Учебная – ознакомить с особенностями каждого периода.
Воспитательная – воспитать чуткое отношение к детям.
Развивающая – развить умение индивидуального подхода к детям
Разного возраста.
- развить умение вести беседу.
Ход лекции: 1. Организационная часть – 2 мин.
2. Изложение лекции по плану – 85 мин.
Выводы – 3 мин.
План лекции: 1. Краткая характеристика каждого периода.
Особенности режима дня.
Особенности составления расписания у детей младшего
И старшего школьного возраста.
Определение биологического возраста у детей
Пубертатного возраста.
Оснащение:
Таблицы: «Развитие вторичных половых признаков»
Видеоматериалы
Период молочных зубов длится с 1 года до 6 лет, и делиться на: 1. Преддошкольный период – от 1 года до 3 лет 2. Дошкольный период – от 4 лет до 7 лет. Характеризуется: |
Ø дальнейшим ростом и развитием ребенка;
Ø укреплением костного скелета;
Ø сменой молочных зубов на постоянные;
Ø совершенствованием ЦНС;
Ø пополнением запаса слов, формированием речи;
Ø более точной координацией движения;
Ребенок начинает читать, писать, считать (готовность к школе), любит лепить, рисовать, подражает поведению взрослых.
Прорезываются молочные зубы. К 2-3 годам у ребенка все 20 молочных зубов. В 5-6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.
Первыми появляются резцы в центре верхней челюсти, затем прорезываются резцы в центре нижней челюсти. Потом к ним присоединяются 4 резца вверху и внизу, затем две пары верхних и нижних малых коренных зубов, |
4 клыка сверху и, наконец, вторая пара малых коренных зубов.
Физическое развитие:
Ø 2 года – масса увеличивается на 2-3кг,
длина на 10-15см;
Ø 3 года – масса увеличивается на 2-2,5кг,
длина на 7-8см;
Ø 4-5 лет – масса увеличивается на 1,6-2кг,
длина на 4-6см;
Ø 6 лет – масса увеличивается на 2,5кг,
длина на 7-10см.
6-7 лет – период физиологического вытяжения.
Происходит дальнейшее развитие органов дыхания, ССС, органов пищеварения.
Возраст | ЧДД (в мин) | ЧСС (в мин) |
2-3 года | 28-30 | |
4-6 лет | 23-25 |
Особенности ухода.
Комната – светлая, часто проветриваемая, Т воздуха = 20° С. Мебель соответствует возрасту. Кровать жесткая, отдельная.
Личная гигиена – ребенок должен самостоятельно умываться, с 1,5 лет – полоскать рот, с 3 лет – чистить зубы, купаться 1-2 раза в неделю (Т воды – 36-38°С, время от 8 до 20 мин).
Навыки – ребенок должен с 2-х лет самостоятельно одеваться, раздеваться, обращать внимание на аккуратность, чистоту, привлекаться к уборке комнаты.
Признаки утомляемости – неусидчивость, рассеивание внимания, падение интереса к работе или отказ от нее.
Профилактика – правильный режим дня, соблюдение личной гигиены, спокойная и благожелательная обстановка, длительность занятий – 10-15 мин, перерыв между занятиями – 10-15 минут. Рекомендуются занятия с переключением внимания и подвижные игры.
Режим дня.
Основные принципы построения режима:
1. Соответствие возрасту.
2. Строгое соблюдение.
3. Недопустимость частых изменений.
4. Постепенность перехода к новому режиму дня.
Младшая группа (3-4 года)
сон –14 -15 часов: ночной – 12,5 часов, дневной – 2- 2,5 часа;
прогулки – не менее 3-4 часов (летом больше);
занятия – 10-15 мин (рисование, лепка, развитие речи);
утренняя гимнастика – 4- 6 минут.
Средняя группа (4-5 лет)
занятия – 15 - 20 мин
утренняя гимнастика –10 - 12 минут.
Старшая и подготовительная группы
сон –11,5 часов: ночной – 10 часов, дневной – 1,5 часа;
занятия – старшая группа – 25 - 30 мин и 15 - 20 минут;
подготовительная группа – 3 занятия по 25 - 30 минут.