Оснащение бригады доврачебной помощи
Медицинские приборы, аппараты и инструменты
воздуховоды;
одноразовые системы для переливания плазмозаменителей;
аппарат для измерения артериального давления (АД);
стстофопендоскоп;
катетеры внутривенные разовые;
набор трахеостомический;
языкодержатель;
шприцы разовые;
зажимы кровоостанавливающие;
ножницы;
пинцеты;
троакары;
носилки;
шины транспортные;
жгуты кровоостанавливающие;
зонды для промывания желудка;
игла для пункции сердца.
Медикаменты
сердечно-сосудистые, спазмалитики, гипотензивные:
адреналин в ампулах;
валидол в капсулах;
кордиамин в ампулах;
коргликон в ампулах;
лазикс в ампулах;
но-шпа в ампулах;
новокаинамид в ампулах;
нитроглицерин в таблетках;
сульфокамфокаин в ампулах;
эуфиллин в ампулах;
магния сульфат в ампулах; анальгетики и местные анестетики:
анальгин в ампулах;
баралгин в ампулах;
промедол в ампулах;
морфин в ампулах;
новокаин в ампулах;
лидокаин в ампулах;
антисептики:
йод;
спирт этиловый;
перекись водорода;
хлоргексидин биглюконат;
антигистаминные:
димедрол в ампулах
сулрастин в ампулах;
хлористый кальций в ампулах; психотронные:
аминазин в ампулах;
кофеин-беизоат натрия в ампулах;
седуксен в ампулах;
нлазмозаменители:
раствор глюкозы 5%-ный;
полиглюкин;
реополиглюкин; антидоты; антибиотики; нашатырный спирт; сода питьевая;
Анатоксин столбнячный и ПСС; перевязочные средства; халаты, колпаки медицинские; перчатки хирургические.
Оснащение бригады доврачебной помощи позволяет оказать медицинскую помощь одновременно 50—70 пострадавшим.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Контроль исходного уровня знаний
Вопросы для фронтального опроса
1. Перечислите мероприятия доврачебной помощи на мес
те происшествия в очаге ЧС.
2. Сколько этапов медицинской эвакуации существуют при Ч С мирного времени? В каких случаях можно их использовать?
3. Перечислите средства индивидуальной медицинской защиты.
4. Дайте определение понятия ЧС.
5. Назовите виды ЧС, пользуясь классификацией ЧС.
6. Какие бывают последствия ЧС.
7. Перечислите поражающие факторы ЧС.
8. Что такое «медицинские последствия» ЧС и какие они могут быть?
9. Что такое монотравма?
10. Что такое политравма?
11. Что такое сочетанная травма?
12. Что такое комбинированная травма?
13. Какие функции выполняет «скорая помощь» и больницы скорой помощи при возникновении ЧС?
14. Какие службы медицины катастроф вы знаете?
15. Какие формирования службы медицины катастроф вы знаете?
16. Какие существуют принципы деятельности службы медицины катастроф?
17. Перечислите основные задачи ГО.
18. Перечислите формирования медицинской службы гражданской обороны.
Тест № 1
Выбрать правильный ответ.
1. Цистамин принимают для профилактики лучевого поражения:
а) за 1 час до облучения;
б) сразу после облучения;
в) за 30 минут до облучения;
г) за 2 часа до облучения.
2. В успехе спасения пострадавших играет роль прежде всего:
а) оснащенность медицинской службы;
б) характер ЧС;
в) оповещение населения;
г) фактор времени.
3. выбрать несколько правильных ответов. ( в очаге ЧС чаще встречается:
а) монотравма;
0) комбинированные поражения;
и) сочетанная травма;
г) политравма.
4. Для оценки состояния пострадавших на месте происше-• ниш используют:
а) внешний осмотр;
б) пальпацию;
в) лабораторные экспресс-методы;
г) расспрос.
5. К индивидуальным средствам медицинской защиты от-
носятся:
а) индивидуальная медицинская аптечка;
б) противогаз;
в) индивидуальный противохимический пакет;
г) индивидуальный перевязочный пакет.
Закончить предложение.
6. Воздействие сил ЧС на людей, животных, технику, здания и окружающую среду называется...
7. Результат воздействия сил ЧС на человека называется...
8. Повреждение нескольких сегментов опорно-двигательного аппарата — травма...
9. Повреждение опорно-двигательного аппарата и внутреннего органа под воздействием одного поражающего фактора — травма...
10. Повреждения от разных поражающих факторов — травма...
Определить соответствие.
11. Место на территории ЧС:
1) очаг ЧС; а) территория с находящимися на ней лю дьми,
2) район ЧС. техникой и другими объектами,
подвергшаяся воздействию факторов ЧС;
б) наиболее опасный участок ЧС;
в) совокупность очагов ЧС, имеющих
одно происхождение;
г) совокупность участков ЧС;
д) совокупность очагов ЧС, имеющих разное происхождение
12. Чрезвычайная ситуация и ее причина:
1) наводнение; 2) землетрясение. |
а) внезапное формирование дополнительного потока воды в горных реках с присутствием в них камней;
б)подводные землетрясения;
в)подземные толчки с колебаниями поверхности земли;
г) нагонные ветры.
Тест № 2
Дайте правильный ответ.
1. Перечислите карантинные мероприятия в инфекционном очаге:
а) ?
б) ?
в) ?
г) ?
Д) ? е) ?
2. При медицинской сортировке выделяют (сколько ?) сортировочных групп.
3. Задачей бригады доврачебной помощи в очаге инфекции разрешается:
а) проведение экстренной неспецифической профилактики;
б) проведение экспресс-диагностики.
4. Перечислить сортировочные группы инфекционных больных:
а) ?
б) ?
в) ?
г) ?
д) ?
5. И эпидемическом очаге отмечается:
а) сокращение сроков инкубационного периода;
б) удлиннение сроков инкубационного периода.
6. Вэпидемическом очаге чаще распространяется:
а) одна клиническая форма инфекции;
б) несколько клинических форм инфекции.
7. Региональный тип распространения имеет:
а) холера;
б) брюшной тиф; Н
8. Карантин накладывается при:
а) появлении групповой заболеваемости ООИ
б) появлении единичного случая заболевания ООИ.
9. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в очаге катастрофы может быть предельно переносимая, несовместимая с жизнью и ...?
10. Первый период восстановительных работ после катастрофы называется ...?
11. Для экстренной неспецифической профилактики используются:
а) вакцины;
б) сыворотки;
в) доксициклин.
12. Существует региональный и ...? типы распространения инфекции.
Стр54 - 55
Ситуационная задача 1
В жилом квартале после террористического акта в 4 часа утра разрушен двенадцатиэтажный жилой дом. Спасатели прибыли на место ЧС в 4 часа 25 минут. Предположительно в здании находилось 350 человек. В результате взрыва произошло возгорание склада (с запасами хлора), расположенного рядом.
Разбор завала продолжается более 8 часов. Нижние этажи здания подвергнуты сильным разрушениям, создающим препятствия для извлечения пострадавших. Из-за повреждения электрических и газовых коммуникаций произошли пожары и имеется сильное задымление.
1. Определить проблемы спасателей и способы их решения
по схеме «проблема—решение».
2. Определить проблемы пострадавших и способы их реше
ния по схеме «проблема—решение».
Ситуационная задача 2.
При проведении спасательных работ обнаружен пострадавший с переломом правого бедра и травматическим шоком.
1. Назвать нарушенные потребности пострадавшего.
2. Определить проблемы пострадавшего. Выделить приори
тетную проблему и поставить цели сестринского процесса.
3. Перечислить мероприятия неотложной помощи в прави
льной последовательности и указать цель каждого действия.
4. Оценить результат.
Ситуационная задача 3.
Дать описание по схеме идентификационных признаков неизвестного трупа, изображенного на фотографии.
Дополнительные сведения: рост 181 см, окружность головы 51 см, давность наступления смерти около 6 часов назад, температура воздуха 9° С, следы от странгуляционной борозды на шее, татуировка на правом плече с изображением кинжала, отсутствуют два верхних первых зуба, на четвертом нижнем слева — коронка желтого металла.
Итоговый контроль
Выбрать один правильный ответ.
1. Для снятия тошноты и рвоты из индивидуальной аптечки дают:
а) цистамин;
б) йодистый калий;
в) этаперазин;
г) афин.
2. Доврачебная помощь оказывается:
а) на месте происшествия в очаге ЧС;
б) в отряде первой медицинской помощи;
в) на втором этапе медицинской эвакуации;
г) на всех этапах медицинской эвакуации.
Выбрать несколько правильных ответов.
3. В индивидуальной аптечке находятся:
а) обезболивающее средство;
б) противомикробное средство;
в) противорвотное средство;
г) сердечное средство.
4. В мирное время медицинская эвакуация из очага ЧС может быть:
а) двухэтапная;
б) трехэтапная;
в) од поэтапная;
г) в несколько этапов.
Установить последовательность действий.
5. Последовательность пользования шприц-тюбиком:
а) повернуть канюлю по часовой стрелке;
б) извлечь шприц-тюбик из аптечки;
в) ввести иглу в мягкие ткани, не сжимая корпуса;
г) снять колпачок с иглы;
д) выдавить содержимое шприца;
е) извлечь иглу, не разжимая пальцев.
Определить соответствие.
6. 1) требования к первой а) восстановление функций жизненно важных органов и
помощи систем.
2) задачи первой б) своевременность;
медицинской в) облегчение общего состоя-ния
помощи пострадавших;
г) сохранение жизни;
д) последовательность
Закончить предложения.
7. Медицинские формирования и учреждения, развернутые на путях эвакуации пострадавших и обеспечивающие их прием, сортировку и дальнейшую эвакуацию, называются...
8. Маршрут, по которому осуществляется выход и транспортировка пострадавших из очага ЧС, называется...
9. Алгоритм спасения пострадавших включает устранение действия травмирующего фактора, оценку состояния и определение повреждений пострадавшего и …
10. Любое оказание помощи на месте должно заканчиваться организацией...
ОТВЕТЫ Контроль исходного уровня знаний
1. в).
2. г).
3. б), в), г).
4. а), б), г).
5- а), в), г).
6. поражающие факторы.
7. медицинские последствия.
8. множественная.
9. сочетанная.
10. комбинированная.
11. 1) - а); 2) - в).
12. 1) - б), г); 2) - в).
Эталон ответов. Тест 2
1. а) запрещение въезда и выезда без проведения экстренной неспецифической профилактики;
б) ограничение въезда и проезда по территории в ограничение контакта между населением и населенными пунктами
г) охрана и оцепление территории;
д) введение комендантской службы; е) организация перегрузочных и передаточных пунктов для снабжения населения
2. пять.
3. - а).
4. а) больные с преимущественным поражением кожи и слизистых оболочек;
б) больные с преимущественным поражением верхних дыхательных путей и легких;
в) больные с преимущественным поражением ЦНС;
г) больные с преимущественным поражением ЖКТ;
д) больные с явлениями общей интоксикации без видимых локальных органических поражений
5. а)
6. б)
7. а)
8. б)
9. допустимый
10. начальный
11. в)
12. повсеместный
Текущий контроль
Задание 1.«Слепой» алгоритм заполняется после изучения на практическом занятии алгоритма спасения пострадавших (схема 2, с. 34).
Задание2. «Слепой» алгоритм заполняется после изучения на практическом занятии алгоритма действий спасателей (схема 4, с. 41).
Ситуационная задача 1
проблема | решение |
1. Доступ к пострадавшим в настоящий момент невозможен 2. Возможность розыска отсутствует 3. Имеются вторичные поражаю щие факторы — задымление, при сутствие хлора 4. Другие проблемы | 1. Устранить завалы вручную и с по мощью техники. Вызвать дополни тельные силы спасателей 2. Ускорить разбор завалов и приме нить для обнаружения пострадавших аппаратуру обнаружения и обучен ных собак 3. Работать в противогазах и защит ной одежде, ограничив время пре бывания в опасной зоне 4. Решения, определенные студентами |
проблема | решение |
1 Длительность воздействия поражающих факторов 2. Наличие вторичных поражающих факторов 3. Другие проблемы | 1. Ускорить разбор завалов и обнаружение пострадавших Произвести орошение воздуха водой из пожарных машин для осаждения дыма и паров хлора. Подготовить средства защиты дыхательных путей для пострадавших. Приготовить аце-зол для лечения отравлений «пожарными» газами и средства для оказания помощи при отравлении хлором 3. Решения, определенные студентами |
Ситуационная задача 2
1. Нарушены потребности двигаться, дышать, общаться, пить, быть здоровым.
2. Настоящие проблемы:
физические — боль, потеря функции конечности, жажда, одышка, слабость, сонливость, головокружение, изменение цвета кожи и слизистых;
— психоэмоциональные — безразличие к окружающему, затрудненный контакт, изменения сознания;
— социальные — потеря близких.
Приоритетная проблема — боль.
Сопутствующая проблема — стресс.
Потенциальные проблема — ухудшение функций жизненно важных органов.
Цель: уменьшить боль, стабилизировать состояние для обеспечения безопасной транспортировки.
№ | Мероприятия | Мотивация |
Успокоить, объяснить свои действия Ввести внутримышечно из шприца-тюбика 1 мл 2%-иого раствора промедола Иммобилизировать конечность Сделать ингаляцию кислорода из ингалятора КИ-ЗМ Дать содово-солевое питье, внутривенно ввести реопо-лиглюкин Ввести 90 мт преднизолона, внутримышечно Уложить на носилки в горизонтальном положении, укутать Эвакуировать в первую очередь | Снять стресс, успокоить. Обезболить Уменьшить боль, создать покой Улучшить альвеолярную вентиляцию Восполнить объем циркулирующей крови и провести коррекцию ацидоза Улучшить гемодинамику Обеспечить безопасную транспортировку Обеспечить первую врачебную помощь |
4. Опенка результата: результат достигнут частично — состояние стабилизировалось, боли прошли, цвет кожных покровов улучшился, одышка уменьшилась, но угроза развития потенциальных проблем остается.
Ситуационная задача 3
Решается в соответствии с изученной на занятии схемой описания идентификационных признаков неизвестного трупа.
Итоговый контроль
- в)
- а)
- а) б) в)
- а) в)
- б) а) г) в) д) е)
- 1 – б) д) 2 – а) в)
- этапом медицинской эвакуации
- путь медицинской эвакуации
- оказание помощи
- безопасной транспортировки
Темы для подготовки домашнего задания к занятию 2
1. Принципы медицинской сортировки и сортировочные группы пострадавших.
2. Медицинские формирования МЧС.
3. Отряд первой медицинской помощи, его подразделения и их задачи.
4. Способы безопасной транспортировки пострадавших с различными травмами.
Тема 2
МЕДИЦИНСКАЯ СОРТИРОВКА