Тринадцать типов психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко.

Гармоничный. Свойственна трезвая оценка своего со­стояния без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть все в мрачном свете. Однако, и без не­дооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае не­благоприятного прогноза в смысле инвалидизации — пе­реключение интересов на те области жизни, которые ос­танутся доступными больному. При неблагоприятном про­гнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

При гармоничном типе психического реагирования важным является реализм в восприятии симптомов и по­нимании тяжести заболевания. Пациент должен опираться в своих реакциях на известные науке факты о возможно­сти излечения от конкретной болезни, о происхождении симптомов и пр.

Активности человека противостоит при дисгармоничных типах психического реагирования пассивность, при кото­рой пациент не прилагает собственных усилий для оздоров­ления. Пациент при пассивном отношении расценивает свой организм как некий аппарат, машину, механизм, вещь, которую он сдает в ремонт и ожидает починки. Значимым является и нежелание заболевшего обременять других тя­готами ухода за собой, что вытекает из принципиальных положений гармоничного характера и личности. Гармонич­ный пациент понимает, что с появлением у него болезни близкие ему люди обрели новую дополнительную заботу. И как гармоничный человек, он не вправе требовать от них этой заботы. Он может лишь ожидать ее и принимать в том объеме, который они готовы ему предоставить.

Тревожный. Свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения бо­лезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Присущ поиск новых способов лече­ния, жажда дополнительной информации о болезни, веро­ятных осложнениях, методах терапии, поиск неких авто­ритетов. В отличие от ипохондрии более интересуют объек­тивные данные о болезни — результаты анализов, заключения специалистов, нежели собственные ощущения. Пред­почитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение — тревож­ное, угнетенность — вследствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболе­вания базируется на появляющейся в связи с заболева­нием тревоге, также изменением обыденного течения жиз­ни. Тревога проецируется в будущее, вызвана опасения­ми, что болезнь может надолго и существенно изменить привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги мо­жет быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, перепроверка получаемых от врачей сведений о болезни.

Ипохондрический. Он сосредоточен на субъективных бо­лезненных и других неприятных ощущениях. Характери­зуется стремлением постоянно рассказывать о них окружа­ющим. Преувеличение действительных и выискивание не­существующих болезней и страданий. Также преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, при требовании тщательного обследова­ния, боязни вреда и болезненности процедур.

Склонен к эгоцентризму. Не способен сдержаться при беседе с любым человеком и обращает внимание собесед­ника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает облегчение, если его собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации своего самочувствия при его описании. Мотивом изложения собственных жалоб явля­ется страх упустить что-то важное, существенное для понимания врачом его состояния и правильной диагнос­тики. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недо­верие к его жалобам со стороны окружающих, а также их упреки в симуляции и преувеличении тяжести рас­стройства с целью извлечь из этого выгоду.

Меланхолический. Характеризуется удрученностью болезнью, неверием в выздоровление, в возможное улуч­шение, в эффект лечения. Депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все окружающее. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

Меланхолический, или депрессивный тип реагирова­ния на болезнь обусловлен имеющейся у пациента нега­тивной информацией о возможности излечения от неду­га. Он встречается и у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обуче­ния и практики. Нацеленность на худший исход приво­дит к пессимистической оценке будущего, неверию в воз­можность излечения и суицидальным намерениям.

Апатический. Характерен полным безразличием к своей судьбе, к исходу болезни и результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настой­чивом побуждении со стороны. Часто происходит утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксаци­ей на собственном состоянии. Пропадает интерес и ак­тивность в отношении всех сторон жизни за исключени­ем здоровья. Собственно апатический — с утратой инте­реса ко всему встречается крайне редко.

Неврастенический. Это поведение по типу «раздра­жительной слабости». Раздражение, особенно при болях, при неприятных ощущениях, неудачах лечения и небла­гоприятных данных обследования. Раздражение часто направленно изливается на первого попавшегося и завер­шается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем — раскаяние за беспокой­ство и несдержанность.

Неврастенический — астенический тип реагирования является наиболее распространенным и неспецифическим ответом организма и личности на различные заболева­ния. Его основой является раздражительность, которая охватывает — яркий свет, громкие звуки, резкие запахи, а также отношение окружающих. Пациент становится капризным, требовательным. Он ищет ласки, участия, успокоения. Склонен к вспышкам гнева, если его ожида­ния в отношении поведения окружающих не оправдыва­ются.

Обсессивно-фобический. Характерна тревожная мни­тельность, прежде всего, касается опасений нереальных. Маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных, но малообоснованных неудач в жиз­ни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Вооб­ражаемые опасности волнуют более, чем реальные. За­щитой от тревог часто становятся приметы и ритуалы.

При обсессивно-фобическом реагировании на болезнь доминируют навязчивые мысли, опасения и, особенно, ритуалы. Пациент становится суеверным. Он придает осо­бое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы. Например, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра; от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке рань­ше. Невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью пациента и направлены на защиту от них,

Сензитивный. Высокая озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произве­сти на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноцен­ным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни, неблагоприятные сведения о причинах и природе его бо­лезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни или неблагожелательного отношения с их стороны в свя­зи с этим.

Основой сензитивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления. Кроме того, это ориен­тация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становятся не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о его болезни со стороны так называемой референтной группы. Пациенты склонны к извиняюще­муся стилю поведения. Часто в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре, даже в случаях угрожающего для жизни состояния. От­мечается робость, застенчивость, повышенная скромность.

Эгоцентрический. Можно сказать — «уход в болезнь». Это выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы о себе. Разговоры окружающих быстро переводятся на себя, свои страдания. В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только неких конкурентов, относятся к ним неприязненно. Постоянно желание показать свое осо­бое положение, исключительность в болезни.

Этот тип реагирования иногда обозначают истери­ческим, поскольку основным мотивом поведения челове­ка становится привлечение к собственной персоне внима­ния окружающих. «Бегство в болезнь» или «уход в бо­лезнь» используется для упреков и шантажа окружаю­щих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией, а также раз­нообразной и выраженной мимикой. Эмоции носят часто гротескный характер.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, часто наигранное. Пренебрежение, легкомысленное от­ношение к болезни и лечению. Присутствует надежда на то, что «само все пройдет». Наличествует желание полу­чать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нару­шений режима, при том, что эти нарушения могут небла­гоприятно сказываться на течении болезни.

Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Пациент становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирова­ние может носить защитный характер, отражать харак­терологические особенности.

Анозогнозический. Характерно активное отбрасыва­ние мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в про­явлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам, другим несерьезным заболеваниям. От­каз от обследования и лечения.

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни. Анозогнозия встречается часто. Пациенты могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. Они могут отражать заблуждение человека по по­воду значимости признаков болезни. Непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, по­скольку способствует уклонению от лечения.

Эргопатический.«Уход от болезни в работу». При тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают всё время. Пациенты стараются лечиться и подвергаться об­следованиям так, чтобы это оставляло возможность про­должения работы.

Некоторые пациенты расценивают любой недуг как вызов своему «Я». Стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли. Позиция заключена в том, что нет такого заболе­вания, которого нельзя было бы преодолеть своими сила­ми. Такие пациенты часто являются принципиальными противниками лекарств.

Паранойяльный. У пациента присутствует уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лече­нию, побочные действия лекарств халатности и даже злому умыслу врачей и персонала. Часты обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Паранойяльный (бредоподобный) тип реагирования часто отражает мировоззренческую позицию заболевше­го. Пациент усматривает тайный смысл болезни и при­чин ее возникновения. Этот тип возникает преимуществен­но на базе личностных особенностей.

Среди множества причин, определяющих тип реаги­рования на болезнь, Л.Л. Рохлин считает основными три: а) особенности личности и нервной системы боль­ного; б) специфику заболевания; в) социальные факто­ры, действующие в момент заболевания (повышенная зависимость от отношения окружающих, вынужденная изоляция от деятельности, переживание ответствен­ности за судьбу других членов семьи и т.д.).

По В.В. Ковалеву влияние соматической болезни на личность складывается из двух факторов — реакции лич­ности на болезнь и соматогенных изменений личности.

На реакцию личности оказывает влияние: 1) харак­тер диагноза, 2) изменение физической полноценности и внешности, 3) изменение положения в семье и обществе, 4) жизненные ограничения и лишения, связанные с бо­лезнью, 5) необходимость лечения (амбулаторного, ста­ционарного), операции и т.д.

Наши рекомендации