Для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
ГБПОУ РО «РОСТОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В.Д. Тульчинская
Е.К. Боженко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
организации самостоятельной работы студентов по освоению
учебной дисциплины ОП.01.
«ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
разделы:
«Здоровье и качество жизни. Рост и развитие».
«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»
Для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
повышенный уровень среднего специального образования
2017/18 уч. год
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены Заслуженным работником здравоохранения, преподавателем высшей категории Ростовского базового медицинского колледжа В.Д. Тульчинской, председателем ЦМК педиатрии, акушерства и гинекологии , преподавателем первой категории Боженко Е.К. с учетом рабочей программы учебной дисциплины ОП. 01. «Здоровый человек и его окружение» (разделы: «Здоровье и качество жизни. Рост и развитие», «Здоровье детей»).
Учебная дисциплина ОП.01. «Здоровый человек и его окружение» является составной частью П.00 профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 общепрофессиональные дисциплины по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Повышенный уровень среднего профессионального образования
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь:
- оценивать параметры физического развития человека в
различные возрастные периоды;
- выявлять проблемы человека в различные возрастные периоды,
связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области
укрепления здоровья;
- обучать население особенностям сохранения и укрепления
здоровья в разные возрастные периоды и вопросам
планирования семи.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен знать:
- содержание понятий «здоровье», «качество жизни»,
«факторы риска болезни»;
- основные факторы риска развития болезней в различные
возрастные периоды;
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности
человека;
- основные закономерности и правила оценки физического,
нервно-психического и социального развития;
- универсальные потребности человека в различные возрастные
периоды;
- значение семьи в жизни человека.
В данном руководстве по организации самостоятельной работы в качестве методических рекомендаций даются советы по целенаправленному использованию основной учебной литературы, нормативно-правовой документации, предлагается план последовательного изучения материала каждой темы, направления активной творческой работы, обеспечения личностно-ориентированного образования.
Особо хочется отметить, что своеобразным маяком для контроля освоения материала каждой темы и дисциплины «Здоровье детей» в целом, являются:
C таблицы слагаемых оценки студентов на занятиях:
C контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студента при подготовке к практическим занятиям по педиатрии, как правило, предусматривает знакомство с нормативными документами, изучение теории, алгоритмов выполнения медицинских технологий, составление рекомендаций, памяток, тезисов бесед по организации профилактических мероприятий, работу с конкретными детьми по оценке нервно-психического развития детей, выявлению факторов риска в конкретных ситуациях и т.п.
С целью постоянного повторения пройденного материала, а также обеспечения межпредметных связей, в каждой теме предусмотрен раздел «Повторить».
Предложенные методические рекомендации помогут студентам отделения «Лечебное дело» сформировать не только профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции их обеспечивающие.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тульчинская В.Д. Здоровье детей. Ростов, Феникс. 2015.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение»: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2015.
- Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.
- Сборники тестовых заданий и ситуационных задач
- Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Описание ОК | Оценка физического развития | Оценка ОАК | Задания в тестовой форме |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Повторение (ОАК) | Описание ОК | Моделирование ситуаций | Оценка ОАМ | Зад-я в тест форме |
Анализ мочи по ЗИМНИЦКОМУ
(ребенку 6 лет)
Порции | Количество | Удельный вес | |
Диурез = 0,680 ДД : НД = 1 : 2 | |||
- открыть учебник «ЗД» глава АФО (мочевыделительная система) и записи в учебном дневнике;
- начертить в дневнике трафарет оценки анализов мочи (см. записи в дневнике);
- последовательно заполнить столбцы трафарета, пользуясь алгоритмом оценки в учебнике, а так же записями в дневнике.
V. Выполнить практические задания:
- Оценка показателей физического развития конкретных лиц, определение гармоничности их развития.
- Оценка конкретных ОАК и анализов мочи.
VI. Познакомится с возрастными комплексами гимнастических упражнений и массажа для детей до 3 летпо учебнику «Здоровье детей», глава «Приложение».
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Повторение (ОАК, моча, физ. развитие) | Описание ОК | Задания в тестовой форме |
Период новорожденности»
УМЕТЬ:
1. Представить результаты внеаудиторной самостоятельной работы :
- Результаты выполнения практических заданий
- Изучение Национального проекта «Здоровье» в виде реферата.
2. Моделировать ситуации:
- проведение 1-2 дородовых патронажей;
- первый патронаж новорожденного.
3. Оценить состояние новорожденных:
- по шкале Апгар;
- доношенность/недоношенность;
- пограничные состояния.
4. Определить суточный и разовый объем молока ребенку 1-10 дней.
5. Выполнить на фантомах новые медицинские технологии:
ü применение грелок для согревания
ü пеленание.
Последовательность подготовки к занятию:
I. Изучить теорию.Для этого необходимо:
1. Поработать с материалом лекций.
2. Разобрать по учебнику «Здоровье детей» главы:
- «Периоды детства» (внутриутробный период, период новорожденности),
- «Доминанта здоровой беременности»,
- «Тайная жизнь нерождённого ребенка»,
- «Новорожденный ребенок».
II. Выполнить практические задания в дневнике :
Рассчитать объем молока детям 1-10 дней жизни:
№1. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку
3 дней. Масса – 3000 г.
№2. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку
7 дней. Масса – 2100 г.
№3. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку
5 дней. Масса – 3100 г.
№4. Рассчитать суточное и разовое кол-во молока ребенку
2 дней. Масса – 1400 г.
Оценка состояния новорожденных:
№1. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 86 в мин., дыхательные движения нерегулярные, мышечный тонус сохранен, при проверке пяточного рефлекса – плачет, отмечается акроцианоз.
- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№2. У девочки 7 дней, родившейся в срок здоровым доношенным ребенком, при осмотре отмечается нагрубание молочных желез. Девочка активная, кожные покровы розовые, температура 36,7° С. Грудь сосет активно.
- Ваш предполагаемый диагноз.
- Укажите причину данного состояния.
- Ваши рекомендации матери.
№3. Ребенок родился с массой 3200 г. В настоящее время ребенку 3 дня, масса – 3150 г (потеря массы составляет 4%). Ребенок активный, сон, аппетит не нарушены, кожные покров розовые.
- Ваш предполагаемый диагноз.
- Укажите причину данного состояния.
- Ваши мероприятия.
№4. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 120 в мин., крик громкий, кожные покровы розовые, мышечный тонус сохранен, при проверке пяточного рефлекса отмечается плач.
- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№5. Ребенок родился доношенным. Беременность и роды протекали нормально. На 3 день жизни у малыша появилось желтушное окрашивание кожных покровов. Кал и моча обычного цвета. На 8 день от рождения желтуха исчезла.
- Ваш предполагаемый диагноз.
- Укажите причину данного состояния.
№6. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 54 в мин., дыхательные движения редкие, кожные покровы белые, конечности слегка согнуты, реакция на раздражение подошв отсутствует.
- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
№7. Ребенок родился с массой 2800 г, закричал сразу. В настоящее время ему 4 дня. Физиологическая убыль массы составляет 7%. Ночью у малыша отмечался подъем температуры до 38,7° С.
При осмотре определяется западение большого родничка, что свидетельствует о потере жидкости.
- Ваш предполагаемый диагноз.
- Укажите причину данного состояния.
- Ваши мероприятия.
№8. При осмотре новорожденного ребенка в родильном зале через 5 минут после рождения выявлено: частота сердцебиения 64 в мин., дыхательные движения нерегулярные, кожные покровы синюшны, конечности слегка согнуты, реакция на раздражение подошв в виде гримасы.
- Оцените состояние ребенка по шкале Апгар.
III. Изучить алгоритмы выполнения медицинских технологийпо учебнику «ЗД» (глава «Практикум») и видеофильму «Алгоритмы выполнения обязательных медицинских технологий»:
- Применение грелок для согревания новорожденного.
- Пеленание.
IV. Подготовить реферат (тезисы) по материаламНационального проекта «Здоровье».
V. Составить алгоритм действий моделирования ситуаций,используя изученный материал, материалы дополнительной литературы и Интернета:
- Проведение 1-2 дородовых патронажей.
- Проведение послеродового патронажа новорожденного.
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация результатов внеаудиторной работы | Моделирование ситуации | Оценка состояния новорожденных | Расчет объема пищи ребенку 1-10 дней | Отработка мед. технологий |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Моделирование ситуации | Задания в тестовой форме | Описание ОК | Отработка мед.технологий P |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Моделирование ситуации | Расчет показателей физического развития | Описание ОК | Отработка мед. технологий P |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Моделирование ситуации | Расчет объема пищи детям до года | Задания в тестовой форме | Отработка мед. технологийP |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Повторение (ОАК) | Моделирование ситуации | Определение показателей массы, роста, АД, диуреза | Зад-я в тест форме | Отработка мед. технологийP |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | Моделирование ситуации | Расчет показателей физического развития | Оценка ОАК | Зад-я в тест форме | ОК | Отработка мед. технологий P |
Слагаемые оценки на занятии
Демонстрация внеаудиторной работы | ОК | Физ. развитие | ОАК | Моча | Зад-я в тест форме | Отработка мед.технологий P |
Анализ мочи по ЗИМНИЦКОМУ
(ребенку 10 лет)
Порции | Количество | Удельный вес | |
Диурез = 0,590 ДД : НД = 1 : 1 | |||
Слагаемые оценки на занятии
Внеаудиторная работа | Зад-я в тест форме | Оценка ОАК | Оценка мочи | Физ. развитие | Отработка мед.технологий P |
Приложение 1.
Перечень видов самостоятельной работы по занятиям
Рефераты/ презентации | Моделирование ситуаций | Описание ОК | Отработка медицинских технологий P | Работа с конкретными детьми | |
Занятие № 1 | |||||
По материалам дополнительной литературы и Интернета: «Демографические показатели в Ростовской области» | АФО с/с, кроветворной систем. | - Оценка физического развития лиц различного возраста | |||
Занятие № 2 | |||||
АФО нервной, дыхательной, м/в систем. | - Оценка ОАК лиц различного возраста | ||||
Занятие № 3 | |||||
АФО кожи, костной, мышечной, пищ-ой систем | - Оценка ОАК - Оценка анализов мочи | ||||
Занятие № 4 | |||||
Основные положения национальной программы «Здоровье» | - 1-2 дородовые патронажи - 1-ый патронаж нов-го | ü Применение грелок для согревания ü Пеленание | |||
Занятие № 5 | |||||
По материалам Национальной программы оптимизации вскармливания детей в РФ: - Питание беременных женщин - Питание кормящих матерей | - Поддержка грудного вскармливания - Обучение правилам кормления грудью | АФО нов-ых детей. | ü Утренний туалет ü Обработка пупочной ранки ü Обработка волосистой части головы ü Гигиеническая ванна ü Обработка ногтей | ||
Занятие № 6 | |||||
По материалам дополнительной литературы и Интернета: «Выбор игрушек и игровых занятий детям грудного возраста» | Удовлетворение потребностей: - спать - двигаться | АФО детей грудного возраста. | ü Измерение массы на чашечных весах ü Измерение роста горизонтальным ростомером ü Измерение окр. головы ü Измерение окр. груди | Оценка физического развития грудного ребенка. | |
Занятие № 7 | |||||
По материалам Национальной программы оптимизации вскармливания детей в РФ «Вскармливание недоношенных детей» | - Лечение гипогалактии. - Питание младенца в период лечения гипогалактии. | ü Контрольное кормление ü Кормление из рожка | - Составление примерных меню грудным детям - Оценка ОАК грудничков. | ||
Занятие № 8 | |||||
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Выбор игрушек и игровых занятий детям дошкольного возраста - Адаптация ребенка в ДДУ. - Подготовка детей к школе. | - Плохой аппетит у ребенка 3-х лет. - Ребенок 2 лет не просится на горшок. | ü Измерение массы на напольных весах ü Измерение роста вертикальным ростомером | - Оценка массы, роста, АД, диуреза детей 1-6 лет. - Оценка ОАК детей различного возраста. | ||
Занятие № 9 | |||||
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Развитие внимания, памяти у детей младшего школьного возраста | - Профилактика простудных заболеваний - Создание безопасной среды ребенку младшего школьного возраста | АФО иммунной системы. | - Оценка массы, роста, АД, диуреза детей 6-10 лет - Оценка ОАК детей различного возраста. - Составление примерных режимов дня для детей младшего школьного возраста. | ||
Занятие № 10 | |||||
АФО эндокринной системы. АФО детей пубертатного возраста. | ü Измерение окр. грудной клетки девочки пубертатного возраста. | -Оценка ОАК, мочи подростков - Оценка по центильным таблицам физ. развития подростков. - Оценка АД, диуреза детей 11-17 лет. - Оценка полового развития подростков. | |||
Занятие № 11 | |||||
По материалам дополнительной литературы и Интернета: - Половое воспитание детей. - Конвенция о правах ребенка. | - Оценка ОАК, мочи детей. - Оценка физ. развития детей различного возраста. | ||||
ГБПОУ РО «РОСТОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В.Д. Тульчинская
Е.К. Боженко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
организации самостоятельной работы студентов по освоению
учебной дисциплины ОП.01.
«ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»
разделы:
«Здоровье и качество жизни. Рост и развитие».
«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ»
для специальности 31.02.01 «Лечебное дело»
повышенный уровень среднего специального образования
2017/18 уч. год
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены Заслуженным работником здравоохранения, преподавателем высшей категории Ростовского базового медицинского колледжа В.Д. Тульчинской, председателем ЦМК педиатрии, акушерства и гинекологии , преподавателем первой категории Боженко Е.К. с учетом рабочей программы учебной дисциплины ОП. 01. «Здоровый человек и его окружение» (разделы: «Здоровье и качество жизни. Рост и развитие», «Здоровье детей»).
Учебная дисциплина ОП.01. «Здоровый человек и его окружение» является составной частью П.00 профессионального цикла, включающего в себя ОП.00 общепрофессиональные дисциплины по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Повышенный уровень среднего профессионального образования
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь:
- оценивать параметры физического развития человека в
различные возрастные периоды;
- выявлять проблемы человека в различные возрастные периоды,
связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области
укрепления здоровья;
- обучать население особенностям сохранения и укрепления
здоровья в разные возрастные периоды и вопросам
планирования семи.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен знать:
- содержание понятий «здоровье», «качество жизни»,
«факторы риска болезни»;
- основные факторы риска развития болезней в различные
возрастные периоды;
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности
человека;
- основные закономерности и правила оценки физического,
нервно-психического и социального развития;
- универсальные потребности человека в различные возрастные
периоды;
- значение семьи в жизни человека.
В данном руководстве по организации самостоятельной работы в качестве методических рекомендаций даются советы по целенаправленному использованию основной учебной литературы, нормативно-правовой документации, предлагается план последовательного изучения материала каждой темы, направления активной творческой работы, обеспечения личностно-ориентированного образования.
Особо хочется отметить, что своеобразным маяком для контроля освоения материала каждой темы и дисциплины «Здоровье детей» в целом, являются:
C таблицы слагаемых оценки студентов на занятиях:
C контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студента при подготовке к практическим занятиям по педиатрии, как правило, предусматривает знакомство с нормативными документами, изучение теории, алгоритмов выполнения медицинских технологий, составление рекомендаций, памяток, тезисов бесед по организации профилактических мероприятий, работу с конкретными детьми по оценке нервно-психического развития детей, выявлению факторов риска в конкретных ситуациях и т.п.
С целью постоянного повторения пройденного материала, а также обеспечения межпредметных связей, в каждой теме предусмотрен раздел «Повторить».
Предложенные методические рекомендации помогут студентам отделения «Лечебное дело» сформировать не только профессиональные компетенции, но и развить общие компетенции их обеспечивающие.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тульчинская В.Д. Здоровье детей. Ростов, Феникс. 2015.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение»: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2015.
- Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины.
- Сборники тестовых заданий и ситуационных задач
- Электронные образовательные ресурсы (дидактический материал на электронном носителе для интерактивной доски, электронные дидактические материалы информационного, практического и контролирующего типов, электронные учебные пособия)