Невротические расстройства в человеческих взаимоотношениях
Хотя основной упор в этой книге делается на интрапси-хические процессы, представляя их, мы не могли отделить их от межличностных. Мы не могли сделать это, потому что в действительности между ними существует постоянное взаимодействие. Даже вначале, вводя понятие поиска славы, мы видели в нем такие элементы, как потребность превосходить других или испытывать триумф над ними, которые прямо касаются межличностных отношений. Невротические претензии, хотя и вырастают из внутренних потребностей, главным образом направлены на других. Мы не могли обсуждать невротическую гордость без того воздействия, которое ее уязвимость оказывает на человеческие взаимоотношения. Мы видели, что любой ин-трапсихический фактор может быть экстернализован, и как радикально этот процесс модифицирует наши установки по отношению к другим. Наконец, мы обсудили наиболее специфические формы, которые принимают взаимоотношения людей в каждом из главных решений базальных конфликтов. В этой главе я хочу от специфического вернуться к общему и сделать краткий систематический обзор того, как в принципе система гордости влияет на наше отношение к другим.
Прежде всего система гордости отделяет невротика от Других, делая его эгоцентричным. Во избежание непонимания скажу, что под эгоцентричностью я не имею в виду эгоизм в смысле учета только собственной выгоды. Невротик может быть бессердечно эгоистичным или неэгоистичным — в этом нет ничего характерного для всех неврозов.
19*
Но он всегда эгоцентричен в том смысле, что погружен в себя. Это не обязательно лежит на поверхности: он может быть одиноким волком или жить для других и посредством других. Тем не менее в любом случае он живет своей личной религией (своим идеализированным образом), выполняет собственные законы (свои долженствования), за оградой из колючей проволоки своей гордости, с собственной охраной, защищающей его от опасностей изнутри и извне. В результате он не только все сильнее эмоционально изолируется, но ему все труднее становится видеть других людей как индивидов с их собственной, отличной от его правотой. Они подчинены его главной заботе — самому себе.
К этому моменту представление о других затуманивается, но еще не искажается. Однако в системе гордости действуют другие факторы, которые даже еще более радикально мешают ему видеть других такими, какие они есть, и вносят позитивные искажения в его видение людей. Мы не можем разделаться с этой проблемой, бойко сказав, что, конечно, наше представление о других туманно в той же степени, что и наше представление о себе. Хотя это в целом верно, тем не менее вводит в заблуждение, так как предполагает простую параллель между искаженным видением других и себя. Мы можем получить более точную и всестороннюю картину искажений, если исследуем вызывающие их факторы в системе гордости.
Актуальные искажения происходят отчасти из-за того, что невротик видит других в свете потребностей, порождаемых системой гордости. Эти потребности могут быть прямо направлены на других или косвенно влиять на установки по отношению к ним. Его потребность в восхищении превращает их в восхищающуюся публику. Его потребность в магической помощи наделяет их таинственными магическими способностями. Его потребность быть правым делает их виновными и подверженными ошибкам-Его потребность в триумфе делит их на последователей И
противников-интриганов. Его потребность безнаказанно задевать их делает их «невротиками». Его потребность преуменьшать себя превращает их в гигантов.
Наконец, он видит других в свете своих экстернализаций. Он не ощущает своей самоидеализации, вместо этого он идеализирует других. Он не испытывает своей тирании, но другие становятся тиранами. Самая релевантная эк-стернализация — это ненависть к себе. Если в этом преобладает активная тенденция", он склонен видеть других презренными и заслуживающими порицания. Если что-то идет не так, это их вина. Они должны быть совершенными. Им нельзя доверять. Их надо измененить и исправить. Так как они бедные заблуждающиеся смертные, он должен принять за них богоподобную ответственность. В случае, если преобладает пассивная экстернализация, в суде сидят другие, готовые обвинить и осудить его. Они подавляют его, жестоко относятся к нему, принуждают и запугивают его. Они его не любят, он им нежелателен. Он должен умиротворять их и соответствовать их ожиданиям.
Среди всех факторов, искажающих видение невротиком других, экстернализация, вероятно, занимает первое место по своей эффективности. И это тот фактор, который ему в себе сложнее всего признать. Ибо, согласно его ожиданиям, другие являются такими, какими он их видит в свете своих экстернализаций, а он просто реагирует на них таких, какие они есть. Он не чувствует, что реагирует на то, чем сам их наделяет.
Экстернализаций еще труднее распознать потому, что °ни часто смешаны с его реакциями на других на почве его потребностей или фрустрации этих потребностей. Было бы, например, несостоятельным обобщением говорить о том, что всегда в основании раздражения на других лежит экстернализация нашего гнева на себя. Только тщатель-ньщ анализ конкретной ситуации позволяет нам различить, испытывает человек и в какой степени ярость по отношению к себе или действительно злится на других, скажем, за фрустрацию своих претензий. Наконец, конечно,
его раздражение может вырастать из обоих источников. Анализируя себя или других, мы всегда должны уделять беспристрастное внимание обеим возможностям, то есть мы не должны предпочитать одно или другое объяснения. Только тогда мы постоянно видим те пути, которыми они влияют на наше отношение к другим, и в какой степени.
Но даже если мы осознаем, что вносим в наши отношения что-то им не принадлежащее, это не предотвращает экстернализации. Мы можем отказаться от них только в той мере, в какой мы «возвращаем их» себе и способны переживать конкретный процесс в себе.
Мы можем грубо выделить три пути, которыми экстернализации могут искажать видение других. Искажения могут быть результатом наделения других чертами, которых у них нет или есть в минимальной степени. Невротик может видеть в них абсолютно идеальных людей, наделяя их богоподобным совершенством и силой. Он может видеть их презренными и виновными. Он может превращать их в гигантов и карликов.
Экстернализация может также делать человека слепым к существующим достоинствам и недостаткам других людей. Человек может переносить на них свои собственные (неосознанные) табу на эксплуатацию и ложь и, таким образом, не видеть в них даже очевидных намерений эксплуатировать и обманывать. Или, подавив собственные положительные чувства, он может быть не в состоянии признать в других существующие дружелюбие и преданность. Он тогда будет склонен рассматривать их как лицемеров и держаться настороже, чтобы не быть вовлеченным в такие «маневры».
Наконец, его экстернализации могут делать его проницательным по отношению к определенным тенденциям, которые действительно есть у других людей. Так, один пациент, в своих представлениях обладающий всеми христианскими добродетелями и слепой к выраженным хищническим тенденциям в себе, быстро замечал лицемерные установки в других, особенно претензии на доброту и лю-
бовь. Другой пациент, с непризнаваемыми им склонностями к неверности и предательству, был бдителен к таким тенденциям у других. Эти случаи кажутся противоречащими моему утверждению об искажающей силе экстернализации. Не будет ли правильнее сказать, что экстернализация может и то, и другое: делать человека особенно слепым или особенно проницательным? Я так не считаю. Ту проницательность, которой он может обладать в распознавании определенных качеств, сводит на нет их личная важность для него. Из-за этого они так разрастаются, что обладающий ими индивид почти исчезает как индивид и превращается в символ определенной экстернализованнои тенденции или тенденций. В результате .взгляд на всю личность настолько односторонен, что, бесспорно, искажен. Естественно, этот последний вид наиболее сложен для признания в качестве экстернализации, так как сам пациент всегда может найти убежище в том «факте», что в конечном счете все его наблюдения точны.
Все упомянутые факторы — потребности невротика, его реакции на других и его экстернализации — делают для других сложным иметь с ним дело, по крайней мере в любых близких взаимоотношениях. Сам невротик видит это иначе. Так как в его глазах все его потребности и вытекающие из них претензии законны, если вообще осознаются, а его экстернализации — просто реакции на существующие в других установки, он обычно не осознает таких сложностей, а чувствует, что с ним жить легко. Хотя и вполне понятная, но все-таки иллюзия.
Настолько, насколько им позволяют собственные проблемы, другие люди часто стараются жить в мире с самым явно невротичным членом семьи. И здесь опять его экстернализации являются величайшей помехой для таких усилий. Так как экстернализации по самой своей природе не Имеют никакого или почти никакого отношения к действительному поведению других людей, те против них беспомощны. Например, они могут прийти к согласию с
воинствующе праведным человеком, не противореча ем и не критикуя, заботясь о его одежде и пище именно так как он того хочет, и т.д. Но сами их старания могут выз' вать у него самообвинения, и он может начать ненавидеть других, дабы защититься от собственного чувства вины (ср. мистер Хикс в «Комете Айсмана»).
В результате всех этих искажений значительно усиливается испытываемое невротиком по отношению к другим чувство небезопасности. Хотя в собственных представлениях он может быть убежден в том, что проницательно наблюдает за другими, что знает их, что его оценки других людей всегда верны, — все это в лучшем случае может быть только отчасти истинным. Наблюдения и критический ум не заменяют той внутренней уверенности в отношении других, которой обладает человек, реалистично воспринимающий себя как себя, а других как других и не подверженный в своей оценке других возможным компуль-сивным потребностям. Даже при растущей неуверенности по отношению к другим невротик может быть в состоянии довольно точно описывать их поведение и даже некоторые невротические механизмы, если он обучен внимательному наблюдению за другими людьми. Но существующая неуверенность обязательно проявится в его отношениях с ними, если он подвержен чувству неуверенности, вызванной всеми этими искажениями. Тогда оказывается, что достигнутая им путем наблюдений и умозаключении картина и основанная на них оценка не обладают устойчивостью. Существует слишком много субъективных факторов, вступающих в игру и способных быстро изменить е отношение. Он легко может ополчиться против кого-то, кому относился с большим уважением, или утрати нему интерес, а кто-то другой может так же внезапно
расти в его глазах.
Среди множества способов, которыми проявляете^ кая внутренняя неуверенность, два оказываются
ленными достаточно регулярно и довольно неза конкретных невротических структур. Индивид не
висимы от
знает,
он находится по отношению к другому человеку и где
ходится тот по отношению к нему. Он может называть го дрУг0М> но слово утратило для него свой глубокий мысл. Любой спор, любой слух, любая неверная интерпретация чего-либо сказанного, сделанного или упущенного другом может вызвать не только временное сомнение, но потрясти самые основы взаимоотношений.
Вторым достаточно распространенным случаем является неуверенность относительно доверия или веры. Она проявляется не только в слишком большом или слишком малом доверии, но и в незнании в душе того, в каком отношении другой человек заслуживает доверия и где его границы. Если эта неуверенность становится интенсивнее, у него нет ощущения того, способен ли другой человек совершать порядочные или подлые поступки или совершенно не способен, даже если он тесно связан с этим человеком годами.
В своей фундаментальной неуверенности в отношении других он, как правило, склонен ожидать худшего — сознательно или неосознанно, — потому что система гордости также усиливает его страх перед людьми. Его неуверенность тесно переплетена с его страхами, потому что, если даже другие действительно представляют для него большую угрозу, его страхи не вспыхивали бы так легко, если бы его картина других не была искажена. Наша боязнь других, вообще говоря, зависит от их власти повредить нам и от нашей беспомощности. Система гордости значительно усиливает оба этих фактора. Вне зависимос-
°т того, насколько бушует на поверхности самоуверен-°сть, внутри система гордости ослабляет человека. Преж-
всего она делает это через отчуждение его от себя само-' Но также и через его презрение к себе и вызываемые им
Утренние конфликты, которые разрывают его на части, чина — в его возросшей уязвимости. Он становится
вимым со многих сторон. Так мало надо, чтобы уязвить
гордость, или вызвать у него чувство вины, или презре-к себе. Природа его претензий такова, что они обяза-
тельно будут фрустрированы. Его равновесие так неустой чиво, что оно легко может быть нарушено. Наконец экстернализации и собственная враждебность к другим вызванная ими и другими факторами, делают других бо' лее грозными, чем они есть на самом деле. Все эти страхи отвечают за его основную оборонительную установку по От ношению к другим, принимает ли она более агрессивную или более умиротворяющую форму.
При рассмотрении всех упомянутых до сих пор факторов поражает их сходство с составляющими базальной тревожности, которая, повторим, есть чувство изолированности и беспомощности перед потенциально враждебным миром. Таково в действительности влияние системы гордости на человеческие взаимоотношения: она усиливает базалъную тревожность. То, что во взрослом невротике мы осознаем как базальную тревожность, является не базальной тревожностью в ее изначальной форме, а тревожностью, достаточно модифицированной добавками, приобретенными за годы действия внутрипсихических процессов. Она стала сложной установкой по отношению к другим, детерминированной более сложными факторами, чем участвовавшие первоначально. Точно так же, как ребенку вследствие его базальной тревожности приходится находить способы взаимодействия с другими людьми, взрослый, в свою очередь, тоже должен находить такие способы. И он находит их в описанных нами главных решениях. Хотя они имеют сходство с ранними решениями движения к людям, от них или против них и отчасти из ни вытекают, в действительности эти новые решения У ^ тупчивость, экспансивность и уход — отличаются по с структуре от старых. Детерминируя формы человеческ взаимоотношений, они являются, главным образом, Р нием внутрипсихических конфликтов.
В завершение скажем, что, усиливая базальну вожность, система гордости одновременно наделяет др ^ людей сверхзначимостью через генерируемые ею
Поугие становятся для невротика сверхважными и просто необходимыми во многих отношениях. Он ждается в них для прямого подтверждения тех вымыш-нных ценностей, которые он без оснований приписал ебе (восхищения, одобрения, любви). Его невротические чувства вины и презрения к себе лежат в основе насущной потребности в оправдании себя. Но сама ненависть к себе, породившая эти потребности, делает почти невозможным самостоятельное нахождение такого оправдания в собственных глазах. Он может найти его только у других. Он должен доказать им, что обладает какими-то особыми достоинствами, ставшими важными для него. Он должен показать им, какой он хороший, какой счастливый, какой умный, какой могущественный и что он может сделать для них или ради них.
К тому же, будь то ради его активного стремления к славе или ради его мстительности, он нуждается и действительно получает значительную часть своего побуждения к действию от других. Это наиболее резко выражено у уступчивого типа, который едва ли что-то может делать самостоятельно и ради собственной пользы. Но насколько активным и энергичным был бы более агрессивный тип, если бы не побуждение производить впечатление на других, бороться с ними и побеждать их? Даже бунтующий тип еще нуждается в других, в тех, против кого он восстает Ради высвобождения своей энергии.
И последнее, но не по значимости. Невротик нуждается в других, чтобы защититься от собственной ненависти к се°е. Фактически получаемое им от других подтверждение его идеализированного образа так же, как и возмож-°сти оправдать себя, тоже укрепляют его против ненави-Ти к себе. Кроме того, во многих очевидных и неочевид-Ых отношениях он нуждается в том, чтобы другие умень-Или его тревогу, вырастающую из ненависти или презре-я к °ебе. И главное: если бы не другие, он не смог бы вос-п°льзоваться
Ты.
своим самым могучим средством самозащи-
экстернализациями.
Таким образом, получается, что система гордости вносит фундаментальное рассогласование в его человеческие отношения: он ощущает себя отдаленным от других людей, не чувствует определенности в отношении них, боится их, враждебен к ним и тем не менее испытывает жизненно важную нужду в них.
Все факторы, нарушающие человеческие взаимоотношения в целом, неизбежно действуют и в любовных взаимоотношениях, как только те становятся чуть длительнее. Это утверждение с нашей точки зрения очевидно, но о нем необходимо сказать, так как многие люди ошибочно считают, что хороши любые любовные взаимоотношения, если только партнеры получают сексуальное удовлетворение. На самом деле сексуальные отношения могут помочь временно облегчить напряжение или даже укрепить взаимоотношения, основанные преимущественно на невротической основе, но не делают их более здоровыми. Следовательно, обсуждение невротических сложностей, которые могут возникать в браке или партнерских взаимоотношениях, ничего не добавило бы к уже описанным принципам. Но внутрипсихические процессы оказывают также определенное влияние на смысл и функции для невротика любви и секса. И в заключение этой главы я хочу представить некоторый общий взгляд на природу этого влияния.
Значение и важность, которые имеет для невротика любовь, слишком сильно меняются в зависимости от вида решения, чтобы можно было делать обобщения. Но регулярно присутствует один беспокоящий фактор — его глубоко укоренившееся чувство, что он не может быть любимым. Я говорю здесь не о его ощущении, что его не любит тот или иной конкретный человек, а о его уверенности, которая может вырастать в бессознательное убеждение, что никто не любит и не может когда-либо полюбить его. Или он может верить, что другие любят его за его внешность, голос, за помощь или сексуальное удовлетворение,
которое он им дает. Но они не любят его за него самого, потому что он просто недостоин любви. Если доказательства противоречат этой вере, он склонен по разным основаниям отбрасывать их. Может быть, этот конкретный человек одинок, или ему нужно на кого-то опереться, или он склонен к снисходительности и т.д.
Но вместо того чтобы пытаться действительно преодолеть эту проблему, если он ее осознает, он обращается с ней двумя неопределенными способами, не замечая, что они противоречат друг другу. С одной стороны, он склонен крепко придерживаться иллюзии, даже если его не особо заботит любовь, что когда-нибудь где-нибудь он встретит «правильного» человека, который его полюбит. С другой стороны, он принимает ту же установку, что и в отношении уверенности в себе: он рассматривает достойность любви как качество, не зависящее от существующих достойных любви качеств. И так как он отделяет это качество от своих личностных качеств, он не видит никакой возможности его изменения в будущем развитии. Он склонен, следовательно, принимать фаталистическую установку и рассматривать свою недостойность любви как мистический, но неизменный факт.
Уступчивый тип легче всего осознает свое неверие в любовь и, как мы видим, упорно старается культивировать в себе достойные любви качества или, по крайней мере, их видимость. Но даже он, со своей всепоглощающей заинтересованностью в любви, не идет спонтанно к корням вопроса: что именно дает ему убеждение в том, что он недо-стоен любви?
Оно возникает из трех основных источников. Один из них — нарушение способности самого невротика любить. Эта способность обязательно нарушается всеми факторами, которые мы обсуждали в этой главе: его слишком большой поглощенностью собой, слишком большой уязвимостью, слишком большой боязнью людей и т.д. Эта связь Между ощущением себя достойным любви и способностью любить самому, хотя довольно часто признается интеллек-
туально, очень для немногих из нас имеет жизненное зна чение. Однако на самом деле, если у нас хорошо развит способность любить, нас не беспокоит вопрос, достойны мь любви или нет. И не имеет решающего значения, действи тельно ли нас любят другие.
Второй источник ощущения невротиком себя недостойным любви — его ненависть к себе и ее экстернализации До тех пор пока он неприемлем для себя, достоин ненависти и презрения, он не может, вероятно, поверить, что кто-то другой может его любить.
Эти два источника, сильные и всеобъемлющие при неврозах, ответственны за то, что в терапии нелегко устранить ощущение себя недостойным любви. Мы можем наблюдать существование этого чувства у пациента и исследовать его следствия для любовной жизни. Но оно может уменьшиться только в той мере, в какой уменьшается сила этих источников.
Третий источник вносит свой вклад не так прямо, но его важно упомянуть по другим причинам. Он заключается в ожидании невротиком от любви большего, чем она может дать в самом лучшем случае («совершенной любви»), или ожидании чего-то иного, чем она может дать (например, она не может избавить его от ненависти к себе). И так как никакая любовь, которую он получает, не может соответствовать его ожиданиям, он склонен чувствовать, что его «реально» не любят.
Конкретные виды ожиданий любви различны. Вообще говоря, они отвечают многим, часто противоречивым невротическим потребностям, а в случае уступчивого типа всем его невротическим потребностям. И эта реальность любви, будучи поставленной на службу невротическим потребностям, делает ее не только желательной, но и краин необходимой. Таким образом, в любовной жизни мы нахо дим то же рассогласование, которое существует и в о ла ти человеческих взаимоотношений невротика в целом-росшая потребность и сниженная способность к ней.
Возможно, проведение слишком жестких границ меж-v любовью и сексом так же далеко от истины, как и слишком тесное связывание их (Фрейд). Однако, поскольку при неврозах сексуальное возбуждение и желание чаще отделены от чувства любви, я хочу немного прокомментировать роль, которую играет в них сексуальность. При неврозах у сексуальности сохраняются ее естественные функции средства физического удовлетворения и интимного человеческого контакта. Хорошее сексуальное функционирование многое добавляет к чувству уверенности в себе. Но при неврозах все эти функции разрастаются и приобретают иную окраску. Сексуальные действия начинают освобождать не только от сексуальноего напряжения, но и от разнообразных видов несексуального психического напряжения. Они могут служить орудием катали-зации презрения к себе (в мазохистических действиях) или средством отреагировать мучение себя путем сексуального унижения или подвергания мучениям других (садистская практика). Они образуют один из наиболее частых способов устранения тревоги. Сами люди часто не осознают такой связи. Они могут даже не осознавать, что испытывают определенное напряжение или тревогу, а просто испытавать возрастающее сексуальное возбуждение или желание. Но в анализе мы можем точно наблюдать эту связь. Например, пациент может близко подойти к переживанию ненависти к себе, и внезапно появляются планы или фантазии переспать с какой-то девушкой. Или он может говорить о некоторой своей слабости, которую глубоко презирает, и иметь садистские фантазии о подверга-нию мучениям кого-то слабее себя.
Естественные сексуальные функции установления интимного человеческого контакта также часто принимают пРеувеличенные размеры. Хорошо известен факт, что для Устраненных людей сексуальность может являться един-ценным мостиком к другим людям, но это не ограничи-ается очевидным замещением человеческой близости. Это Р°является и в поспешности, с которой люди кидаются в
сексуальные связи, не давая себе возможности разобрать ся, есть ли у них что-нибудь общее, или развить любовь и понимание. Конечно, возможно, что эмоциональное роя ство возникает позднее. Но чаще этого не происходит, по тому что обычно первоначальная спешка является призна ком того, что они слишком заторможены, чтобы развить хорошие человеческие взаимоотношения.
Наконец, нормальная связь между сексуальностью и уверенностью в себе заменяется связью между сексуальностью и гордостью. Сексуальное функционирование, собственная привлекательность или желанность, выбор партнера, количество или разнообразие сексуальных переживаний — все это становится делом более гордости, чем желаний и удовольствия. Чем больше личный фактор в любовных отношениях отступает и возрастает чисто сексуальный, тем больше бессознательная забота о том, достоин ли он любви, подменяется сознательной заботой о привлекательности 1.
Эти разросшиеся функции сексуальности при неврозах совсем не обязательно ведут к более экстенсивным, чем у сравнительно здорового человека, сексуальным действиям. Так может быть, но они могут вести и к большей заторможенности. В любом случае трудно проводить сравнение со здоровым человеком из-за большого разнообразия, даже в диапазоне «нормы», сексуальной возбудимости, интенсивности и частоты сексуальных желаний и форм сексуальных проявлений. Однако есть одно важное отличие. Подобно тому, как мы обсуждали в отношении воображения 2, сексуальность становится на службу невротическим потребностям. По этой причине она часто обретает чрезмер ную значимость в том смысле, что эта значимость выр тает из несексуальных источников. К тому же по то причине сексуальные функции могут легко нарушать Здесь страхи, здесь множество запретов, сложные пр
гомосексуальности и перверсии. Наконец, из-за того, о сексуальные действия (включая мастурбацию и фан-зии) и их особые формы детерминированы, по крайней мере отчасти, невротическими потребностями и табу, они часто компульсивны по природе. Все эти факторы могут приводить к тому, что невротичный пациент вступает в сексуальные отношения не потому, что хочет, а потому, ЧТо должен угождать своему партнеру; потому, что ему нужен знак того, что его хотят и любят; потому, что он должен устранить некоторую тревогу; потому что он должен доказывать свои мастерство и силу и т.д. Другими словами, сексуальные отношения детерминированы не столько его реальными желаниями и чувствами, сколько влечением к удовлетворению некоторых компульсивных потребностей. Даже в отсутствие какого-либо намерения унизить партнера, тот перестает быть индивидуумом и становится сексуальным «объектом» (Фрейд) 1.
Детали того, как невротик обращается с этими проблемами, варьируют в таком широком диапазоне, что я не могу даже пытаться обрисовать здесь все возможности. Специфические сложности, существующие по отношению к любви и сексу, являются в конечном счете только одним из проявлений тотальных невротических нарушений. Кроме того, вариации столь разнообразны, потому что их природа зависит не только от структуры невротического характера индивида, но и от конкретных партнеров, которые у него были или есть.
Это может казаться избыточным определением, так как аналитические знания говорят, что чаще, чем считалось прежде, выбор партнеров происходит бессознательно. Правомерность этой концепции может действительно демонстрироваться вновь и вновь. Но мы двигались в направ-ении другой крайности, предполагая, что каждый парт-
Анг-
1 См. обсуждение презрения к себе вглаве 5.
2 См. главу 1.
1 Подходя к предмету с точки зрения сексуальной морали, лийский философ Джон Макмюррей (Macmurray J., Reason ana Emotion. Faber and Faber Ltd., London, 1935) делает эмоциональ-НУЮ искренность критерием ценности сексуальных отношении.
нер выбирается индивидуально, а такое обобщение неверно. Его нужно уточнить в двух направлениях. Мы должны сначала задать вопрос о том, кто делает «выбор». Собственно говоря, слово «выбор» предполагает способность выбирать и способность знать партнера, который выбирается. У невротика обе способности ограничены. Он способен выбирать только в той степени, в какой его картина других не искажена обсуждаемыми нами многочисленными факторами. В этом строгом смысле здесь нет или очень мало того, что заслуживало бы названия выбора. То, что имеется в виду под названием «выбор партнера», — это ощущение привлекательности человека, возникшее на основе его главных невротических потребностей: гордости, потребности доминировать или эксплуатировать, потребности сдаваться и т.д.
Но даже в этом определенном смысле у невротика немного шансов «выбрать» партнера. Он может жениться, потому что это то, что надо делать, и он может быть настолько отдален от себя и отстранен от других, что женится на человеке, которого ему просто привелось узнать немного лучше, чем других, или на том, кто хочет выйти за него. Его самооценка может быть такой низкой из-за презрения к себе, что он просто не может подойти к тем людям противоположного пола, которые — хотя бы только по невротическим причинам — были бы привлекательны для него. Добавив к этим психологическим ограничениям то, что фактически он часто знает очень немного доступных партнеров, мы осознаем, насколько это остается делом случайных обстоятельств.
Вместо попытки отдать должное бесконечному разнообразию эротических и сексуальных переживаний, вытекающих из этих многообразных факторов, я просто укажу определенные общие тенденции, действующие в установках невротика по отношению к любви и сексу. Он может быть склонен исключить любовь из своей жизни. Он может преуменьшать или отрицать ее значение или даже существование. Тогда любовь не кажется ему же-
ланной, ее скорее избегают или презирают как самообман и слабость.
Такая тенденция исключить любовь проявляется спокойно, но решительно у ушедшего в себя, отстраненного типа. Индивидуальные различия внутри этой группы главным образом касаются его установки по отношению к сексуальности. Он может отдалить актуальную возможность не только любви, но и секса от своей личной жизни, как если бы они вовсе не существовали или не имели для него смысла. По отношению к сексуальным переживаниям других он не испытывает ни зависти, ни неодобрения, но может проявлять хорошее понимание их, если у них неприятности.
У других могло быть несколько сексуальных связей в более молодые годы. Но они не проникают через броню их отстраненности, не были слишком значимы и увяли, не оставив желания получения дальнейшего опыта.
Для другого отстраненного человека сексуальные переживания важны и приятны. Он может вступать в сексуальные отношения по многим разным поводам, но всегда осознанно или неосознанно быть настороже, чтобы не сформировалась привязанность. Природа таких преходящих сексуальных контактов зависит от многих факторов. Среди других факторов релевантны распространенность экспансивных или уступчивых тенденций. Чем ниже его самооценка, тем сильнее эти контакты будут ограничены людьми более низкого, чем у него, социального или культурного уровня, например проститутками.
Некоторые могут вступать в брак, даже быть в состоянии поддерживать приличные, хотя не слишком тесные взаимоотношения, при условии, что партнер тоже отстраненный. Если такой человек вступает в брак с кем-нибудь, с кем у него не так много общего, он, как правило, может терпеть ситуацию и стараться выполнять обязанности му-Жа и отца. Только если партнер слишком агрессивен, жесток, садистичен и не дает ему уходить в себя, отстраненный человек может либо попытаться разорвать отношения, либо вдребезги разбиться в них.
Высокомерно-мстительный тип исключает любовь более воинственным и деструктивным способом. Его общая установка по отношению к любви обычно унижающая и развенчивающая. В отношении его сексуальной жизни открываются две принципиальные возможности. Либо его сексуальная жизнь поразительно бедна, он может просто вступать в случайные сексуальные связи ради главной цели — снятия психического напряжения. Либо сексуальные отношения могут быть важны для него при условии, что он может дать свободный выход своим садистским импульсам. В этом случае он может либо участвовать в садистских сексуальных действиях (которые могут быть наиболее возбуждающи для него и приносить ему удовлетворение) или быть напыщенным и сверхкон-тролирующим в своих сексуальных отношениях, но относиться к своему партнеру в присущей ему садистской манере.
Другая общая тенденция в отношении любви и секса заключается в исключении любви — а иногда и секса — из актуальной жизни, но при отведении ей выдающегося места в своем воображении. Тогда любовь становится чувством столь возвышенным и небесным, что любая реальность любви оказывается по сравнению с этим чувством мелкой и презренной. Э.Т.А.Гофман, мастерски описавший этот аспект в «Сказках Гофмана», называет любовь «этим страстным желанием бесконечности, которое венчает нас с небесами». Это заблуждение, внедренное нам в душу «через хитрость врага человеческого... что через любовь, через плотское удовольствие может быть достигнуто на земле то, что существует в наших сердцах только как обещанное на небесах». Следовательно, любовь может осуществляться только в фантазиях. В его интерпретации Дон Жуан деструктивен по отношению к женщинам, потому что «каждая измена любившей невесте, каждая радость, уничтоженная жестоким ударом, поразившим любящего... представляет собой возвышающий триумф над этим враждебным монстром, навсегда поднимающий со-
блазнителя над нашей ограниченной жизнью, над природой, над Создателем».
Третья и последняя возможность, которую надо здесь упомянуть, — это чрезмерный акцент, ставящийся на любви и сексе в жизни. Любовь и секс тогда образуют главную ценность жизни и, соответственно, прославляются. Мы можем здесь грубо провести различие между побеждающей и подчиняющейся любовью. Последняя логически развивается из уступчивого решения и была описана в этом контексте. Первая случается у нарциссического типа, если по особым причинам его влечение к господству сфокусировалось на любви. Тогда его гордость облекается в форму роли идеального и неотразимого любовника. Легко доступные женщины для него непривлекательны. Он должен доказать свое господство завоеванием тех, кого по каким-то причинам трудно добиться. Завоевание может заключаться в совершении полового акта, или же человек может добиваться полного эмоционального подчинения. Когда эти цели достигнуты, его интерес пропадает.
Я не уверена, что это краткое описание, сконцентрированное на нескольких страницах, передаст степень и интенсивность влияния, оказываемого интрапсихическими процессами на человеческие взаимоотношения. Осознавая все их влияние, мы должны модифицировать определенные ожидания, обычно затаенные, относительно полезного воздействия, которое могут оказывать лучшие человеческие отношения на неврозы или, в более <