Как предотвратить заражение?
Ø Воздержание от сексуальных контактов.
Ø Использовать качественный презерватив при каждом сексуальном контакте.
Ø Добиваться соблюдения стерильности при любых медицинских и косметических процедурах.
Ø Воздерживаться от употребления наркотиков, особенно внутривенно.
Ø Использовать латексные перчатки при контакте с кровью, материалом со следами крови, половыми жидкостями.
Ø Пользоваться только своими или новыми предметами личной гигиены (бритвенные и маникюрные принадлежности, зубные щётки).
Ø Использовать методы профилактики передачи ВИЧ от матери ребёнку (противовирусные препараты во время беременности, родов и послеродовый период, выбор способа родоразрешения совместно с врачом, отказ от грудного вскармливания младенца).
Профилактика ВИЧ-инфекции
ВИЧ-инфекция – это болезнь, в которой решающую роль играет поведение человека. Существует ряд психологических закономерностей изменения поведения.
Основным методом профилактики ВИЧ является изменение поведения с опасного на менее опасное, или безопасное. Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом из них требуется соответствующая информация и поддержка.
Социальная реклама, плакаты, видеоклипы действуют в основном на первой стадии, помогая человеку задуматься о проблеме. Затем для изменения поведения требуется более конкретная информация: печатные материалы, телефон доверия, консультации специалистов. Для достижения стабильных результатов нужны группы поддержки, социально-психологические службы, целенаправленная работа с окружением, родными и близкими. Поэтому в решении этой проблемы должны участвовать не только медицинские работники, а все ведомства социальной сферы.
Без учета этих особенностей профилактическая работа с населением по изменению поведения рискует остаться на уровне 1-го и 2-го этапов (одна часть людей не задумывается о том, что подвергает себя опасности, другая – задумывается, но не предпринимает никаких шагов для изменений).
Пример: Влияние информации
Человек, никогда не использующий презервативов, в какой-то момент узнаёт о возможности заражения ВИЧ-инфекцией половым путём, т.е. получает новую информацию. Он понимает, что не имеет опыта покупки и использования презервативов, не знает, как предложить это своему партнёру – т.е. не владеет поведенческими навыками.
Знания о возможности инфицирования тяжёлым заболеванием активирует мотивацию на сохранение здоровья. Так информация и мотивация порождают решение начать использовать презервативы, т.е. изменить проблемное поведение. Реализации принятого решения мешает отсутствие поведенческих навыков. Если человек приобретёт недостающие навыки поведения, он, вероятно, будет менять проблемное поведение на более безопасное и приемлемое. Приобретение навыка может произойти, например, в ходе консультации, практической демонстрации консультантом правил использования презервативов.
Для профилактики заболеваний, связанных с поведением, существует множество классификаций по различным критериям.
Виды профилактики (по целевой группе):
Первичная профилактика(рассчитана практически на всё здоровое население)– комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих возникновение и распространение заболевания, устраняя его причины.
Вторичная профилактикапроводится среди людей, имеющих тот или иной опыт взаимодействия с «вредным агентом» и направлена на предупреждение дальнейшего распространения заболевания (информирование об образе жизни, сохраняющем здоровье, приём препаратов, препятствующих развитию оппортунистических инфекций).
Третичная профилактика (социальные и реабилитационные мероприятия) – направлена на предотвращение рецидивов заболевания и восстановление личного и социального статуса человека.
Типы профилактики (по содержанию):
Неспецифическая (общесоциальная) профилактика – не затрагивает непосредственно проблему, а влияет на неё косвенно – через административные механизмы, педагогические средства, при помощи информационных технологий (организация досуга подростков и молодёжи, информационные кампании, направленные на осознание ценности здоровья, психологические тренинги личностного роста).
Специфическая профилактика – влияет на проявления и последствия проблемы (специализированные информационные кампании в СМИ, профилактические тренинги для молодёжи и специалистов, выпуск специальной литературы, программы снижения вреда).
Уровни профилактики:
Личностный уровень – воздействие на целевую группу с целью формирования качеств, способствующих сохранению здоровья отдельного человека (консультирование, лечение, тренинги).
Семейный уровень – влияние через семью на формирование ценностей и образа жизни, способствующих сохранению здоровья.
Социальный уровень способствует изменению общественных норм (ценность здоровья, толерантность к людям, живущим с ВИЧ).