Особенности переживания больных
Среди переживаний больных характерным может быть то, что больные высказывают тревожные мысли об опасной, смертельной болезни, несмотря на отрицание врачом такого рода заключения. Как правило, это могут быть мысли о раке, при наличии, скажем, у больных каких-либо нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта или органов грудной клетки. Опасения могут возникать также по поводу тяжелой болезни сердца, а также наличии у больных аритмий и сердцебиений. Это может приводить к развитию ипохондрического состояния.
Опасения, тревога иногда определяют все поведение больного, при этом может развиться невроз в форме кардиофобии или канцерофобии. При кардиофобии больные опасаются оставаться одни дома, выходить без провожатого на улицу. В других случаях тревога больного связана с мыслями о возможности потери трудоспособности, инвалидизации.
Медицинские работники должны формировать у больного правильное отношение к своей болезни. Необходимо повышать активность больных в рамках разумной борьбы за выздоровление.
Бывает, что у больных может существовать предвзятое мнение о том, что о некоторых заболеваниях говорить с врачом «неэтично» или «неприлично». К таким болезням относятся венерические, гинекологические заболевания, импотенция и др. При этом расстройства усугубляются и принимают хроническое течение, трудно поддающееся лечению. Нежелание обращаться к врачу-психиатру встречается из-за боязни, что кто-нибудь из знакомых об этом узнает. Хотя чаще речь идет о различных пограничных заболеваниях, таких как невротические состояния, неврозы, психопатии и др. Больные, страдающие расстройствами в сексуальной сфере, стесняются признать наличие их даже перед близкими людьми. Это может приводить к переоценке болезни, к уходу в нее и к дальнейшему углублению нарушений.
Следует отметить, что отрицательное влияние на психику больного оказывает боль. Боль воспринимается как сигнал начинающейся опасности для жизни. Больной, страдающий от болей, остро реагирует на внешние воздействия, такие как громкие звуки, яркий свет, иногда прикосновения. Часто истощение нервной системы, возникающее как от самого процесса болезни, так и от болей, сопровождается выраженной раздражительностью, и т.д. Больные могут быть эгоцентричны, болезненно капризны, все их внимание сосредоточено на болевых ощущениях.
При выяснении отношения к болезни может быть важна оценка личности и поведения больного. Например, повышенная мнительность, впечатлительность больного. Это выясняется путем опроса больного и его родных, наблюдая поведение больного. При подавленном настроении больного необходимо попытаться выяснить его причины и морально поддержать его.
Нужно быть осторожным при депрессивном синдроме. Угнетенное, тоскливое настроение, особенно по утрам, двигательная и идеомоторная заторможенность — может быть не исключена возможность суицидальной попытки. При пониженном настроении больного, находящегося на стационарном лечении, особенно важно учесть, как могут действовать на его настроение посещения родных, друзей. Это необходимо сообщить врачу, чтобы выработать тактику регулярности посещения. Важно учитывать и отношение больного к соседям по палате, при необходимости менять окружение. Значение имеет и знание медицинской сестры о состоянии аппетита и сна больного и даже о характере сновидений, в них могут отражаться переживания больного.
Характер соматического заболевания может приводить к изменениям в психике больного. Например, при туберкулезе отмечается быстрая утомляемость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость — то эйфория, то пониженное настроение. Больные с хроническими заболеваниями склонны придавать значение словам окружающих относительно их внешнего вида, а также работоспособности, изменений характера и т.д. Может быть, достаточно одного подозрительного, с их точки зрения, взгляда окружающих, чтобы насторожить больного, усилить его сомнения.
При острых заболеваниях возможен большой диапазон расстройств в психической сфере больного — от легкой астении до выраженных психозов с глубоким помрачением сознания, бредовыми, галлюцинаторными переживаниями, двигательным возбуждением, другими симптомами. Следует вырабатывать определенную тактику поведения по отношению к таким больным с учетом их состояния и возможного неправильного поведения.
Нарушения психики могут наблюдаться также и при острых хирургических и терапевтических заболеваниях.
Характерологические особенности отмечены у больных с различными физическими дефектами и аномалиями органов чувств. Сильные дефекты лица, глухота, слепота, искривление позвоночника и др. Одними из основных психических свойств таких больных являются повышенная ранимость, подозрительность и фиксация на своем дефекте. Они могут часто уединяться, так как в обществе им бывает тяжело. И им кажется, что на них смотрят, жалеют или осуждают. Более спокойно они себя чувствуют в кругу таких же больных. Следует отметить, что постоянная психическая напряженность создает основу для развития невротических реакций и депрессии.
В некоторых экспериментах было показано, что эффективность действия лекарственных веществ может зависеть от психического состояния субъекта. Вера человека в положительное действие лекарств может завышать истинный лечебный эффект и тем самым давать повод для ошибок в понимании механизма действия лекарственного вещества. Это ввело в практику исследований вещество — «плацебо».
Плацебо — это контрольное вещество, которое по внешним свойствам — цвету, запаху, вкусу — сходно с реальным лекарственным препаратом. Так называемый эффект плацебо сказывается на всех людях. Однако, он имеет определенный диапазон колебаний, который определяется степенью веры исследуемого или больного в этот эффект.
Аутопластическая картина болезни является картиной субъективного восприятия ее больным. Аутопластическая картина болезни имеет следующие стороны:
· сензитивную (локальные боли и расстройства — по закону распространения импульсов в более периферических отделах нервной системы);
· эмоциональную (эмоциональные переживания);
· волевую (усилие справиться с болезнью, позаботиться об обследовании и лечении);
· рациональную и информативную (знания о болезни, ее оценка).
Такое расчленение аутопластической картины болезни несколько схематично. На самом деле психические процессы всех этих областей переплетаются в различных комбинациях. Примером «вертикальной» связи может являться факт рационализации, где рациональный компонент в большей или меньшей степени бессознательно управляется эмоциональными процессами. Например, больной уклоняется от хирургического вмешательства и «объясняет» это тем, что не верит в успешный исход операции, и при этом не признается, что главной причиной является страх перед операцией.
Можно проследить особенности поведения и возможные психологические реакции в рамках лечебной деятельности на протяжении ее нескольких этапов или фаз, во времени следующих один за другим.
1.Предмедицинская фаза. В данной фазе появляются первые, еле заметные жалобы и признаки. Возникают вопросы: «Что делать?» «Чего мне не хватает?», «Не болен ли Я?», «Должен ли я пойти к врачу?». Человек размышляет, даже фантазирует, у него проявляется беспокойство. На этом этапе человек пытается бороться с болезнью. С этими вопросами связываются различные неопределенного характера воспоминания, переживания и фантазии. При этом, если больной поделится с кем-нибудь своими опасениями, то часто он получит противоположные советы от родственников, соседей и сотрудников. Иногда у больных отмечается и кажущаяся беззаботность. Постепенно у больного складывается определенное представление о заболевании. Об этой фазе в своей работе сообщает И. Харди.
2.Резкая перемена жизненного стиля. Наступает, как правило, при установлении нетрудоспособности или при госпитализации. Речь часто идет о внезапном переходе от здоровья к болезни. А в других случаях речь идет о переходе в такую стадию болезни, когда больной бывает изолирован от работы, от семьи, не имеет уверенности в прогнозе и характере своего заболевания и его последствий для дальней шей жизни. Это происходит независимо от того, касается ли это трудоустройства или ситуации в супружеской жизни и в семье. Часто больной пытается приобрести расположение медицинского персонала тем, что проявляет к ним симпатию и завязывает с ними психологический контакт. Медицинские работники часто такое поведение больного расценивают как назойливость и продуманную навязчивость, хотя в действительности речь идет о проявлении потребности найти уверенность и чувство безопасности и обеспечивать себе опору в тех людях, от которых зависит здоровье и даже жизнь больного. У людей, бывших до этого времени вполне здоровыми, встречается повышенная неуверенность, опасения, страхи и тревога, так как болезнь для них явилась неожиданным психическим потрясением.
3.Активная адаптация. При этой фазе острые и мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются, а если они с начала заболевания имели более умеренный характер, то уже не беспокоят больного в такой степени. Пациент привыкает к ним, потому что приспособился к факту болезни. Он адаптируется также и к больничной среде. Поддерживает в себе надежду на выздоровление и создает при благоприятных условиях положительное отношение к медицинскому персоналу. Например, по данным Стрнада, изучившего 276 больных, примерно около 75% госпитализированных пациентов адаптируется до 5 дней. Быстрее всего адаптируются рабочие, а затем больные, госпитализируемые повторно. Причем госпитализированные повторно в большинстве своем привыкали к больничной среде уже в течение первого дня госпитализации. 75% больных рабочих сообщали, что им не мешает размещение в многоместной палате. И то же самое отметили 54% больных, занимающихся умственным трудом. А если состояние больного не улучшается и даже наступает ухудшение, то больной может переживать психическую декомпенсацию.
4.Психическая декомпенсация. У больного человека может возникать чувство обманутых надежд, в нем усиливаются отрицательные ощущения, которые он испытывал в начале болезни. Кроме того, возникает неуверенность и страх, он утрачивает веру в лечение, во врача и в медицинской персонал. При этом человек становится импульсивным, нетерпеливым и несправедливым, приобретает склонность провоцировать медицинский персонал, повторно обращается к нему по ничтожным поводам. Обращается к родственникам и знакомым, чтобы они «давили» на медицинский персонал. Бывает, требует перемены врача, лечения или больницы, сам углубляется в изучение своей болезни и пытается поучать врача.
Опасность этой фазы заключается в конфликте между медицинским работником и больным. Конфликт развивается, как правило, с таким врачом или медицинской сестрой, которые кажутся больному невнимательными, ироничными, не щадящими или не слишком квалифицированными. Об этих качествах больной судит иногда на основании некоторых незначительных или случайных внешних проявлений. В таком случае бывает хорошо, если персонал оказывается способным понимать, предвидеть и овладеть позицией больного и не дает ему излишних поводов для усиливания его реактивности, что не всегда бывает легко сделать, и требует психологических знаний, опыта и большой наблюдательности.
Больные, страдающие хроническим заболеванием, например, туберкулезом легких, могут переживать психическую декомпенсацию в специфических условиях санаторного лечения. Здесь имеется опасность определенной степени морального расслабления в сексуальной области, в злоупотреблении алкоголем. Причиной этого является недостаток положительной занятости для достижения ближайшей жизненной цели и избыток свободного времени. Например, медицинские работники, которые относятся к больному в зависимости от того, что показывает очередной рентгеновский снимок, конечно, этим проявляют односторонность. Строгий постельный режим без положительного наполнения такой психической области, как культура, развлечения, трудотерапия, расширение самоуправления больных, ведет к эмоциональным и моральным эксцессам.
Психическое равновесие больного укрепит интерес врача и сестер к его судьбе после окончания длительного лечения. Важное значение имеют советы, направленные на включение больного в трудовую жизнь и конкретные мероприятия, осуществляемые социальной сферой в тех областях, где в дальнейшем больной предполагает жить и работать.
5. Пассивная адаптация и капитуляция. Больной примиряется с тяжелой судьбой, перестает внутренне бороться за свое здоровье и способствовать лечению. Пациент становится равнодушным или негативно угрюмым.