Врач. Профессионализм, творчество, мастерство
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психологии и педагогики
Приложение 2 к рабочей программе дисциплины |
Организация практических занятий по дисциплине
Психология и педагогика
Уровень высшего образования: | специалитет |
Квалификация выпускника: | Врач-педиатр |
Направление подготовки: | 31.05.02 Педиатрия |
Тип образовательной программы: | Программа специалитета |
Форма обучения: | очная |
Срок освоения образовательной программы: | 6 лет |
2017 г.
Практические занятия модуль «Педагогика»
Занятие 1
Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса
- Основные исторические этапы развития педагогической науки.
- Человек как объект познания и предмет воспитания.
- Основные категории (понятия) педагогики.
- Методология педагогики. Педагогический процесс.
- Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтессори,
В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2. Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru
2.
Интернет – источники:
1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru
4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies
5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhizn-zamechatelnuh-lyudej
Занятие 2
Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования
1. Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Основные понятия, их характеристика.
3. Система образования России.
4. Органы управления образованием
5. Характеристика высшего образования (ст.69)
6. Медицинское образование (ст.82)
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
Интернет – источники:
1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii
Занятие 3
Содержание образования: теория и практика
1. Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.
2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.
3. Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)
4. График учебного процесса.
5. Непрерывное медицинское образование.
6. Индивидуальная образовательная траектория.
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет – источники:
1. ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233
2. ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238
3. Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
4. Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
Занятие 4
Образовательная технология «ДЕБАТЫ»
Принципы дебатов
· Уважение необходимо
· Честность обязательна
· Проигравших нет
Дебаты развивают
Логическое критическое мышление, навык в организации мыслей, навыки устной речи, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, стиль публичного выступления.
Сценарий игры
Суть дебатов – убедить судей в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Действующие лица игры:
Команда – 2 человека, которых называют спикерами. Команда, защищающая тему игры – утверждающая, а команда опровергающая тему – отрицающая.
Судьи – решают, какая команда была более убедительной.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента.
Тренеры – учителя, работающие с командой.
Элементы дебатов:
Тема – формируется как утверждение
Утверждающая сторона – убеждают судей в правильности своей позиции
Отрицающая сторона – доказывают, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.
Аргументы – убеждают судью, что ваша позиция наилучшая.
Поддержка и доказательства – свидетельства (цитаты, факты статистика), подтверждающие аргументы.
Перекрестные вопросы дают возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть уточняющими и выявляющими ошибки у противника.
Решение судей – выносится после игры. Цель судей – обучать (указывать на недостатки, поддерживать справедливое течение игры и сохранять позитивную рабочую атмосферу).
Судейский протокол
Тема дебатов: | |||||||||
Дата: | Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________;У2 – _________________________;У3 – _________________________;У4 – _________________________ | Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – __________________________;О2 – __________________________;О3 – __________________________;О4 – __________________________ | |||||||
Спикер | Содержательность | Структурированность | Общая культура | Всего | Спикер | Содержательность | Структурированность | Общая культура | Всего |
У1 | О1 | ||||||||
У2 | О2 | ||||||||
У3 | О3 | ||||||||
У4 | О4 | ||||||||
У 5 | О5 | ||||||||
У6 | О6 | ||||||||
У7 | О7 | ||||||||
У8 | О8 | ||||||||
У9 | О9 | ||||||||
Лучший спикер: | Лучший спикер: |
Судья ______________________________________________________
Опыт семейного воспитания
Педагогика в работе врача
(защита творческих работ)
Темы творческих работ
1. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья
2. Никотин и наше здоровье
3. Алкоголь и здоровье человека
4. Профилактика онкологических заболеваний
5. Биологически активные добавки – средство профилактики и вспомогательной терапии некоторых заболеваний
Темы творческих работ носят рекомендательный характер, студенты могут сами сформулировать тему творческой работы.
Практические занятия модуль «Психология»
Занятие 1
Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача. Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.
1.Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов).
2. Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением.
3. Способы формирования навыков ЗОЖ.
4. Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. Защита творческих проектов.
Рекомендуемая литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - (Серия "Психология для стоматологов")." - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. - 2-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html
3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра психологии и педагогики
Приложение 2 к рабочей программе дисциплины |
Организация практических занятий по дисциплине
Психология и педагогика
Уровень высшего образования: | специалитет |
Квалификация выпускника: | Врач-педиатр |
Направление подготовки: | 31.05.02 Педиатрия |
Тип образовательной программы: | Программа специалитета |
Форма обучения: | очная |
Срок освоения образовательной программы: | 6 лет |
2017 г.
Практические занятия модуль «Педагогика»
Занятие 1
Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса
- Основные исторические этапы развития педагогической науки.
- Человек как объект познания и предмет воспитания.
- Основные категории (понятия) педагогики.
- Методология педагогики. Педагогический процесс.
- Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтессори,
В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2. Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru
2.
Интернет – источники:
1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru
4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies
5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhizn-zamechatelnuh-lyudej
Занятие 2
Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования
1. Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Основные понятия, их характеристика.
3. Система образования России.
4. Органы управления образованием
5. Характеристика высшего образования (ст.69)
6. Медицинское образование (ст.82)
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
Интернет – источники:
1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru
2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/
3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii
Занятие 3
Содержание образования: теория и практика
1. Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.
2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.
3. Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)
4. График учебного процесса.
5. Непрерывное медицинское образование.
6. Индивидуальная образовательная траектория.
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет – источники:
1. ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233
2. ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238
3. Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
4. Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)
Занятие 4
Врач. Профессионализм, творчество, мастерство
1. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
2. Культура врача. Имидж врача.
3. Обучение больных, медицинского персонала.
4. Обучающие программы в работе с семьей пациента.
Рекомендуемая литература:
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.
2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html
Интернет - источники:
- Савункина А.А. Имидж медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.kmmivso.com/sveden/files/Metod_IMR_KP_2015.pdf
- Формирование профессионального имиджа врача [Электронный ресурс].- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25342011
- Слагаемые имиджа современного медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.cpkrz-omsk.ru/sites/default/files/site/slag%20imija.pdf
- Коммуникативно-педагогическая культура в профессиональном становлении будущего врача-педиатра [Электронный ресурс]. .- URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/2/manannikova.pdf
Занятие 5
Образовательная технология «ДЕБАТЫ»