Тема 4.2. Типы высшей нервной деятельности
Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями человека и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств образует тип ВНД.
И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД на основе 3-х основных показателей:
- Сила процессов возбуждения и торможения.
- Уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения.
- Подвижность, т .е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот.
Классификация типов ВНД (И.П. Павлов).
- Тип сильный, но неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный»).
- Тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой»).
- Тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный, инертный»).
- Тип слабый, с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.
Эти типы, считал Павлов, совпадают с 4-мя темпераментами, установленными у людей Гиппократом.
Но надо иметь в виду, что полушария головного мозга человека, как существа социального, обладают более совершенной синтетической деятельностью. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием речевой функции. В связи с этим Павлов специально выделил 3 человеческих типа ВНД.
- Художественный тип. Относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
- Мыслительный тип. Люди, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
- Большинство людей относятся к среднему типу – смешанному. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.
Типы ВНД у детей (Н. И. Красногорский).
1 тип – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов. Возбуждение и торможение легко сменяют друг друга, не оставляя последствий.
Дети отличаются хорошим поведением, не представляют трудностей для воспитания. Речевые рефлексы образуются быстро. Речь громкая, отчетливая, с богатым словарным запасом, иногда сопровождающаяся жестикуляцией и выразительной мимикой.
2 тип – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. Условные рефлексы образуются быстро, прочно и надолго. Легко вырабатываются тормозные временные связи.
Дети имеют отличное поведение, хорошо учатся. Быстро учатся говорить, писать и читать. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
3 тип – сильный, неуравновешенный, безудержный. Условные связи образуются медленно.
Дети учатся удовлетворительно, обладают высокой эмоциональной возбудимостью, сопровождающейся двигательными эффектами, «вспыльчивы». Речь развивается нормально, но она неровная, быстрая. Требуется выработка торможения.
4 тип – слабый, понижено возбудимый. Образование условных рефлексов происходит медленно, они неустойчивы, подвержены сильному торможению со стороны факторов окружающей обстановки.
Дети не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются. Речь слабая, тихая, словарный запас небольшой. Могут наступать расстройства нервной деятельности в форме неврозов.
Тема 4.3. Развитие речи
Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. Первые реакции ребенка на речевые раздражители имеют ряд особенностей. Сначала ребенок реагирует не на слово, а на совокупность, действующих на него раздражителей. Слово является всего лишь звуковым раздражителем, а реакция возникает не на его смысловое содержание, а на силу звука, тембр, интонацию. При изменении обстановки оно может не вызвать никакой реакции.
Выработка условного рефлекса на смысловое значение слова становится возможной со 2-го полугодия жизни, причем скорость развития этого процесса определяется общением со взрослыми.
Возникновение реакции на слово связано с формированием условной связи между центрами, воспринимающими зрительные, звуковые и проприоцептивные раздражения. Понимание речи, когда слово становится ведущим в возникновении реакции ребенка, становится возможным в 10-11 месяцев. Ребенок начинает правильно реагировать на различные инструкции, не зависимо от интонации. В дальнейшем, слово для ребенка становится обобщенным понятием, так как он может находить знакомые предметы в незнакомых ситуациях (яблоко среди фруктов, игрушек и на картинке в книге).
На 3-ем году жизни согласованность двигательных и словесных реакций резко увеличивается, но двигательные реакции в ответ на задание бывают более правильные, чем словесные. Ребенок легко повторяет и запоминает новые слова, даже если смысл их непонятен. Это пример образования условного рефлекса «с места». Словарный запас составляет 200-400 слов. Путем подражания ребенок усваивает произношение, как отдельных слов, так и простейших комбинаций слов. Формируется речевой стереотип. Речевые сигналы, т.е. сигналы II с.с. начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
Развитие детской речи зависит от правильного построения речи окружающих людей.