I. Неспецифические мероприятия

1. Архитектурно-планировочные мероприятия:

• использование современных, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, архитектурно-планировочных решений при строительстве и реконструкции зданий организаций здравоохранения;

• рациональное размещение функциональных подразделений по этажам и корпусам с учетом требований противоэпидемического режима;

• выполнение требований и рекомендаций по устройству инфекционных отделений, операционных блоков, родильных залов и др. Особое внимание следует уделять устройству амбулаторно-поликлинических учреждений и отдельных кабинетов;

• соблюдение санитарных норм и правил размещения оборудования и эксплуатации помещений с соблюдением принципа функционального зонирования;

• оптимизация разграничения потоков с различной степенью эпидемической опасности при организации движения персонала, пищи, белья, инструментов, отходов и др.

2. Санитарно-технические мероприятия:

• обеспечение водоснабжения, вентиляции, отопления и освещения организаций здравоохранения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами.

3. Санитарно-профилактические (противоэпидемические) мероприятия:

• обеспечение соответствия класса чистоты помещений в лечебно-профилактической организации проводимым в них производственным процессам;

• реализация адекватных изоляционно-ограничительных мероприятий;

• обеспечение условий, необходимых для соблюдения требований по обработке рук медицинского персонала, операционного и инъекционного полей, санитарной обработке кожных покровов пациентов, по организации текущей и заключительной дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения;

• внедрение современных технологий уборки помещений;

• соблюдение противоэпидемических требований и санитарных норм по сбору, временному хранению, обеззараживанию (обезвреживанию) и удалению медицинских отходов;

• внедрение современных технологий приготовления, транспортировки и раздачи пищи;

• соблюдение правил личной гигиены и санитарных норм ухода за больными;

• соблюдение бельевого режима, более широкое применение одноразового белья, одежды для медицинского персонала и текстильных изделий, применяемых для ухода за пациентами;

• обеспечение должных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах медицинского персонала;

• проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов стационаров.

4. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия:

• максимальная замена изделий многократного применения на изделия однократного применения;

• организация в учреждениях здравоохранения централизованных стерилизационных отделений (ЦСО), отвечающих современным требованиям;

• обработка (дезинфекция, предстерилизационная очистка) изделий медицинского назначения, в том числе эндоскопов с использованием оющее-дезинфицирующих машин;

• стерилизация изделий медицинского назначения с использованием оборудования на основе новых стерилизующих агентов (холодная плазма и др.);

• обеззараживание и очистка воздуха с использованием эффективных, безопасных для медицинского персонала и пациентов средств и оборудования;

• применение высокоэффективных и малотоксичных средств дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации;

• использование эффективных и малотоксичных, удобных в применении кожных антисептиков для обеззараживания рук медицинских работников и кожного покрова пациентов.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ФАКТОРЫ ПЕРЕДАЧИ – ЭТО

1) элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

2) биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

3) абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

4) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для подержания биологического вида

2. ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ – ЭТО

1) совокупность факторов передачи, действующих при конкретной инфекции на конкретной территории

2) элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

3) абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

4) эволюционно выработанный механизм, обеспечивающий паразиту смену индивидуальных организмов специфического хозяина для подержания биологического вида

3. ИНФЕКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ – ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

1) у пациентов в результате пребывания их в стационаре

2) у пациентов в результате посещения поликлиники

3) у медицинских работников, связанные с заражением по месту работы

4) при проведении лечебно-диагностических процедур

5) при несоблюдении противоэпидемических мероприятий

4. ПУТЯМИ ПЕРЕДАЧИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) аэрозольный

2) контактный

3) воздушно-капельный

4) алиментарный

5) воздушно-пылевой

6) контактно-бытовой

5. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЯВЛЯЮТСЯ

1) архитектурно-планировочные мероприятия

2) санитарно-технические мероприятия

3) иммунизация

4) санитарно-противоэпидемические мероприятия

5) дезинфекционно-стерилизационные мероприятия

6. ПОД САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОНИМАЮТ

1) рациональную организацию вентиляции в лечебном учреждении

2) уничтожение возбудителей на объектах больничной среды

3) соблюдение требований к планировке структурных подразделений лечебного учреждения

4) рациональную организацию освещения в лечебном учреждении

5) осуществление бактериологического контроля

7. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЯВЛЯЮТСЯ

1) изоляция палатных секций, операционных блоков и других подразделений ЛПО

2) санитарно-просветительная работа среди персонала и больных

3) функциональное зонирование территории лечебного учреждения

4) иммунопрофилактика медицинского персонала

5) использование бактериофагов и иммуномодуляторов как для пациентов, так и медицинских работников

8. Базовыми классификационными признаками инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи являются

1) условия (место) оказания медицинской помощи пациентам

2) поражаемые контингенты

3) систематика микроорганизмов

4) виды лечебно-диагностических процедур

5) искусственная систематика микроорганизмов

9. ИСМП, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами подразделяют по следующим классификационным признакам

1) по этиологии (в соответствии с филогенетической систематикой условно-патогенных микроорганизмов)

2) по механизму передачи

3) по локализации патологического процесса

4) по условиям инфицирования

5) по типу медицинской технологии

10. Актуальными этиологическими агентами инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи являются

1) сальмонеллы

2) микробные ассоциации

3) шигеллы

4) биопленки

11. Основными группами ИСМП по локализации патологического процесса, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами являются

1) инфекции в области хирургического вмешательства

2) инфекции верхних дыхательных путей

3) генерализованные инфекции (инфекции кровотока)

4) кишечные инфекции

12. По условиям инфицирования ИСМП, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами подразделяют на

1) сапронозы

2) экзогенные инфекции

3) эндогенные инфекции

4) внутриутробные инфекции

5) инфекции, обусловленные формированием госпитального штамма возбудителя

13. Факторами, определяющими рост ИСМП, являются

1) формирование артифициального механизма передачи

2) создание крупных больничных комплексов со своеобразной экологией

3) использование сложной техники для диагностики и лечения

4) формирование госпитальных клонов большого числа микроорганизмов

5) реформирование системы здравоохранения

14. Реализация основных принципов гигиены в медицинских организациях предполагает

1) обеспечение оптимальных гигиенических условий для осуществления лечебно-диагностического процесса, размещения и питания пациентов

2) обеспечение оптимальных гигиенических условий труда медицинского персонала

3) предупреждение реализации путей передачи ИСМП и циркуляции госпитальных штаммов

4) предупреждение распространения возбудителей ИСМП за пределы медицинской организации

5) совершенствование медицинских технологий

15. Санитарно-гигиеническими мероприятиями по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, являются

1) использование современных архитектурно-планировочных решений

2) размещение оборудования и эксплуатация помещений с соблюдением принципа функционального зонирования

3) санитарно-технические мероприятия

4) обеспечение соответствия класса чистоты помещений проводимым в них производственным процессам

5) иммунизация

6) внедрение современных технологий уборки

ВИДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА

В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

I. Лечебно-охранительный режим – это мероприятия, направленные на создание оптимальных, комфортных условий для пребывания больного в лечебном учреждении.

Лечебно-охранительный режим включает:

1) Соблюдение пациентами внутрибольничного распорядка дня. Протекающая в определенном режиме деятельность способствует лучшей адаптации больных к стационару и лечебному процессу.

Режим дня в отделении предусматривает определенное чередование и время бодрствования, сна, прогулок, приема пищи, времени посещения больных родственниками, режима уборки помещений.

Для пациентов необходимо предусматривать удлинение физиологической продолжительности сна с обязательным дневным отдыхом. Режим покоя рекомендуется сочетать с допустимой физической активностью (гигиеническая гимнастика, лечебная физкультура, прогулки на свежем воздухе). Положительное влияние на настроение больных оказывает возможность пребывания их на свежем воздухе. Необходимо организовать лечебное питание – это применение с лечебной целью специальных пищевых рационов и режимов питания для больных. Посещение пациентов должно быть организовано в строго определенное время – после дневного сна, прием посетителей в другое время не допускается. Уборку помещений необходимо проводить в утренние часы, когда больные находятся на различных процедурах.

Особенно важным для больного является соблюдение режима, предписанного врачом, времени врачебного обхода и выполнения лечебных процедур, раздачи лекарств.

2) Создание комфортных условий в палате: наличие функциональных кроватей, удобная постель, оптимальное количество больных, заполнение палат необходимо проводить с учетом характера и течения заболевания, периода болезни, возраста больных.

3) Эстетическое оформление помещений, рациональное освещение имеет большое значение для психологического комфорта больных.

4) Ограничение воздействия шума на пациентов. Снижение уровня шума достигается рациональной планировкой территории лечебного учреждения, наличием зеленых насаждений, сокращением путей движения транспорта на участке, рациональной внутренней планировкой помещений в стационаре, проведением организационных мероприятий (ограничение подачи звуковых сигналов, громких разговоров и т.д.).

II. Санитарно-гигиенический режим – это требования, предъявляемые к воздушно-тепловому режиму, организации освещения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации лечебного учреждения.

III. Санитарно-противоэпидемический режим – это мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения ИСМП.

Санитарно-противоэпидемические мероприятия включают контроль за санитарным состоянием и режимом работы стационара, выявление носителей среди персонала и больных, контроль за бактериальной обсемененностью внутрибольничной среды, широкая пропаганда гигиенических и противоэпидемических знаний.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Уборочный инвентарь (тележки, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении.

Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

Эпидемиологическая задача приемного отделения не допустить поступления пациента с признаками инфекционного заболевания в палатное отделение стационара общего профиля. С этой целью осматриваются кожные покровы, зев, измеряется температура, проводится осмотр на педикулез с отметкой в истории болезни, собирается эпидемиологический и прививочный (по показаниям) анамнез. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении или бокс до установки диагноза или перевода в инфекционное отделение (больницу). В приемном отделении при поступлении осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой. После приема каждого больного клеенку протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего препарата. В случае подозрения у больного инфекционного заболевания мебель и предметы, с которыми соприкасался больной и помещение подвергается обеззараживанию. В случае выявлении педикулеза больной, помещения и предметы, с которыми контактировал больной, подлежат специальной дезинфекционной обработке.

Больной в приемном отделении проходит полную санитарную обработку: принимает душ или ванну (по указанию врача), ему выдают индивидуальную мочалку, запечатанную в пакет и индивидуальный кусочек мыла, стрижет ногти и т.д. Санитарную обработку производят в специально отведенном помещении, в котором обязательно соблюдается пропускная система, исключающая встречные потоки больных.

При плановом поступлении на стационарное лечение пациенты на догоспитальном этапе подлежат профилактическому обследованию на:

-туберкулез (флюорография, результаты действительны в течение года)

- маркеры гепатитов В и С, сифилис (в случае оперативного лечения);

-дифтерию и кишечные инфекции (пациенты психиатрических стационаров);

- кишечные инфекции (пациенты детских стационаров до 2 лет и сопровождающие лица, результаты действительны в течении 2 недель до госпитализации)

Дети, поступающие на стационарное лечение должны иметь сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными в течение 21 дня до госпитализации.

Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются. В стационарах и поликлиниках предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.

Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.

Наши рекомендации