОК Отработка мед.технологий P

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Моделирование ситуации Расчет показателей физического развития Описание ОК Отработка мед. технологий P

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Моделирование ситуации Расчет объема пищи детям до года Задания в тестовой форме Отработка мед. технологийP

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Повторение (ОАК) Моделирование ситуации Определение показателей массы, роста, АД, диуреза Зад-я в тест форме Отработка мед. технологийP

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы Моделирование ситуации Расчет показателей физического развития Оценка ОАК Зад-я в тест форме ОК Отработка мед. технологий P

Слагаемые оценки на занятии

Демонстрация внеаудиторной работы ОК Физ. развитие ОАК Моча Зад-я в тест форме Отработка мед.технологий P

Анализ мочи по ЗИМНИЦКОМУ

(ребенку 10 лет)

Порции Количество Удельный вес  
    Диурез = 0,590   ДД : НД = 1 : 1  

Слагаемые оценки на занятии

Внеаудиторная работа Зад-я в тест форме Оценка ОАК Оценка мочи Физ. развитие Отработка мед.технологий P

Приложение 1.

Перечень видов самостоятельной работы по занятиям

Рефераты/ презентации Моделирование ситуаций Описание ОК Отработка медицинских технологий P Работа с конкретными детьми
Занятие № 1
По материалам дополнительной литературы и Интернета: «Демографические показатели в Ростовской области»   АФО с/с, кроветворной систем.   - Оценка физического развития лиц различного возраста
Занятие № 2
    АФО нервной, дыхательной, м/в систем.   - Оценка ОАК лиц различного возраста
Занятие № 3
    АФО кожи, костной, мышечной, пищ-ой систем   - Оценка ОАК - Оценка анализов мочи
Занятие № 4
Основные положения национальной программы «Здоровье» - 1-2 дородовые патронажи - 1-ый патронаж нов-го   ü Применение грелок для согревания ü Пеленание  
Занятие № 5
По материалам Национальной программы оптимизации вскармливания детей в РФ: - Питание беременных женщин - Питание кормящих матерей - Поддержка грудного вскармливания - Обучение правилам кормления грудью   АФО нов-ых детей. ü Утренний туалет ü Обработка пупочной ранки ü Обработка волосистой части головы ü Гигиеническая ванна ü Обработка ногтей  
Занятие № 6
По материалам дополнительной литературы и Интернета: «Выбор игрушек и игровых занятий детям грудного возраста» Удовлетворение потребностей: - спать - двигаться АФО детей грудного возраста. ü Измерение массы на чашечных весах ü Измерение роста горизонтальным ростомером ü Измерение окр. головы ü Измерение окр. груди   Оценка физического развития грудного ребенка.
Занятие № 7
По материалам Национальной программы оптимизации вскармливания детей в РФ «Вскармливание недоношенных детей»   - Лечение гипогалактии. - Питание младенца в период лечения гипогалактии.     ü Контрольное кормление ü Кормление из рожка - Составление примерных меню грудным детям - Оценка ОАК грудничков.
Занятие № 8
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Выбор игрушек и игровых занятий детям дошкольного возраста - Адаптация ребенка в ДДУ. - Подготовка детей к школе. - Плохой аппетит у ребенка 3-х лет. - Ребенок 2 лет не просится на горшок.     ü Измерение массы на напольных весах ü Измерение роста вертикальным ростомером - Оценка массы, роста, АД, диуреза детей 1-6 лет. - Оценка ОАК детей различного возраста.
Занятие № 9
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Развитие внимания, памяти у детей младшего школьного возраста - Профилактика простудных заболеваний - Создание безопасной среды ребенку младшего школьного возраста АФО иммунной системы.   - Оценка массы, роста, АД, диуреза детей 6-10 лет - Оценка ОАК детей различного возраста. - Составление примерных режимов дня для детей младшего школьного возраста.
Занятие № 10
    АФО эндокринной системы. АФО детей пубертатного возраста. ü Измерение окр. грудной клетки девочки пубертатного возраста. -Оценка ОАК, мочи подростков - Оценка по центильным таблицам физ. развития подростков. - Оценка АД, диуреза детей 11-17 лет. - Оценка полового развития подростков.
Занятие № 11
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Половое воспитание детей. - Конвенция о правах ребенка.       - Оценка ОАК, мочи детей. - Оценка физ. развития детей различного возраста.
           

ГБПОУ РО «РОСТОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В.Д. Тульчинская

Е.К. Боженко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

организации самостоятельной работы студентов по освоению

учебной дисциплины ОП.01.

«ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»

разделы:

«Здоровье и качество жизни. Рост и развитие».

«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

повышенный уровень среднего специального образования

2017/18 уч. год

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены Заслуженным работником здравоохранения, преподавателем высшей категории Ростовского базового медицинского колледжа В.Д. Тульчинской, председателем ЦМК педиатрии, акушерства и гинекологии , преподавателем первой категории Боженко Е.К. с учетом рабочей программы учебной дисциплины ОП. 01. «Здоровый человек и его окружение» (разделы: «Здоровье и качество жизни. Рост и развитие», «Здоровье детей»).

Учебная дисциплина ОП.01. «Здоровый человек и его окружение» является составной частью П.00 профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 общепрофессиональные дисциплины по специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Повышенный уровень среднего профессионального образования

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь:

- оценивать параметры физического развития человека в

различные возрастные периоды;

- выявлять проблемы человека в различные возрастные периоды,

связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области

укрепления здоровья;

- обучать население особенностям сохранения и укрепления

здоровья в разные возрастные периоды и вопросам

планирования семи.

В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен знать:

- содержание понятий «здоровье», «качество жизни»,

«факторы риска болезни»;

- основные факторы риска развития болезней в различные

возрастные периоды;

- периоды жизнедеятельности человека;

- анатомо-физиологические и психологические особенности

человека;

- основные закономерности и правила оценки физического,

нервно-психического и социального развития;

- универсальные потребности человека в различные возрастные

периоды;

- значение семьи в жизни человека.

В данном руководстве по организации самостоятельной работы в качестве методических рекомендаций даются советы по целенаправленному использованию основной учебной литературы, нормативно-правовой документации, предлагается план последовательного изучения материала каждой темы, направления активной творческой работы, обеспечения личностно-ориентированного образования.

Особо хочется отметить, что своеобразным маяком для контроля освоения материала каждой темы и дисциплины «Здоровье детей» в целом, являются:

C таблицы слагаемых оценки студентов на занятиях:

C контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студента при подготовке к практическим занятиям по педиатрии, как правило, предусматривает знакомство с нормативными документами, изучение теории, алгоритмов выполнения медицинских технологий, составление рекомендаций, памяток, тезисов бесед по организации профилактических мероприятий, работу с конкретными детьми по оценке нервно-психического развития детей, выявлению факторов риска в конкретных ситуациях и т.п.

С целью постоянного повторения пройденного материала, а также обеспечения межпредметных связей, в каждой теме предусмотрен раздел «Повторить».

Предложенные методические рекомендации помогут студентам отделения «Лечебное дело» сформировать не только профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции их обеспечивающие.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Тульчинская В.Д. Здоровье детей. Ростов, Феникс. 2015.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение»: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2015.

- Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.

- Сборники тестовых заданий и ситуационных задач

- Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)

Наши рекомендации