Профессиональной деятельности врача
Основные рассматриваемые вопросы:
1. Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания. Обучение как составная часть педагогического процесса.
2. Деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Учение как вид деятельности учащегося и его мотивация. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения знаний.
3. Виды обучения и современные дидактические концепции. Понятие и классификация методов обучения.
4. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально- организованная деятельность по достижению целей образования.
5. Самообразование, самообучение, саморазвитие, цели и задачи непрерывного медицинского (стоматологического) образования
6. Необходимость формирования у врача-стоматолога готовности к непрерывному самообразованию, повышению квалификации, личностное и профессиональное самоопределение в процессе обучения.
7. Современные подходы к организации учебного процесса в медицинском вузе.
Основные понятия:
Рис. 13. Особенности воспитательного процесса
Рис. 14. Принципы воспитания
Принципы воспитания – исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Таблица13
Направления воспитательной работы
Направление | Содержание |
Умственное | ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя |
Нравственное | формирование нравственных идеалов, норм, оценок, развитие нравственных убеждений, чувств, формирование опыта нравственного поведения |
Трудовое | развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта |
Физическое | развитие потребности и позитивного отношения к здоровому образу жизни, физическое развитие личности, воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека |
Эстетическое | развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного |
Гражданское | формирование у человека ответственного отношения к семье, к своему народу и Отечеству |
Правовое | ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам и обязанностям человека и ответственности за их несоблюдение |
Экономическое | развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны |
Экологическое | ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне |
Таблица 14
Методы воспитания
Принцип классификации | Характеристика | Методы |
Методы воздействия и убеждения (методы формирования сознания) | методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения | беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, рассказ, пример |
Методы организации практической деятельности | пути выделения, закрепления и формирования в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации | поручение, упражнение, выбор, планирование, отчетность |
Методы стимулирования | пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения | требование, оценка, контроль, поощрение, наказание, принуждение, соревнование, метод естественных последствий |
Исследовательские и диагностические методы | пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий | наблюдение, беседа, тест, анкета, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, эксперимент, тренинг |
Методы самовоспитания | направлены на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития | самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение |
Рис. 15. Средства воспитания
Модель непрерывного образования (В. Н. Турченко)
♦ Временная характеристика: процесс всей жизни.
♦ Пространственная характеристика: место не ограничено. Специализированные учреждения, оставаясь опорными пунктами системы образования, интенсивно расширяют свои функции, реализуя их не только в собственных рамках, но и внутри всех других сфер деятельности.
♦ Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
♦ Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга.
♦ Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
♦ Функциональная характеристика: ученик — субъект самообразования, способный стать серьезным оппонентом своего учителя и даже превзойти его.
♦ Характеристика развития: непрерывное образование — это процесс. Ведущая тенденция — непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.
Функции непрерывного образования Принципы непрерывного образования
О диагностическая, □ всеобщность, демократизм и доступ-
CI компенсаторная, ность,
О адаптационная, □ непрерывность,
О познавательная, □ интегративность и преемственность,
О культурологическая. □ открытость,
□ самообразование.
Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.
Проблемы непрерывного образования неотъемлемы от проблем, связанных с учителем.
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В. А. Сухомлинский).
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |
Развивающее обучение | Критическое мышление |
Проблемное обучение | Модульная |
Исследовательская | Проектная |
Диагностико - технологическая | Личностно - ориентированная |
ИКТ |
Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и др., позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы.