Особенности личности медицинского работника.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медицинской сестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несет с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким: «Доверие к врачу — это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия к медицинскому работнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляция, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.
Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения — настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.
Особые требования к медицинскому работнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением со стороны больного, если состояние здоровья пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий, так и при помощи других людей. Однако, это требует определенных психологический усилий, работы над собой, определенного критического отношения к себе, которая для медицинского работника есть и должна быть сама собой разумеющейся.
Отметим, что медицинский работник — молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток преходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.
Несмотря на развитие положительных взаимоотношений врача к больному, эти отношения могут осложнять некоторые неблагоприятные черты темперамента врача, о влиянии которого говорилось выше. Например, невыдержанные психологические проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или наоборот, замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность. Так или иначе, но основой положительных взаимоотношений являются свойства личности врача. Пациент теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют в обиходе «плохой человек». Такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений пациента. Например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным и заискивает перед начальством, наблюдает недоступность критике, болтливость и т.д. Тщеславность может проявляться, например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или даже преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большее признание и восхищение, психологические дивиденды.
Следует отметить, что личные недостатки медицинского работника могут привести пациента к мысли, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.
Вообще, уравновешенная личность медицинского работника является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления, реабилитации. Медицинский работник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на свое поведение он узнает от своих коллег. Да и он сам может помогать своим коллегам направлять их поведение в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.