Медицинская помощь на догоспитальном этапе

1. Борьба с нарушениями дыхания: санация ротоглотки, введение воздуховода, интубация трахеи и перевод на ИВЛ, перевод в устойчивое боковое положение при бессознатель­ном состоянии.

2. Борьба с отеком головного мозга: введение мочегонных (лазикс).

3. Борьба с гипоксией головного мозга: холод к голове, введение препаратов, уменьшающих потребность в кислороде (антигипоксанты) — оксибутират натрия, седуксен, рибоксин, кислородотерапия.

4. Борьба с судорогами: седуксен, реланиум.

Уменьшение проницаемости сосудистой стенки (гематоэнцефалического барьера) — димедрол, супрастин, хлористый кальций, преднизолон.

6. Улучшение микроциркуляции головного мозга: введение
реополиглюкина.

7. Немедленная госпитализация в нейрохирургический ста­
ционар лежа на носилках.

При открытой ЧМТ: при наличии раны — асептическая повязка, лучше — давящая. При оскольчатых переломах и стоянии отломков в ране асептическая повязка накладывается с применением ватно-марлевого валика вокруг от ломков для исключения их вправления при бинтовании. При истечении ликвора из носа или ушей — рыхлое тампонирование стериль­ной турундой носовых ходов и слуховых проходов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Контроль исходного уровня знаний

Вопросы для фронтального опроса

1. Что такое травматический шок?

2. Назовите фазы травматического шока и их клиническое течение.

3. Что такое микроциркуляция и чем обусловлено ее нару­шение при шоке?

4. Что такое ацидоз и чем он обусловлен при шоке?

5. Назовите кровезаменители гемодинамического действия и препараты для коррекции ацидоза.

6. Назовите периоды течения СДР.

7. Какие основные патологические изменения в организме ведут к развитию СДР?

8. Какие показатели говорят о выходе из состояния шока?

9. Что необходимо сделать при оказании помощи постра­давшему с СДР для уменьшения всасывания продуктов распа­да тканей из конечности?

10. На коррекцию каких изменений в организме направле­на терапия при шоке?

Тестовое задание

 

Выбрать один правильный ответ.

1. Индекс Алговера—Грубера — это отношение

а) систолического давления к диастолическому;

б) пульса к систолическому давлению;

в) пульса к диастолическому давлению;

г) систолического давления к пульсовому.

2. Для стабилизации гемодинамики при шоке применяют:

а) липофундин;

б) перфторан;

в) полидез;

г) гемодез.

3. Первая помощь при СДР включает:

а) введение промедола, подачу кислорода, тугое бин­тование конечности, охлаждение конечности, транс­портную иммобилизацию;

б) введение атропина, щелочное питье, иммобилиза­цию конечности, срочную эвакуацию;

в) новокаиновую блокаду, иммобилизацию конечно­сти, обезболивание, подачу кислорода;

г) подачу кислорода, срочную эвакуацию.
Выбрать несколько правильных ответов.

4. При СДР пострадавшего до извлечения следует:

а) обезболить;

б) дать кислород;

в) устранить явления нарушения дыхания;

г) ввести атропин.

5. Для эректильной фазы шока характерно:

а) неадекватность поведения;

 

б) потеря сознания;

в) возбуждение;

г) заторможенность.
Определить соответствие.

а) речевое возбуждение; б) заторможенность; в) повышение АД; г) снижение АД; д) коматозное состояние.

6. Фаза шока и симптомы

1) эректильная;

торпидная.

7. Периоды СДР и характерные проявления

1) ранний; 2) промежуточный.

а) острая почечная недоста­
точность;

б) травматический шок;

в) геморрагический шок;

г) вторичная инфекция.

Установить последовательность действий.

8. Извлечение из-под завала

а) освободить голову и верхнюю половину туловища;

 

б) наложить жгут;

в) обезболить;

г) заменить жгут на тугое бинтование;

д) иммобилизировать конечность;

 

е) устранить нарушения дыхания.
Закончить предложение.

9. Причинами развития острой почечной недостаточности при СДР являются шок, токсемия и ...?

10. При сдавлении одной или двух конечностей в течение более 4-7 часов развивается форма СДР?

Текущий контроль

Ситуационная задача 1

Пострадавший был извлечен из-под завала спасателями до прибытия бригады доврачебной помощи. Медсестра довра­чебной бригады выяснила, что вся левая нижняя конечность пострадавшего была сдавлена в течение 6 часов.

1. Определить тяжесть СДР. Обосновать свое решение.
Перечислить нарушенные потребности пострадавшего, исходя из степени тяжести СДР.

2. Определить проблемы пострадавшего и выделить прио­ритетную проблему. Поставить цель сестринского вмешатель­ства.

3. Составить план сестринского вмешательства с мотива­цией.

4. Оценить результат.

Ситуационная задача 2

У пострадавшего множественная травма — перелом левого бедра и обеих голеней.

1. Определить объем кровопотери по локализации перело­мов.

2. Назвать шоковый индекс, соответствующий определен­ному вами объему кровопотери.

3. Определить степень тяжести травматического шока, со­ответствующую определенному вами шоковому индексу.

4. Ваши действия по оказанию доврачебной помощи по схеме: порядок действий, необходимая манипуляция, цель.

Индивидуальные задания при работе с пациентами в лечебном отделении

1. Проанализировать объем оказания помощи на догоспи­тальном этапе пострадавшему в шоке по истории болезни и талону направления «скорой помощи» на госпитализацию. Роль медсестры или фельдшера.

2. По истории болезни описать симптомы шока и обосно­вать степень его тяжести. Выписать мероприятия противошо­ковой терапии при поступлении в стационар и указать целиэтих мероприятий.

3. Какие кровозаменители используются в отделении для лечения шока? Механизм их действия. Роль медсестры в про­ведении противошоковой терапии.

4. По истории болезни описать сестринский процесс по уходу за пострадавшим в шоке.

5. По истории болезни выписать методы лабораторной диагностики шока и рассказать о целях их проведения.

6. Рассказать, какими способами в отделении измеряется ЦВД и осуществляется мониторное наблюдение за пострадав­шими в шоке. Принцип работы кардиомонитора.

Какие мероприятия для профилактики пролежней, пневмоний и присоединения вторичной инфекции проводят­ся в отделении при уходе за пострадавшими в шоке?

Выбрать один правильный ответ.

1. Первично нормоволемическим бывает шок:

а) травматический;

б) анафилактический;

в) геморрагический;

г) ожоговый.

2. Шоковый индекс во второй стадии торпидной фазы равен:

Итоговый контроль
 

а) 0,5;

б) 0,8-1,0;

в) 1,1-1,5;

г) более 1,5.

3. При сдавлении всей конечности более 3 – 4 часов развивается СДР:

а) легкой формы;

б) среднетяжелой формы;

в) тяжелой формы;

г) крайне тяжелой формы.

4. Нормальный показатель ЦВД:

а) 1—5 см водного столба;

 

б) 5-8 см водного столба;

 
 

в) 6—12 см водного столба;

г) 12-14 см водного столба.

 

Выбрать несколько правильных ответов.

5. В течении шока различают:

а) эректильную фазу;

б) атональную фазу;

 

в) преагональную фазу;

г) торпидную фазу.

6. Критерием выхода из состояния шока являются:

а) нормализация индекса Алговера—Грубера;

б) нормализация ЦВД;

в) восстановление почасового диуреза;

г) нормализация деятельности кишечника.

7. В развитии СДР играют роль:

 

а) токсический компонент;

б) болевой фактор;

в) острая дыхательная недостаточность;

г) миоглобинурия.

8. При СДР жгуг оставляют после извлечения пострадав­шего:

а) при полном размозжении конечности;

б) при артериальном кровотечении;

в) при размозжении сегмента конечности;

г) всегда.
Установить соответствие.

9. Период и длительность СДР

1) ранний; а) 1 день;

2) промежуточный. б) до 3 дней;

в) до 3 месяцев;

г) до 1,5 месяцев.
Закончить предложение.

10. Индекс Алговера—Грубера — это соотношение показа­теля к показателю

ОТВЕТЫ Контроль исходного уровня знаний

1. б). 2. б). 3. а) .

6. 1 - а), в; 2 - б), г).

7. 1 - б); 2 - а), г).

8. а)-е)-в)-б)-г)-д).

4. а), б), в). 9. миоглобинурия.

5. а), в). 10. тяжелая

 

Текущий контроль знаний

Ситуационная задача 1

1. СДР, тяжелая форма. Обоснование: время нахождения под завалом. Нарушенные потребности: быть здоровым, под­держивать состояние, двигаться, выделять.

Настоящие проблемы:

— физические — боль, нарушение функции конечности, нарушение функции почек и жизненно важных органов;

— психоэмоциональные — стресс;

— социальные — риск остаться инвалидом.

Потенциальные проблемы: развитие необратимых измене­ний, угроза присоединения инфекции, угроза потери конеч­ности, угроза необратимых нарушений функции конечности.

Приоритетная проблема — нарушение функции жизненно важных органов.

Цель — предотвращение действия токсинов на организм, поддержание функций жизненно важных органов и экстрен­ная безопасная эвакуация.


Манипуляция   Цель  
Успокоить, объяснить свои действия Ввести внутримышечно 1 мл 2%-ного раствора промедола, 2 мл седуксена Наложить асептическую по­вязку на раны и туго забинто­вать конечность (жгут при массивном размозжении ко­нечности или кровотечени) Наложить транспортную шину Охладить конечность Дать содово-солевое питье или ввести внутривенно поли-глюкин Дать увлажненный кислород Срочно эвакуировать на пер­вый этап медицинской эваку­ации   Снять стресс и страх Снять пусковой механизм шока, снять возбуждение и стресс Предотвратить вторичную ин­фекцию и уменьшить всасы­вание продуктов распада тка­ней Уменьшить боль и всасывание продуктов распада тканей То же, что в п. 4 Снять шок и восполнить плаз-мопотерю Улучшить альвеолярную вен­тиляцию легких Оказать первую врачебную помощь

Ситуационная задача 2

1. 1000 мл бедро + 500 мл левая голень + 500 мл правая го­лень. Всего 2000 мл, или 40% ОЦК.

2. Шоковый индекс равен 1,5.

3. Соответственно шоковому индексу — тяжелый шок, торпидная фаза, третья степень.

Манипуляция Цель
Ввести внутримышечно 1 мл 2%-ного раствора нромедола Ввести внутримышечно 2 мл седуксена Наложить транспортную шину Крамера на места переломов Дать увлажненный кислород Согреть (укутать) Уложить на носилки с припод­нятым ножным концом Срочно эвакуировать на пер­вый этап медицинской эвакуа­ции Снять пусковой механизм шока — боль Снять возбуждение, стресс Создать иммобилизацию для уменьшения болевых импуль­сов Улучшить альвеолярную венти­ляцию легких Снять периферический спазм сосудов Улучшить кровоснабжение жизненно важных органов   Оказать первую врачебную по­мощь

Итоговый контроль

1. б).

2. в).

3. в).

4. в).

5. а), г)

6. а), б), в).

7. а), б), г).

8. а), б), в).

9. 1 - б); 2 - г).

10. Пульс систолическое дав­ление.

Темы для подготовки домашнего задания к занятию 5

1. Раны, признаки, классификация.

2. Правила бинтования.

3. Переломы и вывихи. Признаки.

4. Правила наложения транспортных шин.

Тема 5

Наши рекомендации