Свойства (черты) сознания человека
Свойство | Описание свойства |
Активность | сознание связано с наличием цели, с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир |
Интенциональность | направленность на какой-либо предмет; сознание – это всегда сознание чего-либо |
Способность к рефлексии | процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность к самонаблюдению и самооценке |
Мотивационно-ценностный характер | сознание всегда мотивировано, преследует определенные жизненные ценности |
Избирательный характер | сознание направлено на весь мир в целом, однако определенные объекты оказываются предпочтительнее других |
Обобщенность и отвлеченность | сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности |
Искаженность | сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) |
Индивидуальный характер | сознание каждого человека отличается от сознания других людей; это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др. |
Разные уровни ясности | сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности |
Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Психология познавательных процессов
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Представление – мысленное создание образов предметов и явлений, когда-то воздействующих на организм, но отсутствующих в данный момент.
Внимание − направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Память. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.
Мышление— обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Речь – процесс общения людей посредством языка.
Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Рис. 40. Классификация эмоций
Чувство — постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.
Таблица 8
Классификация чувств по содержанию
чувства | характеристика | примеры |
Моральные | проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному | чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, чувства товарищества, долга, совести и патриотизма |
Интеллектуальные | отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности | любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового |
Эстетические | отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве | чувство красивого и безобразного; чувство величия или низости, пошлости; чувство трагического и комического |
Таблица 9
Функции чувств и эмоций
функции | характеристика |
Сигнальная | выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями |
Регулятивная | выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия |
Отражательная (оценочная) | выражается в обобщенной оценке явлений и событий |
Побудительная (стимулирующая) | чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи |
Подкрепляющая | выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти |
Переключательная | обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность |
Приспособительная | благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям |
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Приведите примеры практического применения в жизнедеятельности человека порогов ощущений (нижнего и верхнего абсолютных порогов, порога различения).
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________ ……….
Задание 2.Составьте кластер по теме «Память как психический познавательный процесс».
Примечания: Кластер – прием графической систематизации материала (автор американец Гудлат). Прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди («грозди винограда»).
Задание 3.Напишите аргументированное эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».
Примечания: Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с ним связанные. Аргументированное эссе позволяет автору выбрать определенную позицию в отношении рассматриваемого вопроса и последовательно доказать свою правоту. Схема выполнения аргументированного эссе.
1. Введение: вводное утверждение (вопрос, цитаты, статистические данные, случай из личного опыта, пример реальный или гипотетический и т.п.), которое вводит в проблему, привлекает внимание.
2. Основная часть: а) главное утверждение – тезис, который отражает центральную идею, мнение, – то положение, которое вы планируете доказать; б) аргументация, поддерживающая авторскую позицию; в) контраргументация и её критический анализ, позволяющий убедительно доказать авторскую позицию.
3. Заключение: заключительное утверждение (повторное формулирование основного тезиса, синтез аргументации, а также вероятностное будущее вопроса).
Эссе на тему «Роль мечты в жизнедеятельности человека».
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________ ……………….
Задание 4.Дайте сравнительный анализ основных теоретических воззрений различных авторов на природу внимания, используя приведенную ниже таблицу.
Автор (теория) | Понимание внимания | Достоинства | Недостатки |
Внимание как результат двигательного приспособления | |||
Внимание как результат ограниченности объёма сознания | |||
Внимание как результат эмоций (Дж. Миль) | |||
Внимание как результат апперцепции | |||
Внимание как особая активная способность духа | |||
Внимание как усиление нервной раздражительности | |||
Теория нервного подавления | |||
Моторная теория внимания Т. Рибо | |||
Теория внимания Д.Н. Узнадзе | |||
Теория внимания П.Я. Гальперина |
Задание 5.Используя материалы лекции и практического занятия, составьте мини-глоссарий по теме «Виды эмоциональных переживаний».
Термин | Значение термина |
Эмоциональное реагирование | |
Эмоциональный тон ощущений | |
Эмоция | |
Аффект | |
Настроение | |
Чувства | |
Стресс |