Технология модульного обучения
Модуль— целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П. Ю. Цявичене.
Сущностьмодульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
Содержаниеобучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Дидактическая цельформулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
Технология проектной деятельности
Д.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: / поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; / применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; / получить в итоге реальный результат.
Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат:опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
* Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
* Экскурсионные проекты— целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
* Повествовательные проекты — целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.
* Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Роль обучения в развитии личности.
Проблема соотношения и развития личности является не только методологически, но и практически значимой.
Обучение это не процесс передачи знаний, а управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
На ваш взгляд, в чем разница? Допишите_________________________________________
Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:
* собственно биологическое, органичное созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
* психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развитие.
Первая, наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. В.Штерн считал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.
Вторая точка зрения принадлежит Джеймсу, который сливает обучение и развитие, отождествляя эти процессы.
Третья позиция принадлежит Л.С.Выготскому. Объединяя предыдущие теории, дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.
1 уровень. Актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять самостоятельно.
2 уровень. Зона ближайшего развития ученика, обозначает то, с чем он справится с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал ученый, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.
Ошибка современной школы в том, что развитие не понимается как комплексная задача. Педагоги передают знания, формируют умения и навыки, а не работают над развитием ребенка.
Попробуйте нарисовать и озвучить схему предложную педагогом.
Вывод: -___ ………………………
Задание 2.
Представьте ответы на вопросы.
1. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер. В чем заключено это противоречие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……
2. В чем разница между воспитанием и социализацией? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……
3. Какие функции выполняет воспитание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……..
4. Что влияет на создание моделей воспитания? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ …..
5. Какие группы задач воспитания выделил А. В. Мудрик? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ……