Набор и площадь помещений операционного блока
(извлечение из СанПиН 2.1.3.2630-10)
Операционная общепрофильная (в т.ч. эндоскопическая и лапароскопическая) | |
Операционная для проведения ортопедо-травматологических и нейрохирургических операций | |
Операционная для проведения операций на сердце с использованием АИК, рентгеноперационная | |
Предоперационная для одной общепрофильной операционной | |
Предоперационная для двух общепрофильных (одной специализированной) операционных | |
Помещение подготовки больного, наркозная | |
Инструментально-материальная, помещения для хранения стерильного, шовного материалов, растворов | 4 на каждую операционную, но не менее 10 |
Стерилизационная для экстренной стерилизации | |
Помещение разборки и мытья инструментов, в том числе эндоскопического оборудования | 10, плюс 2 на каждую операционную свыше 4 |
Помещение для мойки и обеззараживания наркозно-дыхательной аппаратуры | 12, плюс 2 на каждую операционную выше 4 |
Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры | 8, плюс 2 на каждую операционную свыше 4 |
Помещение для хранения и подготовки крови и кровезаменителей к переливанию | |
Протокольная (предусматривается при наличии более 4-х операционных) | |
Помещение для хранения послеоперационных отходов | |
Помещение хранения и подготовки гипса и гипсовых бинтов | |
Перевязочная с ванной и подъемником для ожоговых больных | |
Комната психологической разгрузки |
Планировка оперблока представлена на рисунке 8.
Рис. 8. Схема планировки операционного блока
1:2:3 – санпропускник для персонала; 4 – предоперационная; 5 – операционная; 6 – стерилизационная; 7 – шлюз; 8 – лестница; 9 – кладовая уборочного инвентаря; 10 – санузел для медперсонала; 11 – санузел для пациентов; 12 – помещение для временного хранения послеоперационных отходов; 13 – помещение для мойки и обеззараживания наркозно-дыхательной аппаратуры; 14 – кладовая для наркозно-дыхательной аппаратуры; 15 – помещение для хранения и подготовки гипса и гипсовых бинтов; 16 – комната медперсонала; 17 – комната хирурга; 18 – перевязочная; 19 – пост медсестры; 20 – палата на 1 койку; 21, 22 – палаты на 2 койки; 23 – лифт;
маршрут врачей; маршрут пациента
В оперблоке предусматриваются раздельные входы для персонала (через санитарный пропускник) и пациентов (через шлюз):
- санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение оборудуется душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В этом помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор оперблока, далее проходит в предоперационную и затем в операционную. После проведения операции персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из оперблока. Душевые устанавливают из расчета 1 кабина на 2-4 операционных.
- в шлюзе персонал отделения, сопровождающий пациента, перекладывает его с каталки отделения на каталку оперблока. Далее персонал операционного блока перевозит пациента в операционную. Он направляется в операционную либо из коридора оперблока, либо через помещение подготовки больного (наркозную).
Для новых и реконструируемых организаций в малые операционные амбулаторно-поликлинических организаций, а также отделений стационара, пациент входит через шлюз, а персонал через предоперационную.
Для соблюдения условий асептики в операционном блоке должно осуществляться строгое зонирование внутренних помещений, поэтому предусматривается наличие следующих зон:
а) в первой зоне (стерильная зона) располагаются операционные, к которым в отношении асептики предъявляются самые строгие требования. Операционные проектируют на 1 операционный стол, и их количество зависит от профиля, структуры и величины хирургических отделений, сложности и длительности операций, количества операционных дней, времени пребывания больного на больничной койке. Одна операционная рассчитывается на 30 коек хирургического профиля. Площадь операционной общего хирургического профиля должна быть не менее 36м2, специализированной – не менее 48м2, высота в отличие от всех других помещений стационара должна быть не менее 3,5 м, ширина — не менее 5 м, ширина коридоров в операционном блоке — не менее 2,8 м. Операционные, которые предназначены для демонстрации проведения операций, должны иметь смотровые галереи, купола и телевизионные установки. Для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.
Б) во второй зоне (зона строгого режима) размещаются предоперационные, помещение подготовки больного – наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала.
Предоперационная предназначена для последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную, где готовят к операции больного. Наркозная — это помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анестезиолога, который обеспечивает наркоз во время операции. Стерилизационная в операционном блоке располагается обычно между двумя операционными и служит для стерилизации хирургического инструментария.
В) в третьей зоне (зона общебольничного режима) располагается группа помещений персонала (кабинет заведующего отделением, хирургов, анестезиологов и т.д.), группа вспомогательных помещений (шлюз, гипсовая и т.д.), группа складских помещений (для хранения препаратов, оборудования, кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры, каталок, предметов уборки и т.д.). Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений оперблока «красной чертой». Вход персонала других отделений за «красную черту» запрещен. При необходимости, персонал других отделений должен проходить в оперблок через санитарные пропускники, с соблюдением всех требований санитарной обработки.
Послеоперационные палаты в составе оперблока при наличии отделения анестезиологии и реанимации не предусматриваются. Если данное отделение отсутствует в стационаре, то палаты размещают в зоне строгого режима в отдельном изолированном отсеке со шлюзом, имеющим удобные транспортные связи с операционным блоком. Количество коек в них устанавливают из расчета две койки на одну операционную. Площадь составляет 13 м2 на одну койку, что позволяет разместить специальное оборудование для ухода за больными. При палатах размещаются пост дежурной медицинской сестры, помещение для мытья и стерилизации суден, хранения предметов уборки и грязного белья.
В операционном блоке должны быть выделены следующие потоки:
- «стерильный» - проход хирургов, операционных сестер;
- «чистый» - для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов. Из ЦСО инструментарий, белье и перевязочный материал подается лифтом в инструментально- материальную и далее в предоперационную, операционную. Стерильный хирургический инструментарий из стерилизационной поступает в операционную через передаточное окно.
- «грязный» - для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д. Использованные перевязочные материалы и белье переносятся в помещение для временного хранения грязного белья и отходов при операции.
Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.
ИНФЕКЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Больные поступают в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции, поэтому архитектурно-планировочные решения отделения должны обеспечивать соблюдение данного требования. Планировочные решения подразумевают строгое разделение «чистых» и «грязных» потоков. Под «грязными» потоками понимают передвижение инфекционных больных и все манипуляции, связанные с их обслуживанием, под «чистыми» - перемещение персонала и выписывающихся из отделения. Таким образом, правильно организованное инфекционное отделение будет препятствовать распространению ИСМП как среди больных, так и среди персонала лечебного учреждения.
Размещение
Существуют следующие варианты размещения:
1. Инфекционная больница проектируется как самостоятельная медицинская организация. В этом случае ее необходимо размещать в пригородной зоне населенного пункта. На въезде обязательно наличие проходной, справочной для посетителей и крытой площадки для дезинфекции транспорта. На участке выделяют зоны лечебных инфекционных корпусов и патологоанатомической лаборатории, хозяйственную и садово-парковую зоны. Зоны изолируются друг от друга полосой зеленых насаждений шириной не менее 15 м. Наиболее рациональной является децентрализованная или павильонная застройка, когда каждое отделение располагается в самостоятельном корпусе и обслуживает больных с однородной инфекцией. Для различных отделений предусматриваются отдельные садово-парковые зоны.
2. Инфекционное отделение, входящее в состав многопрофильных лечебных учреждений, должно находиться в отдельно стоящем здании на изолированной территории со своей садово-парковой зоной. Инфекционный корпус изолируется от других корпусов полосой зеленых насаждений, доступ посторонних людей на территорию ограничен. К отделению предусматривается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта.
3. При соответствующей планировочной изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение инфекционного отделения в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений. В этом случае должен быть отдельный вход в данное отделение.
Планировка, набор помещений
В инфекционной больнице предусматриваются приемное отделение, стационар, лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский кабинет, кабинет функциональной диагностики, физиотерапии, лаборатория), пищеблок, патологоанатомическое отделение, административно-хозяйственная служба, дезинфекционное отделение и т.д. Состав определяется коечной мощностью и назначением больницы.
В многоэтажных инфекционных больницах каждый этаж предусматривается только для больных с однотипными заболеваниями. Пациентов с воздушно-капельной инфекцией необходимо размещать на верхних этажах для предупреждения распространения инфекционного аэрозоля в вышерасположенные помещения. Каждый этаж имеет отдельный лифт, лестничную клетку, лабораторию срочных анализов, стерилизационную, кухню-доготовочную, кладовые, шлюзы для персонала.
Приемное отделение
В крупных инфекционных больницах приемное отделение располагается в отдельно стоящем здании. Доставку больного в отделение осуществляют на специально выделенной каталке или машине. Рядом с приемным отделением должна находиться площадка для обработки транспорта, вблизи нее – дезинфекционное отделение (для обработки одежды, обуви, постельного белья). После доставки больного санитарная машина подвергается дезинфекции.
В приемном отделении предусматривается наличие приемно-смотровых боксов, в которых осуществляется индивидуальный прием больных. Количество боксов зависит от коечной мощности отделения: до 60 коек – 2 бокса, 60-100 коек – 3 бокса, свыше 100 коек – 3% от количества коек. Приемно-смотровой бокс состоит из отдельного наружного входа для поступающих больных, внутреннего входа со шлюзом из коридора отделения для медперсонала, смотрового кабинета, раздевальни, одевальни, санитарной комнаты, санитарного узла (ванная, душевая, раковина, туалет). Площадь одного бокса составляет 16 м². После термометрии, осмотра и регистрации больной проходит тщательную санитарную обработку. Приемно-смотровой бокс после каждого больного подвергают дезинфекции. При входе в инфекционное отделение для персонала в приемном отделении предусматривается санпропускник.
Инфекционное отделение состоит из боксов, полубоксов, боксированных палат и нейтральной зоны, где размещаются вспомогательные помещения. Количество боксов, полубоксов, боксированных палат зависит от коечной мощности отделения (табл. 4).
Таблица 4
Процентное соотношение коек