Введение в модуль «Психология»: система базовых понятий психологии, как науки.
1. Анализ базовых понятий психологии, как науки: психика, сознание, бессознатель-ное, функции психики, уровни психического отражения, норма и патология
2.Основные этапы развития психологии, как науки. До научный этап - VII-VI вв. до н.э. – психология, как наука о душе. Стремление различать, учитывать особенности и отличия людей друг от друга. Легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые связывают душу с живыми существами (Демокрит, Платон, Аристотель). Психология, как наука о сознании (научный период - VII-VI вв. до н.э). Метод интроспекции (Р. Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, Ф. Бэкон).
3. Основные этапы развития психологии, как науки. Экспериментальный этап - XX в. - психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:
- Эксперимент «Эффект Рингельмана» («групповой вклад») Максимилиана Рингельмана (1882) позднее Латейн (1979)
- Эксперимент «Эффект социальной активации» («Социальная фасилитация») Нормана Триплетта (1897), Олпорт (1920), Роберт Зайонс (1965)
- Эксперимент "маленький Альберт" (механизм возникновения фобии) Джона Б. Уотсона и Розали Райнер (1920)
- Эксперимент Стрэттона (доказательство активной природы восприятия, проверка возможности перцептивной адаптации к оптическим трансформациям) — Джордж Стрэттон (1896)
- Хоторнский эксперимент (Хоторнский эффект) — Элтон Мэйо и другие (1924—1932)
- Несоответствие установок и поведения — Р. Ла Пьер (1934)
- Автокинетический эффект (формирование социальных норм) — Музафер Шериф (1936)
- Изучение поведения личности в группе (влияние типов лидерства на поведение членов группы) — К.Левин, Р. Липпитт и Р. Уайт (1939)[5]
- Выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от односторонней соответственно двусторонней аргументации) — Ховланд, Ламсдейн, Шеффилд (1949)
- Йельские исследования (влияние средств массовой информации на личные установки человека. Коммуникативное влияние и правдоподобие; так называемый «Эффект спящего») — Карл И. Ховланд и Вайс (1951)
- Эксперимент по изучению конформизма (одинаковое поведение членов группы как результат давления группы) — Соломон Аш (1951)
- Эксперимент «Использование мотива страха» (влияние порождающей страх информации, так называемое «обращение к страху») — И.Л. Джэнис и С.Фешбах (1953)
- Эксперимент по изучению конформизма — Крачфилд (1955)
- Эксперимент Гринспуна (обучение без осознания, так называемый эффект Гринспуна) — Дж. Гринспун (1955)
- Эксперимент по изучению влияния немецкого языка на индивидуальные суждения — Герард (1955)
- Эксперимент по изучению возникновения кооперации (влияние наказания и поощрения в так называемой игре «Дилемма заключенного» — Сидовски, Выков, Тэбори (1956)
- Эксперимент «Летний лагерь» (межгрупповые конфликты) — Роберт Кейв, Музафер Шериф (1954, 1956, 1966)
- Эксперимент по изучению связи между стимулом и реакцией — подпороговое восприятие (1957, 1958)
- Эксперимент по изучению влияния угроз на немецком языке на межличностные отношения — Краусс (1960)
4. Основные этапы развития психологии, как науки. Экспериментальный этап - XX в. - психология, как наука о поведении. Анализ организации, результатов экспериментов, факторов, влияющих на формирование качеств личности, особенностей и деформаций психики, поведения групп и т.д. Психологические эксперименты для анализа на выбор:
- Эксперимент по изучению феномена «Отказ от риска» (об ответственности и готовности рисковать индивидуально и в группе) — Стонер и Валлах, Коган и Берн (60-е годы)
- Эксперимент Милгрэма (подчинение авторитету) — Стэнли Милгрэма (60-е годы)
- Эффект «Пигмалиона» — Роберта Розенталя (1963, 1966)
- Эксперимент выявление факторов, влияющих на изменение мнения (изменение мнения в зависимости от правдоподобности коммуникатора) — Аронсон, Тернер, Карлсмитан (1963)
- Эксперимент по изучению конформизма и смены установок — Филипп Зимбардо, Вейзенберг, Файерстоун, Левия (1965)
- Эксперимент по изучению изменений структур групп — Бавела, Хесторф, Гросс, Кайта (1965)
- Эксперимент с куклой Бобо (обучение и освоение имитационного поведения, так называемое обучение через наблюдение) — Альберт Бандура (1965)
- Эксперимент Стернберга — Стернберг (1966)
- Эффект Валинса на осознаваемое ощущение физиологических изменений при актуализации эмоциональной реакции — Стюарт Валинс (1966)
- Феномен «Нога в дверях» — Фридман, Фрейзер (1966)
- Эксперимент «Ошибочная атрибуция» и фундаментальная ошибка атрибуции — Джонсон, Харрис (1967)
- Третья волна (эксперимент) — Рон Джонс (1967)
- Эксперимент «Перекладывание собственной ответственности» (диффузия ответственности) — Бибб Латане и Джон Дарли (1968)
- Эксперимент по изучению влияния меньшинства (влияние сплоченного меньшинства на поведение большинства) — Московичи, Лаге, Наффречекс (1969) ранее провел Аш
- Эксперимент «Эффект бумеранга» и изучение психологического сопротивления — Ворхель и Брэм (1970)
- Стэнфордский тюремный эксперимент (изучение поведения человека в условиях заключения) — Филипп Зимбардо (1971)
- Эксперимент Розенхана (точность психиатрических диагнозов у пациентов) — Дэвид Розенхан (1972)
- Исследование коннотации физиологического возбуждения и ошибочной атрибуции, эксперимент «Высокий мост» — Дональд Даттон и Артур Арон (1974)
- Эксперимент «Выученная беспомощность» — Мартин Селигман (1975)
- Лоххаузен — психологический эксперимент по изучению решения комплексных проблем, проведённый немецким психологом Дитрихом Дёрнером (1983).
- Эксперимент Дональда по изучению прайминга и формирования впечатлений — Хиггинс, Рольс и Джонс (1997)
- Эксперимент Либета — Бенджамин Либет
- Эффект владения — Ричард Талер (1980) и Дэниэль Канеман (1991)
- Исследование памяти Стэнгора и МакМилана — (1992)
- Эксперимент Вегнера «о невозможности подавления мыслей» (иронические процессы) — (1994)
- Эксперимент по изучению неосознанной регуляции поведения, обусловленной праймингом — Барг, Чен и Баррос (1996)
- Эксперимент по изучению агрессии после оскорбления (культура уважения в американских южных штатах)- Коэн, Ричард Нисбетт и Шварц (1996)
- Эксперимент «Двойная переработка информации: модель наиболее вероятного пути обработки сообщения» — Ричард Петти и Джон Качиоппо (1986). Эвристическая систематическая модель — Игли и Чайкен (1998)
- Скрытый ассоциативный тест (опыты по измерению сил ассоциаций между мысленно представляемыми объектами) — Гринвальд, Шварц (1998)
- Эксперимент «Иллюзия резиновой руки» — Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн (1998)
Рекомендуемая литература:
1.Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2."Психология [Электронный ресурс]: учебник / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - (Серия "Психологический компендиум врача")." - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970425022.html
Интернет – источники:
1.Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/685506#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Занятие 2