Физкультура и спорт вместо лекарств
Последние годы наша республика входит в число лидеров по количеству систематически занимающихся физкультурой и спортом. В среднем по республике их доля составляет около 40 % от числа жителей. Мы гордимся такими великими спортсменами, как гимнастка Зинаида Воронина, баскетболистка Тамара Даунене, футболист Александр Филимонов, лыжники Нина Селюнина и Валерий Исаев, и другими выдающимися дочерями и сынами Марийской земли.
Вместе с тем в спортивной отросли сегодня диагностируется ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам относятся недостаточная обеспеченность спортивными объектами муниципальных образований республики, дефицит квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты труда тренерских кадров, недостаточное финансирование государственных и муниципальных услуг по спортивной подготовке, отсутствие необходимого количества доступных открытых спортивных площадок.
В предстоящие годы нам необходимо активнее заниматься развитием спортивной инфраструктуры, привлечением граждан в массовые виды физкультуры и спорта, а также развивать спорт высоких достижений. Для этого в первую очередь мы намерены:
1. Совершенствовать спортивную инфраструктуру. В рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Марий Эл» на 2013-2020 годы мы планируем завершить строительство и реконструкцию 27 спортивных объектов. Для более эффективного использования бюджетных средств необходимо провести ревизию всех начатых строек, определить рентабельность их продолжения или консервации. Для загрузки имеющейся спортивной инфраструктуры важным вопросом является возможность ее использования спортсменами из других регионов.
2. Завершить строительство стадионов-площадок в пгт Советский, пгт Сернур, с. Великополье Оршанского района, с. МикряковоГорномарийского района, г. Козьмодемьянске, с. Пектубаево Новоторьяльского района, пгт. Параньга, с. Марьино Юринского района, п. КрасногорскомЗвениговского района, с. АзановоМедведевского района. Необходимо добиться включения стадионов в г. Волжске и в г. Козьмодемьянске в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Именно эти спортивные объекты должны стать основой массовой подготовки молодежи к сдаче норм ГТО.
3. Реконструировать спортивные залы 16 школ республики по федеральному проекту «Детский спорт».
4. Активно включиться в программу РАО «Газпром» по строительству спортивных сооружений. Наша республика может претендовать не менее, чем на 20 подобных объектов.
5. Осуществлять строительство спортивных объектов с учетом принципа их шаговой доступности и интереса для молодежи.
6. Строительство новых микрорайонов должно сопровождаться обязательным появлением в них спортивных площадок.
7. Необходимо провести ревизию подчиненности учреждений дополнительного образования в сфере спорта. Там, где это целесообразно, необходимо передать их из ведения Минобрнауки в управление Минспорта.
8. Необходимо наладить рациональнее использование всех спортивных объектов. Пустующих залов и стадионов быть не должно!
9. Адаптировать инфраструктуру физической культуры и спорта к обслуживанию инвалидов. В настоящее время только 14% инвалидов могут пользоваться спортивными сооружениями. К 2021 году необходимо довести это значение до 23%.
10. Разработать и внедрить республиканскую программу привлечения и стимуляции специалистов в сфере спорта. Необходимо устанавливать заработную плату для молодых специалистов (выпускников вузов)не меньше прожиточного минимума. Кроме этого,нужно обеспечивать молодых специалистов спортивной отрасли путевками в детские дошкольные учреждения.
11. Развивать систему соревнований.
12. Сфокусировать спортивную специализацию региона. Нам необходимо начать планомерную работу по подготовке будущих великих чемпионов. Появление у нас своих звезд привлечет к занятиям спортом многих мальчишек и девчонок.
13. Поддерживать существующие клубы и лиги по игровым видам спорта: хоккею, футболу, волейболу, баскетболу и другим дисциплинам. Особенно важно развитие школьных и студенческих лиг по этим видам спорта.
14. Привлекать к оказанию услуг в сфере спорта негосударственных поставщиков. К 2020 году Правительство РМЭ планирует направлять до 10 % средств республиканского бюджета в отрасли спорта социальноориентированным негосударственным организациям. Прежде всего, спортивным федерациям.
15. Развивать систему «Готов к труду и обороне».
16. Разработать систему грантовой поддержки для перспективных молодых спортсменов.
Хорошее образование мотивирует к успеху в жизни
В современном мире образование сопровождает человека всю его жизнь. Качество полученных знаний означает успешность человека в жизни и развитие территории, на которой он применяет свои знания на практике.
В Республике Марий Эл 644 образовательные организации: 230 детских садов, 252 школы, 106 организаций дополнительного образования, 23 техникума и колледжа, 3 вуза. Количество работающих в отрасли – 24,5 тысячи человек или 5,6% трудоспособного населения региона. Доля расходов на отрасль образование в консолидированном бюджете региона в 2017 году составляет 25%.
Считаем необходимым:
1. Изменить подходы к финансированию учреждений. Средства, полученные в результате экономии, должны оставаться в учебных заведениях.
2. Разработать систему реального повышения уровня оплаты труда в рамках исполнения майских указов Президента РФ.
3. Продолжить развитие материально - технической базы учреждений образования. Уделить особое внимание обеспечению современным учебно-лабораторным, спортивным и технологическим оборудованием.
4. Провести капитальный ремонт кровель. Потребность на сегодня – 242 крыши, а сделано в 2017 будет только 20. Наша задача – решить эту проблему за три года.
5. Создать новые места в дошкольных учреждениях. На 1 января 2017 г. в очереди на получение путевок стоят 10 026 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 1 362 - в возрасте от 3 до 7 лет. Наиболее острой эта проблема является для г. Йошкар-Олы и Медведевского района. Считаем необходимым:
5.1. Вернуть в систему дошкольного образования ранее перепрофилированные здания детских садов, где это возможно.
5.2. Провести ревизию назначения помещений учреждений. Вывести вспомогательные виды деятельности в подвалы и другие здания (прачечные, кабинеты персонала АХЧ и прочее).
5.3. В следующем году построить 4 детских сада на 840 мест. В 2018 году начнется строительство новых детских садов в г. Йошкар-Оле и г. Волжске на 640 мест, которые будут сданы в 2019 году.
5.4. Предусматривать при застройке жилых микрорайонов на первых этажах жилых домов встроено-пристроенные помещения для дошкольных групп.
5.5. Учитывать при строительстве новых школ помещения для дошкольных групп.
5.6. Рассмотреть вопрос о предоставлении из республиканского бюджета компенсации семьям, не получившим путевки в муниципальные детские сады.
6. Развивать материально-техническую базу школ. Из 252 общеобразовательных учреждений 20 находятся в деревянных зданиях, 1 - в аварийном состоянии, 89 требуют капитального ремонта, 29 не имеют санитарно-гигиенических помещений. В двухсменном режиме функционируют 30 школ. Всего при федеральном софинансировании мы планируем построить 19 общеобразовательных школ на 5591 место. В том числе:
6.1. 2017 год: на 120 мест в с. Эмеково Волжского района и на 31 место (2 этап) в с. Кулаково Горномарийского района. Итого – 151 место.
6.2. 2018 год: на 825 мест в микрорайоне 9в г. Йошкар-Олы и на 825 мест в п. Медведево, на 336 мест в г. Волжске, на 60 мест пристрой к Великопольской средней школе Оршанского района, на 120 мест в д. Ильпанур Параньгинского района, на 40 мест Кукмаринская начальная школа Советского района. Итого – 2206 мест.
6.3. 2019 год: на 192 места пристрой к школе № 4 г. Волжска, на 60 мест в с. Кумья Килемарского района, на 250 мест в с. Юледур Куженерского района, на 60 мест в д. Сардаял Мари-Турекского района, на 800 мест пристрой к школе в п. Руэм Медведевского района, на 60 мест в д. Шордур Моркинского района. Итого – 1422 места.
6.4. 2020 год: на 400 мест пристрой к школе №19 и на 500 мест пристрой к лицею №11 г.Йошкар-Олы, на 192 места пристрой к лицею г. Козьмодемьянска, на 560 мест в г.Звенигово, на 40 мест в д. Арбор Мари-Турекского района, на 60 мест в д.Кумужъял Моркинского района, на 60 мест в д. Нижний Кугенер Сернурского района. Итого – 1812 мест.
7. Усилить работу с кадрами в образовательных организациях. Наблюдается дефицит учителей начальных классов, математики, физики, иностранных языков и информатики, особенно в сельской местности. Необходимы целевой прием и контрактное трудоустройство молодых кадров; стимулирование профессионального развития педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства, систему финансовой поддержки участников и победителей конкурсов; поддержка и развитие института наставничества.
8. Расширить программу "Школьный автобус" за счет увеличения территории покрытия и регулярности маршрутов.
9. Обеспечить в течение 3-х лет все школы бесплатными учебниками.
10. Увеличить охват детей отдыхом в каникулярный период. С 1 января 2018 г. необходимо восстановить выплату субсидий юридическим лицам на возмещение части стоимости путевки при организации отдыха детей и их оздоровления. Необходимо также увеличить объем финансовых средств для лагерей дневного пребывания.
11. Осуществлять адресную поддержку одаренных детей и работающих с ними педагогов.
12. Увеличить ассигнования на бесплатное питание для учащихся общеобразовательных организаций из многодетных семей.
13. Увеличить число детей мари, изучающих родной язык.
14. Улучшить инфраструктуру среднего профессионального образования. Для этого необходимо создание специализированных центров компетенций для подготовки участников чемпионатов профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).
15. Оказывать всемерную поддержку программам развития высших учебных заведений республики.
16. Создать детский технопарк «Кванториум».
Мы должны внимательно следить за новациями в сфере образования и заранее готовиться к ним. В частности, Министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева в 2017 года неоднократно поднимала тему одноканального финансирования системы школьного образования и переподчинения школ регионам. Очевидно, мы должны уже сейчас просчитывать все необходимые действия и к запуску проекта иметь полноценные «дорожные карты», а не изобретать решения на ходу.
Молодежная политика: время новых решений!
Одна из главных негативных тенденций нашей республики –молодежнаямиграция. Основные причины этого явления экономические: у нас не просто найти работу с хорошей зарплатой. Соответственно, молодым людям трудно приобрести собственное жилье. Также большие проблемы с социальной инфраструктурой, интересной молодежи: местами в детские сады и школы, доступностью и качеством здравоохранения и спортивной инфраструктуры.
В этой ситуации специфическими задачами региональной молодежной политики являются:
1. Формирование конструктивных духовных и нравственных ценностей жизни молодых людей.
2. Обеспечение условий для эффективной социализации и самореализации молодежи республики.
3. Доступное качественное образование.
4. Приобщение к здоровому образу жизни и спорту.
5. Обеспечение занятости и трудоустройства.
6. Создание работающих молодёжных социальных и кадровых лифтов.
Основные направления нашей работы:
1. Формирование грантовых фондов молодежных проектов на республиканском и муниципальном уровнях.
2. Поддержка талантливой молодежи и молодежных инициатив. С 2018 года получит развитие система премий и грантов Главы Республики Марий Эл для поддержки талантливой молодежи - финалистов и лауреатов республиканских, окружных, всероссийских молодежных форумов, авторов перспективных для республики проектов, через создание специального фонда Главы республики.
3. Восстановление Республиканского молодежного форума «Росмари», который был знаковым событием в молодежной жизни республики.
4. Совершенствование системы профориентации, усиление взаимодействия между ссузами, вузами и работодателями.Учитывая, что каждый четвертый выпускник уезжает из республики для продолжения учебы или поиска работы, это направление требует к себе особенного внимания. Необходимо долгосрочное прогнозирование развития рынка труда региона, переориентация программ образовательных организаций под запросы предприятий.
5. Поддержка системы самозанятости, в том числе стимулирование предпринимательской активности и внедрение региональных мер поддержки инвестирования бизнеса молодых предпринимателей.
6. Обеспечение временной и сезонной занятости молодежи. На базе образовательных организаций высшего и профессионального образования формируются студенческие отряды с общей численностью по республике от 700 до 1000 человек. Правительству Республики необходимо изыскивать возможности и варианты для оплаты их проезда к местам летней работы.
7. Восстановление и обновление объектов улично-спортивной инфраструктуры - спортивных площадок, турников, спортивных полей и катков (в зимний период), многие из которых были утрачены или демонтированы в последние десятилетия.
8. Формирование при Главе Республике Марий Эл Совета по молодежной политике.
Помощь нуждающимся
В Республике Марий Эл недопустимо высока доля жителей с доходами ниже величины прожиточного минимума. Социальную помощь ежегодно получают более 160 тысяч граждан. Поэтому нам важно обеспечить ее адресность, активнее привлекать внебюджетные источники, содействовать занятости и самозанятости граждан.
Мы считаем необходимым:
1. Обратиться в Правительство РФ о софинансировании выплат на третьего и последующих детей из федерального бюджета. Из средств региона данные расходы никогда не оплачивались, а размер их довольно велик. К 2020 году они потребуют более 600 млн. рублей ежегодно и будут дальше только пропорционально увеличиваться.
2. Проиндексировать субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими тарифами.
3. Передать часть социальных услуг в сфере социального обслуживания негосударственным поставщикам и довести к 2020 году объем таких услуг до 10 % от средств республиканского бюджета в сфере социального развития.
4. Довести до 17% количество городского общественного транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
5. Создать Центр социально-медицинской реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанный на 30 койко-мест.
6. Создать постоянно действующее расписание движения общественного транспорта, оборудованного для маломобильной группы населения.
7. Продолжить адаптацию социальных объектов под нужныинвалидов.
8. Включать в состав комиссий по приемке зданий и сооружений в эксплуатацию представителей обществ инвалидов и других общественных организаций, работающих с инвалидами.
9. Поддерживать малый и средний бизнес, ведущий политику льготного обслуживания социально незащищенных категорий граждан, а также реализующий товары по социальным ценам.
10. Реализовать в республике проект социальной дисконтной системы «Забота». Привлечь предпринимателей к продаже товаров для социально-незащищенных групп граждан по сниженным ценам.
11. Произвести ревизию законодательной базы республики Марий Эл с целью возможной коррекции направлений и способов социальной поддержки населения.
12. Привлечь общественные организации для оценки качества предоставляемых социальных услуг.
Инвестиции в человеческий капитал возвращаются региону сторицей. Именно поэтому бюджет республики является социально – ориентированным. Более 60% его расходной части направлены на выполнение государственной социальной политики.