Тема 3.5. Вегетативная нервная система
ВНС регулирует работу внутренних органов, обмен веществ, приспосабливая органы к текущим потребностям организма.
Путь от центра до иннервируемого органа в ВНС состоит из двух нейронов.
Волокна ВНС выходят из ядерных образований ЦНС и обязательно прерываются в периферических вегетативно-нервных узлах – ганглиях, образуя синапсы на нейронах, расположенных в этих ганглиях. Отростки клеток, образующих периферические вегетативные ганглии, направляются к внутренним органам. Волокна ВНС отличаются низкой возбудимостью.
В ВНС выделяют 2 отдела: парасимпатический и симпатический.
Симпатическая часть способствует интенсивной деятельности организма, особенно в экстремальных условиях. Парасимпатическая часть ВНС способствует восстановлению истраченных организмом ресурсов.
Все отделы ВНС подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге.
Как система, обеспечивающая осуществление жизненно важных функций, ВНС созревает на ранних этапах развития. Но к моменту рождения влияние симпатической и парасимпатической систем еще недостаточно сбалансировано. В процессе развития ребенка усиливается влияние высших отделов ЦНС, соответственно совершенствуется приспособительный, регулирующий характер воздействия ВНС на деятельность внутренних органов.
Общие закономерности морфологического и функционального развития ЦНС.
В центральной нервной системе созревание начинается от спинного мозга и продолговатого, продолжается к среднему, промежуточному и к коре больших полушарий. Развитие рефлекторных функций зависит от развития нейронов, миелинизации волокон, образования связей между нейронами и др. факторов.
Масса головного мозга относительно массы всего организма велика и составляет 340-400гр. Интенсивное увеличение массы мозга происходит до 7 лет, и достигает максимума к 20-30годам. В первые 2года головной мозг растет быстрее спинного, а в дальнейшем наоборот.
Спинной мозг растет и развивается постепенно, достигая взрослого состояния лишь к 20годам. В толщину он растет медленно, к 12годам толщина удваивается и в дальнейшем почти не изменяется. Ко времени рождения все нервные клетки спинного мозга хорошо развиты и с возрастом становятся лишь крупнее.
Становление рефлекторных функций.
Становление рефлекторных функций начинается в период внутриутробного развития. Первыми созревают дуги спинномозговых рефлексов, вследствие чего у плода первые двигательные реакции связаны с деятельностью спинного мозга.
Выделяют 3 стадии развития рефлекторной деятельности плода:
- стадия локальных ответов отдельных частей тела – свойственна 2-3 месячному плоду. Проявляется в открывании рта и движении рук.
- стадия обобщенных ответных реакций. Проявляется у 3-4 месячного плода. Ответ, реакция становятся нескоординированными. На раздражение голова поворачивается из стороны в сторону, руки сгибаются и разгибаются.
- стадия специализированных рефлекторных актов, характерна для 4-5 месячного плода.
Хорошо изучены рефлексы у ребенка первых лет жизни. Хватательный рефлекс формируется в 9-11 недельном возрасте, в 10 недель – сгибание пальцев, в 11 недель – сгибание запястий и предплечья, в 13-15 недель – сгибание пальцев, ладоней, движение руки по направлению к предмету, к 22 недели – сгибание всей руки.
Тема 3.6. Свойства ЦНС
Импульсы возбуждения, возникающие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяется на соседние участки. Это распространение возбуждения в ЦНС называется иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесенное раздражение. Иррадиация возможна благодаря многочисленным отросткам в центростремительных нервных клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки нервной системы. Иррадиация хорошо выражена у детей особенно в раннем возрасте.
В естественных условиях, не смотря на широкие возможности иррадировать по ЦНС, возбуждение распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций. Торможение ограничивает иррадиацию возбуждения в следствие дифференцирова-ния раздражителей. В результате, возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Вокруг них возбуждение падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление называется одновременной отрицательной индукцией. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции. Рассеивание внимания можно рассматривать как результат индукционного торможения.
В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения возникает возбуждение. Это явление называется последовательной индукцией.
Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. НС должна пустить в ход все механизмы, обеспечивающие эту деятельность, и затормозить, устранить все, что мешает ее нормальному протеканию.
Дыхание и глотание – это 2 физиологических акта, которые не могут протекать одновременно, следовательно, не возможно одновременное возбуждение соответ-ствующих нервных центров. При глотании ведущим становится глотательный центр, в то время как дыхательный заторможен. Временное преобладание одного нервного центра над другим называют доминантой.
Торможение существует наряду с возбуждением и представляет собой одну из форм деятельности нейрона. Торможение – это нервный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствии ответной реакции на раздражение. Процесс торможения был изучен и экспериментально доказан И.М.Сеченовым.
Эксперимент: «Торможение двигательных рефлексов лягушки при химическом раздражении зрительных бугров головного мозга».
У лягушки с перерезанным головным мозгом на уровне зрительных бугров определяли время сгибательного рефлекса при раздражении лапки серной кислотой. После этого на зрительные бугры накладывали кристаллик поваренной соли и снова определяли время рефлекса. Оно постепенно увеличивалось, вплоть до полного исчезновения реакции. После снятия кристаллика и промывания мозга, физиологическим раствором время рефлекса постепенно восстанавливалось. Это говорит о том, что торможение – активный процесс, возникающий при раздражении отдельных участков ЦНС.