Врач. Профессионализм, творчество, мастерство

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра психологии и педагогики

Приложение 2 к рабочей программе дисциплины

Организация практических занятий по дисциплине

Психология и педагогика

Уровень высшего образования: специалитет
Квалификация выпускника: Врач-педиатр
Направление подготовки: 31.05.02 Педиатрия
Тип образовательной программы: Программа специалитета
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы: 6 лет

2017 г.

Практические занятия модуль «Педагогика»

Занятие 1

Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса

  1. Основные исторические этапы развития педагогической науки.
  2. Человек как объект познания и предмет воспитания.
  3. Основные категории (понятия) педагогики.
  4. Методология педагогики. Педагогический процесс.
  5. Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтессори,

В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

2. Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru

2.

Интернет – источники:

1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru

4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies

5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhizn-zamechatelnuh-lyudej

Занятие 2

Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования

1. Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Основные понятия, их характеристика.

3. Система образования России.

4. Органы управления образованием

5. Характеристика высшего образования (ст.69)

6. Медицинское образование (ст.82)

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

Интернет – источники:

1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii

Занятие 3

Содержание образования: теория и практика

1. Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.

2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.

3. Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)

4. График учебного процесса.

5. Непрерывное медицинское образование.

6. Индивидуальная образовательная траектория.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет – источники:

1. ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233

2. ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238

3. Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)

4. Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)

Занятие 4

Образовательная технология «ДЕБАТЫ»

Принципы дебатов

· Уважение необходимо

· Честность обязательна

· Проигравших нет

Дебаты развивают

Логическое критическое мышление, навык в организации мыслей, навыки устной речи, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться, стиль публичного выступления.

Сценарий игры

Суть дебатов – убедить судей в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Действующие лица игры:

Команда – 2 человека, которых называют спикерами. Команда, защищающая тему игры – утверждающая, а команда опровергающая тему – отрицающая.

Судьи – решают, какая команда была более убедительной.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента.

Тренеры – учителя, работающие с командой.

Элементы дебатов:

Тема – формируется как утверждение

Утверждающая сторона – убеждают судей в правильности своей позиции

Отрицающая сторона – доказывают, что позиция утверждения неверна или имеет недостатки.

Аргументы – убеждают судью, что ваша позиция наилучшая.

Поддержка и доказательства – свидетельства (цитаты, факты статистика), подтверждающие аргументы.

Перекрестные вопросы дают возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть уточняющими и выявляющими ошибки у противника.

Решение судей – выносится после игры. Цель судей – обучать (указывать на недостатки, поддерживать справедливое течение игры и сохранять позитивную рабочую атмосферу).

Судейский протокол

Тема дебатов:  
Дата: Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________;У2 – _________________________;У3 – _________________________;У4 – _________________________     Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – __________________________;О2 – __________________________;О3 – __________________________;О4 – __________________________  
Спикер Содержательность Структурированность Общая культура Всего Спикер Содержательность Структурированность Общая культура Всего
У1         О1        
У2         О2        
У3         О3        
У4         О4        
У 5         О5        
У6         О6        
У7         О7        
У8         О8        
У9         О9        
                   
Лучший спикер: Лучший спикер:

Судья ______________________________________________________

Опыт семейного воспитания

Педагогика в работе врача

(защита творческих работ)

Темы творческих работ

1. Здоровый образ жизни – основа крепкого здоровья

2. Никотин и наше здоровье

3. Алкоголь и здоровье человека

4. Профилактика онкологических заболеваний

5. Биологически активные добавки – средство профилактики и вспомогательной терапии некоторых заболеваний

Темы творческих работ носят рекомендательный характер, студенты могут сами сформулировать тему творческой работы.

Практические занятия модуль «Психология»

Занятие 1

Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача. Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

1.Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов).

2. Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением.

3. Способы формирования навыков ЗОЖ.

4. Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. Защита творческих проектов.

Рекомендуемая литература:

1. Психология взаимоотношений врача и пациента [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - (Серия "Психология для стоматологов")." - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html

2. Психология [Электронный ресурс]: учебник / Островская И.В. - 2-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970423745.html

3. Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра психологии и педагогики

Приложение 2 к рабочей программе дисциплины

Организация практических занятий по дисциплине

Психология и педагогика

Уровень высшего образования: специалитет
Квалификация выпускника: Врач-педиатр
Направление подготовки: 31.05.02 Педиатрия
Тип образовательной программы: Программа специалитета
Форма обучения: очная
Срок освоения образовательной программы: 6 лет

2017 г.

Практические занятия модуль «Педагогика»

Занятие 1

Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения. Основные понятия педагогики. Методология педагогики. Характеристика педагогического процесса

  1. Основные исторические этапы развития педагогической науки.
  2. Человек как объект познания и предмет воспитания.
  3. Основные категории (понятия) педагогики.
  4. Методология педагогики. Педагогический процесс.
  5. Вклад ученых в развитие педагогики (В.П. Кащенко, М. Монтессори,

В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, А. Швейцер и др.)

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

2. Лукацкий М.А. Педагогическая наука : история и современность: учебное пособие. - М.:ГЭОТАР-Медиа,2012. http://www.studmedlib.ru

2.

Интернет – источники:

1.Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3. «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс].- URL: www.pedlib.ru

4. Педагогика. Книги. [Электронный ресурс].- URL: www.koob.ru/pedagogies

5. Книги из серии «Жизнь замечательных людей» http://www.rulit.me/series/zhizn-zamechatelnuh-lyudej

Занятие 2

Система образования России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования

1. Структура ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Основные понятия, их характеристика.

3. Система образования России.

4. Органы управления образованием

5. Характеристика высшего образования (ст.69)

6. Медицинское образование (ст.82)

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

Интернет – источники:

1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс].- URL: www.edu.ru

2.Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс].- URL: http://минобрнауки. рф/

3.Сайт Реализация ФЗ 273 [Электронный ресурс].- URL: http://273 фз.рф/kommentarii

Занятие 3

Содержание образования: теория и практика

1. Понятие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02): характеристика, структура, требования.

2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02), её характеристика.

3. Рабочий учебный план специальности (Лечебное дело 31.05.01; Педиатрия 31.05.02)

4. График учебного процесса.

5. Непрерывное медицинское образование.

6. Индивидуальная образовательная траектория.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет – источники:

1. ФГОС ВО Лечебное дело https://www.isma.ivanovo.ru/articles/233

2. ФГОС ВО Педиатрия https://www.isma.ivanovo.ru/articles/238

3. Образовательная программа по специальности «Лечебное дело» https://www.isma.ivanovo.ru/articles/234 (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)

4. Образовательная программа по специальности «Педиатрия» (Учебный план, график учебного процесса, рабочие программы дисциплин)

Занятие 4

Врач. Профессионализм, творчество, мастерство

1. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.

2. Культура врача. Имидж врача.

3. Обучение больных, медицинского персонала.

4. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: [гриф] УМО/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб [и др.], 2014.

2. Педагогические технологии в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / Романцов М. Г., Сологуб Т. В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404997.html

Интернет - источники:

  1. Савункина А.А. Имидж медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.kmmivso.com/sveden/files/Metod_IMR_KP_2015.pdf
  2. Формирование профессионального имиджа врача [Электронный ресурс].- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25342011
  3. Слагаемые имиджа современного медицинского работника [Электронный ресурс].- URL: http://www.cpkrz-omsk.ru/sites/default/files/site/slag%20imija.pdf
  4. Коммуникативно-педагогическая культура в профессиональном становлении будущего врача-педиатра [Электронный ресурс]. .- URL: http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/2/manannikova.pdf

Занятие 5

Образовательная технология «ДЕБАТЫ»

Наши рекомендации