РАЗДЕЛ 1. Анатомия, физиология и гигиена как наука
Сборник
информационных материалов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Специальности
050144 Дошкольное образование
(заочная форма получения образования)
Воркута 2013
ББК 51
С 23
Одобрено предметно-цикловой комиссией преподавателей профессиональных дисциплин и специальности «Социальная работа» Протокол № от Председатель комиссии __________________С.А.Валенчак | Утверждено учебно-методическим советом ГАОУСПО РК «ВПК» Протокол № от Председатель совета ________________________А.А.Шульга |
Составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения по специальности 050144 Дошкольное образование Заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе ________________ Т.В.Томченко |
С 23 Сборник информационных материалов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Текст] / авт.-сост. Г.А.Цыганова. – Воркута: ГАОУСПО РК «ВПК», 2011. – 35 с.
Рецензент: Черножукова Н.Ф., преподаватель общепрофессиональных дисциплин
В сборнике представлены информационные материалы по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Материалы сборника позволят студентам самостоятельно изучить вопросы основного содержания учебной дисциплины, подготовиться к текущей и промежуточной аттестации.
Сборник предназначен для студентов ГАОУСПО РК «Воркутинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 4
РАЗДЕЛ 1. Анатомия, физиология и гигиена как наука. 5
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы изучения анатомии, физиологии и гигиены.. 5
РАЗДЕЛ 2. Закономерности роста и развития. 6
Тема 2.1. Клетка – структурная и функциональная единица строения организма. 6
Тема 2.2. Закономерности роста и развития организма. 7
Тема 2.3. Сперматогенез и овогенез. 8
РАЗДЕЛ 3. Нервная система. 9
Тема 3.1. Нервная система. Значение и функции. 9
Тема 3.2. Строение спинного мозга. 10
Тема 3.3. Свойства нервной системы.. 10
Тема 3.4. Строение и функции головного мозга. 11
Тема 3.5. Вегетативная нервная система. 12
Тема 3.6. Свойства ЦНС.. 13
РАЗДЕЛ 4. Высшая нервная деятельность. 14
Тема 4.1. Учение о высшей нервной деятельности. 14
Тема 4.2. Типы высшей нервной деятельности. 15
Тема 4.3. Развитие речи. 16
Тема 4.4. Физиологическое значение сна. 17
РАЗДЕЛ 5. Анатомо-физиологические особенности органов и систем организма человека. 19
Тема 5.1. Строение и значение опорно-двигательного аппарата. 19
Тема 5.2. Строение и функции скелетной мускулатуры.. 20
Тема 5.3. Строение и функции крови. 21
Тема 5.4. Иммунитет. 23
Тема 5.5. Система кровообращения. 23
Тема 5.6. Строение сердца. 24
Тема 5.7. Кровяное давление. 25
Тема 5.8. Строение и функции органов дыхания. 26
Тема 5.9. Дыхательные движения. 27
Тема 5.10. Возрастные особенности регуляции дыхания. 28
Тема 5.11. Строение и функции органов пищеварения. 28
Тема 5.12. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения. 30
Тема 5.13. Обмен веществ и энергии. 31
Тема 5.14. Органы выделения. 32
Тема 5.15. Строение и функции кожи. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35
ВВЕДЕНИЕ
Возрастная анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира. Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний. Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.
Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для исследований и наблюдений педагогам, психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми.
Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Современная педагогика основана на знании закономерностей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря которым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случаях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его координация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необходимые для развития и функционирования организма. В связи с этим, курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» может являться той теоретической базой, без овладения которой, невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка и подростка, тем более что он охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстрата и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до половой зрелости.
Непременным условием физического здоровья ребенка является четкое соблюдение норм гигиены. Здорового ребенка легче воспитывать. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера. Вопросы гигиены детей и подростков органично вписывается в структуру курса. Они содержат рекомендации по организации профилактических, гигиенических мер, необходимых для полноценного функционирования нервно-психических и физических процессов.
Основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с целью развития разносторонних личностных способностей и умения адаптироваться в современном мире.
Одним из важных условий повышения эффективности и качества обучения в СПО является формирование знаний и умений студентов по учебной дисциплине. Источником являются информационные материалы, доступные для использования студентами в ходе подготовки к самостоятельным работам. От правильной организации процесса самостоятельной работы как в аудиторной, так и внеаудиторной деятельности во многом зависят эффективность образовательного процесса и качество подготовки специалиста.
Настоящий сборник включает информационные материалы по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в соответствии с ФГОС СПО нового поколения по специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования
Сборник адресован студентам государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Коми «Воркутинский педагогический колледж» для самостоятельной внеаудиторной подготовки по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Сборник включает информационные материалы по основополагающим темам следующих разделов:
I. Анатомия, физиология и гигиена как науки.
II. Закономерности роста и развития.
III.Нервная система.
IV. Высшая нервная деятельность.
V. Анатомо-физиологические особенности органов и систем организма человека.
Содержание информационных материалов отражает систему представлений о возрастных особенностях строении и функционирования целостного организма человека, способствует формированию знаний об основных закономерностях роста и развития организма ребенка, позволяет применять полученные знания при организации учебно-воспитательного процесса.
Строение клетки.
Клетка снаружи покрыта двухслойной клеточной мембраной, которая отделяет содержимое клетки от окружающей среды. Обладая избирательной проница-емостью (фагоцитоз, пиноцитоз, диффузия), она регулирует поступление в клетку и выход их нее ионов и молекул, способствуя сохранению относительного постоянства внутриклеточного содержимого. В состав мембраны входят белки, липиды, углеводы, неорганические соли и вода. Мембрана является динамической структурой, в которой молекулы белка и липидов способны к перемещению. Бимолекулярный слой липидов со встроенными молекулами белка составляют элементарную мембрану.
Клетка заполнена цитоплазмой, имеющей жидкую или желеобразную структуру, в которой находятся органоиды.
Аппарат Гольджи – представлен системой мембран, которая формируется из параллельно расположенных уплощенных замкнутых мешочков – цистерн. Функция состоит в накоплении различных веществ и удалении их из клетки.
Эндоплазматический ретикулум (сеть) – представлен системой канальцев, вакуолей, гранул. Выделяют два типа: гранулярная ЭПС несет на своей поверхности рибосомы и участвует в синтезе белка. Гладкая ЭПС лишена рибосом и участвует в синтезе углеводов и липидов. ЭПС является транспортной системой клетки.
Митохондрии бывают палочковидной, зернистой и нитчатой формы. Каждая митохондрия ограничена двумя мембранами. От внутренней мембраны в полость митохондрии отходят выступы – кристы. Пространство между кристами заполнено однородным веществом – митохондральным матриксом. Митохондрии богаты ферментами. В них осуществляется превращение энергии, питательных веществ в форму, которая может быть использована клеткой. Такой формой является энергия фосфорных связей аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Функция митохондрии – накопление энергии.
Лизосомы – сферические образования, заполненные ферментами и являются «пищеварительными системами» клетки.
Ядро является обязательной составной частью клетки, покрыто ядерной оболочкой, состоящей из 2-ух мембран. Внутри имеется ядерный сок – кариоплазма. Внутри различают несколько ядрышек, которые синтезируют часть рибонуклеиновых кислот клетки. В ядерном соке находятся хромосомы, состоящие из ДНК и РНК, которые хранят и передают наследственную информацию.
Включения – непостоянные образования цитоплазмы, имеющие вид зерен, кристаллов, пузырьков. Могут состоять из запасных питательных веществ: белок, капли жира, гликоген.
Микротрубочки и микрофиломенты – относятся к органоидам немембранного типа. Они участвуют в клеточном и внутриклеточном движении и определяют форму клетки. Стенки микротрубочек состоят из белка тубулина. Находясь в длинных отростках нервных клеток, они предают им жесткость и способствуют сохранению формы. Микрофиломенты состоят из белка актина и миозина, которые находятся в мышечных клетках и обеспечивают их сокращение.
Гомеостаз.
Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.
Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др.
В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма условия.
Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном уровне те или иные физиологические и биологические показатели. С помощью механизма саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянный уровень кровяного давления, t тела, физико-химических свойств крови. Одним из условий саморегуляции является обратная связь между регулируемым процессом и регулирующей системой, поступление информации о конечном эффекте в центральные регулирующие аппараты.
Гуморальная (humor – жидкость) регуляция – один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями, органами. В процессе эволюции по мере развития и усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными его частями и в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой.
Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Нервные и гуморальные механизмы регуляции взаимосвязаны между собой. Активные химические вещества, образующиеся в организме способны оказывать свое воздействие и на нервные клетки, изменяя их функциональное состояние. Образования и поступления в кровь многих активных химических веществ находится, в свою очередь, под регулирующим влиянием нервной системой. Поэтому говорят о единой нервно-гуморальной системе регуляции функций организма, создающей условия для взаимодействия отдельных частей организма, связывающей их в единое целое и обеспечивающей взаимодействие организма и среды.
РАЗДЕЛ 3. Нервная система
Тема 3.6. Свойства ЦНС
Импульсы возбуждения, возникающие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяется на соседние участки. Это распространение возбуждения в ЦНС называется иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесенное раздражение. Иррадиация возможна благодаря многочисленным отросткам в центростремительных нервных клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки нервной системы. Иррадиация хорошо выражена у детей особенно в раннем возрасте.
В естественных условиях, не смотря на широкие возможности иррадировать по ЦНС, возбуждение распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций. Торможение ограничивает иррадиацию возбуждения в следствие дифференцирова-ния раздражителей. В результате, возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Вокруг них возбуждение падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление называется одновременной отрицательной индукцией. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции. Рассеивание внимания можно рассматривать как результат индукционного торможения.
В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения возникает возбуждение. Это явление называется последовательной индукцией.
Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. НС должна пустить в ход все механизмы, обеспечивающие эту деятельность, и затормозить, устранить все, что мешает ее нормальному протеканию.
Дыхание и глотание – это 2 физиологических акта, которые не могут протекать одновременно, следовательно, не возможно одновременное возбуждение соответ-ствующих нервных центров. При глотании ведущим становится глотательный центр, в то время как дыхательный заторможен. Временное преобладание одного нервного центра над другим называют доминантой.
Торможение существует наряду с возбуждением и представляет собой одну из форм деятельности нейрона. Торможение – это нервный процесс, выражающийся в уменьшении или полном отсутствии ответной реакции на раздражение. Процесс торможения был изучен и экспериментально доказан И.М.Сеченовым.
Эксперимент: «Торможение двигательных рефлексов лягушки при химическом раздражении зрительных бугров головного мозга».
У лягушки с перерезанным головным мозгом на уровне зрительных бугров определяли время сгибательного рефлекса при раздражении лапки серной кислотой. После этого на зрительные бугры накладывали кристаллик поваренной соли и снова определяли время рефлекса. Оно постепенно увеличивалось, вплоть до полного исчезновения реакции. После снятия кристаллика и промывания мозга, физиологическим раствором время рефлекса постепенно восстанавливалось. Это говорит о том, что торможение – активный процесс, возникающий при раздражении отдельных участков ЦНС.
Тема 4.3. Развитие речи
Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. Первые реакции ребенка на речевые раздражители имеют ряд особенностей. Сначала ребенок реагирует не на слово, а на совокупность, действующих на него раздражителей. Слово является всего лишь звуковым раздражителем, а реакция возникает не на его смысловое содержание, а на силу звука, тембр, интонацию. При изменении обстановки оно может не вызвать никакой реакции.
Выработка условного рефлекса на смысловое значение слова становится возможной со 2-го полугодия жизни, причем скорость развития этого процесса определяется общением со взрослыми.
Возникновение реакции на слово связано с формированием условной связи между центрами, воспринимающими зрительные, звуковые и проприоцептивные раздражения. Понимание речи, когда слово становится ведущим в возникновении реакции ребенка, становится возможным в 10-11 месяцев. Ребенок начинает правильно реагировать на различные инструкции, не зависимо от интонации. В дальнейшем, слово для ребенка становится обобщенным понятием, так как он может находить знакомые предметы в незнакомых ситуациях (яблоко среди фруктов, игрушек и на картинке в книге).
На 3-ем году жизни согласованность двигательных и словесных реакций резко увеличивается, но двигательные реакции в ответ на задание бывают более правильные, чем словесные. Ребенок легко повторяет и запоминает новые слова, даже если смысл их непонятен. Это пример образования условного рефлекса «с места». Словарный запас составляет 200-400 слов. Путем подражания ребенок усваивает произношение, как отдельных слов, так и простейших комбинаций слов. Формируется речевой стереотип. Речевые сигналы, т.е. сигналы II с.с. начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
Развитие детской речи зависит от правильного построения речи окружающих людей.
Работа мышц
Мышца, сокращаясь, совершает работу, величина которой равнапроизведению массы груза на поднятую высоту. Отсюда следует, что максимальная работа, выполняемая при одиночном сокращении, зависит от силы мышцы и степени ее укорочения. В процессе естественной деятельности человека величина работы, выполняемой той или иной мышцей, зависит от способности ее длительное время находиться в сокращенном состоянии, т.е. выносливости мышцы. Статическое напряжение, которое обеспечивает поддержание одной и той же позы или положения длительное время, называют мышечным тонусом. При такой работе напряжение мышц не велико, но должно поддерживаться длительное время. Это возможно, потому что одновременно сокращается небольшая часть волокон, а остальные отдыхают.
При динамической работе поочередно сокращаются различные группы мышц, при чем некоторые мышцы работают то динамически, производя движение в суставе, то статически, обеспечивая неподвижность костей того же сустава. Работоспособность мышцы зависит от условий ее деятельности, достигая максимума при средней нагрузке, снижаясь при большой нагрузке. Для каждой работы можно подобрать темп и нагрузку так чтобы получить наибольшую производительность при наименьшем утомлении. Мышца, через которую в период работы протекает больше крови, обогащенной питательными веществами, утомляется значительно медленнее. В организме процесс утомления связан с состоянием ЦНС. У детей и подростков утомление наступает быстрее. Это связано с несовершенством координационного аппарата и более частыми сокращениями. Утомление мышц у детей при отдыхе быстро восстанавливается, т.к. мышцы находятся в лучших условиях кровоснабжения.
Тема 5.4. Иммунитет
Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекциям. Бывает врожденным, передается от матери к младенцу во время беременности и в период кормления грудным молоком, и приобретенным, который возникает после перенесения инфекционного заболевания и предохраняет от возможности повторного заболевания.
Иммунитет, присущий человеку от рождения или возникающий в результате перенесения заболевания, называют естественным. После таких заболеваний как сыпной тиф, оспа, скарлатина естественный приобретенный иммунитет может сохраняться в течение всей жизни, и является долгосрочным или пожизненным. После таких заболеваний как грипп, ангина и др. вырабатывается краткосрочный иммунитет, действующий определенный промежуток времени.
При помощи прививок или при введении сывороток можно вызвать иммунитет искусственным путем. Так в древней Грузии людям вводили при помощи игл оспенный гной, а в Африке делали прививки из яда змей. В 18 веке английский сельский врач Дженнер начал прививать коровью оспу людям. В 19 веке франц. ученый Луи Пастер создал учение о предохранительных прививках путем введения вакцин – это культуры ослабленных микробов. Вакцины изменяют иммунные свойства организма и способствуют образованию антител, тем самым создается активный искусственный иммунитет, вырабатывается он не сразу, но сохраняется долго.
Некоторые инфекции (дифтерия) развиваются очень быстро, и организм не успевает выработать достаточное количество антител. Поэтому своевременно введенная лечебная сыворотка, которая содержит готовые антитела, обеспечивает успешную борьбу с микробами. Сыворотку получают от животных, у которых искусственно вызывают иммунитет путем введения убитых или ослабленных микробов. В результате в крови животных появляются антитела, которые используются для лечения человека. При введении такой сыворотки с готовыми антителами у человека создается пассивный искусственный иммунитет, так как сам организм человека в его образовании участия не принимает. Подобные сыворотки вводят и для профилактики заболевания.
Тема 5.6. Строение сердца
Сердце находится в грудной полости позади грудины и немного смещено влево. Расширенная часть сердца называется основанием, а суженная – верхушкой, которая обращена вниз.
Стенки сердца состоят из 3-ех слоев:
- наружный слой – эпикард, покрывает сердце и называется околосердечной сумкой. В ней находится жидкость, которая предохраняет сердечные мышцы от трения.
- средний слой – миокард. Мощный мышечный слой, состоящий из поперечно-полосатой мышечной ткани.
- внутренний слой – эндокард. Выстилает внутреннюю поверхность сердца, образует тяжи и складки.
Сердце поделено сплошной перегородкой на две половины. Через левую половину сердца протекает только артериальная кровь, через правую – венозная. В каждой половине сердца имеются две камеры: верхние – предсердия, нижние – желудочки. Таким образом, сердце человека, как и других млекопитающих животных, является четырехкамерным.
Правое предсердие принимает кровь из двух крупных вен (нижней полой и верхней полой), несущих кровь со всего организма. В него также открывается венозный сосуд, собирающий кровь от стенок сердца. Полость правого предсердия сообщается с правым желудочком через отверстие, которое закрывается трехстворчатым клапаном. Правый желудочек сообщается с легочной артерией через полулунный клапан.
Левое предсердие принимает кровь из 4-ех легочных вен и сообщается с левым желудочком через отверстие, прикрытым 2-ух створчатым клапаном. Левый желудочек имеет более толстые стенки, так как выполняет большую работу. Сообщается с аортой через отверстие и полулунный клапан.
Клапаны, смыкаясь, не допускают обратного тока крови.
Масса сердца мужчины – 220-300 гр., женщины – 180-220 гр. Наиболее интенсивно растет на первом году жизни, утраивая массу к трем годам и к пяти годам увеличивая массу в 4 раза.
Сердечный цикл
Сердце сокращается ритмично, чередуя сокращения и расслабления. Сокращение отделов сердца называют систолой, расслабление отделов сердца – диастолой. Период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца, называют сердечным циклом.
В состоянии относительного покоя сердечный цикл продолжается 0,8 секунды. Каждый сердечный цикл состоит из 3-х фаз:
- Сокращение, систола предсердий длится 0,1 секунды.
- Систола желудочков длится 0,3 секунды, в это время предсердия отдыхают, то есть находятся в состоянии диастолы.
- Диастола всего сердца длится 0,4 секунды.
Основная сила сокращения происходит в период систолы желудочков, особенно в фазу изгнания крови из левого желудочка в аорту.
Частота сердечных сокращений.
Частота сердечных сокращений измеряется по пульсу, так как каждый выброс крови растягивает стенки сосудов, что ощущается в виде толчка. В норме у взрослого человека ЧСС – 75 уд. в минуту. У новорожденного – 140 уд. в минуту. К 8 – 10 годам – 85-90 уд. в минуту. К 15 годам – 75-80 уд. в минуту. При физической нагрузке и эмоциональных переживаниях ЧСС увеличивается.
Движение крови по сосудам
Кровь движется по сосудам благодаря сокращениям сердца и разнице давления крови, устанавливающейся в разных частях сосудистой системы. В крупных сосудах сопротивление крови невелико, а с уменьшением диаметра сосудов оно возрастает.
Преодолевая трения, кровь утрачивает часть энергии, которая сообщается ей
сердцем. Давление крови постепенно падает. Разность давления крови в различных участках кровеносной системы служит практически основной причиной движения крови в кровеносной системе. Кровь течет от места, где давление выше, туда, где давление ниже.
Тема 5.7. Кровяное давление
При каждом сокращении сердце нагнетает в сосуды очередную порцию крови, создавая в них давление, необходимое, чтобы обеспечить продвижение ее по всему кровеносному пути.
Величина давления определяется работой сердца, количеством крови, интенсивностью ее оттока, сопротивлением стенок сосуда, а также их эластичностью и вязкостью крови.
Наибольшее давление создается в аорте. По мере продвижения крови по сосудам давление ее снижается. В крупных артериях и венах сопротивление току крови небольшое и давление в них уменьшается плавно и постепенно. Наиболее заметно снижается давление в артериолах и капиллярах, где сопротивление резко увеличивается.
Во время систолы желудочков кровь с силой выталкивается в аорту, при этом отмечается максимальное или систолическое давление.
В фазе диастолы сердца артериальное давление понижается и отмечается минимальное или диастолическое давление.
Разность между систолическим давлением и диастолическим давлением называют пульсовым давлением. Чем меньше пульсовое давление, тем меньше поступает крови из желудочка в аорту во время систола.
Измеряют давление на плечевой артерии, по этому его называют артериальным. Записывают двумя цифрами в виде дроби: числитель соответствует систолическому давлению, знаменатель – диастолическому. В норме у взрослого человека в спокойном состоянии систолическое давление - 120 мм. рт. с., а диастолическое давление – 70 мм. рт.с.
Возрастные изменения артериального давления.
В течение жизни в строении сосудистой системы происходят изменения. У новорожденного стенки сосудов очень тонкие, в них мало мышечных волокон, но много эластических. Диаметр артерии и вен практически одинаков. Это облегчает движение крови по сосудам, поэтому сердце новорожденного работает с меньшим напряжением (систолическое давление – 70 мм. рт. с.).
С возрастом стенки сосудов приобретают большее количество мышечных волокон, их стенки утолщаются и просвет увеличивается. Сосуды не только растут в длину и толщину, но и появляются новые мелкие сосуды. Вместе с тем некоторые сосуды зарастают, и стенки их перерождаются.
К концу первого года жизни, в связи с интенсивным ростом и увеличением сосудистой системы, кровяное давление повышается до 80 мм. рт. с., а к 10-12 годам составляет 90-100 мм.рт.ст.
Тема 5.14. Органы выделения
Конечные продукты обмена веществ и продукты распада, которые образуются в процессе жизнедеятельности, обязательно должны быть удалены из организма. К выделительным органам относят:
1. Почки – способствуют выделению воды и содержащихся в ней вещества, а также ядовитые и лекарственные вещества.
2. Желудочно-кишечныц тракт – выделяет незначительное количество воды, желчных кислот, пигментов, холестерина, соли тяжелых металлов и не переваренные остатки пищи в виде каловых масс.
3. Легкие – способствуют выделению в окружающую среду углекислого газа и воды в виде паров – 400мл. в сутки.
4. Кожа – выполняет выделительную функцию за счет наличия потовых и сальных желез. Потовые железы выделяют пот, в состав которого входит вода, соли, моче вина, мочевая кислота и др. соединения.
Строение и функции почек.
Основным органом выделения являются почки, которые выводят с мочой большую часть конечных продуктов обмена, содержащих натрий (аммиак, мочевину, креатин). Через почки удаляются многие чужеродные и ядовитые вещества, которые образуются из лекарственных средств.
Процесс образования и выделения мочи из организма называется – диурезом. Почки выводят излишек воды и минеральных солей, восстанавливая постоянство внутренней среды организма.
Почки – парные органы, расположенные в брюшной полости с обеих сторон позвоночника. Имеют бобовидную форму. Вогнутый край обращен к позвоночнику и выемку – ворота почек – здесь проходят кровеносные и лимфатические сосуды. Состоят из 2 слоев – темно-красный – корковый и светлый – мозговой, здесь находятся почечные канальца, которые образуют пирамиды. Они своими вершинами сходятся в почечную лоханку, которая переходит в мочеточник, а затем в мочевой пузырь.
Нефрон – это почечное тельце, представляет собой длинный каналец, который начинается из капиллярного клубочка. В корковом веществе каналец заканчивается в собирательной трубке. Трубки сливаются и образуют полость почечной лоханки.
Образование мочи это сложный процесс, состоящий из 2 фаз: фильтрационной и всасывающей.
Фильтрационная фаза – кровь фильтруется в полость капсулы почечного тельца. Вода, растворенные в плазме вещества, неорганические соли, мочевина, мочевая кислота, глюкоза и аминокислоты свободно проходят через стенки капилляров в полость капсулы. Белки остаются в крови. Профильтрованная жидкость называется первичной мочой. В сутки образуется 150-170л. первичной мочи.
Всасывающая фаза – характеризуется всасыванием воды и некоторых составных частей первичной мочи (вода, соли, глюкоза, аминокислоты) обратно в кровь. Мочевина и мочевая кислота не всасываются обратно. Образуется вторич- ная моча – 1,5-2,5л. в сутки.
Функция почек регулируется вегетативной нервной системой: парасимпати -ческая –расширяет сосуды, симпатическая – сужает кровеносные сосуды. Всасывание воды из первичной мочи усиливается гормоном гипофиза – вазопрессином, а гормон надпочечников – адреналин – вызывает уменьшение образования мочи.
Мочеиспускание – сложный рефлекторный акт, который происходит при накоплении мочи в мочевом пузыре. Осуществляется при одновременном сокращении стенок мочевого пузыря и расслабления его сфинктера (кольцеобраз -ные мышечные пучки, которые плотно закрывают выход из пузыря). Этот процесс регулируется у взрослых людей корой больших полушарий, контроль вырабаты -вается с возрастом.
Интернет-ресурсы
1. Электронный ресурс: «Гигиена зрения и слуха»[форма доступа]http://vitaportal.ru/lechenie-i-profilaktika/
2.Электронный ресурс: «Условия воспитания правильной осанки детей в дошкольном учреждении»[форма доступа]http://vscolu.ru/articles/
3.Электронный ресурс: «Типы высшей нервной деятельности у детей» [форма доступа]http://www.braintools.ru/article/9562
4.Электронный ресурс: «Гигиенасердечно-сосудистой системы» [форма доступа]http://www.medourlife.ru/medlifes-366-1.html
5.Электронный ресурс: «Круги кровообращения»[форма доступа]http://sbio.info/page.php?id=144
6.Электронный ресурс: «Гигиенические требования к организации воздушного режима в дошкольных учреждениях»[форма доступа]http://www.menobr.ru/materials/
7.Электронный ресурс: «Профилактика пищевых отравлений»[форма доступа]http://7trav.ru/article/prevention
8.Электронный ресурс: «Роль гормонов в развитии организма и его адаптации к внешним воздействиям»[форма доступа]http://referat911.ru
9.Электронный ресурс: «Строение нервной системы» [форма доступа]http://www.e-anatomy.ru/
10.Электронный ресурс: «Строение человека» [форма доступа]http://www.e-anatomiya.chel-o-vek.ru/
Сборник
информационных материалов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Специальности
050144 Дошкольное образование
(заочная форма получения образования)
Воркута 2013
ББК 51
С 23
Одобрено предметно-цикловой комиссией преподавателей профессиональных дисциплин и специальности «Социальная работа» Протокол № от Председатель комиссии __________________С.А.Валенчак | Утверждено учебно-методическим советом ГАОУСПО РК «ВПК» Протокол № от Председатель совета ________________________А.А.Шульга |
Составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения по специальности 050144 Дошкольное образование Заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе ________________ Т.В.Томченко |
С 23 Сборник информационных материалов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Текст] / авт.-сост. Г.А.Цыганова. – Воркута: ГАОУСПО РК «ВПК», 2011. – 35 с.
Рецензент: Черножукова Н.Ф., преподаватель общепрофессиональных дисциплин
В сборнике представлены информационные материалы по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Материалы сборника позволят студентам самостоятельно изучить вопросы основного содержания учебной дисциплины, подготовиться к текущей и промежуточной аттестации.
Сборник предназначен для студентов ГАОУСПО РК «Воркутинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 050144 Дошкольное образование заочной формы получения образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 4
РАЗДЕЛ 1. Анатомия, физиология и гигиена как наука. 5
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы изучения анатомии, физиологии и гигиены.. 5
РАЗДЕЛ 2. Закономерности роста и развития. 6
Тема 2.1. Клетка – структурная и функциональная единица строения организма. 6
Тема 2.2. Закономерности роста и развития организма. 7
Тема 2.3. Сперматогенез и овоген