Тема 5.15. Строение и функции кожи
Кожа состоит из 2 слоев: надкожицы и собственно кожи.
1.Надкожица состоит из наружного слоя кожи – эпидермиса, образованного многослойным эпителием, толщина которого от 0,3мм на веках до 4,8мм на подошве. Представлен поверхностным роговым слоем, состоящим из мертвых, лишенных ядер ороговевающих клеток. Они постоянно заменяются новыми, за счет клеток глубокого слоя, которые постоянно размножаются. Глубокий ростковый слой представлен клетками цилиндрической формы с крупными ядрами, они быстро делятся, изменяют форму и ороговевают. В клетках росткового слоя образуется пигмент меланин – красящее вещество, от количества которого зависит цвет кожи. Пигмент не пропускает в организм ультрафиолетовые лучи, которые оказывают вредное влияние.
2.Собственно кожа – дерма – находится под эпидермисом. Здесь находятся эластические волокна, придающие коже упругость. Под дермой залегает подкожная жировая клетчатка, которая защищает тело от переохлаждения и смягчает удары. В дерме находятся многочисленные кровеносные капилляры, лимфатические сосуды и нервные волокна, которые заканчиваются рецепторами. С их помощью воспринимается боль, температура, механическое давление и др. раздражения. В соединительной ткани собственно кожи расположены потовые железы. Они имеют вид трубочек, нижний конец которых скручен в клубочек. Выводной проток открывается на поверхности эпидермиса потовой порой. К железе прилегают мышечные волокна, которые, сокращаясь обеспечивают выделение пота. Потовых желез на поверхности кожи -2-3млн., и распределены они не равномерно. При потоотделении отдается избыток тепла, и удаляются некоторые продукты распада.
Пот состоит из воды – 98% и плотного остатка, состоящего из неорганических веществ (хлориды, мочевая кислота, креатин и др.) – 2%. Образование пота происходит непрерывно и за сутки образуется 0,5-0,6л. пота. Интенсивность потоотделения непостоянна и зависит от температуры окружающей среды и характера работы.
Кожа человека покрыта волосами. Их корни находятся в дерме и окружены волосяной сумкой. У основания корень утолщается, образуя луковицу. К луковице непосредственно подходят сосуды и нервы. В луковице имеется ростковый слой, клетки которого делятся, за их счет волосы растут. К волосяной сумке прикрепляются гладкие мышцы, их сокращения изменяют положение волоса. В волосяную сумку открывается проток сальной железы. Жир смазывает волосы и смягчает кожу, придает волосам эластичность.
На пальцах рук и ног имеются ногти – это пластинки, образовавшиеся из ороговевших клеток эпидермиса. Ноготь выполняет защитную функцию, т.к. поверхность пальцев очень чувствительна.
Кожа играет важную роль во взаимодействии организма с окружающей средой. В коже находятся различные рецепторы, воспринимающие разные раздражения. Кроме этого важное значение имеет процесс потоотделения, который регулируется нервным центром в продолговатом мозге.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.
2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб.пособ. /Н.И. Федюкович.– М., 2003.
3. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]: Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.
4. Голубева А.В., Голубев. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М., 2001.
5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М., 2001.
6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний. – М, 2002.
Дополнительные источники:
1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. – Самара, 2003 – 272с.
2. Коростелев, Н.Б.. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986 – 176с.
3. Куинджи Н.Н. Валеология. – М.: Аспект Пресс, 2001 – 139с.
4. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.-Издательский центр «Академия», 2007.-256с.
5. Попов С.В. Валеология в школе и дома – СПб: Союз, 1998 – 256 с.
6. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 2000. – с.208.
7. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н.. Основы медицинских знаний. – М, 1986.
8. Федоров А.И. Методы улучшения зрения. – СПб, 2001 – 189с.
9. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. – Ростов н\Д.: Феникс, 2001. – 320с. Барановский А.Ю. Основы домашней медицины. – СПб., 1997.
Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс: «Гигиена зрения и слуха»[форма доступа]http://vitaportal.ru/lechenie-i-profilaktika/
2.Электронный ресурс: «Условия воспитания правильной осанки детей в дошкольном учреждении»[форма доступа]http://vscolu.ru/articles/
3.Электронный ресурс: «Типы высшей нервной деятельности у детей» [форма доступа]http://www.braintools.ru/article/9562
4.Электронный ресурс: «Гигиенасердечно-сосудистой системы» [форма доступа]http://www.medourlife.ru/medlifes-366-1.html
5.Электронный ресурс: «Круги кровообращения»[форма доступа]http://sbio.info/page.php?id=144
6.Электронный ресурс: «Гигиенические требования к организации воздушного режима в дошкольных учреждениях»[форма доступа]http://www.menobr.ru/materials/
7.Электронный ресурс: «Профилактика пищевых отравлений»[форма доступа]http://7trav.ru/article/prevention
8.Электронный ресурс: «Роль гормонов в развитии организма и его адаптации к внешним воздействиям»[форма доступа]http://referat911.ru
9.Электронный ресурс: «Строение нервной системы» [форма доступа]http://www.e-anatomy.ru/
10.Электронный ресурс: «Строение человека» [форма доступа]http://www.e-anatomiya.chel-o-vek.ru/