Медицинская помощь на догоспитальном этапе
1. Борьба с нарушениями дыхания: санация ротоглотки, введение воздуховода, интубация трахеи и перевод на ИВЛ, перевод в устойчивое боковое положение при бессознательном состоянии.
2. Борьба с отеком головного мозга: введение мочегонных (лазикс).
3. Борьба с гипоксией головного мозга: холод к голове, введение препаратов, уменьшающих потребность в кислороде (антигипоксанты) — оксибутират натрия, седуксен, рибоксин, кислородотерапия.
4. Борьба с судорогами: седуксен, реланиум.
Уменьшение проницаемости сосудистой стенки (гематоэнцефалического барьера) — димедрол, супрастин, хлористый кальций, преднизолон.
6. Улучшение микроциркуляции головного мозга: введение
реополиглюкина.
7. Немедленная госпитализация в нейрохирургический ста
ционар лежа на носилках.
При открытой ЧМТ: при наличии раны — асептическая повязка, лучше — давящая. При оскольчатых переломах и стоянии отломков в ране асептическая повязка накладывается с применением ватно-марлевого валика вокруг от ломков для исключения их вправления при бинтовании. При истечении ликвора из носа или ушей — рыхлое тампонирование стерильной турундой носовых ходов и слуховых проходов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Контроль исходного уровня знаний
Вопросы для фронтального опроса
1. Что такое травматический шок?
2. Назовите фазы травматического шока и их клиническое течение.
3. Что такое микроциркуляция и чем обусловлено ее нарушение при шоке?
4. Что такое ацидоз и чем он обусловлен при шоке?
5. Назовите кровезаменители гемодинамического действия и препараты для коррекции ацидоза.
6. Назовите периоды течения СДР.
7. Какие основные патологические изменения в организме ведут к развитию СДР?
8. Какие показатели говорят о выходе из состояния шока?
9. Что необходимо сделать при оказании помощи пострадавшему с СДР для уменьшения всасывания продуктов распада тканей из конечности?
10. На коррекцию каких изменений в организме направлена терапия при шоке?
Тестовое задание
Выбрать один правильный ответ.
1. Индекс Алговера—Грубера — это отношение
а) систолического давления к диастолическому;
б) пульса к систолическому давлению;
в) пульса к диастолическому давлению;
г) систолического давления к пульсовому.
2. Для стабилизации гемодинамики при шоке применяют:
а) липофундин;
б) перфторан;
в) полидез;
г) гемодез.
3. Первая помощь при СДР включает:
а) введение промедола, подачу кислорода, тугое бинтование конечности, охлаждение конечности, транспортную иммобилизацию;
б) введение атропина, щелочное питье, иммобилизацию конечности, срочную эвакуацию;
в) новокаиновую блокаду, иммобилизацию конечности, обезболивание, подачу кислорода;
г) подачу кислорода, срочную эвакуацию.
Выбрать несколько правильных ответов.
4. При СДР пострадавшего до извлечения следует:
а) обезболить;
б) дать кислород;
в) устранить явления нарушения дыхания;
г) ввести атропин.
5. Для эректильной фазы шока характерно:
а) неадекватность поведения;
б) потеря сознания;
в) возбуждение;
г) заторможенность.
Определить соответствие.
а) речевое возбуждение; б) заторможенность; в) повышение АД; г) снижение АД; д) коматозное состояние. |
6. Фаза шока и симптомы
1) эректильная;
торпидная.
7. Периоды СДР и характерные проявления
1) ранний; 2) промежуточный. |
а) острая почечная недоста
точность;
б) травматический шок;
в) геморрагический шок;
г) вторичная инфекция.
Установить последовательность действий.
8. Извлечение из-под завала
а) освободить голову и верхнюю половину туловища;
б) наложить жгут;
в) обезболить;
г) заменить жгут на тугое бинтование;
д) иммобилизировать конечность;
е) устранить нарушения дыхания.
Закончить предложение.
9. Причинами развития острой почечной недостаточности при СДР являются шок, токсемия и ...?
10. При сдавлении одной или двух конечностей в течение более 4-7 часов развивается форма СДР?
Текущий контроль
Ситуационная задача 1
Пострадавший был извлечен из-под завала спасателями до прибытия бригады доврачебной помощи. Медсестра доврачебной бригады выяснила, что вся левая нижняя конечность пострадавшего была сдавлена в течение 6 часов.
1. Определить тяжесть СДР. Обосновать свое решение.
Перечислить нарушенные потребности пострадавшего, исходя из степени тяжести СДР.
2. Определить проблемы пострадавшего и выделить приоритетную проблему. Поставить цель сестринского вмешательства.
3. Составить план сестринского вмешательства с мотивацией.
4. Оценить результат.
Ситуационная задача 2
У пострадавшего множественная травма — перелом левого бедра и обеих голеней.
1. Определить объем кровопотери по локализации переломов.
2. Назвать шоковый индекс, соответствующий определенному вами объему кровопотери.
3. Определить степень тяжести травматического шока, соответствующую определенному вами шоковому индексу.
4. Ваши действия по оказанию доврачебной помощи по схеме: порядок действий, необходимая манипуляция, цель.
Индивидуальные задания при работе с пациентами в лечебном отделении
1. Проанализировать объем оказания помощи на догоспитальном этапе пострадавшему в шоке по истории болезни и талону направления «скорой помощи» на госпитализацию. Роль медсестры или фельдшера.
2. По истории болезни описать симптомы шока и обосновать степень его тяжести. Выписать мероприятия противошоковой терапии при поступлении в стационар и указать целиэтих мероприятий.
3. Какие кровозаменители используются в отделении для лечения шока? Механизм их действия. Роль медсестры в проведении противошоковой терапии.
4. По истории болезни описать сестринский процесс по уходу за пострадавшим в шоке.
5. По истории болезни выписать методы лабораторной диагностики шока и рассказать о целях их проведения.
6. Рассказать, какими способами в отделении измеряется ЦВД и осуществляется мониторное наблюдение за пострадавшими в шоке. Принцип работы кардиомонитора.
Какие мероприятия для профилактики пролежней, пневмоний и присоединения вторичной инфекции проводятся в отделении при уходе за пострадавшими в шоке?
Выбрать один правильный ответ.
1. Первично нормоволемическим бывает шок:
а) травматический;
б) анафилактический;
в) геморрагический;
г) ожоговый.
2. Шоковый индекс во второй стадии торпидной фазы равен:
Итоговый контроль |
а) 0,5;
б) 0,8-1,0;
в) 1,1-1,5;
г) более 1,5.
3. При сдавлении всей конечности более 3 – 4 часов развивается СДР:
а) легкой формы;
б) среднетяжелой формы;
в) тяжелой формы;
г) крайне тяжелой формы.
4. Нормальный показатель ЦВД:
а) 1—5 см водного столба;
б) 5-8 см водного столба;
в) 6—12 см водного столба;
г) 12-14 см водного столба.
Выбрать несколько правильных ответов.
5. В течении шока различают:
а) эректильную фазу;
б) атональную фазу;
в) преагональную фазу;
г) торпидную фазу.
6. Критерием выхода из состояния шока являются:
а) нормализация индекса Алговера—Грубера;
б) нормализация ЦВД;
в) восстановление почасового диуреза;
г) нормализация деятельности кишечника.
7. В развитии СДР играют роль:
а) токсический компонент;
б) болевой фактор;
в) острая дыхательная недостаточность;
г) миоглобинурия.
8. При СДР жгуг оставляют после извлечения пострадавшего:
а) при полном размозжении конечности;
б) при артериальном кровотечении;
в) при размозжении сегмента конечности;
г) всегда.
Установить соответствие.
9. Период и длительность СДР
1) ранний; а) 1 день;
2) промежуточный. б) до 3 дней;
в) до 3 месяцев;
г) до 1,5 месяцев.
Закончить предложение.
10. Индекс Алговера—Грубера — это соотношение показателя к показателю
ОТВЕТЫ Контроль исходного уровня знаний
1. б). 2. б). 3. а) . |
6. 1 - а), в; 2 - б), г).
7. 1 - б); 2 - а), г).
8. а)-е)-в)-б)-г)-д).
4. а), б), в). 9. миоглобинурия.
5. а), в). 10. тяжелая
Текущий контроль знаний
Ситуационная задача 1
1. СДР, тяжелая форма. Обоснование: время нахождения под завалом. Нарушенные потребности: быть здоровым, поддерживать состояние, двигаться, выделять.
Настоящие проблемы:
— физические — боль, нарушение функции конечности, нарушение функции почек и жизненно важных органов;
— психоэмоциональные — стресс;
— социальные — риск остаться инвалидом.
Потенциальные проблемы: развитие необратимых изменений, угроза присоединения инфекции, угроза потери конечности, угроза необратимых нарушений функции конечности.
Приоритетная проблема — нарушение функции жизненно важных органов.
Цель — предотвращение действия токсинов на организм, поддержание функций жизненно важных органов и экстренная безопасная эвакуация.
Манипуляция | Цель |
Успокоить, объяснить свои действия Ввести внутримышечно 1 мл 2%-ного раствора промедола, 2 мл седуксена Наложить асептическую повязку на раны и туго забинтовать конечность (жгут при массивном размозжении конечности или кровотечени) Наложить транспортную шину Охладить конечность Дать содово-солевое питье или ввести внутривенно поли-глюкин Дать увлажненный кислород Срочно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации | Снять стресс и страх Снять пусковой механизм шока, снять возбуждение и стресс Предотвратить вторичную инфекцию и уменьшить всасывание продуктов распада тканей Уменьшить боль и всасывание продуктов распада тканей То же, что в п. 4 Снять шок и восполнить плаз-мопотерю Улучшить альвеолярную вентиляцию легких Оказать первую врачебную помощь |
Ситуационная задача 2
1. 1000 мл бедро + 500 мл левая голень + 500 мл правая голень. Всего 2000 мл, или 40% ОЦК.
2. Шоковый индекс равен 1,5.
3. Соответственно шоковому индексу — тяжелый шок, торпидная фаза, третья степень.
Манипуляция | Цель |
Ввести внутримышечно 1 мл 2%-ного раствора нромедола Ввести внутримышечно 2 мл седуксена Наложить транспортную шину Крамера на места переломов Дать увлажненный кислород Согреть (укутать) Уложить на носилки с приподнятым ножным концом Срочно эвакуировать на первый этап медицинской эвакуации | Снять пусковой механизм шока — боль Снять возбуждение, стресс Создать иммобилизацию для уменьшения болевых импульсов Улучшить альвеолярную вентиляцию легких Снять периферический спазм сосудов Улучшить кровоснабжение жизненно важных органов Оказать первую врачебную помощь |
Итоговый контроль
1. б).
2. в).
3. в).
4. в).
5. а), г)
6. а), б), в).
7. а), б), г).
8. а), б), в).
9. 1 - б); 2 - г).
10. Пульс систолическое давление.
Темы для подготовки домашнего задания к занятию 5
1. Раны, признаки, классификация.
2. Правила бинтования.
3. Переломы и вывихи. Признаки.
4. Правила наложения транспортных шин.
Тема 5