Раздел 1. Качество жизни и комфортная среда
Раздел 1. Качество жизни и комфортная среда
Общественный транспорт и современные остановки
Столичные троллейбусы – это достояние не только города, но и всей республики; сохранение, поддержка и развитие троллейбусного транспорта – прямая обязанность правительства. Мы запланировали обновление подвижного состава городского общественного транспорта республики, в том числе для обслуживания лиц с ограниченными возможностями. В 2018-м году планируем приобрести 40 автобусов и 2 троллейбуса; в 2019-м – 14 автобусов и 2 троллейбуса, в 2020 - 15 автобусов и 3 троллейбуса.
Мы завершим многолетнюю эпопею с автовокзалами. На основе государственно-частного партнерства приведем их в современный вид и сделаем удобными для пассажиров.
Современные городские остановки с жидкокристаллическими вандалопрочными экранами, розетками, банковскими и платежными терминалами – это интересный инвестиционный проект. В других регионах подобные объекты уже появляются. В скором времени появятся они и у нас.
Воздушный транспорт
Возобновление регулярного авиасообщения с Москвой является для региона насущной необходимостью для жителей республики и служитдля повышения инвестиционной привлекательности и увеличения туристического потока в регион. Мы планируем завершить работы по получению федерального сертификата на эксплуатацию аэропорта и снять существующие ограничения для возобновления регулярного авиасообщения с Москвой. Следующими на очереди направлениями должны стать Краснодарский край и Республика Крым, а также чартерные рейсы.
Железнодорожный транспорт
В настоящее время транспортное железнодорожное сообщение между столицами Республики Марий Эл и Республики Татарстан осуществляется только в весенне-летний период. Мы планируем сделать его круглогодичным и с предоставлением льгот.
Железнодорожные ворота столицы Республики должны быть современными и красивыми. Мы уделим особе внимание развитию привокзальной инфраструктуры г. Йошкар-Олы.
Речной транспорт
Важный вопрос для нашей республики – возобновление регулярного и круизного судоходства, навигации маломерных судов. Для этого необходимо провести реконструкцию речного порта в Козьмодемьянске, начать строительство причальных сооружений в Юрино, Звенигово и Кокшайске.
Доступное современное жилье
В 2016 году в Марий Эл введено жилья общей площадью 466,1 тыс. кв.м. По темпам роста строительства жилья наша республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2016 году заняла 2 место.
Активно идет ликвидация аварийного жилищного фонда. На 1 января 2017 г. переселено 5 757 человек, заселено 65 многоквартирных домов, ликвидировано почти 81 тыс. кв.м. аварийных площадей. Эту работу мы будем продолжать. Аварийного жилья в Марий Эл остаться не должно!
Такое позорное явление, как обманутые дольщики, необходимо в нашей республике изжить в самые короткие сроки. Действующее законодательство предусматривает несколько вариантов решения данной проблемы, необходимо этими возможностями активно пользоваться.
Высокие темпы ввода жилья нужно подкреплять и строительством социальных объектов. Они обязательно должны предусматриваться при комплексной застройке микрорайонов. И часть средств на них должны выделять инвесторы. А часть будем искать мы в бюджетах разных уровней.
Пришло время активно заняться строительством служебного жилья для бюджетников. Жилищный вопрос остро стоит во всех отраслях социальной сферы. Мы будем заключать специальные инвестиционные контракты с застройщиками. Все и сразу сделать не удастся, но движение к намеченной цели мы начнем.
Большое внимание необходимо уделять строительству в сельской местности. Сегодня существуют вопросы по исполнению законов о субсидировании частных застройщиков лесом. С другой стороны, лесные массивы без санитарной вырубки приходят в негодность. Этот вопрос будет поставлен под особый контроль со стороны Правительства РМЭ и муниципальных образований.
Важным федеральным проектом является выделение земли отдельным категориям граждан. В нашейреспублике это превратилось в освоение полей: на площадках нет ни дорог, ни коммуникаций. Многие граждане решаются начать строительство и в таких условиях, но сталкиваются при этом с множеством трудностей. В течение года будет создана программа по обеспечению инфраструктурой выделенных участков для строительства. Как минимум, к ним должны быть проложены дороги хотя бы в щебеночном исполнении и подведено электричество.
Необходимо продолжить капитальный ремонт многоквартирных домов. В 2017 - 2019 годах он будет проведен по 257 адресам. Для оценки качества и соответствия объемов произведенных работ запланированным необходимо расширять права и полномочия представителей советов многоквартирных домов. Работа Государственной жилищной инспекции по выявлению недостатков должна быть более активной. Подрядчики должны выполнять все гарантийные обязательства в безусловном порядке. Для упорядочивания их деятельности будет составлен Реестр-рейтинг подрядных организаций.
ЖКХ: живи, как хозяин
Жители республики платят за услуги ЖКХ все больше, а качество их продолжает желать лучшего. Редкие примеры обратного, к сожалению, не меняют картины в целом.
Всего в республике 7001 многоквартирный дом общей площадью 10,3 млн кв. м, 3 ТЭЦ, 547 котельных, 51 центральный тепловой пункт, 709 км. тепловых сетей, 2448 км водопроводных сетей, 1099 км сетей канализации.
Какие наши приоритеты?
Во-первых, нужно гарантировать надежность работы всех инженерных систем. В 2017 году будут отремонтированы 19 км сетей, заменены или восстановлены 221котлоагрегат, проведена оптимизация систем теплоснабжения ряда сельских бюджетных учреждений. Но это капля в море! Мы до сих пор во многом пользуемся плодами труда предыдущих поколений, которые в советские годы все делали с большим запасом прочности. В следующие годы необходимо существенно увеличивать ремонтные программы ресурсоснабжающих организаций.
Во-вторых, необходимо контролировать рост тарифов. Наша принципиальна позиция такова: все мероприятия по модернизации ЖКХ должны компенсироваться из получаемой экономии, а не оплачиваться дополнительно из кармана граждан. Тарифы должны или снижаться, или повышаться не более чем на уровень инфляции.
Важной задачей экономии государственных средств является энергоресурсосбережение в бюджетных организациях. Сегодня их руководители не очень заинтересованы в данном вопросе, поскольку на сумму экономии им сокращают смету. Будем делить сэкономленные средства в более справедливой пропорции. Например, 50 на 50 между учредителем и организацией. Тогда заниматься экономией будет выгодно всем.
Мы продолжим оказывать поддержку по оплате услуг ЖКХ социально незащищенным гражданам. Сегодня бюджет Республики тратит на эти цели почти 500 миллионов рублей.
В-третьих, необходимо лучше смотреть за работой управляющих компаний. Теперь в руках государственных органов появился действенный метод влияния на них – лицензирование. Мы будем беспощадно бороться с теми, кто считает своей единственной и основной задачей сбор платежей. На первом месте должна стоять хорошая работа, а потом уже адекватная оплата за нее.
Комфортная среда для жизни
В 2017 году объявлена федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». Несмотря на свое название, он будет распространяться не только на города, но на другие поселения. И это очень правильно. Не важно, где живет человек.Комфортнаясреда должна быть и в городе, и в деревне.
В федеральный проект в 2017 году вошли в Йошкар-Оле 1651 многоквартирный дом, в Волжске – 362 дома, в Звенигово – 89 домов, в Медведево – 113 домов, вСоветском – 130 домов, в Пектубаевском и Озеркинском сельских поселениях – 9 и 8 домов соответственно. Предусмотрено также проведение работ по благоустройству в 32 муниципальных образованиях Республики Марий Эл 82 дворовых и 38 общественных территорий. Важным моментом является тот факт, что в составлении программы благоустройства активное участие принимали жители республики. До 31 декабря 2017 года нам необходимо утвердить муниципальные программы формирования комфортной городской среды на 2018-2022 гг. Мы планируем проведение общественных обсуждений с жителями по вопросам концепции и планов благоустройства.
С 2014 года в республике реализуется Программа поддержки местных инициатив. В 2017 году, несмотря на дефицитность бюджета, это направление будет профинансировано в размере 30 млн. рублей. Практика поддержки таких проектов с нарастанием объема финансовой помощи должна стать ежегодной.
Недопустимым является отключение освещения в темное время суток. Причем, ради экономии это происходит не только в деревнях, но и в столице республики.
Для системного приведения всех районных центров в привлекательный вид предлагаем проводить праздники по окончании весенних полевых работ каждый год в новом районе. А для этого организовывать его комплексное благоустройство. Поэтому право проведения мероприятий будет определяться на конкурсной основе.
Забота о здоровье человека
Улучшение здоровья граждан, рост продолжительности жизни и активное долголетие – важнейшие приоритеты нашей программы. Наша стратегическая цель – обеспечить доступной, качественной и результативной медицинской помощью всех жителей республики, независимо от возраста, места проживания и уровня доходов.
Сегодня здравоохранение представлено в республике 41 медицинской организацией и 1 образовательным учреждением. В государственных медицинских учреждениях трудятся 2146 врачей, 40% из которых – пенсионеры. На балансе отрасли 602 здания, 26 из которых требуют капитального ремонта.
Наши планы по развитию отрасли:
1. Улучшить сердечнососудистую и онкологическую медицинскую помощь. Именно эти два фактора являются лидерами по смертности в нашей республике. Необходимо:
1.1. Улучшить оснащенность современным оборудованием для лечения сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
1.2. Усилить профилактикулечения сердечнососудистых заболеваний.Внедрить элементы диспансеризации, особенно для жителей сельской местности.
1.3. Оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь не менее 4 тысячам человек ежегодно.
2. Сократить очереди на получение медицинских услуг. Для этого:
2.1. Активно включится в федеральный проект «Бережливая поликлиника. Это позволит получить не только методологические рекомендации, но и финансовое обеспечение организационных мероприятий по ликвидации очередей.
2.2. Провести анализ и разделение потоков посетителей. Например, принимать первичных больных до обеда, а вторичных – после.
2.3. Обеспечить посетителям комфортные условия ожидания в атмосфере дружелюбия и уважения.
2.4. Ввести запись на повторный приём с рабочего места врача.
2.5. Оптимизировать доступ к врачам-специалистам поликлиники на портале «Доктор 12.рф» (доктор 12.рф) для всех пациентов независимо от прикрепления.
Наша цель – сократить среднее время ожидания в очереди в регистратуру или к врачу до 20 минут. Этот показатель будет точкой персональной ответственности руководителя медучреждения.
3. Совершенствование оказания скорой медицинской помощи
Основная задача – довести время прибытия автомобиля после вызова до 20 минут. И не только в городах. Мы планируем к 2018 году создать единую республиканскую диспетчерскую службу, обновить и увеличить парк автомобилей скорой медицинской помощи. Сегодня необходимо еще 56 автомобилей. Летом 2017 года за счет средств Резервного фонда Президента Российской Федерации в республику поступят 16 машин скорой медицинской помощи.
4. Развитие кадрового потенциала отрасли здравоохранение.
Для покрытия дефицита врачебных кадров различных специальностей республике необходим 261 врач. Только в поликлиники Йошкар-Олы требуется дополнительно 58 врачей. Для привлечения и удержания медицинских кадров Правительством должна быть разработана специальная программа, содержащая разные формы и способы стимулирования людей к занятию медицинской деятельностью:
4.1. Целевая подготовка в медицинских вузах не менее 80 человек ежегодно;
4.2. Обучение в ординатуре, профессиональная переподготовка по востребованным специальностям;
4.3. Обучение врачей-терапевтов смежным специальностям, в том числе в спортивной медицине;
4.4. Повышениезаработной платы в рамках выполнения майскихуказов Президента Российской Федерации;
4.5. Предоставление наиболее востребованным специалистам жилых помещений на условиях коммерческого или социального найма, субсидии для приобретения жилья в сельской местности;
4.6. Выплата стипендий студентам высших медицинских учебных заведений, поступившим по целевым направлениям; развитие наставничества; обеспечение молодых медицинских специалистов местами в детских дошкольных учреждениях.
5. Развитие сельской амбулаторной медицины.
Необходимо обеспечить бесперебойную работу, оснащение и содержание фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых больниц. Программа «Земский доктор» дала свой эффект. Благодаря ей в сельской местностипродолжают трудиться 64 врача. Планируется продолжить ее реализацию: в 2017 году будет выплачена компенсация 5 врачам.
6. Улучшение материально-технической базы здравоохранения.
Среди наших первоочередных задач по отрасли:
6.1. Капитальный ремонт зданий под размещение Станции скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы.
6.2. Завершение строительства: патологоанатомического корпуса Республиканской клинической больницы, поликлиники на 300 посещений в смену в г. Козьмодемьянске, женской консультации в г. Йошкар-Оле, Республиканского кожно-венерологического диспансера.
6.3. Завершение реконструкции Перинатального центра г. Йошкар-Олы с пристраиваемым высокотехнологичным корпусом.
6.4. Строительство здания родильного отделения Волжской центральной городской больницы (1-й пусковой комплекс).
6.5. Разработка концепции строительства новых корпусов Республиканской клинической больницы.
6.6. Открытие первичного сосудистого отделения на базе Козьмодемьянской межрайонной больницы.
7. Повышение доступности лекарственных препаратов.
Сегодня продажа лекарств – высокодоходный бизнес. Как государство не пытается его регулировать, цены на продукцию фармацевтов продолжают расти. Выход только один – создать серьезного игрока регионального рынка, который бы мог своими ценами снижать стоимость лекарств в регионев целом. Нам необходимо централизовать государственные аптеки региона в единое предприятие, которое бы своей главной целью ставило не извлечение прибыли, а стабилизацию или снижение цен на медицинские препараты. Необходимо вернуть в продажу дешевые лекарства.
8. Пропаганда здорового образа жизни.
Здоровье проще сохранить, чем восстанавливать. Поэтому нам необходимо вести ежедневную работу по пропаганде здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, особенно среди молодежи. Мы начнем бескомпромиссную борьбу с так вызываемыми «наливайками», а также увеличим время запрета на продажу алкоголя в розничных магазинах. Необходимо по примеру других регионов установить запреты на продажу алкогольной продукции в некоторые праздничные дни, в которые употреблять спиртное неуместно. Например, в День защиты детей, День знаний, дни проведения выпускных в школах.
Помощь нуждающимся
В Республике Марий Эл недопустимо высока доля жителей с доходами ниже величины прожиточного минимума. Социальную помощь ежегодно получают более 160 тысяч граждан. Поэтому нам важно обеспечить ее адресность, активнее привлекать внебюджетные источники, содействовать занятости и самозанятости граждан.
Мы считаем необходимым:
1. Обратиться в Правительство РФ о софинансировании выплат на третьего и последующих детей из федерального бюджета. Из средств региона данные расходы никогда не оплачивались, а размер их довольно велик. К 2020 году они потребуют более 600 млн. рублей ежегодно и будут дальше только пропорционально увеличиваться.
2. Проиндексировать субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими тарифами.
3. Передать часть социальных услуг в сфере социального обслуживания негосударственным поставщикам и довести к 2020 году объем таких услуг до 10 % от средств республиканского бюджета в сфере социального развития.
4. Довести до 17% количество городского общественного транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
5. Создать Центр социально-медицинской реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанный на 30 койко-мест.
6. Создать постоянно действующее расписание движения общественного транспорта, оборудованного для маломобильной группы населения.
7. Продолжить адаптацию социальных объектов под нужныинвалидов.
8. Включать в состав комиссий по приемке зданий и сооружений в эксплуатацию представителей обществ инвалидов и других общественных организаций, работающих с инвалидами.
9. Поддерживать малый и средний бизнес, ведущий политику льготного обслуживания социально незащищенных категорий граждан, а также реализующий товары по социальным ценам.
10. Реализовать в республике проект социальной дисконтной системы «Забота». Привлечь предпринимателей к продаже товаров для социально-незащищенных групп граждан по сниженным ценам.
11. Произвести ревизию законодательной базы республики Марий Эл с целью возможной коррекции направлений и способов социальной поддержки населения.
12. Привлечь общественные организации для оценки качества предоставляемых социальных услуг.
Инвестиции в человеческий капитал возвращаются региону сторицей. Именно поэтому бюджет республики является социально – ориентированным. Более 60% его расходной части направлены на выполнение государственной социальной политики.
Районная специализация
Правительству республики необходимо произвести ревизию структурной специализации районов республики с целью определения приоритетов их развития и выбора механизмов поддержки отраслей с учетом межрегиональной конкуренции в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации.
Земельный вопрос
В Марий Эл порядка 30% земель сельскохозяйственного назначения простаивают под парами, зарастая деревьями и снижая свой потенциал в качестве земель сельхозоборота. Необходимо срочно произвести межевание и постановку на кадастровый учет неучтенных земель. Их ввод в оборот обеспечит поступление в бюджет от 2 до 4 миллиардов рублей ежегодно. Для стимулирования арендных отношений необходимо ввести льготы по арендной плате и налогам на земли при вводе их из категории залежных земель в сельскохозяйственный оборот.
Необходимо поставить перед Правительством Марий Эл и районными муниципалитетами задачу вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 5 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения ежегодно.
Короткие сроки договоров землепользования являются препятствием для инвестирования и создания бизнеса с длительным горизонтом развития. Поэтому, в Марий Эл аренда земли сроком на 49 лет должна стать обычной практикой, а более короткие сроки (в частности, срокименее 3 лет) – исключением, обоснованность которого должна проверятся надзорными и правоохранительными органами. В течение 2017 и начала 2018 года Правительству республики совместно с территориальными органами соответствующих федеральных министерств и ведомств необходимо провести инвентаризацию всех заключенных договоров аренды земель сельхозназначения и перезаключить их на максимально длительные сроки.
Мясомолочное производство
В 1990 году производство молока в республике составляло 396 тыс. тонн. Марий Эл тогда находилась на 5 месте в Волго-Вятском округе, а сейчас занимает последнее в Приволжском федеральном округе. Необходимо по-деловому решать вопрос о том, как выйти в молочном животноводстве на показатели в 500 тыс. тонн молока с его глубокой переработкой.
Отдельно необходимо поддерживать развитие производство и переработку козьего, овечьего и кобыльего молока. По этим направлениям наша республика является одним из лидеров не только в ПФО, но и в России в целом. Необходимо активно наращивать производство и завоевывать растущие, пока пустующие рынки сбыта.
Для обеспечения возрастающего поголовья скота, свиней и птицы, потребностей населения и хозяйствующих субъектов, необходимо довести валовый сбор фуражного и продовольственного зерна до 600 тыс. тонн в ближайшие 5-7 лет. То есть хотя бы выйти на уровень 1990 года. Для этого необходимо интенсифицировать проведение работ по рекультивации и очистке от зарослей земель сельскохозяйственного назначения.
Лес – наше богатство
Лесное хозяйство и связанная с ним экономика были традиционно одним из основных направлений территориальной специализации Марий Эл. Площадь лесов составляет 54% территории республики – 1421 тыс. га. Основные древесные породы – сосна (38%), береза (36%), ель (9%), липа (6%), осина (5%).
При этом в 2016 году в бюджет республики от использования леса поступило только 74 млн. рублей. Это даже не капля в море. Можно сказать, что это ничего.
Для роста экономического потенциала лесного хозяйства мы планируем:
1. Разработать и утвердить Лесной план Марий Эл. Необходимо провести инвентаризацию всего комплекса лесных ресурсов, определить цели и задачи работы с ними.
2. Увеличить общий объем вырубки примерно в два раза – до 2 млн. куб м.
3. Повысить легальность ведения лесного бизнеса. В частности, провести учет всех лесозаготовительных пунктов и пилорам, обеспечить официальную занятость их работников.
4. Оптимизировать договоры на аренду лесных участков, установить регламент утверждения проектов их освоения. В результате ликвидации юридических проволочек арендаторы смогут ускорить начало лесозаготовительных работ.
5. Увеличить число субъектов малого бизнеса в лесной отрасли за счет повышения доступности для них аренды участков для вырубки, развития туризма и сельского хозяйства.
6. Увеличить лесовосстановление и санитарную очистку леса. Обеспечить 100-процентное восстановление на участках после рубки леса. В наших планах вывести объем лесопосадок на уровень 1300 га в год,акомбинированноелесовосстановление – 200 га в год.
7. Упростить режим получения леса на корню для строительства и отопления в сельской местности. Увеличить как минимум на 50% объем предоставляемой древесины. Ужесточить контроль некоммерческого использования этого вида государственной помощи.
8. Поддерживать научно-образовательные учреждения лесного хозяйства и внедрять современные методы ведения лесозаготовительной и лесовосстановительной деятельности.
9. Сохранять количество липовых насаждений для ведения пчеловодства как традиционного промысла на территории Марий Эл.
10. Внедрять современные методы получения оперативной информации о состоянии лесов и возникающих пожарах с помощью современных систем видеонаблюдения на беспилотных летательных аппаратах.
11. Провести обновление парка лесопожарной техники.
12. Проводить разъяснительную работу среди жителей республики по предотвращению пожаров.
Добыча полезных ископаемых
На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: стекольного песка, глины, гипса, гравия, щебня, известнякового порошка и др.
По количеству разведанных запасов, качеству кварцевых песков республика Марий Эл занимает одно из первых мест в европейской части России. Поэтому одной из привлекательных и перспективных отраслей промышленности в ближайшие годы может стать стекольная.
При этом, в нашей республике пока слабо поставлен мониторинг соблюдения законодательства недропользователями,что значительно уменьшает доходы бюджета. Имеются факты нарушения границ выделенных участков, из-за чего значительно уменьшаются доходы бюджетов разных уровней. Эта проблема должна решаться государственными и муниципальными органами с привлечением контролирующих организация и правоохранителей.
Раздел 1. Качество жизни и комфортная среда