Ненависть и презрение к себе
Выше мы проследили невротическое развитие, которое начинается с самоидеализации и шаг за шагом с неумолимой логикой развивается через трансформацию ценностей в феномен невротической гордости. Это развитие в действительности сложнее, чем я до сих пор показывала. Оно усиливается и усложняется другим процессом, происходящим одновременно, — процессом, который внешне противоположен, хотя также открывается самоидеализацией.
Коротко говоря, когда человек перемещает свой центр тяжести в свое идеализированное Я, он не только превозносит себя, но также будет обречен смотреть на свое актуальное Я — на все, чем он является в данное время, на свое тело и рассудок, здоровый или невротичный — с неверной точки зрения. Прославленное Я становится не только фантомом, за которым надо гнаться; оно также становится единицей измерения, которой меряется его действительное Я. И это действительное Я — столь жалкое зрелища если смотреть с точки зрения богоподобного совершенства, что он не может не презирать его. Более того, что важнее динамически, его реальное Я продолжает вмешиваться и значительно — в его полет к славе, и, таким образом, °н обязательно должен будет его ненавидеть, ненавидеть себя. А так как гордость и ненависть к себе.—-фактически одно целое я предлагаю называть совокупность вовлеченных факторов одним общим именем: система гордосШ—1--Как бы то ни было, в ненависти к себе мы встречаем совер шенно новый аспект процесса, который значительно :
т наше видение его. Мы намеренно оставляли до сих пор опрос о ненависти к себе в стороне с тем, чтобы сначала получить ясную картину прямого влечения к актуализации идеализированного Я. Но теперь мы должны завершить картину.
Вне зависимости от того, насколько неистово наш Пигмалион пытается сформировать из себя наделенное великолепными качествами существо, его влечение обречено на неудачу. В лучшем случае он может быть в состоянии устранить какие-то беспокоящие несоответствия из своего сознания, но они продолжают существовать. Остается тот факт, что он всегда должен жить с собой: ест ли он, спит ли, идет ли в ванную, работает или занимается любовью. Иногда он думает, что все было бы лучше, если бы только он мог развестись с женой, взяться за другую работу, переехать на другую квартиру или отправиться в путешествие; в действительности же он всегда должен брать с собой себя. Даже если он функционирует подобно хорошо смазанной машине, существуют еще ограничения энергии, времени, силы, выносливости — ограничения человеческого существа.
Лучше всего описать ситуацию в понятиях двух людей. Имеется уникальный, идеальный человек; и имеется вездесущий незнакомец (реальное Я), всегда вмешивающийся, все нарушающий, затрудняющий. Описание конфликта в понятиях «он» и «незнакомец» кажется уместным, потому что это близко ощущениям невротика. Более того, Даже если бы он мог отвергнуть реальные недуги как несоответствующие или не относящиеся к нему, он никогда Не сможет так далеко убежать от себя, чтобы не «ощущать Их неполноценность» 1. Хотя он может иметь успех, может Достаточно хорошо функционировать или даже уноситься
См. книгу «Невротическая личность нашего времени», где я пользовала понятие «регистрировать» для обозначения того фак-■ Что мы как бы чувствуем интуитивно, что происходит в нас, не ос°знавая этого.
в грандиозные фантазии уникальных достижений, он тем не менее будет уступать кому-то или быть неуверенным. У него может быть гложущее чувство, что он лжец, обманщик, урод, — чувство, которое он не может объяснить. Его внутреннее знание себя безошибочно проявляется в его снах, когда он близок к реальному Я.
Обычно реальное Я вторгается болезненно и неотвратимо. Богоподобный в своем воображении, он неловок в социальных ситуациях. Желая произвести неизгладимое впечатление на кого-то, он заикается или краснеет, или у него трясутся руки. Ощущая себя уникальным любовником, он вдруг может оказаться импотентом. Говоря в своем воображении со своим боссом как мужчина, на деле он оказывается способен только на глупую улыбку. Блестящая реплика, которая окончательно решила бы спор, приходит ему на ум только на следующий день. Желаемая грациозная стройность никогда не достигается, потому что компульсивно он ест слишком много. Действительное, эмпирическое Я становится оскорбительным чужаком, к которому оказывается привязано идеализированное Я, и последнее с ненавистью и презрением ополчается против него. Действительное Я становится жертвой гордого идеализированного Я.
Ненависть к себе делает видимым разрыв в личности, начавшийся с формирования идеализированного Я. Она означает, что идет война. И это действительно неотъемлемая черта каждого невротика: он находится в состоянии войны с собой. В действительности было положено основание для двух разных видов конфликтов. Один из них находится внутри самой системы гордости. Как мы подробнее рассмотрим далее, это потенциальный конфликт между экспансивными влечениями и влечениями к уступчивости. Другой, более глубокий конфликт — конфликт между всей системой гордости и реальным Я. Последнее, хотя и отодвинуто на задний план и подавлено, так как гордость господствует, все еще потенциально могуществен-
но и может при благоприятных обстоятельствах обрести свою полную действенность. В следующей главе мы обсудим черты и фазы этого развития.
Этот второй, более глубокий конфликт в начале анализа неочевиден. Но когда система гордости разрушается и человек становится ближе к себе, когда он начинает испытывать свои собственные чувства, узнавать свои желания, завоевывать свободу выбора, принимать собственные решения и брать ответственность за них, выстраиваются другие силы. С возрастающей ясностью разгорается битва между системой гордости и реальным Я. Ненависть к себе теперь направлена не столько против ограничений и недостатков актуального Я, сколько против появляющихся конструктивных сил реального Я. Это конфликт более крупных размеров, чем любой невротический конфликт, который я обсуждала до сих пор. Я предлагаю назвать его центральным внутренним конфликтом 1.
Я бы хотела вставить здесь теоретическое замечание, так как оно поможет яснее сфокусироваться на этом конфликте. Когда ранее, в других своих книгах, я использовала термин «невротический конфликт», я имела в виду конфликт между двумя несовместимыми компульсивны-ми влечениями. Однако центральный внутренний конфликт — это конфликт между здоровыми и невротическими, конструктивными и деструктивными силами. Следовательно, мы должны будем расширить наше определение и сказать, что невротический конфликт может действовать либо между двумя невротическими силами, либо между здоровыми и невротическими. Важность этого различия выходит за пределы терминологического разъяснения. Есть две причины того, почему конфликт между системой ГоРДости и реальным Я гораздо вероятнее, чем другие конфликты, может расщепить нас на части. По аналогии с г°сударством, это различие между столкновением интере-с°в отдельных групп и вовлечением всей страны в граж-
Термин предложен д-ром Мьюриел Айвимей.
данскую войну. Другая причина содержится в том, что сама сердцевина нашего бытия, наше реальное Я с его способностью к развитию борется за свою жизнь.
Ненависть к реальному Я дальше от осознания, чем ненависть к ограничениям актуального Я, но она формирует всегда присутствующий фон ненависти к себе — то есть подводное течение, которое постоянно отвлекает основную энергию, даже если ненависть к ограничениям актуального Я может находиться на переднем плане. Следовательно, ненависть к реальному Я может выступать почти в чистой форме, в то время как ненависть к актуальному Я — всегда смешанное явление. Если, например, ненависть к себе принимает форму безжалостного самоосуждения за «эгоизм» — т.е. за действия в свою собственную пользу — это может быть, а, скорее всего, и есть одновременно и ненависть за несоответствие абсолюту святости, и способ подавления нашего реального Я.
Немецкий поэт Кристиан Моргенштерн сжато выразил природу ненависти к себе в поэме Entwicklungsschmerzen 1 («Боли развития»):
Я буду отступать, разрушенный собою, Кто есть и кем бы мог я быть — во мне нас двое. В конце концов один другого уничтожит. Подобен скакуну горячему «Быть-может», К хвосту которого привязано «Я-естъ», Распятое — ни встать, ни лечь, ни сесть, Быть-может — как вампир, что в темноте грядет. Он сердце оседлал, и пьет, и пьет, и пьет.
Так поэт выразил процесс в нескольких строках. Он говорит, что мы можем ненавидеть себя ослабляющей я мучительной ненавистью — ненавистью настолько разрУ" шительной, что мы против нее беспомощны и можем унй4"
1 Сборник стихотворений Auf vielen Wegen. R.Piper & Co., JVi nich, 1921. Перевод Д. Леонтьева с англ. перевода К. ХьютоЯ-
тозкить себя физически. И он говорит, что мы ненавидим себя не потому, что ничего не стоим, а потому, что нас влечет стремление превзойти себя. Ненависть, говорит он, вытекает из несоответствия между тем, чем я хотел бы быть, и тем, что я есть. Это не просто раскол, а жестокая и смертоносная битва.
Сила и упорство ненависти к себе изумительны даже для аналитика, знакомого с тем, как она действует. Пытаясь объяснить ее глубину, мы должны осознать гнев гордого Я на чувство его унижения и сдерживания на каждом шагу реальным Я. Мы должны также увидеть крайнее бессилие гнева. Ибо, как бы невротик ни старался рассматривать себя в качестве бесплотного духа, он зависит в своем существовании, а, следовательно, в достижении славы от актуального Я. Если бы он хотел убить ненавистное Я, он должен был бы в то же самое время убить свое славное Я, как это сделал Дориан Грей, когда разрезал на кусочки портрет, выражавший его деградацию. С одной стороны, эта зависимость, как правило, предупреждает самоубийство. Если бы не эта зависимость, самоубийство было бы логичным исходом ненависти к себе. В действительности, самоубийство — сравнительно редкий случай, и оно происходит при сочетании факторов, только одним из которых является ненависть к себе. С другой стороны, сама зависимость делает ненависть к себе все более жестокой и беспощадной, как это происходит при любой бессильной ярости.
Кроме того, ненависть к себе — не только результат самопрославления, но и служит для поддержания его. Точ-Нее> она служит побуждением для актуализации идеали-Зированного Я и нахождения полной интеграции на этом в°звышенном уровне путем устранения противоречивых лементов. Само осуждение несовершенства подтвержда-т стандарты богоподобия, с которыми идентифицирует я Человек. В анализе мы можем наблюдать эту функцию ненависти к себе. Когда мы обнаруживаем ненависть
пациента к себе, мы можем наивно ожидать, что он будет готов от нее избавиться. Иногда такая здоровая реакция действительно происходит. Чаще реакция двояка. Человек не может не признавать тяжелого бремени и опасности ненависти к себе, но он может считать даже еще более опасным бунт против этого ярма. Он- может признать в весьма благовидных понятиях правильность высоких стандартов и опасность стать слабым при большей терпимости к себе. Или он может постепенно обнаружить свое убеждение, что полностью заслуживает то презрение, с которым к себе относится, а это указывает на его сохраняющуюся неспособность принять себя иначе как на основе его кичливых стандартов.
На третий фактор, придающий ненависти к себе такую жестокую и беспощадную силу, мы уже намекали. Это отчуждение от себя. Проще говоря, у невротика нет ощущения себя. Должна быть какая-то симпатия к страдающему себе, какое-то переживание этого страдания, прежде чем осознание нокаута может привести к конструктивному движению. Или возьмем другой аспект: нужно какое-то признание существования собственных желаний, прежде чем осознание фрустрации может начать беспокоить или даже интересовать человека.
Всегда ли человек осознает ненависть к себе! То, что выражено в «Гамлете», «Ричарде III» или в цитированных здесь стихах, не ограничивается ясновидящим пониманием поэтом агонии человеческих душ. В течение более долгих или коротких периодов многие люди переживают ненависть или презрение к себе как таковое. У них могут вспыхивать чувства «я себя ненавижу» или «я себя презираю»; они могут быть в бешенстве на себя. Но такие энергичные переживания ненависти к себе происходят только в периоды несчастий и забываются, когда не счастья убывают. Как правило, не встает вопрос, являются ли такие чувства — или мысли — чем-то большим, че ситуативная реакция, ответ на «неудачу», «глупость».
ощущение неверного поступка или осознание психологического прокола. Таким образом, здесь нет осознания подрывного и длительного действия ненависти к себе.
Относительно той формы ненависти к себе, которая выражается в самообвиненях, диапазон различий в осознании слишком широк, чтобы позволить какие бы то ни было обобщения. Те невротики, которые замкнулись в раковине уверенности в своей правоте, так заставляют умолкнуть все самообвинения, что ничто не достигает сознания. Противоположны им уступчивые типы, которые откровенно выражают самопорицание и чувство вины или выдают существование таких чувств своим явно извиняющимся или оборонительным поведением. Такие индивидуальные различия в осознании действительно значительны. Мы позже обсудим, что они означают и как протекают. Но они не оправдывают вывод, будто уступчивые типы осознают ненависть к себе, ибо даже те невротики, которые осознают свои упреки, не осознают ни их интенсивности, ни их деструктивной природы. Они не осознают также присущей этим упрекам бесполезности и склонны рассматривать их как свидетельство своей высокой моральной чувствительности. Они не ставят под сомнение их адекватность и, собственно говоря, не могут этого сделать до тех пор, пока оценивают себя с точки зрения богоподобного совершенства. Однако почти все невротики осознают результаты ненависти к себе: чувства вины, неполноценности, ограниченности, измученности. Тем не менее они, по крайней МеРе, не осознают, что сами были причиной этих болезненных ощущений и самооценок. И даже небольшая частица дознания, которую они могут проявить, может вытесняться невротической гордостью. Вместо того, чтобы страдать °т ограничений, они гордятся тем, что «неэгоистичны, ас-етичны, жертвуют собой, рабы долга» — понятия, которые °гут скрывать множественные прегрешения против себя. Вывод, к которому мы приходим на основании этих Л1оДений, состоит в том, что ненависть к себе во всех новных компонентах является бессознательным про-
цессом. В последнем анализе жизненно важно оказыва ется не осознавать его влияния. Это основная причина того, что основная часть процесса обычно экстернализи-рована, т.е. переживается как действующая не внутри самого человека, а между ним и внешним миром. Мы можем грубо различать активную и пассивную экстернали-зацию ненависти к себе. Первая является попыткой направить ненависть к себе вовне, против жизни, судьбы, институтов или людей. Во второй ненависть остается направленной против себя, но воспринимается или переживается как идущая извне. В обоих случаях напряжение внутреннего конфликта высвобождается путем превращения его в межличностный конфликт. Мы обсудим ниже особые формы, которые может принимать этот процесс, и его влияние на человеческие взаимоотношения. Здесь я ввожу это только потому, что многие вариации ненависти к себе удобнее наблюдать и описывать в их экстерна-лизованных формах.
Проявления ненависти к себе идентичны проявлениям ненависти в межличностных отношениях. Иллюстрируя последнюю с помощью исторического примера, еще свежего в нашей памяти, — ненависти Гитлера к евреям — мы видим, что он злобно запугивал и обвинял, унижал, публично позорил их, всеми видами, формами и способами уничтожал надежды на будущее и, в конце концов, систематически пытал и убивал их. В более цивилизованных и скрытых формах мы можем наблюдать большинство этих проявлений ненависти в повседневной жизни в семьях или между конкурентами.
Мы сделали обзор основных проявлений ненависти к себе и их прямых действий на человека. Большая час представленных конкретных проявлений была описана психиатрической литературе со времен Фрейда, например самообвинения, самоуничижение, чувство неполноцен сти, неспособность получать удовольствие, прямые са деструктивные действия, мазохистские тенденций-
еле фрейдовской концепции влечения к смерти и разра-й тки ее Францем Александером и Карлом Меннингером1 не было предложено всеобъемлющей теории, которая бы объясняла все феномены. Между тем теория Фрейда, хотя и имеет дело с подобным материалом, исходит из настолько отличных теоретических предпосылок, что понимание проблем и терапевтический подход к ним полностью меняются. Мы обсудим эти отличия в другой главе.
Чтобы не утонуть в деталях, давайте различать шесть способов действия, или проявлений, ненависти к себе, помня в то же время, что они пересекаются. Это — неумолимые требования к себе, беспощадное самообвинение, презрение к себе, фрустрирование себя, самоистязание и самоуничтожение.
Когда в предыдущей главе мы обсуждали требования к себе, мы рассматривали их как свойственные невротику способы переделать себя в свое идеализированное Я. Мы также утверждали, что внутренние диктаты образуют систему принуждения, тиранию, и что люди могут реагировать шоком и паникой, когда терпят неудачу в следовании им. Теперь мы в состоянии полнее понять, что объясняет принудительность, что делает попытки исполнять диктаты такими неистовыми, почему так глубоки реакции на «неудачу». Долженствования настолько же детерминируются ненавистью к себе, насколько и гордостью, и фурии ненависти к себе срываются с привязи, когда долженствования не выполняются. Их можно сравнить с грабежом, к°гда бандит наводит на человека револьвер, говоря: «Ли-
0 вы отдадите мне то, что у вас есть, либо я застрелю вас».
алдитский грабеж, вероятно, более гуманен. У человека,
ОТоР°му угрожают, есть возможность спасти себя, подчи-вщись, в то время как долженствования не могут быть
миротворены. Быть застреленным, ввиду полной оконча-
vou Alexander F-, The Psychoanalysis of the Total Personality. Ner-s and Mental Disease Publishing Co., 1930. lenmger K., Man Against Himself. Harcurt, Brace and Co., 1938.
тельности смерти, также кажется менее жестоким, чем пожизненные страдания от ненависти к себе. Приведем цитату из письма пациента J: «Его реальное Я подавлено неврозом, монстром Франкенштейна, первоначально со-зданным для его защиты. И не велика разница, живете ли вы в тоталитарной стране или в личном неврозе; и так, и этак вы окончите жизнь в концентрационном лагере, где главный смысл — уничтожение Я как можно более болезненным путем».
В действительности долженствования самодеструктив-ны по своей природе. Но до сих пор мы видели только один аспект их деструктивности —/то, что они облекают человека в смирительную рубашку и лишают его внутренней свободы. Даже если он ухитряется лепить из себя поведенческое совершенство, он может это делать только ценою своей спонтанности и аутентичности своих чувств и убеждений. Долженствования, в действительности, нацелены, подобно любой политической тирании, на удушение индивидуальности. Они создают атмосферу, подобную атмосфере семинарии, описанной Стендалем в «Красном и черном» (или Джорджем Оруэллом в «1984»), где любые индивидуальные мысли и чувства вызывают подозрения. Требуется безусловное послушание, которое даже не ощущается как послушание.
Кроме того, многие долженствования демонстрируют свой самодеструктивный характер в самом своем содержании. В качестве иллюстрации я бы хотела сослаться на три долженствования, которые действуют в условиях патологической зависимости и которые будут детально разраоо-таны в соответствующем контексте: я должен быть достаточно велик, чтобы не обращать внимания абсолютно н на что, что сделано по отношению ко мне; я должен быт в состоянии заставить ее полюбить меня; я должен аос лютно всем жертвовать ради «любви»! Сочетание трех э
------------ тХ
1 Опубликовано в American Journal of Psychoanalysis, том
1949.
лженствований обязательно увековечивает муки болезненной зависимости. Другое часто встречающееся долженствование требует от человека, чтобы он принимал на себя всю ответственность за своих родных, друзей, учеников, работников и т.д. Он должен быть в состоянии решить проблемы каждого для немедленного удовлетворения каждого. Это подразумевает, что все, что идет не так, является его виной. Если его родственник или друг по какой-то причине расстроен, жалуется, критикует, недоволен или чего-то хочет, такой человек вынужден быть беспомощной жертвой, которая должна ощущать вину и все улаживать. Он (цитируя пациента) подобен обеспокоенному управляющему летним отелем: гости всегда правы. Не имеет значения, являются в действительности неудачи его виной или нет.
Этот процесс хорошо описан в недавно вышедшей французской книге «Свидетель» *. Главный герой и его брат катаются на лодке; лодка дает течь, поднимается шторм, и они опрокидываются. Так как у брата сильно повреждена нога, он не в состоянии плыть в бурной воде. Он обречен утонуть. Герой пытается доплыть до берега, поддерживая своего брата, но вскоре понимает, что не может этого сделать. Альтернатива такова: либо утонут оба, либо герой спасется один. Ясно понимая это, он решает спастись. Но он чувствует себя так, будто является убийцей, и это для него настолько реально, что он подозревает всех в том, что °ни должны считать его убийцей. Его разум беспомощен и не может быть эффективен до тех пор, пока он действу-ет на основании предпосылки, что он должен быть ответственным в любом случае. Конечно, это крайняя ситуация. 0 эм°Циональная реакция героя точно иллюстрирует то, То люди чувствуют, когда их влекут особые долженствования.
"еловек может также принимать на себя задачи, кото-1е Пагубны для всего его существования. Классический
Bloch-Michel J., The Witness. Pantheon Press, 1949.
пример долженствования такого типа содержится у Достоевского в «Преступлении и наказании». Раскольников чувствовал, что для утверждения своих качеств Наполеона он должен быть в состоянии убить человеческое существо Как показывает нам Достоевский в безошибочных выражениях, несмотря на многообразный протест Раскольни-кова против мира, не было ничего более противного его чувствительной душе, чем убийство. Он должен был заставить себя совершить это. То, что он действительно чувствовал, выражено во сне, в котором он видит худую, истощенную кобылу, которую пьяные крестьяне заставляют тащить невозможно тяжелый воз. Ее жестоко и беспощадно хлещут кнутом и в конце концов забивают до смерти. Раскольников сам бросается к кобыле в порыве глубокого сострадания.
Этот сон приснился в то время, когда Раскольников был занят жестокой внутренней борьбой. Он чувствовал и то, что должен быть в состоянии убить, и то, что это настолько противно ему, что он просто не может это сделать. Во сне он понял бессмысленность жестокости, с которой он принуждал себя сделать что-то, невозможное для себя так же, как было невозможно для кобылы тащить тяжелый воз. И из глубины его существа появилось глубокое сострадание к себе из-за того, что он с собой делает. Переживая таким образом свои подлинные чувства, он сильнее ощутил себя заодно с собой после сна и пришел к решению не убивать. Но его наполеоновское Я вскоре вновь победило, потому что реальное Я было настолько же беспомощно против него в это время, насколько истощенная кляча была беспомощна против жестоких крестьян.
_2 Третьим фактором, делающим долженствования само-деструктивными и более, чем другие, отвечающим заЯи принудительность, является ненависть к себе, с которо мы можем ополчаться против себя, когда нарушаем и Иногда эта связь совершенно ясна или легко может о установлена. Человек не был так всезнающ или во в
лезен, как, как он чувствует, он должен быть, и, как в вести «Свидетель», полон необоснованных угрызений вести. Чаще он не осознает такого нарушения, но без сякой видимой причины чувствует себя слабым, беспокойным, усталым, тревожным или раздраженным. Давайте вспомним пример с женщиной, которая внезапно испугалась собаки после того, как не смогла подняться на вершину горы. Здесь была такая последовательность: сначала она пережила как неудачу свое благоразумное решение отказаться от подъема — неудачу в свете диктата, говорящего ей, что она должна справляться со всем (и остающегося бессознательным). Затем последовало ее презрение к себе, которое также осталось бессознательным. Потом пришел ответ на порицание себя в форме ощущения беспомощности и испуга — первый из эмоциональных процессов, достигший сознания. Если бы она не анализировала себя, испуг перед собакой остался бы загадочным происшествием — загадочным потому, что не был связан со всем, что ему предшествовало. В других случаях человек переживает в сознании только особые способы, которыми он автоматически защищает себя от своей ненависти к себе, такие как его особые способы снимать тревогу (кутежи с обжорством, выпивки, покупки и т.д.), свое ощущение, что является жертвой других (пассивная экстернализация) или раздражение на других (активная экстернализация). нас будет много возможностей увидеть с разных точек Зрения, как действуют эти попытки самозащиты. В этом контексте я хочу обсудить еще одну подобную попытку, потому что она легко ускользает от внимания и может при-ВоДить к тупику в терапии.
та попытка делается, когда человек бессознательно °ДИтся на пороге понимания тсхго, что он, вероятно, не
ет соответствовать своим специфическим долженство-иям. Далее может случиться, что являющийся в иных
аях разумным и контактным пациент может развол-
ТЬся и, так сказать, эмоционально разгуляться, счи-
тая, что с ним плохо обращаются все и вся: его родственны ки эксплуатируют его, его босс несправедлив, его дантис испортил ему зубы, аналитик ничего хорошего ему не деда ет и т.д. Он может оскорбительно вести себя по отношению к аналитику и выдавать бурные припадки гнева дома.
При попытке понять его расстройство первый фактор поражающий нас, — это его настойчивые притязания на особое внимание. В соответствии с конкретной ситуацией он может настаивать на получении большей помощи в своем офисе, на том, чтобы жена или мать оставили его в покое, чтобы его аналитик уделял ему больше времени, или чтобы школа делала исключения в его пользу. Первое впечатление — впечатление о неистовых претензияиях и чувстве, что с ним плохо обращаются, когда эти претензии фрустрированы. Но когда на эти претензии обращают внимание пациента, его неистовство возрастает. Он может стать еще более открыто враждебным. Если мы слушаем внимательно, то обнаруживаем тему, проходящую через его бранные замечания. Он словно говорит: «Ты что, не понимаешь, болван, что мне действительно что-то нужно?» Если мы теперь вспомним, что претензии вырастают из невротических потребностей, мы можем увидеть, что внезапное усиление претензий указывает на внезапное усиление довольно настоятельных потребностей. Руководствуясь этим, мы имеем шанс понять дистресс пациента. Тогда может оказаться, что, сам того не зная, он понял, что не может выполнить некоторые из своих императивных долженствований. Он мог, например, почувствовать, что просто не в состоянии добиться успеха в каких-то значимых любовных взаимоотношениях, или что он так перегрузил себя работой, что даже при предельном напряжении не может справиться с ней; или он мог понять, ч определенные проблемы, поднявшиеся на поверхност анализе, подавляют его и находятся за пределами даЖе выносливости, или что они насмешливо опровергают
Такое усилия рассеять их с помощью одной силы воли- l
понимание, в основном бессознательное, заставляв
никовать, потому что он чувствует, что должен быть в
остоянии преодолеть все эти разногласия. Таким образом,
в этих условиях есть только две возможности. Первая —
осознать, что его требования к себе фантастичны. Вто-
ая__неистово претендовать на такое изменение своей
жизненной ситуации, чтобы не пришлось столкнуться с «неудачей». В своем возбуждении он выбрал вторую дорогу, а задача терапии — показать ему первую.
Для терапии очень важно признавать возможность того, что осознание пациентом неосуществимости своих требований может привести к лихорадочным претензиям. Это важно, потому что они могут породить возбуждение, с которым сложнее всего управляться. Но это важно и по отношению к теории, так как помогает нам лучше понять присущую многим претензиям настоятельность. И это же убедительно демонстрирует настоятельно испытываемую человеком потребность соответствовать своим долженствованиям.
Наконец, если даже смутное осознание неудачи — или нависающей угрозы неудачи — в соответствии долженствованиям может вызвать неистовое отчаяние, то существует сильная внутренняя необходимость предотвратить такое осознание. Мы видели, что один из способов, которым невротик его избегает, — это выполнение долженствований в воображении. («Я должен мочь быть или действовать определенным образом — поэтому я могу быть таким или делать так».) Мы теперь лучше понимаем, что этот на вид ловкий и бойкий способ избегания правды на самом Деле вызван затаенным ужасом перед столкновением ли-Ц°м к лицу с фактом, что человек не соответствует и не °Жет соответствовать внутренним диктатам. Таким обра-°м, это иллюстрация предложенного в первой главе ут-еРждения, что воображение поставлено на службу невро-ТиЧескиад потребностям.
*1з многих бессознательно созданных таким образом Р. предназначенных для самообмана, я здесь проком-ТиРУЮ только две наиболее важных.
Одна из них — снижение порога осознания Я. Иногда невротик, будучи проницательным наблюдателем за дру гими, может упорно не осознавать свои собственные чувства, мысли и действия. Даже в анализе, когда его внимание обращают на какую-то проблему, он будет пресекать дальнейшее обсуждение словами «я не сознаю этого» или «я этого не чувствую». Другой бессознательный механизм который надо здесь упомянуть, составляет особенность большинства невротиков; это переживание себя только"в качестве реагирующего существа. Это глубже, чем возла-гание вины на других. Это равносильно бессознательному отрицанию своих собственных долженствований. Жизнь тогда переживается как последовательность рывков и толчков, идущих извне. Другими словами, сами долженствования экстернализируются.
Резюмируем в более общих понятиях: любой человек, подчиненный тираническому режиму, будет прибегать к средствам избегания диктатов. Он принуждается к двуличности, которая в случае внешней тирании может быть полностью сознательной. В случае внутренней тирании, которая сама по себе бессознательна, возникающая двуличность может иметь только характер бессознательнго самообмана.
Все эти механизмы предупреждают прилив ненависти к себе, который в ином случае последовал бы за осознанием «неудачи»; следовательно, они обладают большой субъективной ценностью. Но они также влекут за собой диффузные нарушения чувства правды; тем самым они фактически вносят вклад и в отчуждение от себя 1, и в большую автономию системы гордости.
Требования к себе, таким образом, занимают критичес кую позицию в структуре невроза. Они представляют п ^ пытку человека актуализировать свой идеализированнь образ. Они двояким образом служат орудием в увеличен
отчуждения от себя: принуждая его к фальсификад
его
1 См. Главу 6, «Отчуждение от себя».
х сПонтанных чувств и убеждений и порождая диффузную бессознательную нечестность. Они также вызваны авистью к себе; и, наконец, понимание своей неспособности исполнять их спускает с привязи ненависть к себе. В некотором смысле все формы ненависти к себе являются санкциями за невыполненные долженствования, или, другими словами, невротик не чувствовал бы ненависти к себе, если бы в действительности мог быть сверхчеловеком.
Самообвинения являются другим выражением ненави^ сти к себе. Большинство из них с беспощадной логикой вытекают из нашей центральной предпосылки. Если человеку не удается достичь абсолютов бесстрашия, великодушия, уравновешенности, силы воли и т.д., его гордость выносит вердикт «виновен».
Некоторые самообвинения направлены против существующих внутренних сложностей. Поэтому они могут выглядеть обманчиво рациональными. Во всяком случае, сам человек ощущает их полностью оправданными. В конце концов, не является ли такая суровость похвальной потому, что она соразмерна более высоким стандартам? В действительности он вырывает сложности из контекста и набрасывается на них со всей яростью морального осуждения. Они же существуют независимо от ответственности человека за них. В любом случае в конечном счете не имеет значения, мог ли он чувствовать, думать, действовать иначе, даже осознавал ли он их. Невротическая проблема, которую надо исследовать и проработать, превращается в твратительный недостаток, клеймящий человека как не Меющего надежды на исправление. Он, например, может 1ть неспособен отстаивать свои интересы или мнения. Он Мечает, что был довольно равнодушен, когда должен был *разить несогласие или защитить себя от эксплуатации. Рямое наблюдение этого не только действительно дела-еМу честь, но могло бы быть первым шагом к постепен-У осознанию сил, заставляющих его скорее успокаи-себя, чем отстаивать свои права. Вместо этого, охва-
ченный деструктивным самопорицанием, он будет обви нять себя в том, что у него «кишка тонка», или в том, что является отвратительным трусом, или же будет считать что окружающие люди презирают его за то, что он слабый человек. Таким образом, полный эффект его самонаблюдения — ощущение себя «виноватым» или плохим, а в результате его снизившаяся самооценка сделает для него еще более сложным поднять голос в следующий раз.
Подобным образом кто-то, кто открыто испытывает страх перед змеями или перед вождением машины, может быть хорошо информирован о том, что такие страхи вырастают из бессознательных сил, над которыми у него нет контроля. Его разум говорит ему, что моральное осуждение «трусости» лишено всякого смысла. Он даже может спорить с собой о «виновности» или «невиновности», но, возможно, не сможет прийти ни к какому заключению, потому что это спор, включающий разные уровни существования. Как человек он может позволить себе быть подверженным страхам. Но в качестве существа богоподобного он должен быть абсолютно бесстрашен и может только ненавидеть и презирать себя за переживание любых страхов. Так, писатель может быть заторможен в осуществлении творческой работы из-за нескольких факторов в себе, которые делают писание испытанием. Поэтому его работа движется медленно, он бездельничает или занимается посторонними вещами. Вместо сочувствия своему огорчению и исследования его причин он обзывает себя ленивым бездельником или обманщиком, в действительности не интересующимся своей работой.
Обвинения себя во лжи и обмане являются наиболее частыми. Они не всегда имеют поводом что-то конкретное. Чаще невротик ощущает относительно себя общее неопр деленное беспокойство — сомнения, которые ни с чем связаны и временами не проявляются, а временами о